И.Г. Князева, учитель немецкого языка МБОУ СОШ №15 ст. Роговской
Содержание
Падежи в немецком языке
В немецком языке 4 падежа. Неверно их было бы отождествлять с четырьмя падежами русского языка: именительным, родительным, дательным и винительным. Например: Ваза с цветами стоит на столе. В русском языке – это предложный падеж, а в немецком языке – дательный падеж (вопрос где?). Чтобы правильно определить падеж, нужно задать вопрос к существительному и определить падеж.
Приведём некоторые пояснения. Именительный падеж в немецком языке как правило трудностей не вызывает.
Genitiv : обычно существительные в Genitiv выражают принадлежность, например: портфель ученика – dieSchultasche desSchülers, сумка учительницы – die Tasche derLehrerin, книга друга – das Buch desFreundes; второеуществительное будет стоять в Genitiv.
Dativ: дополнений в этом падеже много, т.к. он отвечает на несколько вопросов.
Akkusativ: как вы заметили вопрос Was? мы задаём и в именительном, и в винительном падежах, поэтому нужно быть очень внимательными.
Например:
1. Книга лежит на столе. Das Buch liegt auf dem Tisch. (Was?Nominativ) – подлежащее.
2. Я вижу книгу. Ich sehe das Buch.(Was? Akkusativ) – дополнение в винительном падеже.
Неопределённые артикли в немецком языке.
Nominativ | ein (maskulinum) | eine (femininum) | ein (neutrum) |
Dativ | einem | einer | einem |
Определённые артикли в Дат. пад.
Nominativ | der (maskulinum) | die (femininum) | das (neutrum) | die (plural) |
Dativ | dem | der | dem | den |
ВНИМАНИЕ! Обычно существительные в Дат. падеже мн.ч. приобретают окончание –n.
Die Kinder – den Kindern
Die Freunde – den Freunden
Die Häuser – den Häusern
Die Politiker – den Politikern
Личные местоимения в Дат. пад.
Nominativ | ich | du | er | sie | es | wir | ihr | Sie/sie |
Dativ | mir | dir | ihm | ihr | ihm | uns | euch | ihnen |
Непрямой объект – это участник действия, как правило, его адресат.
Der Lehrer hat den Schülern keine Hausarbeit gegeben. – Учитель не задал детям домашнего задания.
Meine Oma hat mir ein neues Handy geschenkt. – Бабушка подарила мне новый мобильный телефон.
ВНИМАНИЕ! Непрямой объект (Дат. пад.) в немецком языке всегда предшествует прямому объекту (Винительному пад.), если оба выражены именами существительными:
Die Mutter liest dem Kind ein Märchen.
Die Kinder spielen bei der Schule. – Дети играют возле школы.
Ich wohne immer noch bei meinen Eltern. – Я до сих пор живу с родителями.
Das Wasser kocht bei 100 Grad. – Вода кипит при 100 градусах.
Beim Essen haben wir über die Urlaubspläne gesprochen. – За едой мы говорили о планах на отпуск.
- Wohin fährst du? – Куда ты едешь?
- Nach Berlin. – В Берлин.
Er ist in Laden nach dem Brot gegangen. – Он ушёл в магазин за хлебом.
Nach der Arbeit gehe ich in den Sportklub. – После работы я иду в спортклуб.
Nach dem Bericht der Polizei hat der Verbrecher Geiseln genommen. – По сообщению полиции преступник взял заложников.
Эти предлоги обычно рекомендуют запоминать с помощью различных специальных стихотворений. Мы также предлагаем вам один из них:
Von Ausbeimit nach Vonseitzu fährst du immer mit Dativ zu. | Из Аусбаймит в Фонзайтцу всегда доедешь с Дат. пад. |
Meine Sachen liegen auf dem Tisch. – Мои вещи лежат на столе.
Das Bild hängt an der Wand. – Картина висит на стене.
Mein Schlüssel ist in der Tasche. – Мой ключ лежит в сумке.
Ich wusste, dass er hinter der Tür stand. – Я знал, что он стоит за дверью.
Neben meiner Schule gibt es einen Spielplatz. – Рядом с моей школой есть детская площадка.
Das Regal hängt über dem Bett. Das ist gefährlich. – Полка висит над кроватью. Это опасно.
Die Katze schläft unter dem Tisch. – Кошка спит под столом.
Ich sitze vor dem Fenster. – Я сижу перед окном.
Mein Haus steht zwischen dem Krankenhaus und dem Kindergarten. – Мой дом стоит между больницей и детским садом.
В отличие от русского, Dativ (Дат. пад.) в немецком языке отвечает также на вопрос когда? (wann?).
- Wann hast du Urlaub? – Когда у тебя отпуск?
- Im August. Ich fahre nach Griechenland. – В августе. Я поеду в Грецию.
Как правило, при ответе на вопрос «когда» используются предлоги in, an, vor с Дат. пад. и um с Винительным.
Предлог in указывает на неопределённое время в течение определённого периода (недели, месяцы, времена года, десятилетия и др.). При употреблении существительных мужского и среднего рода с артиклем dem происходит слияние предлога и артикля:
In+ dem = im.
Im Januar, im Oktober, in der letzten Zeit, im Sommer, im Herbst, in 80-er Jahren, in kommenden Tagen и т.д. Иногда может использоваться при указании года устаревшая форма im Jahre + год: im Jahre 1945.
Предлог an употребляется с днями недели, датами, временем суток, праздниками. Он также сливается с артиклем мужского и женского рода:
An + dem = am.
Am Montag, am Freitag, an Pfingsten, an Weihnachten, am Abend, am 27.11.2011, am Anfang, am Ende.
Предлог vor употребляется для обозначения действия, события или периода в прошлом, которые предшествовали другому действию:
Vor dem Krieg arbeitete mein Opa als Lehrer. – До войны мой дед работал учителем.
В немецком, как и во многих других языках есть падежи (Kasus). В них есть схожесть и соответствие с падежами в русском языке. Поэтому нам довольно легко выучить их.
Ещё одна отличная новость: в немецком всего четыре падежа, что не может не радовать
Именительный — Nominativ (Номинатив). — Отвечает на вопросы кто? что? (wer? was?)
Например: Der Junge geht in die Schule — Мальчик идёт в школу. Кто? — Мальчик. «Мальчик» здесь в именительном падеже. Обычно подлежащее всегда стоит в именительном падеже.
На нашем сайте есть возможность произнести любой немецкий текст. Для этого просто выделите немецкий текст или слово в любом месте нашего сайта и нажмите справа снизу кнопку «Play» (белый треугольник в черном кружочке). После этого вы услышите текст, произнесенный по-немецки.
Винительный — Akkusativ (Аккузатив). Отвечает на вопросы кого? что? куда? (wen? was? wohin?)
Ich sehe den Vater — Я вижу отца. Кого? — Отца. «Отец» стоит в винительном падеже, именно поэтому артикль DEN. Ведь DER (der Vater) превращается в Akkusativ в DEN. Er geht in die Schule — Он идёт в школу. Куда? — В школу. Поэтому школа стоит в винительном падеже. DIE (die Schule) остаётся в Akkusativ DIE. Поэтому in die Schule. Некоторые предлоги всегда употребляются с Akkusativ. Например, предлог für: Ich kaufe das Buch für den Vater — Я покупаю книгу для отца (отцу). Если вы встречаете такой предлог, не тратьте времени, вопрос задавать не нужно. Просто заучите все эти предлоги и всегда употребляйте их с Akkusativ.
Дательный — Dativ (Датив). Отвечает на вопросы — кому? чему? откуда? где? (wem? woher? wo?)
Ich gebe dem Vater das Buch — Я даю отцу книгу. Кому? — Отцу. «Отец» в дательном падеже. Поэтому артикль DER (der Vater) поменялся на DEM. Кстати, das Buch в этом предложении стоит в Akkusativ, так как мы задаём вопрос что? — книгу. Er ist in der Schule — Он в школе. Где? — В школе. Поэтому школа стоит в дательном падеже. DIE (die Schule) превращается в Dativ в DER. Поэтому in der Schule.Также очень важно запомнить, что некоторые предлоги всегда употребляются с Dativ. Например, предлог mit: Ich fahre mit dem Auto. — Я еду на машине. Ich gehe mit der Freundin ins Kino. — Я иду с подругой в кино. Все предлоги, употребляющиеся с Dativ — Когда вы видите такие предлоги, чтобы определить падеж, вопрос задавать не нужно. Эти предлоги всегда употребляются с Dativ.
Родительный — Genitiv (Генитив) Отвечает на вопрос — чей? (wessen?)
Das ist das Buch des Vaters — Это книга отца. Чья? — Отца. Поэтому — Genitiv. DER становится в Genitiv DES + к слову добавляется окончание -s. Не забывайте об этом.
Также принадлежность можно заменить предлогом von + Dativ: Das ist das Buch von dem Vater — Это книга отца. Смысл тот же самый, только конструкция другая. В настоящее время Dativ усиленно вытесняет Genitiv из немецкого языка, Genitiv можно теперь услышать только в академической речи или же найти его в книгах. Поэтому этот падеж нужно учить в последнюю очередь.
Очень важно в первую очередь выучить Akkusativ и Dativ. Вот полезная маленькая табличка, которая должна надёжно засесть в вашей голове:
Несколько полезных примеров:
Для упрощения понимания различий между падежами Dativ и Akkusativ достаточно запомнить следующее правило: Dativ обозначает пассивное состояние предмета или лица (кому? чему? откуда? где?), а Akkusativ обозначает активное состояние предмета или лица (кого? что? куда?).
Таблица склонения немецких существительных со всеми падежами
Таблицы склонения для каждого падежа
Упражнения
1. Просклоняйте во всех падежах следующие существительные: der Lehrer, die Frau, das Mädchen, der Tisch, die Tasse, das Messer
2. Выполните упражнения, просклоняв существительные. Проверьте себя по приложеным ответам.
Подставьте в предложения слова в верных падежах.
4. Пройдите обучающий тест Склонение артиклей