Многие родители в разговоре любят прихвастнуть, что мол его ребенок обучается по какой-то особой системе в школе, не по такой как все. Таких программ сейчас масса. И разочарую многих заявлением, что все программы ориентированы на развитие творческих способностей (этого требует новый ФГОС).
Любая программа обучения обязана развивать не только предметные знания, умения, навыки, но и универсальные, например, правильное построение речевого высказывания в разных ситуациях (работа в паре, группе и коллективная требует умения договариваться), определение самим ребенком, могу ли я, используя пройденный материал, решить ту или иную задачу или «это мы не проходили» и моих знаний недостаточно — нужно знать еще что-то новое.
Система Л. В. Занкова впервые опробовалась в школах Москвы в 60-х годах прошлого века ( уже 60 лет назад!). Так что не такая уж и новая, но каждый год авторы что-то меняют в учебниках, совершенствуя их и систему. Система Занкова позиционирует себя как «доступная для каждого даже слабого ученика», но раньше в эти классы шел отбор развитых, уже читающих детей, обладающих минимальной читательской компетенцией, испытывающих эмоции при прочтении, слушании и рассматривании художественных произведений. Сейчас, если ваш регион или школа не является Занковским центром, обучение происходит в большинстве случаев формально. Объясняется это нехваткой часов (вот 3 урока, идущие по программе один за другим «Сочинение»Если бы я был волшебником»;Работа над ошибками в сочинении;Диктант на правописание гласных после шипящих — родители возмущены, что сочинение не написано в классе и доделывается дома). Пример из математики 3 класса-Решение уравнений на сложение-вычитание;Контрольная по теме площадь;Работа над ошибками и Единицы измерения массы (тоже урок за уроком).
Опытный и изобретательный учитель справится со всем, но если система Занкова приветствуется у вас только в начальной школе (есть школы, где и дальше работают по этой системе), то учителям тяжело работать дальше с «вольно мыслящими детьми, высказывающими свое мнение по каждому поводу». Так что взвесьте несколько раз свое решение, прежде чем отдавать ребенка в этот класс. Для него ли это.
Ведь, «метясь домашним заданием в ученика, учитель попадает в родителя».
Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
Содержание
- Основатель и руководитель научной школы:
- Общая характеристика Научной школы
- Основные направления и результаты научных исследований коллектива школы:
- Новости Научной школы:
- Основные публикации научной школы:
- Кто такой Л. В. Занков?
- В чем суть его системы?
- Как она применялась в России?
- В чём плюсы системы Занкова?
- Так, а за что её критикуют?
- Что происходит с системой Занкова сегодня?
- Так стоит ли на неё соглашаться?
Основатель и руководитель научной школы:
Руководитель и основатель: Наталья Фёдоровна Виноградова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента в области образования; победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования и науки РФ; лауреат Международного конкурса «Золотой компас». Заведующая центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Общая характеристика Научной школы
Основана в начале 90-х годов ХХ века. Главная цель деятельности: разработка научно-методического сопровождения процесса образования младших школьников с учетом требований государства и общества на основе концепции развивающего обучения.
Основные направления и результаты научных исследований коллектива школы:
–Обоснование теоретических основ модернизации содержания начального образования: разработка концептуальных подходов к отбору содержания обучения младших школьников; создание концепций новых для начальной школы предметов – «литературное чтение», «окружающий мир», «основы религиозных культур и светской этики»; разработка теоретических основ построения учебно-методического комплекта (системы средств обучения) «Начальная школа XXI века». Результат: монография «Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту человечества», сборник научных трудов «Содержание образования в начальной школе. Система ценностей»; брошюра «Концептуальные подходы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».
–Историко-педагогический анализ становления дидактики и частных методик начального образования в России ХХ века. Результат: книга очерков по истории педагогики «История становления и развития методик начального образования (первая половина ХХ века)».
–Научно-методическое сопровождение процесса образования в современной начальной школе: создание учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»; подготовка программ по внеурочной деятельности.
– Преемственность дошкольного и начального образования, начальной и основной школы: разработка концепции преемственности дошкольного и начального звена образования; создание программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» и комплекта пособий к ней (более 15 наименований); создание концепции преемственности начального и основного звена школы; участие в создании средств обучения для основной школы («Обществознание» – 5–6 кл.; «Основы безопасности жизнедеятельности» –5–6, 7–9 кл.; Учебник ОБЖ 7-9 кл.).
Образовательный стандарт как норма определения качества общего образования: разработка стандарта начального общего образования первого поколения (2004); система контроля и оценки достижений младших школьников (в соответствии с ФГОС); диагностика результатов обучения младших школьников. Результат: серия статей по методическому сопровождению процесса реализации ФГОС (в журнале «Начальное образование», главный редактор – Н.Ф. Виноградова; редакционный совет – сотрудники Центра начального общего образования); книга «Содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника»; сборник диагностических методик и рекомендаций к оценке их результатов.
Число публикаций научного коллектива за последние пять лет: более 100. Общее число публикаций научного руководителя более 400.
Ученики Научной школы: докторанты, аспиранты, соискатели как российские, так и других стран (Украина, Молдавия, Казахстан, Республика Польша). Число подготовленных докторов наук – 3 (один из Республики Польша), кандидатов наук – более 15.
Перспективная деятельность Научной школы характеризуется следующими направлениями:
1. Продолжение исследований, обеспечивающих дидактико-методическое сопровождение процесса реализации ФГОС в начальной школе;
2. Работа по совершенствованию системы учебников «Начальная школа XXI века», подготовка к переизданию, создание электронных версий учебников;
3. Осуществление связи с массовой практикой: курирование работы Центров «Начальная школа XXI века» в разных регионах страны (Владикавказ, Краснодар, Санкт-Петербург, Белгород, Нижний Новгород, Новосибирск и др.); проведение конференций, круглых столов, семинаров, мастер-классов и др. Участие в вебинарах и педагогических марафонах;
4. Работа научных работников в качестве преподавателей факультетов начальных классов московских вузов;
5. Руководство подготовкой научных кадров высшей квалификации (доктора наук, кандидаты наук).
Новости Научной школы:
18 апреля 2019 годаруководитель научной школы д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО, зав. лабораторией начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО» Н.Ф. Виноградова и представители школы кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник О.А. Рыдзе, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник М.И. Кузнецова приняли участие в совместном заседании Кафедры ЮНЕСКО и Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО по теме «Тенденции развития современного начального образования в Российской Федерации и за рубежом».
Был сделан совместный доклад «Тенденции развития современного начального образования в Российской Федерации». В докладе были проанализированы положительные и отрицательные изменения, происходящие в начальном образовании в последние годы, отражено современное понимание направлений работы по совершенствованию содержания начального образования.
12 апреля 2019 года в рамках Московского международного салона образования ММСО-2019 руководитель научной школы д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО, зав. лабораторией начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО» Н.Ф. Виноградова и представители школы О.А. Рыдзе, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова провели Круглый стол «Функциональная грамотность современного младшего школьника: трудности формирования и пути их устранения».
В соответствии с ФГОС начального общего образования изменились приоритетные цели обучения в первом звене школьного образования, это потребовало корректировки содержания обучения в нескольких направлениях: а) ориентирование на формирование учебной деятельности; б) включение в содержание метапредметных результатов; в) конкретизация содержания универсальных учебных действий. В свете этих целевых установок встала необходимость изменения характеристики традиционных подходов к понятию «функциональная грамотность младшего школьника». Научный коллектив представил свою идею конструирования содержания функциональной грамотности, включающего предметные компоненты как отражение достижений младшего школьника при изучении учебных курсов, и интегративных компонентов, отражающих метапредметные результаты обучения. На Круглом столе обсуждались вопросы, связанные с методикой успешного формирования функциональной грамотности. В работе Круглого стола приняли участие представители научного сообщества, исследующего проблемы содержания начального общего образования, представители органов управления образованием, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, педагоги общеобразовательных организаций.
Ученый совет: обсуждается актуальная тема формирования функциональной грамотности.
В ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» стала доброй традицией обсуждать самые актуальные проблемы современного образования. Одно из заседаний ноября 2017 года было посвящено дидактическому сопровождению функциональной грамотности школьников общеобразовательных организаций – результатам исследования в соответствии с государственным проектом.
Сегодня общественность – государственные деятели, родители, представители психолого-педагогической науки активно обсуждают проблему качества образования в школе; сравнивая его с советским периодом развития системы образования, многие утверждают, что результаты обучения сегодня значительно ниже, чем 30-40 лет назад. Справедливы ли эти оценки современного школьного образования? И вообще можно ли сравнивать эпохи, столь разные в социальном, экономическом, информационном, научном пространстве?
Как известно, 60 лет назад функциональная грамотность понималась мировым педагогическим сообществом, как совокупность умений читать и писать, обеспечивающих, во-первых, адаптацию человека в окружающем мире, во-вторых, успешное решение им житейских проблем, и, в-третьих, организацию своей практической повседневной деятельности. Это был уровень, который определял приоритет ценности грамотности в основном для конкретного человека.
Очевидно, что современный уровень развития личности цивилизованного общества должен быть принципиально другим: в ее образованности сегодня заинтересован не только сам индивид, но и в значительной степени государство и общество. Качество современной системы образования прямо коррелирует с состоянием всех социальных сфер и динамикой их перспективного развития. Эта социальная идея определяет необходимость новых подходов к содержательному наполнению понятия «функциональная грамотность» и научно-методической корректировке дидактического сопровождения этого процесса.
Обсуждение этого актуального аспекта современного образования в начальной и основной школе вызвало особый интерес на Ученом совет Института. В докладе руководителя проекта члена-корр. РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой была дана характеристика новых компонентов функциональной грамотности. Наряду с предметными компонентами (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная грамотность), отражающими традиционные подходы к образованности человека, были представлены интегративные компоненты (читательская, коммуникативная, информационная и социальная грамотность), которые существенно дополняют и конкретизируют понятие «функциональная грамотность».
Новое содержание функциональной грамотности позволит повысить уровень, прежде всего, интеллектуального развития современного школьника. Сегодня школьник недостаточно владеет смысловым чтением, не готов решать различные задачи на анализ, размышление, поиск доказательств; затрудняется в выполнении заданий на работу с информацией, представленной в графическом виде.
Члены Ученого совета всесторонне обсудили выполняемую в рамках научной школы «Начальная школа XXI века» проблему формирования информационной грамотности, обратили особое внимание на необходимость обеспечения преемственности между этапами обучения, на разработку современных подходов к дидактическому сопровождению этого процесса. Ученый совет рекомендовал к публикации две книги, подготовленные коллективом разработчиков: «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в современных условиях» и «Дидактическое сопровождение функциональной грамотности учащихся основной школы (читательская грамотность)». Книги приняты к печати в издательстве «Российский учебник», практические работники смогут ознакомиться с ними уже в 2018 году.
Коллектив разработчиков обсуждаемой проблемы, представители научной школы «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф. Виноградова), а также научной школы Н.М. Шанского (руководитель О.М. Александрова) готовы к сотрудничеству, к обсуждению любых вопросов, связанных с разработкой новых подходов к формированию функциональной грамотности современных школьников.
В научно-методическом журнале «Начальное образование» №3 за 2017 год опубликована статья заведующей Центром начального общего образования Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы». В статье раскрываются ведущие идеи учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». В этом же номере вы можете ознакомиться со статьями научных сотрудников Центра начального образования Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой «Педагогическая диагностика образовательных результатов как момент контрольно-оценочной деятельности» и О.А. Рыдзе «Анализ особенностей общеучебной подготовки российских младших школьников по результатам международного исследования TIMSS-2015».
Основные публикации научной школы:
Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 165 часов (5 часов в неделю). Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы «Русский язык» под редакцией С. В. Иванова, использует учебник С.В. Иванов, А.О.Евдокимова Русский язык. 1 класс, М.- Вентана — Граф, 2012 (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и авторской программой «Математика» В.Н. Рудницкой, использует учебник В.Н.Рудницкая Математика 1 класс, М- «Вентана – Граф», 2012 (УМК «Начальная школа ХХ1 века»).
Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы «Литературное чтение» под редакцией Л.А.Ефросининой, использует учебники: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь, Л.А.Ефросинина Литературное чтение 1 класс,М — «Вентана – Граф» 2012 (УМК «Начальная школа ХХ1 века»)
Рабочая программа по окружающему миру предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Н.Ф. Виноградовой, использует учебник Виноградова Н. Ф. Окружающий мир 1 класс, М – «Вентана -Граф» 2012 (УМК «Начальная школа ХХ1 века»)
Рабочая программа по технологии предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 33 час ( 1 час в неделю). Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой, использует учебник Лутцева Е.А. Технология 1 класс, М – «Вентана — Граф» 2011(УМК «Начальная школа ХХ1 века»)
Рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенковой, использует учебник Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство 1 класс, М-«Вентана-Граф» 2011 (УМК «Начальная школа ХХ1 века»)
При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.
Кто такой Л. В. Занков?
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.
Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.
Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.
С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.
В чем суть его системы?
По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.
Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.
Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.
Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными
Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.
Как она применялась в России?
Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?
Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.
В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования прямо утверждается принцип, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому задачей для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов. К 2010 году создали учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
В чём плюсы системы Занкова?
Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.
Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.
Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе
Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.
Так, а за что её критикуют?
Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.
Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.
При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.
Что происходит с системой Занкова сегодня?
По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.
Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).
Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.
Так стоит ли на неё соглашаться?
Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.
Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?
Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.
Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.