Вальдорфская школа на кима

Максим Дудкин написал в сети ВКонтакте следующее.

Я отдал сына в Вальдорфскую школу. Слишком не разбирался. Достаточно было увидеть, что там жизнь у детей проходит явно интереснее и экологичнее, чем у детей в стандартных школах. Но остались сомнения, поэтому решил их окончательно развеять. Изучил статьи, видео и сделал следующие выводы на тему…

Преимущества Вальдорфской школы по сравнению со стандартной:

1. Нагрузка по готовности…

СШ (стандартная школа): нагружает ребенка большим количеством знаний вне зависимости от того, насколько он готов их усвоить.
ВШ (вальдорфская школа): нагрузка соизмеряется с готовностью ребенка усвоить знания (учитывается психология развития ребенка в разных возрастах).

2. Грамотное распределение нагрузки…

СШ: Не обращает внимание на естественные психофизические потребности ребенка, связанные со способностью усваивать материал (все существуют по единому распорядку, нагрузка в основном на интеллект). И нет индивидуального подхода (каждый должен быть как все).
ВШ: Учитывает особенности детской психофизики, поэтому чередует виды нагрузки: на ум (уроки), затем на тело (физкультура и т.п.), затем на чувственное восприятие (творческие дисциплины). К тому же дает возможность выходить детской энергии, не создавая стрессов и перенапряжения внутри организма, которые в последствии могут негативно влиять на личность ребенка (поэтому: местами допускается свободное движение по классу; уроки часто проводятся на природе и в форме интересного повествования и с вовлеченностью детей и многие др подобные методы). При этом есть индивидуальный подход (учителя могут подстраиваться под особенно поведения и обучения конкретного ребенка).

3. Акцент на качество, а не на количество знаний…

СШ: Стремится вставить в программу обучения как можно больше материала и освоить его как можно быстрее. Использует процессы, связанные с запоминанием информации и опирается в основном на интеллект и визуальные образы.
ВШ: Делает акцент, прежде всего, на инструментах и способах усвоения знаний. Поэтому количества меньше, качества усвоения лучше. Использует процессы, связанные с восприятием информацией не только на уровне запоминания, но, прежде всего, на уровне, чувствовании и понимании более глубоких смыслов передаваемых знаний. (Популярный пример: дети вальдорфской школы, которые по разным причинам решают перейти в стандартную школу, осваивают за лето особенности программы этой школы самостоятельно. И после 9 класса сами готовятся к ЕГЭ. Дети из стандартной школы в большинстве случаев учат уроки под контролем родителей и с дополнительной помощью репетиторов)

4. Целостное развитие…

СШ: Качает интеллектуальную мышцу, развивает логику. Мало развивает образное мышление. Почти не развивает чувственное. В итоге популярный исход – школа прошла, знания улетучились, личность расшатана.
ВШ: Учитывает целостное развитие не только на уровне ума, но и на уровне чувств (эмоций), и тела (резьба по дереву, рукоделие, гимнастика и т.п.). В итоге – более гармоничное развитие, больше уверенности в себе и более глубокое понимание себя, своих целей.

5. Уважительная атмосфера…

СШ: Нет уважения к личности ребенка (вернее, встречается очень редко). Частая причина – отсутствия у учителя высокой благородной идеи, ради которой он занимается своей профессией и мало любви к детям (PS: исключения есть, но они редкие или за них нужно доплачивать). Школа принимает позицию сверху и диктует свои правила. Родитель обязан школе и это проявляется в неуважительном отношении к родителям. Оценки формируют у ребенка желание не ошибиться, и гасит интерес к знаниям. Во взрослом состоянии результат – страх критики и зависимость от оценок других. Жизнь складывается по социально желательному сценарию, личные цели и мечты могут часто игнорироваться.
ВШ: Учителя уделяют особое внимание личностным конфликтам ребенка. В паре с учителем всегда работает профессиональный психолог, который помогает раскрыть в ребенке лучшие качества… Родителям школа доверяет управление, и подстраивается под их запросы (если на это согласны большинство, на это есть ресурсы, и если родители готовы разделить ответственность по реализации, предлагаемых идей, вложив в них свои временные, эмоциональные, интеллектуальные или финансовые ресурсы). Отсутствие оценок формирует у ребенка интерес к знаниям и веру в себя. Во взрослом состоянии – решения принимаются в не зависимости от оценки окружающих, опора идет, прежде всего, на самого себя (на свою личность, свои цели и желания).

6. Широкий взгляд на развитие…

СШ: Готовит детей к ЕГЭ.
ВШ: Готовит детей к жизни. (Например, есть опасение, что в ВШ слишком много рисуют и лепят. К чему это? Мы же не ремесленников готовим? Ответ: один из основных навыков в жизни – это умение воплощать свои идеи в реальность. То есть материализовывать их. Проблема большинства людей, как говорит, например, позитивная психология, в том, что они ставят цели, но не достигают их. В итоге разочарование… Лепка из глины, резьба по дереву, ковка и т.д. формирует навык материализации идей. То есть ребенок учится, прежде всего, не лепить, а закреплять механизмы воплощения идей через связку «мысли-идеи-физическое действие – реализации идеи в пространстве». Но даже если не копать так глубоко, – подобные уроки развивают образное мышление, мелкую моторику, которая влияет на скорость мышления, дает возможность перезагрузится перед интеллектуальной работой, дает творческую радость от возможности что-то сделать своими руками и т.д.).

7. Самостоятельность…

СШ: Вся система построена через подчинение (Делай, что говорят и следуй правилам. Не интересует твое «хочу», есть лишь «надо»). Популярный итог в подростковом возрасте: инфантилизм (не могут себя найти и уходит много времени и энергия на удовольствия (игры, еда, легкие наркотики, отрицания и уход от ответственности) .
ВШ: Стимулируется проявление инициативы, учат самостоятельно делать выбор и принимать последствия своего выбора. Итог в подростковом возрасте: готовность к самореализации, определенность с целями, здоровый образ жизни.

В целом можно сделать выводы:

Все негативные стереотипы о школе от неглубокого понимания вальдорфской системы. Но даже если четко разжевать преимущества такого подхода к обучению, в большинстве случаев получишь отрицание. Причем за этим не будет стоять конкретных данных и исследований. Потому что страх что-то менять сильнее здравого смысла. В, свою очередь, вальдорфская система предоставит богатый спектр фактов и данных, которые подтверждают ее эффективность в сравнении со стандартной. 100 лет назад в основе системы были гипотезы и наблюдения. Сегодня 70-80% этих гипотез подтверждается исследованиями.

Наша школа в Воронеже только развивается. В ней много плюсов, но и много чего еще нужно сделать. Пока, мое мнение, она не дотягивает до целостной картины того, как должна выглядеть завершенная вальдорфская школа. То есть школа, не идеальна!)) Но, на мой взгляд, она уже однозначно лучше стандартной. Лично я буду рад сделать в нее вклад. Ведь дело не только в моих детях, но и в формировании возможности для многих других получить более лучшее детство.

Напомню, я не специалист в вальдорфской системе. Я папа, который захотел разобраться. Все, что я написал, только мои выводы. Чтобы их сделать, я изучал статьи в википедии, интервью с экспертами в педагогике и доверял личному опыту (то, что я сам вижу).

В Перми по решению суда временно остановили работу частного детского садика. Поводом для закрытия стала проверка, проведенная сотрудниками Рособрнадзора, во время которой были выявлены нарушения в работе сада. В частности, в помещении не было кроватей для детского сна, а сами дети спали на полу в тихий час. Детский сад «Апельсин» называет себя пространством с элементами вальдорфской педагогики, а его основатели утверждают, что вдохновлялись скандинавскими детскими садами и школами. Почему в России получили популярность вальдорфские детские сады и какие проблемы создает воспитание в «гармоничной атмосфере» для будущей жизни ребенка — разбирались «Известия».

Сад без кроватей

В платном детском саду «Апельсин», закрытом по решению суда, под одной крышей находилось не только помещение для дошкольников, но и частная школа. Проверку провели после того, как один из малышей попал в больницу с диагнозом «коклюш». Выяснилось, что кровати в здании отсутствовали в принципе, а постельное белье на матрасах менялось реже чем раз в неделю. Кроме того, помещение не проветривалось и не соблюдался температурный режим, а продукты питания на кухне хранились с нарушениями условий. Руководитель детского сада Лидия Михайлова признала ситуацию «высосанной из пальца» и не стала комментировать отсутствие кроватей в детском саду.

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Отзывы родителей об «Апельсине» крайне восторженные не только на странице самого сада, но и на независимых площадках. Мамы отмечают теплое отношение к детям со стороны воспитателей, хорошее питание и большое количество праздников. Судя по видеоролику, сделанному создателями сайта, внутри царит творческая атмосфера: в помещении развешаны гирлянды из шишек и крафтовых пакетов, у каждого из детей есть свой мягкий ящик, в классе есть грифельные доски во всю стену и огромное количество поделок. Впрочем, вся эта приятная глазу картинка отражает лишь внешнюю сторону происходящего. В основе воспитания и обучения детей в этом саду лежит вальдорфская система, продуманная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале прошлого века. Образовательный процесс построен вокруг учения об антропософии, которое имеет оккультные корни.

По данным Ассоциации педагогов вальдорфских детских садов в России, членами этой организации являются как минимум 53 детских сада по всей стране. Большая часть из них приходится на частные детские сады, но в ряде городов есть вальдорфские группы в муниципальных садах. Пермский детский сад «Апельсин» входит в число членов данной ассоциации.

Давят на сознание

Апологеты штайнеровского учения видят цель образования в «становлении человека как целостного существа» и поиске его призвания в жизни. А цельным человека делает обучение по данной системе на протяжении всего детства — с дошкольного возраста до совершеннолетия. Классическое образование вальдорфская система преподносит как «школьный конвейер» и противопоставляет тому индивидуальный подход, который дает детям школа, «пробуждающая сознание» детей.

Стремление сделать процесс вальдорфского образования столь длительным неслучайно: дети, растущие в тепличных условиях, практически не приспособлены к обучению в условиях обычной школы. Они не привыкли к тому, что учителя нужно слушаться, а их знания будут оцениваться. В вальдорфской школе дети познают мир через творчество: поделки из натуральных материалов, песни и эвристические танцы. Оценить прогресс в развитии ребенка исходя из его умения петь, танцевать и лепить поделки достаточно проблематично, но это и не нужно.

Фото:

Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского причисляет вальдорфские школы Рудольфа Штайнера к числу оккультных сект. Причин этому несколько: эзотерическое учение построено на личных откровениях Штайнера о духовном мире, которые представляют из себя смесь религиозных, научных, исторических и мистических аспектов. В ней смешиваются философия зороастризма, многобожество и индуистские представления о карме и реинкарнации.

Планеты в философии Штайнера соотносятся с историческими эпохами, созвездия зодиака — с двенадцатью частями человеческого тела, а четыре стихии — с четырьмя типами человеческого темперамента. Явным признаком секты, по словам исследователей, является и то, что Штайнер признавал свои откровения единственной истиной, отвергая любые другие типы знания, а после его смерти в его учении не допускаются никакие корректировки или дополнения.

Своей привлекательностью для родителей вальдорфские детские сады обязаны тем, что посетитель видит красивые декорации и приятную атмосферу внутри учреждения, а также участливость и отношение педагогов к своим детям. Дни открытых дверей проходят регулярно, и задача воспитателей, именуемых садовницами, заключается в том, чтобы ничего не навязывать родителям и никак не выносить на обсуждение сектантскую идеологию. А интересоваться трудами Штайнера, на которых построен процесс воспитания детей, станут лишь самые любопытные из пришедших.

Фото:

Ширма учительского энтузиазма и индивидуального подхода имеет огромные преимущества в сравнении с обычной школой, где учителя ставят знания гораздо выше самопознания и творчества. Именно контраст бесконечных семейных праздников в вальдорфской школе и больших классов с зубрежкой в обычной производит неизгладимое впечатление на родителей. Особенно привлекательна эта система для последователей естественного родительства и других детоцентричных моделей воспитания.

«Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому неудивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей», — говорится в исследовании Дена Дагана и Джуди Даар.

В программе обучения два языка с первого года, рисование и эуритмика — медленные движения под музыку, несущие особый смысл, согласно учению Штайнера. Перед едой дети поют молитву, славящую солнце. Любопытно и то, что индивидуальность ребенка садовницы развивают через подражание.

Фото:

Мамы, обсуждающие поступление в вальдорфский детский сад на форумах, практически единодушно отмечают, что отношение, которое они и их дети получают, несравнимо с государственным учреждением. Ради этого они готовы закрывать глаза и на странные молитвы перед едой, и то, что в саду не готовят к поступлению в школу, и даже то, что при продолжении обучения в вальдорфской школе ребенка не будут готовить к поступлению в университет.

«Перед едой они поют: «Каждый плод Землей рожден, силой Солнца напоен, славлю Солнце, славлю Землю, благодарно всё приемлю!» Потом говорят хором: «Приятного аппетита». Ничего плохого в этом не вижу», — написала мама воспитанника вальдорфского детского сада.

Детям запрещено пользоваться пластиковыми игрушками: всё должно быть натуральным и желательно сделанным своими руками. Никаких телевизоров и компьютеров в идеале не должно быть ни в школе, ни дома. Родители должны быть полностью вовлечены в жизнь детского сада: участвовать во всех праздниках, а первые два месяца они должны каждый день проводить с ребенком в детском саду.

Выпускники вальдорфских школ достаточно часто становятся преподавателями всё в тех же «детских садах и школах для свободных людей». Получать классическое образование для работы в вальдорфском детском саду не нужно, гораздо важнее — быть из круга своих и быть близко знакомым с антропософией.

Растить физическое тело

Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы. Ребенок в данном контексте ­— это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет. Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.

«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций. Интеллект, согласно этому учению, формируется к 21 году, поэтому в детском саду их не учат читать и писать, а только устраивают постоянные беспредметные праздники. Это воспитание махрового инфантилизма: детей сознательно воспитывают с отставанием в развитии», — отмечает Александр Дворкин.

По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.

Фото: Global Look Press/Sebastian Gollnow

«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.

Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.

Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.

«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе. Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так. Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.

Атмосфера невмешательства

Анастасия проучилась в вальдорфской школе три года, а ее младший брат ходил в детский сад по этой системе. За время, проведенное в стенах «особенной» школы, уровень ее знаний сильно упал, и ей пришлось полгода заниматься с репетиторами, чтобы нагнать программу в общеобразовательной. Уйти из школы она решила из-за странной атмосферы, царившей там, а также нескольких инцидентов с учителями.

«До пятого класса воспитание детей максимально щадящее. Дети пишут карандашами, рисуют круги мелками и не используют ручки. Все рисунки абстрактные, воздушные и никакой конкретики. Оценки ставить нельзя, потому что это может подавить психику ребенка. Когда я пришла из обычной школы, то спокойно умела решать уравнения, но в вальдорфской школе никто и не слышал о том, что это такое. За три года я растеряла все знания по точным наукам, а когда вернулась в обычную, то мне было очень сложно нагнать по геометрии, алгебре, потому что знания были очень слабые. По литературе программа была очень ограниченная, поэтому приходилось потом читать много книг. Базовые знания всегда стояли на втором месте, а на первом плане — внутренняя жизнь школы», ­— рассказала Анастасия.

Фото: Global Look Press/Fabrice Cateloy

Понедельник начинался с общего сбора, в каждом классе было по 10–15 человек. Там все собирались и читали благодарственные тексты, которые настраивали детей на успешную учебу. Каждую неделю выбирался главный предмет, и его изучали больше, чем остальные.

«Были такие занятия, как эвритмия, которые мне казались очень странными. Что-то похожее на гимнастику, но там нужно изображать буквы и использовать палки. Это циклично повторяется и оказывает влияние на мозг. Там была такая система, что если ты делаешь что-то по-своему, то тебя сразу наказывают: выгоняют, ругают и принижают. Если ты рисуешь или танцуешь не так, как тебя просили, — ты не прав. Любая инициатива порицается. У меня сложилось впечатление, что это система, которая воспитывает не индивидуальность, а, наоборот, учит быть податливым и удобным для эксплуатации», — добавила бывшая ученица школы.

Анастасия была единственной девочкой в классе, и первое время отношения с одноклассниками не складывались. Учителя предпочитали отстраниться от проблем и советовали ученице терпеть и смириться.

«Постоянно ругали государственные школы, что там всё плохо, всех бьют, подавляют индивидуальность. Хотя когда я училась в обычной школе, то сперва училась в ней выживать, и это было даже полезно. В вальдорфской школе я пришла в класс, где были только мальчики, и первые полгода меня попросту били. Отношения были сложные со всеми. Учителя не принимали никаких мер и просто говорили, чтобы я терпела и смирилась. Психолог запирал меня в кабинете, чтобы доказать, что я не права. Там хорошо тем, кто никогда не проявляет своих качеств и не высказывает своего мнения. Сама эта теория появилась незадолго до гитлеровской эпохи и задумывалась как система воспитания детей рабочего класса», — добавила бывшая ученица вальдорфской школы.

Фото: Global Look Press/uwe umstätter

Летом детей вывозили в резиденцию, где они должны были отдыхать, но по факту бесплатно работали. Всё это оплачивали родители. Нужно было мыть посуду, ухаживать за скотом, работать на кухне.

«По сути, на нас там только орали, потому что всё мы делали не так. Я отказалась работать и пригрозила рассказать родителям о том, чем мы занимаемся. Там живет куча семей и есть женщина-наставница. Каждое утро они собираются в зале, читают эти молитвы и тексты Штайнера, а потом распределяют работы. Многие из живущих там продали свои квартиры, чтобы вложиться в эту общину. Они очень убеждены, что живут правильно и всё делают правильно, а на самом деле там много фальшивого. В резиденции меня покусала собака, чуть не оторвала палец. Был скандал, но они решили замять его и не стали говорить родителям», — добавила Анастасия.

По ее словам, «друзья вальдорфской школы» — большая община, в которой абсолютно искренне верят в идеи Штайнера и почитают его как святого. Они часто устраивают съезды и собрания в славянском стиле, но при этом зачитываются трудами немецкого мыслителя и время от времени читают христианские молитвы.

«Все они волшебные, магические и святые, но на самом деле это всё очень пугает. Мамы, которые туда приводят детей, верят в то, что только в такой школе можно развить таланты ребенка, потому что он уникальный. Но когда человек долго жил в такой атмосфере, ему сложно адаптироваться в реальном мире», — резюмировала ученица вальдорфской школы.

Купить книги для педагогов и родителей>>

Отдать малыша в государственный детский сад или в частный? В монтессори или в вальдорфский? А может, выбрать домашний или просто оставить с няней? Сегодня мамы задумываются об этом едва ли не над колыбелью новорожденного. Еще бы, ведь от того, как пройдет дошкольное детство малыша, во многом зависит, как сложится его дальнейшая судьба. И если раньше особого выбора не было: или отдавай в районный сад, или, если нет бабушек, бросай работу и сиди дома, то теперь появляется все больше нестандартных детских садиков с альтернативной программой, причем не только дорогих частных, но и государственных, по вполне приемлемым ценам.

И все же, прежде, чем отправляться выбирать сад, стоит подумать от том, когда начинать туда ходить и всем ли детям вообще подходит жизнь в коллективе.

В ясли ребенка можно отдавать лишь в случае самой острой необходимости. Детишки младше трех лет вообще очень плохо переносят длительную разлуку с родителями, а оказавшись в чужих стенах, будут тосковать вдвойне. В яслях малыши хуже развиваются, намного больше, чем дома, болеют. А главное, у них не успевает выработаться доминанта семьи. И, хотя они испытывают меньше трудностей в коллективе, чем «домашние» дети, зато и не так сильно привязаны к родным, у них возникает больше конфликтов с родителями в переходном возрасте.

Но даже если вашему крохе уже исполнилось три, не торопитесь с садом. В три года завершается младенчество, и большинство детей переживают в это время глубокий личностный кризис. Это, если хотите, своего рода переходный возраст. Вчера еще ласковый, веселый малыш вдруг становится плаксивым, агрессивным, капризным. Сейчас не самое подходящее время для начала самостоятельной жизни. Крохе остро необходимо все ваше тепло и внимание, чтобы безболезненно перерасти этот непростой период. Кроме все прочего, если в группе всем детям по три года и у всех возрастной кризис, обстановка там будет заведомо конфликтной. Ну,а когда малыш справится со своими проблемами, можно уже подумать и о садике. Кстати, во многих странах Западной Европы дети начинают ходить в детский сад (там он считается частью начальной школы и посещать его нужно обязательно) как раз с четырех лет.

Если ваш малыш очень раним и эмоционально хрупок, если он предпочитает уединение шумной компании, постарайтесь подольше не отдавать его в сад. В любом детском коллективе стихийно возникает очень жесткая иерархия (особенно среди мальчиков), и, не оказавшись среди лидеров, ваш кроха может стать объектом постоянных насмешек и издевательств товарищей по группе и будет мучительно страдать, а если он, к тому же, достаточно замкнут, вы, возможно, даже не будете об этом догадываться.

Если кроха не вылезает из простуд, поступление в сад стоит отложить, а пока заняться закаливанием: обливаться холодной водой, ходить босиком, записаться в бассейн. Нельзя начинать ходить в сад и период обострения хронических заболеваний. А вот если малышу необходим коррекционный детский сад (глазной, логопедический и т.д.), тянуть с поступлением как раз не стоит: чем раньше ребенок окажется под наблюдением специалистов, тем больше шансов, что он поправится.

Если вы ждете еще одного ребенка, отдайте старшего в детский сад хотя бы за полгода до родов или не отдавайте совсем: малыш может решить, что вы завели себе нового ребенка, а от него решили избавиться.

Нежелательно, чтобы первый поход в детский сад совпал с серьезными переменами в жизни малыша: разводом родителей, смертью кого-то из близких, переездом на новую квартиру. Не стоит даже делать перестановку или заводить домашнее животное. Важно, чтобы у крохи было ощущение стабильности: в доме существует раз и навсегда заведенный порядок, он возвращается из садика в привычную, спокойную обстановку.

Не стоит начинать водить кроху в какие-то кружки, пока он не привыкнет к детскому саду: в идеале должно пройти минимум полгода, прежде чем ребенок полностью адаптируется.

Выбрать детский сад желательно заранее, ведь в хороший сад не так-то легко попасть, так что лучше записаться как минимум за год. Поиски желаемого начните с посещения детской поликлиники. Узнайте, в каких детских садах вашего района дети меньше всего болеют, ведь какая бы продвинутая программа не была в саду, от нее не будет никакого проку, если малыш станет без конца болеть. Затем отправляйтесь в департамент образования (бывшее РОНО) и наведите справки, в каких детских садах вашего района работают по развивающим программам и по каким. Среди государственных программ наибольший интерес представляет «Радуга», есть государственные детские сады – хотя их крайне мало – которые работают по системе Монтессори (о ней – чуть ниже), заимствуют отдельные элементы вальдорфской педагогики. В некоторых детских садах изучают английский язык, правда, проку от самих занятий обычно крайне мало, но в таких садиках больше детей из интеллигентных семей, а воспитатели более внимательны и заботливы. В последнее время появляется много комбинатов «детский сад – начальная школа». Это очень хороший вариант: программы подготовительной группы и первого класса не дублируют, а дополняют друг друга, дети не меняют коллектив и легче адаптируются к школе. Правда, если вы делаете выбор в пользу такого комбината, необходимо узнать также, по каким программам работает школа и какие там учителя.

Теперь сопоставьте список интересующих вас садов с данными поликлиники. Выберите то, что совпало, и отправляйтесь на поиски. Безусловно, предпочтение стоит отдавать тем садикам, которые находятся ближе к вашему дому: как бы ни был хорош сад, вся польза на нет, если вам придется каждый день будить малыша на полчаса раньше, чем нужно и тащить его в переполненном транспорте или стоять в пробках.

Для начала обратите внимание, где находится детский сад. Отдельное здание предпочтительнее, чем первый этаж жилого дома. Плохо, если территория, на которой гуляют дети, выходит непосредственно на улицу, а не во двор.Посмотрите, достаточно ли на территории зелени, есть ли качели, горки, лестницы для лазания. Понаблюдайте за гуляющими детьми: не кричат ли на них воспитатели, организовывают ли общие игры, не ограничивают ли двигательную активность детей? Если дети агрессивны, много кричат, дерутся, значит, в группах напряженная, нервная обстановка, воспитатели мало обращают на детей внимание. Если же дети вялые, пассивные, мало двигаются, значит, воспитатель слишком давит на них, ругает за шум и беготню.

Когда зайдете в помещение, узнайте, есть ли у детей отдельные спальни или они спят на раскладушках прямо в игровой; есть ли спортивный зал. Хорошо, если в группе есть спорткомплекс и дети могут играть на нем когда захотят. Несомненным достоинством детского сада является и собственный бассейн. Посмотрите, достаточно ли в группе игрушек и хорошего ли они качества, есть ли в распоряжении воспитателя современные качественные дидактические материалы и учебные пособия.

Уточните, не заставляют ли воспитатели детей насильно есть; это абсолютно неприемлемо. Если дома вы интенсивно закаливаете малыша, узнайте, разрешат ли ему ходить в группе в носочках и легкой одежде или он должен быть одет как все. В этом случае малыш, привыкший дома к прохладе и комфортной одежде будет чувствовать себя крайне неуютно. Вы имеете полное право задать все эти вопросы, и персонал обязан вам на них ответить

Ну, и наконец, просто познакомьтесь с воспитательницами, выясните, каких взглядов на воспитание детей они придерживаются, есть ли у них свои дети и какого возраста. Возьмите с собой на эту встречу малыша и спросите его, понравилась ли ему тетя, у которой вы были. Если он сразу категорически скажет, что не понравилась, ищите другой вариант. Не ждите, что кроха привыкнет: психологическая несовместимость никуда не денется и перерастет в постоянный глубокий конфликт.

Помимо государственных детских садов сегодня малыша можно отдать и в частный садик. Хотя это и недешево, все же многие сегодня предпочитают именно этот путь. В негосударственных детских садах гораздо меньше группы и лучше уход, а главное, намного более продвинутые программы. Наиболее популярны сегодня вальдорфские и монтессори-сады.

Вальдорфский детский сад ставит своей задачей гармоничное развитие личности ребенка, становление его эмоционального мира, раскрытие творческого потенциала. В вальдорфском детском саду много занимаются музицированием, в основном, игрой на блок-флейтах, эвритмией – это особая система движений под музыку. И мальчики, и девочки в вальдорфском саду занимаются ручным трудом: ткачеством, вышиванием, резьбой по дереву. Огромное внимание уделяется и рисованию, восковыми мелками и красками, причем, в отличие от государственного детского сада, здесь никто не будет давить на малыша, требовать, чтобы он рисовал на заданную тему и по определенным правилам. Ведь вальдорфский сад не стремится к скорейшему превращению ребенка во взрослого: здесь понимают, что дошкольное детство – это уникальный период в жизни малыша и не стремятся его укоротить. Именно поэтому здесь так много веселых и удивительных праздников: праздник фонариков, во время которого дети с самодельными фонарями отправляются осенним вечером искать страну гномов, праздник урожая, с печеной картошкой, кострами из опавших листьев, самодельными куклами из соломы. Кстати о куклах. В вальдорфском детском саду практически нет готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами из подручных материалов: дерева, шерсти, натуральных тканей, соломы, бумаги. По мнению вальдорфских педагогов, покупные игрушки тормозят фантазию детей и быстро им надоедают. Несомненно, главное достоинство вальдорфских детских садов – это огромное уважение к личности маленького человека, спокойная, комфортная обстановка, доверительные дружеские отношения между детьми и взрослыми. С другой стороны, вальдорфская педагогика категорически не рекомендует преждевременно развивать интеллект ребенка: учить чтению, письму, основам математики в дошкольном возрасте. Вообще, практически исключаются занятия, развивающие логическое, аналитическое мышление, а без этого увы, ребенок не сможет нормально учиться в школе и даже поступить в хорошую школу после вальдорфского детского сада ему будет нелегко. Кроме того, вальдорфская педагогика – часть антропософского учения, весьма сомнительного с точки зрения любой традиционной религии. Поэтому, как бы ни был привлекателен вальдорфский детский сад, подумайте, легко ли будет малышу после него адаптироваться к школе .

Как и вальдорфская педагогика, система Монтессори стремится к максимальному раскрытию способностей малыша без насилия над его личностью. Но если в вальдорфском детском саду детям даже букв не показывают, в монтессори-саду всячески стремятся развивать именно интеллектуальный мир малыша. Другое дело, какими методами это делается «Помоги мне это сделать самому!» – вот девиз монтессори-педагогики. Ребенок учится и развивается самостоятельно, в том темпе, который выбирает для себя сам, а воспитательлишь помогает ему, направляет его наблюдения и размышления. При помощи тщательно разработанных пособий и игр малыш на основании собственного сенсорного опыта получает представление о свойствах вещества и материи, о числе и количестве, о математических законах и законах природы. Обычно к пяти-шести годах дети в монтессори-садиках умеют красиво писать прописными буквами, хорошо владеют устным счетом, причем это – не результат искусной «дрессировки», а плод самостоятельной работы малыша, работы, которую он делает с радостью и безо всякого насилия со стороны воспитателя. Хотя в монтессори-садах царит достаточно жесткая дисциплина (дети должны тщательно убирать за собой, они не имеют права мешать заниматься своим товарищам, шуметь и баловаться во время занятий), – тем не менее, это достигается безо всякого насилия над ребенком, здесь нет и не может быть грубости, наказаний, жестокого обращения с детьми. Просто новенький, придя в группу (группы здесь разновозрастные), включается в устоявшийся ритм, и, беря пример со старших детей, подчиняется принятым здесь правилам. Вообще, разновозрастная группа – огромный плюс системы Монтессори: общение со старшими детьми обогащает младших, большие помогают маленьким учиться ( к каждому малышу прикрепляют более опытного наставника). Кроме того, в разновозрастном детском коллективе складывается нормальная иерархия: кто старше, тот пользуется большим авторитетом и уважением, кто младше, тот нуждается в большей поддержке и внимании. А значит , дети не стремятся стать лидерами за счет своей силы, агрессивности, обладания «культовыми» игрушками. Все так, как должно быть в дружной семье, где много детей, помладше и постарше.

Помимо несомненных плюсов, в системе Монтессори есть и ряд минусов, которые тоже стоит учитывать. Во-первых, это все-таки, скоре начальная школа, чем детский сад: большую часть дня дети учатся, хоть и в игре. Во-вторых, хотя поле такого сада, ребенок блестяще развит и великолепно подготовлен к школе, у него могут возникнуть проблемы в первом классе. Привыкнув по своему усмотрению выбирать и менять задания, на равных общаться с учителем, малыш с трудом будет привыкать к жесткой школьной дисциплине и субординации. Ну, а монтессори-школ у нас, увы, нет. А жаль… Монтессори-сад вряд ли показан гиперактивным, эмоционально хрупким, неуравновешенным детям. Не стоит отдавать сюда и малыша, склонного к аутизму: проводя большую часть дня наедине с индивидуальными заданиями, он может окончательно замкнуться в себе. Вряд ли понравится такой садик и артистичным, художественно одаренным детям, которые не любят логические задачи и аналитические игры. Таким скорее подойдет, как раз вальдорфский сад.

Если вам хочется, чтобы малыш подольше оставался в неформальной, семейной атмосфере и не общался с большим количеством детей, поищите домашний детский сад. Их сейчас довольно много, объявления о них можно найти в журналах для родителей, на семейных сайтах, в газетах частных объявлений. Руководители таких садиков, как правило, опытные, многодетные родители, которые не хотят оставлять без присмотра собственных детей. Иногда такой сад размещается на дому у воспитателей, иногда для него специально снимают квартиру ( в этом случае он, естественно, обойдется дороже). Несомненный плюс такого садика – теплая, домашняя обстановка, мини-группа, как правило, не больше четырех-пяти человек, домашняя еда. Правда, у воспитателей редко остается время на развивающие занятия с детьми. зато вам обеспечены длительные прогулки, подвижные игры. При поступлении обязательно спросите, есть ли у воспитателя справка о состоянии здоровья. а лучше – медицинская книжка, умеет ли он оказывать первую медицинскую помощь. Уточните, есть ли у детей отдельные спальные места. Выясните, куда воспитатель отправит собственных детей, если они заболеют.

Начало самостоятельной жизни – серьезный и очень ответственный этап в жизни крохи. И от того, как вы выберете для него детский садик зависит, как сложатся его дальнейшие отношения с вами, как он будет учиться в школе, каким человеком станет.

Купить книги для педагогов и родителей>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *