Время бодрствования 5 месячного ребенка

Режим дня ребенка в 5 месяцев

Особенности возраста

Дети в 4 и 5-месячном возрасте начинают постепенно осваивать перекатывания со спины на бок. Возможно, на краю дивана малыш приметил яркую игрушку и решил к ней подобраться, тем более он уже может взять ее в ручку. Тут важно обеспечить безопасность! Можно положить вокруг малыша подушки, чтобы смягчить возможное падение.

В этом возрасте уже можно легко рассмешить кроху. Он узнает в лицо своих близких, искренне радуясь приходу мамы. Гуление становится разнообразнее, ребенок активно осваивает звуки «б» и «м». Около 5 месяцев ребенок уже пытается связать несколько слогов между собой в логическую цепочку.

Если взять на руки ребенка 5 месяцев и дать ему возможность опереться ножками о твердую поверхность – он будет стараться стоять. Ребенок становится с каждой неделей сильнее и увереннее в себе. Весь мир переворачивается с ног на голову. Раньше малыш больше времени проводил лежа, не замечая, сколько всего вокруг интересного! Но на спине детям больше не лежится, они все время стараются перевернуться на живот, что им и удается сделать к концу 5 месяца жизни.

К этому времени у многих малышей появляются первые признаки прорезывания зубов, чем обусловлено непреодолимое желание крохи тянуть все в рот – игрушки, свои кулачки, мамины пальчики.

Нормы сна и бодрствования

Всего дети в этом возрасте спят около 15 часов в сутки, из них около 10 ч ночью и около 4 ч днем.

До 5 месяцев сложно говорить о режиме дня, его нет. Первые месяцы ребенок живет в ритме поел-поспал-пободрствовал. А вот к 5 месяцам уже обычно начинает устанавливаться ночной сон, и время засыпания на ночь становится более-менее стабильным (около 10-11 часов). А с ним стабилизируется время пробуждения утром. Поэтому можно зафиксировать примерное время для засыпания на ночь и время утреннего подъема.

И в этом возрасте уже можно попробовать установить время первого утреннего сна, который обычно случается через 1,5-2 часа после пробуждения. Идеальное время для него с точки зрения биоритмов – 8.30-9.30. Но не 10 и не 11 часов, так как по своей структуре утренний сон является продолжением ночного сна.

В зависимости от времени и длительности утреннего сна у малышей 5 месяцев, как правило, есть еще 2-3 дневных сна, которые происходят «по усталости», но закончить их желательно не менее, чем за 2 часа до ночного сна. То есть в этом возрасте лучше организовывать режим дня с 3-4 дневными снами.

Общее время бодрствования за день около 9 часов. Но ребенок еще настолько мал, что не может выдержать больше 2,5-3 ч подряд. Потому основная задача взрослого – не перегуливать возрастную норму по времени бодрствования, чтобы не переутомить ребенка, и вовремя уложить его на сон. Важно учитывать, что время бодрствования в течение дня растет от 1,50 до 3 часов: утром оно самое короткое, днем – среднее, перед ночным сном – самое длительное.

Особенности сна в этом возрасте:

— На четвертом месяце многие дети переживают «регресс сна». А кто-то и в 5 месячном возрасте.

— Уже формируются первые сильные ассоциации действий мамы с процессом засыпания, т.е. могут формироваться привычки на сон. Потому стоит разнообразить свою помощь в момент засыпания ребенка.

— Некоторые дети могут проспать до 8 часов без кормлений. Особенно детки на искусственном вскармливании. Но важно ориентироваться на своего чадо, потому как не все готовы отказаться от ночных кормлений.

— У ребенка в 5 месяцев появляется первый «мягкий» режим, как правило, с 3 дневными снами. Если 1 и 2 сны короткие, и их не удается продлить, тогда может быть и 4ый сон, чтобы избежать недосыпа ребенка.

Питание

С 4 до 7 месяцев начинается введение первого прикорма (по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения: для детей на грудном вскармливании с 6, на искусственном – с 4 или 5 месяцев). Он дополняет смесь или грудное вскармливание, ведь с возрастом малыш становится активнее, и ему уже важно добавить калорий и новых питательных веществ. Для 4-месячного крохи еще рано для новой пищи, пищеварительная система еще не совсем готова. После 7-8 месяцев достаточно позднее время для начала прикорма, т.к. твердая пища (по сравнению со смесью и грудным молоком) требует иных усилий со стороны артикуляционного аппарата и новых навыков (малыш учится владеть язычком, осваивает жевательные и глотательные функции, привыкает в новой пище, стимулируется выработка ферментов), что благотворно потом сказывается и на развитии речи и пищевого интереса.

Обычно специалисты советуют начинать с 1 гипоаллергенного продукта (правило монопродукта) и с самого утра. Важно наблюдать в течение дня за состоянием ребенка, его стулом и кожей. Если все идет хорошо, и малыш привык к одному продукту, то можно начать вводить следующий (через 3-5 дней). Обычно начинают введение прикорма с овощных пюре (кабачок, цветная капуста, тыква, морковь), но в некоторых случаях (например, при недовесе крохи) – допустимы каши. Вначале лучше дать попробовать прикорм, потом можно докормить смесью или грудью. Педиатры советуют объем прикорма увеличивать постепенно (можно начать с 0,5-1 чайной ложки 3 раза в день). Следует учитывать некоторые особенности развития ребенка и его готовность при введении прикорма. Рекомендуем обсудить со своим педиатром начало введения прикорма.

Некоторые детки могут спать ночью до 8 часов без кормления. Но не все. Большинство еще нуждается в привычном для них способе успокоения и засыпания, потому могут просыпаться на кормление около 3 раз. К тому же в этот период начинают прорезываться зубки, и детской нервной системе нужна помощь и поддержка мамы или папы в этот момент. Когда проходит острый период (через 3-5 дней) пробуем помогать малышу выдерживать 4-часовую паузу в еде ночью. Ребенку уже важен хотя бы 1 раз в день опыт засыпания без груди или бутылочки.

Пример режима

А теперь разберемся с примерным режимом. Важно в течение дня равномерно распределить сны и время бодрствования малыша.

Итак, подъем может быть с 6 до 7.30. Постепенно вводите ритуалы на пробуждение, чтобы ребенок учился понимать начало дня и различать день и ночь. Они не менее важны, чем ритуалы на засыпание вечером. Тут могут быть: раскрытие штор, включение света, веселая потешка или песенка на пробуждение, приветствие любимой игрушки и т.д. Далее можно после кормления организовать массаж или гимнастику. Тут не нужно профессиональных навыков массажиста, главное – теплые мамины руки, поглаживания и легкие упражнения. После этого малыш сможет 10-15 минут погулить самостоятельно, когда мама где-то рядом готовит себе завтрак.

И уже через 1,5 часа после пробуждения можно организовать 1ый дневной сон. По своей структуре он самый глубокий и качественный, потому лучше его продлить до 1-2 часов. Можно покормить на пробуждение. Далее запланируйте совместные активные игры с малышом или прогулку на улице (в режиме желательно найти время на 1-2 прогулки).

С 12.00 до 13.00 можно организовать начало 2ого дневного сна, ориентируясь в режиме на среднее время бодрствования по возрасту и признаки усталости малыша. Наблюдение за состоянием и признаками усталости ребенка в течение нескольких дней поможет вам определить комфортное время бодрствование, подходящее именно вашему карапузу. Это облегчит задачу, когда выстраивается режим подрастающего ребенка. Второй сон также рекомендуется длительностью до 1-2 часов. На пробуждение снова покормите малыша. И немного поиграйте с ним.

Около 16.00 можно организовать третий сон. Этот дневной сон может быть коротким – длительностью до 1 часа. Если же не удалось продлить 1ый или 2ой сон, тогда 3ий лучше сделать подольше, чтобы добрать дневную норму сна для этого возраста (около 3,5-4 часов). К 5-6 месяцам допустимо также делать и 4ый сон, если малыш переутомился, предыдущие сны были короткие и их не удалось никак продлить. Но все дневные сны должны закончиться до 17.30, чтобы не привести к позднему укладыванию на ночь.

За 2 часа до сна лучше исключить повышенную активность и просмотр телевизора (в том числе фоном) и перейти к спокойным играм. За час до ночного сна можно организовать купание. Если эта водная процедура возбуждает малыша, попробуйте сделать потеплее воду или перенести ее на более раннее время. Не забудьте про ритуалы на засыпание, чтобы помочь малышу переключиться из активности в спокойное состояние и настроиться на сон. Перед таким длительным ночным сном малышу важно получить общение с мамой, её тепло, заботу и прикосновения.

Около 19.30 в этом возрасте можно организовать ночной сон. Если малыш спал 4ый сон днем, то время ухода на ночь может быть чуть позже (речь идет еще о «мягком» режиме).

Помните, что приведенные выше нормы и режим дня ребенка являются усредненными, с допустимыми отклонения в ту или иную сторону. Следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален!

Чем занять Время Бодрствования

Время бодрствования – это период времени, когда непоседа не спит: кормление, смена подгузника, игры, прогулка, ритуалы перед сном. Сон малыша непосредственно связан с количеством и качеством его бодрствования в течение дня. Общение с ребенком, занятия, игры необходимы всем деткам для их хорошего развития и спокойного засыпания. Ребенок, который не получает необходимых эмоций и активности днем, особенно долго засыпает или болезненно реагирует на разлуку с мамой ночью.

Чем старше дети, тем больше им нужно тратить энергии в течение дня. Ребенок должен насыщаться необходимыми эмоциями и впечатлениями от мамы и от окружающего мира. С полугода необходимо увеличивать физическую и психическую активность днем, стимулировать работу мозга и нервной системы малыша. В физическую активность входит все, что развивает двигательную сферу: прогулки, зарядка, гимнастика, массаж, бассейн и т.д.

Помните про важную роль эмоционального развития в этом возрасте: комментирующая речь во время купания, кормления или одевания, потешки, ласковые слова, проговаривание эмоций малыша, развивающие занятия, совместные и самостоятельные игры и т.д. Все это развивает эмоциональную сферу.

Таблица с примерным распорядком дня

  • 6:00-8:00 Пробуждение малыша, утреннее кормление с последующим выполнением обязательных гигиенических процедур, воздушные ванны, легкий массаж, общение с мамой;
  • 8:00-10:00 Первый сон, совмещенный с прогулкой на свежем воздухе;
  • 10:00-12:30 Второе кормление, выполнение гимнастики, массаж, активное бодрствование.
  • 12:30-14:30 Дневной сон.
  • 14:30-17:00 Третий прием пищи, активный досуг, заполненный развивающими играми и физическими упражнениями.
  • 17:00-19:00 Сон на свежем воздухе.
  • 19:00-21:30 Четвертое кормление, развивающий досуг, общение с членами семьи, купание крохи.
  • 22:30 Последний прием пищи.
  • 23:00-6:00 Сон до утра.

Другой вариант:

Ознакомившись с данным распорядком, каждая мама может подстроить его под индивидуальные потребности своего пятимесячного ребенка.

Родителям крохи следует подготовиться к тому, что в пять месяцев у него могут появиться первые зубки. Это знаменательное событие может проявляться по-разному: одним малышам оно не доставляет особых мучений, другие же реагируют на него повышением температуры, постоянными капризами, расстройством стула и нарушением режима сна. Это на какое-то время может стать причиной непредсказуемого поведения недомогающего крохи, чреватого несоблюдением привычного распорядка дня.

К счастью, такие периоды достаточно кратковременны. После прорезывания зубов маме следует позаботиться о возвращении крохи к прежнему режиму.

Сон

Ночной сон пятимесячного ребенка обычно бывает крепким: плотно подкрепившийся малыш способен проспать около десяти часов, не требуя кормления и не тревожа спящих родителей. Чтобы добиться такого результата, мама должна правильно организовать дневной отдых своего малыша, разбив его на три двухчасовых периода:

  1. Первый сон необходим малышу после двухчасового утреннего бодрствования. Если погодные условия тому благоприятствуют, мама может отправиться с ним на прогулку, поскольку именно в утренние часы сон на свежем воздухе будет наиболее благоприятен для него.
  2. Второй сон крохи приходится на послеобеденное время. В теплое время года и его можно совместить с прогулкой.
  3. Третий раз ребенка следует уложить уже в вечерние часы. В этот момент на прогулку с малышом может отправиться папа, вернувшийся с работы.

Именно такой режим дневного сна педиатры считают оптимальным для ребенка. Если малыш разоспался, превысив отведенный двухчасовой лимит, следует осторожно его разбудить, чтобы не выбиться из привычного распорядка дня.

По теме сна:

  • Как уложить ребенка спать без слез и капризов — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-ulozhit-rebenka-spat-bez-slez-i-kaprizov.html;
  • Приучаем ребенка спать в своей кроватке отдельно от мамы (видео, реальные истории) — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-priuchit-rebenka-spat-otdelno.html;
  • Укачивать ли ребенка перед сном: до какого возраста можно укачивать — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-ukachat-rebenka-spat.html;
  • Ребенок спит только на руках, а положишь просыпается — проблема или нет — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/rebenok-spit-na-rukah.html;
  • С какого возраста ребенку можно спать на подушке — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/s-kakogo-vozrasta-rebenku-mozhno-spat-na-podushke.html.

Кормим

В 5 месяцев ребенок за день должен съедать не менее литра грудного молока. Во время кормления он уже не дремлет, а очень активно сосет грудь. Именно в этом возрасте следует постепенно отучать малыша от привычки засыпать исключительно у маминой груди. Каждый период дневного сна теперь следует начинать не с кормления, а с укачивания.

Исключение следует сделать перед укладыванием крохи на ночь: в этот момент мамина грудь будет для него не только источником питания. Быстро успокоившись, малыш будет спать особенно крепко.

Пятимесячные младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, по-прежнему не нуждаются в прикорме: им вполне достаточно тех питательных веществ, которые содержатся в материнском молоке. Бывают случаи, когда маминым молочком малыш не наедается и потому часто капризничает и почти не набирает вес. Такая ситуация является основанием для его перевода на смешанное вскармливание с использованием безмолочных каш. Через некоторое время каши можно сделать молочными.

Если в рацион ребенка искусственника прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте, график его питания будет выглядеть следующим образом:

  • 6:00 Кормление кефиром или молочной смесью (200 мл).
  • 10:00 Кормление прикормом: безмолочная каша (150 мл), творожок (40 г), овощной сок (100 мл). Кашка может быть рисовой, гречневой или кукурузной.
  • 14:00 Кормление овощным супом или пюре из картофеля, кабачка или цветной капусты, заправленным капелькой растительного масла (150 мл).
  • 19:00 Кормление молочной смесью (200 мл).
  • 22:30 Кормление кефиром или смесью (200 мл).

Читаем также: вводим прикорм ребенку на ИВ

Вводя новые продукты в рацион крохи, следует следить за его стулом и состоянием кожных покровов: при появлении высыпаний и изменении характера испражнений от них необходимо немедленно отказаться.

Гуляем

Частота и продолжительность прогулок в основном зависят от погодных условий. В холодные дни можно погулять с малышом не более сорока минут, в теплые дни – до нескольких часов.

При идеальном стечении обстоятельств все периоды дневного отдыха можно совместить с прогулками, поскольку активное поступление кислорода улучшает качество сна: он становится более продолжительным и глубоким.

Во время прогулок необходимо знакомить кроху с предметами и явлениями окружающего мира, сопровождая все увиденное простыми комментариями, доступными его пониманию.

Развиваемся

В возрасте пяти месяцев ребенок овладевает целым комплексом навыков. Он умеет:

  • Узнавать близких людей и собственное отражение в зеркале;
  • Радостно реагировать на материнский голос;
  • Тянуться к понравившемуся предмету, хватать и отнимать его;
  • Нажимать на клавиши и кнопки музыкальных инструментов;
  • Играть с погремушкой и пищалкой;
  • Обследовать форму и фактуру предметов, ощупывая их ручками;
  • Тянуть в рот свои ручки/ножки и все, что попадется ему под руку;
  • Следить глазами за предметом, поворачивая голову в любом направлении;
  • Самостоятельно переворачиваться со спинки на бочок, а потом – на животик. Перевернуться в обратном направлении тоже не составляет для него большого труда;
  • Подолгу лежать на животике, разглядывая окружающую обстановку;
  • Опираясь на головку и коленочки, приподнимать таз и туловище;
  • Совершать первые попытки к самостоятельному сидению (когда малыш начинает самостоятельно присаживаться?);
  • Крепко ухватившись за пальцы взрослого, приподниматься и занимать вертикальное положение.

Не стоит форсировать развитие малыша, заставляя его выполнять действия, которые уже освоил ребенок близкой подруги. Пятимесячные ребятишки развиваются совершенно индивидуально: сегодня он мало что умеет, а неделю спустя может освоить сразу несколько навыков, оставив «соперника» далеко позади. Залогом успешного развития малыша служат ежедневные занятия с мамой.

Читаем также: навыки ребенка в 5 месяцев

Игры и занятия

Для успешного развития крохи в пять месяцев можно приобрести несколько ярких игрушек, оснащенных комплексом звуковых эффектов. Наиболее полезными для него будут:

  • Мягкие игрушки с вшитыми пищалками, твердыми шариками, вставками из фольги;
  • Детские барабанчики и многоцветные погремушки;
  • Яркие матрешки;
  • Куколки для пальчикового театра;
  • Озвученные мягкие зверюшки, исполняющие песенки и сказки;
  • Детские музыкальные инструменты (пианино, металлофон). Полноценной заменой таких инструментов могут стать ложки, кастрюля с крышкой и т. п.

Каким должно быть содержание развивающих занятий?

Пятимесячный ребенок очень смышлен и любознателен. Он уже понимает, что означает «нельзя», правильно реагирует на слова: «дай», «на», «иди к маме». Пониманию малыша доступны разные интонации: при ласковом обращении он будет улыбаться, а в ответ на ворчливое замечание может заплакать.

  • Следует продолжать чтение книжек, рассматривание картинок. Крохе можно показывать фотографии членов семьи и рассказывать о них;
  • Рассказывая малышу стихи и потешки, очень полезно поглаживать, разминать и растирать его крохотные пальчики: такой массаж будет способствовать улучшению кровообращения, активизации речевых центров и стимуляции функционирования внутренних органов. Для выполнения массажа мама может использовать грецкий орешек, мячик или карандаш, перекатывая их между детских ладошек или по внешней поверхности кистей рук;
  • Желая позабавить кроху, можно, подхватив на руки, дать ему полетать «самолетиком». Не меньший восторг вызовет возможность попрыгать на коленях у кого-нибудь из домашних;
  • Обходя квартиру с крохой на руках, необходимо продолжать знакомить его с названиями находящихся в ней предметов;
  • Можно знакомить кроху не только с разной фактурой материала, но и с разностью физических свойств, дав ему прикоснуться к кусочку льда или к кружке с теплым чаем;
  • С ребенком необходимо разговаривать как можно больше, стараясь четко и правильно произносить слова, помня о том, что они откладываются в его памяти, создавая пассивный лексический запас.

Гимнастика и физическое развитие

Досуг ребенка должен быть активным, поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы предоставить ему свободное и безопасное пространство для выполнения физических упражнений (читаем статью о том, как обезопасить для ребенка дом).

  • Очень важно учить кроху ползать. Выложив ребенка на пол и подставляя ладони под маленькие пяточки, необходимо давать ему возможность отталкиваться и совершать первые попытки к продвижению вперед (когда малыш начинает ползать);
  • Невероятно полезны для младенца гимнастические упражнения с большим мячом, улучшающие растяжку и укрепляющие мышечно-связочный аппарат (читаем о правильных упражнениях на фитболе);
  • Малыша, еще не научившегося самостоятельно переворачиваться со спинки на животик, следует постоянно поощрять к этому, подкладывая под бочок ладонь или выкладывая неподалеку от него любимую игрушку;
  • Можно только приветствовать желание многих родителей научить своих малышей плавать. Регулярные занятия в бассейне способствуют расширению легких и улучшению координации движений. Ребятишки, умеющие плавать, быстрее начинают ходить. Длительность плавательных нагрузок должна составлять не более десяти минут. Чтобы малыш занимался с удовольствием, необходимо превратить процесс в увлекательную игру, используя яркие озвученные игрушки. После плавания необходимо сделать крохе расслабляющий массаж.

Читаем также: развитие ребенка в 5 месяцев

Причины нарушения распорядка дня и способы их преодоления

Чаще всего сбои в режиме сна и питания пятимесячного младенца происходят по вине:

  1. прорезывания первых зубов.
  2. чересчур активного введения нового прикорма в рацион.

Облегчить состояние крохи, капризничающего в период прорезывания зубов, можно при помощи специальных игрушек-прорезывателей, предназначенных для массажа разбухших и зудящих десен.

Если причиной детских капризов стало нарушение правил введения прикорма, следует на время полностью исключить проблемный продукт из рациона малыша. По прошествии нескольких дней можно попробовать ввести его снова, но уже очень маленькими порциями, внимательно присматриваясь к реакции детского организма.

Поскольку кроха, еще не умеющий говорить, сообщает о неудовлетворенных потребностях исключительно громким плачем (читаем статью о том, как понять причины плача детей), заботливой маме следует как можно быстрее установить и устранить его причину (плач может быть обусловлен недостатком внимания, чувством голода, сильным переутомлением).

Грамотно выстроенный распорядок дня для малыша в 5 месяцев является гарантом отличного самочувствия ребенка, дисциплинирующим его поведение и стимулирующим успешность физического и интеллектуального развития.

← режим дня в 4 месяца режим дня в 6 месяца →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *