Воскресная школа

— «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14), — говорил Господь своим ученикам.
Воскресная школа должна действовать в каждом приходе, поскольку работа с детьми является одной из важных сторон приходской жизни и пастырского служения каждого священника. В воскресную школу дети приходят, чтобы научиться Закону Божию и чтобы иметь возможность общения со своими верующими сверстниками.
В отличие от общеобразовательной школы, где главным является предоставление ребенку определенного объема знаний, воскресная школа имеет целью воспитание ребенка и его воцерковление. Поэтому в большинстве воскресных школ не ставят оценок. Воспитанники воскресных школ постоянно путешествуют, а говоря церковным языком, совершают богомолье, или паломничество. Они учатся петь церковные песнопения и молиться, а также совершать добрые дела.
Таким образом, в нашем обществе общеобразовательные и воскресные школы могли бы дополнять друг друга.

← Какие основные задачи приходской воскресной школы? Чему дети могут в ней научиться?

При храмах Юго-Восточного округа сейчас действуют порядка 30 воскресных школ. В основном они рассчитаны на детей, но кое-где есть и для взрослых.

Дети участвуют в богослужениях

В детской воскресной школе «Княжичи» при храме святого Андрея Боголюбского в Текстильщиках занимаются дети от пяти до 15 лет. Они изучают Закон Божий, библейскую историю, Священное Писание, основы вероучения, литургику, церковнославянский язык, церковное пение, изобразительное искусство.

На занятиях/standrews-hram.moseparh.ru

— Помимо занятий, дети участвуют в богослужениях, в приходских мероприятиях, в ярмарках, в концертах. Совершают паломнические и экскурсионные поездки, — говорит директор воскресной школы, настоятель храма иерей Кирилл Краев.

Все ученики помогают в алтаре, на хорах, на колокольне, по храму. Раз в месяц проводится детская литургия.

Адрес: Волгоградский проспект, 85. Телефон: 8(903)792-53-45. Сайт: standrews-hram.moseparh.ru.

Христианин в современном мире

В воскресной школе «Малахит» действуют театральная, хореографическая и хоровая студии/vk.com/malachite2014/Светлана Перфилова

В воскресную школу «Малахит» при храме праведного Симеона Верхотурского в Марьине ходят дети от пяти до 16 лет, ученики разделены по возрастным группам. Здесь изучают Закон Божий, библейскую историю, православное богослужение, церковнославянский язык. Особое внимание уделяют христианской этике.

В школе действуют театральная, хореографическая и хоровая студии. Два раза в неделю ребята осваивают навыки самообороны. Ученики школы посещают богослужения, экскурсии и совершают паломнические поездки.

Адрес: Новочеркасский бульвар, владения 6-8. Телефон: 8(964)595-79-99. Сайт: hsv.ru.com.

А также их родители

Воскресная школа при храме преподобного Сергия Радонежского на Рязанке действует с 2006 года. Занятия проходят в доме причта, где есть компьютерный класс, актовый зал, трапезная и даже учебная колокольная звонница. По воскресеньям ученики изучают Закон Божий, церковное пение, прикладное искусство, историческое краеведение. По субботам работают кружки: фольклор, музыка, шахматы, живопись, фотостудия, рукоделие.

Двери школы открыты и для взрослых. Священнослужители храма и преподаватели из Московской духовной академии ведут курсы по катехизису, истории церкви, литургике, библейской истории. Также старшие слушатели могут освоить роспись по шелку и валяние украшений.

Адрес: улица Окская, владение 17. Телефоны: 8(495)919-54-96, 8(916)740-52-40. Сайт: hram-ryazanka.ru.

Дореволюционные правила

Ученики воскресной школы из Лефортова участвуют в паломнических поездках по Подмосковью/hramlefortovo.ru

Программа в воскресной школе при храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове рассчитана на два года. Занятия проходят в здании при храме постройки XVII века.

— Школа соответствует классическому типу дореволюционных воскресных школ. Число учащихся невелико — порядка 15 человек, — говорит директор школы иерей Илия Тягин.

Ребята изучают Закон Божий, а еще занимаются хоровым пением, живописью, готовят театральные постановки к церковным праздникам. Певческая студия открыта для детей и взрослых. Для взрослых также проводят уроки Закона Божьего.

Ребята посещают художественные выставки, участвуют в паломнических поездках по Подмосковью.

Адрес: улица Солдатская, 4. Телефон: 8(495)361-42-15. Сайт: hramlefortovo.ru.

Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни

Каково место воскресной школы в жизни Церкви?

Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей.

Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные — только в соотнесении с ней.

Какими, должны быть программы обучения в воскресной школе?

На первый взгляд представляется несомненным, что вероучительные предметы, такие как православный катехизис, Священная история, литургика и другие, должны быть основой воскресной школы. Если наши дети будут знать заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли?

Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнаёт о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то разузнавал о Нём с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться, в первую очередь, не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько — при содействии благодати Божией — вообще в жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.

Во-вторых, обучение, как правило, невозможно без некоторого принуждения, но, когда речь идёт о взрослых церковных людях (например, студентах семинарии), то можно сказать: «Не хочешь учиться — уходи». В воскресной же школе такой подход недопустим. Принуждение при преподавании вероучительных дисциплин может отвратить от Церкви многих учеников.

Наконец, опыт воскресной школы, показывает, что воцерковлённым юношам и девушкам нетрудно самостоятельно подготовиться к экзамену по Закону Божию, даже если в воскресной школе эта дисциплина преподавалась слабо (по причине отсутствия хороших законоучителей).

Что же должно быть стержнем воскресной школы?

Что Бог пошлёт. Ответ может показаться несерьёзным, но давайте вспомним, что главной задачей воскресной школы является воцерковление детей. То есть мы хотим, чтобы дети через неё вживались в церковную общину. Для этого сама воскресная школа должна быть органичной частью приходской общины, а ведущие преподаватели школы — ее активными членами.

Но ведь общину не собирают искусственно, это невозможно. Можно и даже бывает нужно пригласить специалиста, например, преподавателя Закона Божия. Он может оказаться прекрасным благочестивым человеком, преподавателем высокого класса, у него могут возникнуть хорошие отношения с настоятелем, сотрудниками прихода и прихожанами — и всего этого, однако, недостаточно, чтобы человек стал членом общины. Тут есть какая-то тайна. Во всяком случае, ясно, что стержнем воскресной школы может быть только такая деятельность, которой могут заниматься люди, уже входящие в общину.

Конечно, при большой организаторской сноровке можно «сколотить» православно ориентированное учебное заведение с преподаванием Закона Божия и любых других предметов. Но если оно не будет живой частью церковной общины, дети не будут через него воцерковляться. Хорошей воскресной школе естественно начинаться с одного педагога — настоятеля, а потом подключаются к работе его духовные чада (по мере появления) и люди, которых приглашают специально для работы в воскресной школе.

Какие всё же наиболее предпочтительные стержневые занятия можно выделить?

Во-первых, детский хор. Образно говоря, его КПД значительно выше, чем у прочих занятий. Чтобы создать небольшой детский хор, достаточно одной комнаты для репетиций и одного православного, любящего детей профессионала-хоровика. Конечно, хор, собранный из музыкально необразованных ребят, скорее всего не сможет выступать на престижных концертах. Но через хор дети естественно привлекаются к литургии; хор сам является объединяющим делом, требует сравнительно мало средств и обеспечивает подготовку и проведение праздников. Если детский хор поёт за литургией, естественно, чтобы дети причащались. Конечно, нельзя причащать детей против их воли или ругать за нежелание причаститься.

Во-вторых, скажем об участии воспитанников воскресной школы в богослужении. Старшие мальчики могут прислуживать в алтаре. Конечно, не все. Не все хотят, не все к этому способны, не во всяком храме алтарь может вместить всех желающих. В нашем храме от алтарников независимо от возраста требуется благоговейное поведение во время службы, строгое послушание старшим, участие в уборке алтаря.

Есть воскресные школы, стержнем которых является сбор материалов о новомучениках, социальное служение, паломничества по святым местам, обучение иконописи, разным ремёслам. Таким стержнем может быть, конечно, и преподавание Закона Божия.

Продолжая тему об участии воспитанников в Богослужении, хотелось бы спросить, каков, во Вашему мнению, педагогический потенциал церковных обрядов?

Все мы знаем, конечно, что обряды не спасают сами собой. Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно есть проявление благочестия внутреннего. С другой стороны, также известно, что внешнее влияет на внутреннее. Когда человек в простоте, не гордясь, что он этим якобы угождает Богу, целует икону или зажигает свечу, или кланяется, то душа его подстраивается под действия тела, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают человеку настроиться на молитву.

Но в добавление к этому церковные обряды имеют ещё и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнает без объяснений, что батюшка — значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих христианских истин.

Здесь же заметим, что систематическое чтение детям Священного Писания (не «Детской Библии»!) и житий святых (не сказок на житийные темы!) оказывает на детей очень глубокое воздействие. Слово Божие ложится в сердце человека как семя, и, если не будет отвергнуто злым сердцем (не так даже важна реакция ума), то прорастёт и принесёт плоды. Внешне это может показаться незаметным, но значение для духовной жизни человека будет иметь гораздо большее, чем любые истины, воспринятые только умом.

Часто приходится слышать, что одной из основных проблем воскресных школ является нецерковное поведение их воспитанников. В чем, на Ваш взгляд, здесь проблема и каковы пути ее решения?

Причина подобных явлений, общих для многих церковных школ, не обязательно в плохой работе педагогов и плохом домашнем воспитании. Хотя, разумеется, недостатки есть, но, даже если бы мы были святы и гениальны, трудности с нравственностью подростков в церковной школе не исчезли бы. Почему?

Во-первых, современные дети большую часть времени проводят в нецерковной среде. Надо учитывать, что воздействие окружающего развращённого мира глубоко и оно в значительной мере обуславливает и мировоззрение и вкусы не только недавно пришедших в школу детей, но и тех, кто провёл с нами несколько лет, и даже детей из церковных семей.

Во-вторых (и это главное), кроме соблазняющего мира и действующих в нём злых духов, есть ещё таинственный промысл Божий о человеке (в том числе, и о каждом из наших учеников), не всегда совпадающий с нашими добрыми, на первый взгляд, планами.

И, в-третьих, есть свобода человека. Он или свободно принимает благую волю Божию о себе, или своевольно отвергает её и живёт так, как ему попущено.

Поэтому, не снимая с себя ответственности за духовные судьбы детей в наших церковных школах, мы всё же должны смириться с тем, что большинство подростков в переходном возрасте будет огорчать церковных воспитателей своим поведением. И должен ставиться вопрос не как совершенно избежать этого, а как нам себя вести с нашими воспитанниками, такими, какие они есть. Терпеть плохое поведение подростков — это наш родительский крест. И родителей по плоти, и родителей по школе.

В церковной школе, к которой дети не привязаны ничем внешним (например, возможностью бесплатного получения хорошего образования по какому-нибудь предмету), обязательно будет большой отсев учеников. А церковная школа, в которой нет большого отсева, столкнётся с проблемой нецерковного поведения церковных детей. Можно было бы просто отчислить всех, кто поступает недостойно высокого звания ученика церковной школы. Но это значило бы лишить детей духовной поддержки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.

Подростки не так плохи, как может показаться, когда сталкиваешься с их иногда весьма неприглядными поступками. Не всё, но многое в их поведении определяется не их произволением, а возрастом, который, как известно, проходит, и мирскими соблазнами. Поэтому правды о духовной жизни мы от ребят не скрываем, считая снижение нравственных требований опасным обманом, и зло называем злом, но и из воскресной школы их не выгоняем до последней возможности.

Если мы хотим помочь детям перерасти их вредные в духовном отношении увлечения, мы должны стараться, оставаясь самими собой, войти с ними в такой контакт, чтобы они не скрывали от нас своих взглядов, своих переживаний. Если мы будем держать в общении с детьми только высокий аскетический тон, то большинство даже верующих детей окажется вне нашего влияния.

Но стоит ли священнику идти на дискотеку, чтобы и там быть с детьми (такие опыты известны)? Думаю, что нет, иначе снисхождение к их немощи дети будут воспринимать как благословение, а это очень разные вещи. Можно знать о непохвальном поведении кого-нибудь из ребят и до времени не заострять на этом внимания, но, когда будет удобно и полезно, выказать свое действительное отношение. Если же священник сам будет участвовать в обычном времяпрепровождении современных детей (пусть даже с благой целью), то как он сможет направить их к высшему?

Как себя вести в конкретных ситуациях? Когда нужно «закручивать гайки», а когда сделать послабление? Когда жёстко поставить перед мальчиком или девочкой, а может быть, и перед целым классом, вопрос: «Или ты меняешь свое поведение, или уходишь», а когда сделать вид, что не заметил даже очень серьёзного проступка? Да поможет нам Бог в решении этих проблем.

Педагог может быть в лучшем случае живым и согласным с волей Господа, Его орудием, даже соработником, но методики спасения нет и быть не может. Есть методы обучения, методы нравственного воспитания, но нет методов спасения. Из этого, конечно, не следует, что не нужно работать с детьми, а следует, что полагаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу. Сама работа с детьми в воскресной школе должна быть внешним проявлением сердечной молитвы за них. Именно сердечной. Тут мало устной и мало умной молитвы. Должно быть сердечное, обращённое к Богу желание, чтобы подросток встал на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную. Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? Этот вопрос стоит перед каждым приходским священником и перед каждым церковным педагогом. Наши дети в трудном и опасном положении. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне определились. Их нужно буквально вымаливать.

Концепцию нашей приходской работы с детьми можно вкратце сформулировать так.

Община при храме — это большая дружная семья, состоящая из воцерковлённых людей. Дети, находясь на территории храма и общаясь с ними, постепенно сами входят в их число и становятся церковными людьми. При этом почти не имеет значения, какие предметы есть в такой воскресной школе. Важно вовлечь детей в общение, и те, кто захотят воцерковляться, воцерковятся.

В ходе осмысления выше сказанного и родилась концепция воскресной школы как своего рода семьи, в которую нужно ввести детей под любым предлогом, лишь бы только они оказались в церковной среде. Душевное общение с православными людьми, посильное участие в церковных делах, участие в богослужениях, причащение Святых Христовых Таин, конечно, очень способствовало и способствует воцерковлению детей.

Жизненность этой концепции проявилась в разных аспектах. Отмечу хотя бы то, что из нескольких десятков детей, которые прошли через нашу воскресную школу, один рукоположился, один учится в семинарии, а один стал преподавателем.

Наша концепция оказалась жизненной, если община небольшая, состоит из вполне церковных людей и между её членами существуют тёплые дружеские отношения. Тогда всё равно, чем заниматься с детьми, лишь бы они только пришли и им понравилось.

Воскресная школа, является начальной ступенью религиозного образования. При этом следует учитывать, что значительная часть учащихся воскресной школы еще стоит на перепутье, еще только стремится обрести православную веру, надеясь, что педагоги воскресной школы им в этом помогут. Учащийся приносит в своем сознании опыт мирской повседневной жизни, протекающей в семье, причем в нынешних условиях нередко уже разрушенной или находящейся на грани разрушения. Проблемы, конфликты, противоречия, обиды и разочарования, — вот тот фон, на котором предстоит строить преподавание духовных дисциплин. На уроках Закона Божия и Катехизиса учащийся постепенно знакомится с особенностями церковной жизни в христианской общине, вхождение в которую требует усвоения принципиально иных взаимоотношений: терпения, смирения, кротости, веры, надежды и любви. Проповедь о Спасении, воспринятая сначала только умом, должна еще быть разумно осмыслена и обогащена личными религиозно-мистическими переживаниями, а также практическим опытом христианского делания по преобразованию своей семейной жизни. Таким образом, воскресная школа имеет свои специфические цели и задачи, выполняя функцию своеобразного «переходного мостика», связывающего мирскую и церковную жизнь. Этот переход не может совершиться одним скачком и требует определенных усилий и времени. С одной стороны, воскресная школа должна помочь человеку духовно осмыслить имеющийся опыт жизни в миру, с другой стороны, — она должна указать ему подлинный Источник освящения и преображения этой жизни — Спасителя Христа — и сделать Его духовно близким и желанным Образом. Можно сказать, что основной целью деятельности воскресной школы является формирование произволения ко Спасению у современного человека, живущего в условиях распадающейся семьи.

Отношения между церковью и миром, опосредованные деятельностью воскресной школы, должны соответствовать евангельскому духу искупительной миссии Христа Спасителя, который не отверг мира, но принял за него добровольную крестную смерть, победив злобу мира сего божественной жертвенной Любовью. Распятие Христово — обращение и призыв человечества к подвигу полноты жизни в Боге и с Богом, подвигу непрестанного служения ближним. Руководствуясь этими соображениями, понимаешь, что в основу создания воскресной школы, воспитывающей подлинных православных христиан, должна быть положена идея духовного подвига и самоотвержения, которую нужно раскрыть на примерах, понятных современному человеку. Таким образом, произойдет необходимое углубление понятия «воцерковление» и переход к его подлинному смыслу, основанному на принятии Креста Господня.

Сказанное выше показывает, что организация воскресной школы предполагает создание специальной духовно-культурной среды, т.е. атмосферы, воспитывающей понимание и жажду христианского подвига. Желаемая духовная среда формируется соответствующей ориентацией проповедей священников и проведением преподавателями тематических занятий. Для того, чтобы уроки по духовным дисциплинам открывали глубинный смысл воцерковления, у преподавателей воскресной школы должен быть личный духовный опыт преодоления различных жизненных трудностей и испытаний. По выражению русского православного философа И.А. Ильина, «Христа надо не проповедовать, а исповедовать».

Понимая, что ученики воскресной школы, прежде всего, нуждаются в духовном осмыслении и христианском устроении условий жизни в семье, целесообразно принимать для обучения в воскресной школе не только детей, но и их родителей. Преподавание духовных дисциплин родителям должно содержать не только раскрытие догматов Православной Церкви, Заповедей Божиих и духовных законов мироздания, но и примеры проявления божественных истин в практической жизни людей. Особенное внимание следует уделять случаям из повседневной жизни, касающимся семейных отношений и воспитания детей. В таком случае родители имеют возможность открыть для себя могучий духовный потенциал православной семьи и радостное ощущение духовной сопричастности членов семьи друг другу.

Но для того, чтобы людям открылась возможность получить практический опыт семейной жизни, построенной на христианских началах, воскресная школа должна помочь им организовать новые виды общения и взаимодействия друг с другом. Поэтому при воскресной школе должна развернуться не только духовно-просветительская, но и духовно-практическая деятельность по ряду направлений, фактически соединяющая людей и восстанавливающая их прежде разрушенные взаимоотношения. К числу приоритетных направлений должны быть отнесены те, которые позволяют воссоздать совместную молитву и литургическое общение, общий досуг семьи (кружки и творческие студии), общее переживание праздников, совместные экскурсионные и паломнические поездки, общее домашнее чтение, посещение литературно-поэтических и музыкальных вечеров, совместный труд и пр. Существенным фактором регуляции и нормализации семейных отношений может стать помощь православного психолога-консультанта, осуществляющего доступный благотворительный прием.

В целом, структуру учебно-воспитательного процесса, организуемого в семейной воскресной школе, можно представить в виде трех концентрических окружностей: центральное звено — литургическое общение родителей и детей, совместное участие в церковных Таинствах; среднее звено — их параллельное духовное просвещение (катехизация); а внешнее звено — практическое общение и взаимодействие, организованное на христианских началах по ряду жизненно важных направлений.

Духовные дисциплины преподают в воскресной школе опытные педагоги.

В течение учебного года все ученики воскресной школы посещают богослужения и совместно участвуют в церковных Таинствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *