Во сколько лет ребенок должен знать алфавит?

Письменность – важнейшее достижение человечества, сделавшее возможным дальнейшее его развитие и процветание. Без нее не удалось бы построить современного общества, развить науку и технику, да и саму цивилизацию. Именно поэтому изучению родного и иностранных языков уделяется столь много времени.

Дети начинают осваивать письменность в легкой игровой форме в раннем возрасте. Однако существуют возрастные ограничения, о которых должны знать родители, чтобы хорошо понимать, во сколько лет ребенок может и должен знать алфавит.

Все дети обладают выраженной индивидуальностью, поэтому нельзя указать четкие временные рамки, например, что к пятилетнему возрасту все дети обязательно должны четко и безупречно владеть алфавитом. Современная педагогика работает в тесной связке с детской психологией и физиологией, поэтому учитывает возрастные и психофизические особенности каждого ребенка. Именно поэтому к возрасту начала усвоения алфавита и полного его изучения выдвигаются не требования, а рекомендации. А каждый родитель и воспитатель будет ориентироваться по ситуации, может ли малыш в определенном возрасте обладать требуемыми знаниями.

Имеется ряд временных рамок, установленных опытным, практическим путем, которые позволяют ориентироваться в том, когда малышу можно давать те или иные знания.

Почему столь важно уметь читать

Чтение – основа успешного освоения всех учебных предметов, а в дальнейшем – и более сложных наук. От того, насколько хорошо ребенок будет уметь читать, зависит его успеваемость, а, следовательно, и уровень знаний в дальнейшем.

Навыки чтения способствуют эффективности обучения ребенка в течение всего времени нахождения в школе. Объясняется это достаточно просто: без вдумчивого и осознанного чтения ребенок не сможет быстро и хорошо понимать различные тексты. Если он будет фиксироваться на правильности чтения, «спотыкаться» на каждом слове и пытаться разобраться в структуре текста, то его смысл будет находиться для него на «заднем плане». В результате на прочтение и изучение информации у такого ребенка уйдет намного больше времени на учебу, чем у того, который научился быстро, четко и грамотно читать еще в раннем возрасте. А для этого необходимо отлично усвоить алфавит, чтобы распознавание букв не вызывало никаких сложностей.

Как учить ребенка алфавиту

Малыши начинают интересоваться буквами в разном возрасте, но обычно это происходит достаточно рано. Уже в 2 года дети с удовольствием играют с кубиками, а в большинстве случаев они украшены буквами и иллюстрирующими их картинками. А это указывает на самый грамотный, простой и эффективный способ обучения алфавиту – в игровой форме:

  • Это единственный понятный метод для маленького ребенка.
  • Если начать учить малыша в возрасте 3 – 4 лет так, как это делается в школе, можно получить ровно противоположный ожидаемому эффекту результат.
  • Любое принуждение, «обязаловка» приведет к тому, что у малыша сформируется четкая негативная ассоциация с буквами, сигнализирующая ему, что чтение – это скучно, нудно, утомительно и крайне неинтересно. А это самое опасное, к чему могут привести вполне положительные желания некоторых родителей если не сделать из своего чада вундеркинда, то хоть похвастать тем, что читать он начал раньше своих сверстников.

Для того, чтобы чтение стало «лучшим другом» ребенку, учить его алфавиту нужно постепенно, учитывая его способности и возможности, возраст, желания, а также используя легкую и понятную игровую форму.

Поэтапное обучение ребенка алфавиту

Начинать знакомить ребенка с буквами можно с 3 – 4 лет. Это не означает полноценного обучения, а именно ознакомление. Самый простой и понятный для малыша метод – игра с кубиками, украшенными буквами и картинками, их иллюстрирующими. Еще один хороший вариант – книжки с картинками типа букваря, но рассчитанные именно на ранний детский возраст. Они отлично иллюстрируют буквы, а описание облегчает запоминание.

В этом возрасте ребенок проще всего запоминает буквы по ассоциации, так что не стоит считать глупыми вопросы о том, какие звуки издают животные. Это дети запоминают быстро и легко, а уж от родителей и воспитателей зависит то, насколько эффективно они смогут связать звуки с изображениями соответствующих букв.

После того, как малыш заинтересуется буквами, можно показать ему, с какой буквы начинается его имя, а уже потом постепенно, в игре, предельно ненавязчиво рассказывать ему про все остальные буквы в алфавите. При этом следует помнить, что для ребенка в этом возрасте крайне необходима конкретика, а абстрактное мышление находится еще в зачаточной стадии.

Специалисты в детской педагогике и психологии считают оптимальным возрастом для обучения детей алфавиту 5 лет. В этот период дети обычно уже знают, как выглядят если не все, то большинство букв, имеют необходимый уровень развития и могут сосредотачивать внимание на конкретном занятии до 5 минут. Этого достаточно для того, чтобы разобраться в алфавите и последовательности букв в нем.

Но стремиться добиться от ребенка полноценных навыков чтения до первого класса школы не стоит, иначе учиться ему будет крайне неинтересно. Делать это можно только в том случае, если малыш сам изъявит желание.

Лучший способ обучить чему-либо малыша в раннем возрасте – игровые занятия. Такой важный вопрос как научить ребенка буквам дома требует от родителей особого внимания и терпения.

Как научить ребенка буквам дома

При начале занятий с 4-5 лет дети быстрее запоминает буквы, но при более раннем изучении алфавит войдет в жизнь малыша естественно, как и названия животных и окружающих предметов.

Знакомить малыша с алфавитом можно начинать уже с 3-х летнего возраста.

Начинать обучение рекомендуется ненавязчиво. Каждый ребенок индивидуален. Многие дети сами начинают интересоваться алфавитом уже в 2 года. Раннее знакомство с азбукой способствует развитию способностей крохи, данных природой. К тому же это занимательный и полезный вид совместного времяпровождения мамы и ребенка.

Выбор букваря

Залог успеха крохи – выбор родителями правильного первого букваря.

В книге должны быть представлены следующие составляющие:

  • большое количество слогов с различными буквами и слов из этих слогов;
  • рассказы;
  • короткие предложения.

Помните! Букварь должен быть ярким и красочным, с большим числом иллюстраций.

Способы знакомства малыша с буквами

Обучать ребенка алфавиту можно не только дома. Например, обращайте внимание вашего чада на названия магазинов на улице. Это закрепит ваши домашние занятия.

Не забывайте хвалить ребенка при каждом, даже незначительном, успехе. И не ругайте за неудачи, чтобы у малыша не пропало желание учиться.

Важно! Эффективнее учить малыша не названиям букв, а звукам. Если ребенок привыкнет произносить буквы «М» как «ЭМ» при начале чтения по слогам слово «Мама» он произнесет как «Эм-А-Эм-А». А переучить малыша будет намного сложнее.

Как знакомить ребенка с алфавитом

Приемы знакомства ребенка с алфавитом:

  • Рассматривание с крохой самодельных букв из цветной бумаги или магнитов-букв.
  • Игра с кубиками с нанесенными буквами на сторонах.
  • Выкладывание элементов алфавита из подручных средств – семечек, палочек.
  • Расположение еды на тарелке, например, каши в форме одной из букв.
  • Метод ассоциации буквы с определенным словом, на нее начинающимся.
  • Можно разместить в доме предметы и игрушки с разложенными на них буквами. Ребенок будет смотреть каждый день на эти предметы, а родители называть и повторять буквы.
  • Рисование с малышом букв фломастерами, карандашами, пальчиковыми или акварельными красками, раскрашивание и их рассматривание. Каждую букву при этом можно красить разным оттенком.
  • Для детей с хорошим слуховым восприятием полезно читать стихи, делая интонационный акцент на определенную букву. Идеально подойдут для обучения стихи Михалкова.
  • В интернете можно найти множество специальных грамматических песен о буквах.

Полезно учить с крохой связные буквы. Ознакомив малыша с 3-4 буквами и сложив их в слово, знакомое ребенку, его восторгу не будет предела, и заинтересованность повысится в разы.

Каждое занятие должно длиться не более 10-15 минут, но регулярно, без перерывов.

Помните! Главное правило обучения детей – их заинтересованность в занятиях.

Решив вопрос, как научить ребенка буквам дома, можно вызывать интерес крохи к чтению и покупать интересную литературу.

Доказано, что дети, прочитавшие до школы несколько сотен книг, опережают в развитии своих сверстников. Это позволит ребенку занимать лидирующие позиции и в школе, и в университете.

Разговоры в песочнице или в «родительском чате» детского сада часто заставляют нас паниковать. «А, мой уже читает!», «мы уже знаем все буквы». Если ребенок пока интересуется только окружающим миром и куличиками в песочнице, молодые родители часто начинают паниковать. Как выучить алфавит с ребенком, а, главное, стоит ли это делать, если ребенок активно сопротивляется — в нашем материале.

Когда начинать учить алфавит

Развитие ребенка делится на несколько этапов. В определенном возрасте малышу важна только близость с мамой, дальше он узнает новые тактильные ощущения, потом пробует мир на вкус и родителям приходится следить, как бы он не съел ничего запретного, но, чем ближе школа, тем больше волнения — не пора ли учить алфавит?

Первое, что надо сделать — выяснить, готов ли к этому ребенок? Проявляет ли он интерес? Заглядывает ли в вашу книгу или убегает, как только вы зовете его: «пойдем, покажу, как пишется буква А»? У кого-то этот интерес просыпается уже к 3-4 годам, а кто-то будет готов только к школьному возрасту. Ведь раньше читать учили в школе.

Важнее снять у детей страх перед книгой, чем чтобы ее прочли от корки до корки

Психолог Ирина Катин-Ярцева:

Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время – время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь – так кажется многим родителям. И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, «непрестижным» и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.

К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может… Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.

В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова. И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия («прочтешь абзац – дам конфетку»). Бывает, что за чтение ребенку приходится «расплачиваться» подробным отчетом – понял ли он прочитанное, запомнил ли.

Не стоит настаивать, если ребенок пока не готов к тому, чтобы начать учить алфавит. Предлагайте ему новое занятие постепенно с уважением и терпением.

Как выучить буквы: с чего начать

Наши советы — это несколько простых решений, как выучить алфавит с ребенком.

  1. Заинтересуйте ребенка.
  2. Играйте с буквами.
  3. Развивайте мелкую моторику.
  4. Займитесь творчеством.

Как выучить алфавит с ребенком? Заинтересовать его! Вы читаете малышу любимую сказку, он удивляется — как выделаете это? Мимоходом можно показывать ему буквы и слова. Первая буква имени ребенка, А, Б и В — это те буквы, которые даются лучше всего. Можно потихоньку начать выделять их в тексте, обращать на них внимание ребенка, поначалу не требуя «строгих отчетов» — запомнил ли?

Играть с буквами — это здорово. Буквы, нарисованные на кубиках или магнитная доска, карточки с буквами и картинками, плюшевые буквы… Вариантов много. Пусть буквы станут героями ваших игр и сказочных историй. Истории — это то, что нравится и детям и взрослым. Малышам проще запоминать информацию в игре.

Складывайте буквы из пуговиц, камушков, бусин и других мелких предметов. Это поможет не только развивать моторику, но и запоминать новую информацию.

Рисуйте буквы пальчиковыми красками, выводите букву пальчиком ребенка, лепите из пластилина. Это укрепит вашу связь с ребенком и познакомит его с буквами.

Как выучить алфавит

Алфавит с ребенком учат по одной букве

  • Не стоит перегружать ребенка новой информацией, иначе в дальнейшем у него появится отвращение к учебе, к удивительному процессу познания. Когда ребенок уже знаком с буквами, можно попробовать начать выкладывать их в алфавитном порядке, попытаться складывать слова. Все это опять же подается в форме игры.
  • Психологи советуют игру в «мешочек», когда ребенок достает буквы из мешочка, называет их и пробует разложить в алфавитном порядке.
  • Запомнить алфавит проще под музыку. Вы можете вместе слушать детские песни про алфавит.

  • Многие программы в телефоне помогают детям учить алфавит. Много времени со смартфоном проводить все же не стоит, но полчаса в день с обучающей программой не навредит.

Как я читаю детям

Как выбрать букварь

  • Если порядок букв в Азбуке строго соответствует алфавиту, то букварь учит главному — соединять буквы, которые ребенок уже знает, в слова. На первом месте по популярности в списке современных букварей уверенно держится «Букварь» Н. С. Жуковой. Этот букварь направлен на решение и предотвращение логопедических проблем. Дети учат буквы от звука к слову, постепенно вводятся слоги.
  • Если у малыша есть трудности в произношении, есть и другой хороший вариант, написанный логопедом «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой с авторской методикой. Простые и знакомые звуки для малыша постепенно облекаются в буквы с учетом возрастного развития речи ребенка, а также с учетом особенностей детей, у которых есть сложности с произношением.
  • Самостоятельность в чтении помогает развить «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Он написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы.
  • Для творческих детей есть красочный «Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых. Дидактический материал этого букваря очень яркий и интересный. Если ребенку скучно учить буквы — это отличный вариант.
  • Главное помнить, что обучение буквам и алфавиту — это интересный и спокойный процесс, где не должно быть принуждения и страха. Мы учим детей читать, чтобы познакомить их с удивительным миром книг, чтобы они могли радоваться миру и перенимать опыт, знания других людей.

Есть такая проблема – страх перед книгой. Первый раз, когда он возникает, это в момент перехода от книги с картинками к той, в которой много букв. В этот период не важно, какую книгу первой «заглотит» ребенок, главное, чтобы совершился этот переход, — пишет Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель литературы Православной Свято-Петровской школы («Традиционной гимназии»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *