На своей виртуальной прогулке по Киото я «набрела» на совершенно очаровательный магазинчик вееров, который находится в моём любимом районе Арасияма. Словно мотыльки и бабочки всех расцветок присели они на полки от самого пола и до потолка! Праздник для глаз и души! Их можно рассматривать бесконечно! И, конечно же, за ними стоит история, уходящая в глубь веков.
Как и многие предметы быта, веера пришли в Японию из Китая. Ориентировочно это произошло в VI-VII вв. Ввезённые веера приобрели новые истинно японские формы. Они должны были изготовляться только из натуральных материалов, таких как дерево, шёлк и японская бумага васи. Секреты изготовления передавались из поколения в поколение и держались в тайне. Не смотря на кажущуюся простоту изготовления, добиться от таких материалов, как бумага и шёлк, чтобы они не рвались – было настоящим мастерством! До наших дней дошло небольшое количество таких вееров, которые хранятся в древних родах. На веер наносился определённый рисунок или надпись, а иногда картины из истории. Но чаще всего использовались яркие орнаменты. Именно богатство цветов ценилось знатным сословием Японии. Поэтому веера наполнились яркими красками. Нередко их украшали каллиграфическими надписями. Присутствовали также изображения цветов, птиц, зверей и пейзажи. Декор веера создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.
Веера подразделяются на две группы: нескладные и складные. К VIII веку сложилась форма веера, которая называется утива. Это были плоские нескладывающиеся веера самой разной формы – овальной, квадратной со скруглёнными углами и круглой, называющейся формой «полной луны» с продолговатой деревянной ручкой.
Окончательная форма веера закрепилась только к XIV веку, в период Хэйан.
Тонкие бамбуковые прутки создавали основу веера. Их было, как правило, 45, 64 или 80. К этой основе крепилась японская бумага — васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер.
На основе вееров утива сложился аксессуар полководцев – гумбай утива или боевой веер.
Его покрывали лаком, а также водоотталкивающими составами. Изготавливали иногда целиком из дерева или металла, что делало такой веер серьёзным оружием. Они были прерогативой главнокомандующих, украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. На поверхность наносились такие рисунки, как созвездие Большая Медведица, драконы, символы инь и ян или же эмблема клана.
При помощи гумбай военачальники отдавали приказы – они использовали определенную жестикуляцию для этого. Ещё они служили для вызова на поединок. Сегодня разновидность веера гумбай утива — гэдзи — нередко можно встретить в руках судьи на поединках по борьбе сумо.
Но чаще на поле боя применялся складной боевой веер – тэссен. Этикет позволял носить такой веер всем самураям, а не только высокопоставленным. Его можно было носить с повседневной одеждой. В основном они имели восемь или десять острых спиц. Ими атаковали и защищались. В сложенном виде веер использовали в качестве дубинки, а в развернутом при его помощи защищались от метательного оружия. Но чаще целью таких вееров была отдача приказов и сигналов на поле боя, они не заменяли обычного оружия.
Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым цветом по красному фону.
Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Существовал и определённый язык веера. Например, опусканием веера можно было выразить почтение вельможе. С помощью движения веера можно было поприветствовать друг друга. На веере можно было подать милостыню бедняку. На нём же можно было принимать лакомства.
В конце VIII века приобрела популярность ещё одна разновидность японских складных вееров – сэнсу. Их рёбра делались из довольно ценных пород дерева – сандала, японского кедра и очень редко из бамбука. Затем эти заготовки обклеивались японской бумагой или шёлком. Древние легенды гласили, что именно веера сэнсу были в руках у богов.
Согласно легенде, самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.
Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовали как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. В одной из самых замечательных книг «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон причисляет веер к предметам, которые «пленяют утончённой прелестью». Они стали неотъемлемым атрибутом для придворных дам и были чрезвычайно популярны. Когда некоторые аристократки отходили от полной страстей жизни при дворе и становились монахинями при храме Миэйдо, им разрешалось держать при себе веер, как частичку прошлого грешного мира. Некоторые учёные доказывают, что складные веера появились в Японии значительно раньше (VII век), чем в Китае (X век), о чём свидетельствуют тексты.
Ещё один вид складного веера – оги или «солнечный веер». Такое название он получил из-за внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги более прочные веера, чем обычные сэнсу и круглые утива. Оги имеет относительно небольшое количество рёбер. Это даёт лёгкость при складывании и разворачивании, а также большую возможность для нанесения рисунка.
В нижние части обеих гард этих вееров вставляются полоски свинца. Благодаря таким вставкам, центр тяжести переносится к руке актёра, что придаёт движениям плавность и грациозность. Ими актёры могут закрывать нижнюю часть лица, ведь все женские роли исполняют мужчины.
В руках актёров веер может символизировать разные предметы, от кисти до боевого меча. С помощью веера актёр показывает зрителю, что именно происходит на сцене, каков социальный статус героя, род его занятий и профессия. А в танце с помощью веера актёр может изобразить множество предметов. Например, частично раскрытый веер может представлять скалу, лодку, метёлку, палку, бутылочку сакэ. Медленно раскрывая веер, можно создать ощущение утреннего тумана. Полностью раскрытый веер становится шляпой, мягко падающим лепестком, превращается в поток воды или ветку сосны. Они применяются актёрами театра Кабуки и Но уже четверть века.
Также это очень популярный атрибут у гейш, они используют его в традиционном танце и на банкетах. Существуют игры, в которых гейши используют веер.
Появился обычай украшать большими веерами дом. Для украшения спальни, как правило, используются парные веера.
Веер сэнсу используется сегодня больше как образец декоративно-прикладного искусства, а также желанный для многих сувенир к празднику. Сейчас есть лишь несколько мастеров, изготовляющих веера из шёлка и бумаги своими руками. Как и раньше из под их рук выходят настоящие произведения японского искусства. Стоят они очень дорого, как и полагается произведению искусства.