Я не понимаю математику

$show_meta = false; ?>

Ребёнок совершенно не дружит с математикой. Этот вывод для многих родителей звучит, как приговор, особенно если они и сами в детстве имели трудности с изучением самой логичной, точной и последовательной из наук. Для них самих загадка, что делать в ситуации, если не понимаешь математику даже на самом элементарном уровне, не говоря уже об интегралах, уравнениях с двумя неизвестными.

Дети, не способные решить простые задачи, есть в каждом классе. Их трудности, как правило, становятся проблемой всей семьи. В попытках хоть как-то выровнять оценки мамы и папы активно включаются в процесс решения домашних заданий, часами разбирают одни и те же задачи, нанимают репетиторов… Но далеко не всегда получается добиться желаемых результатов. Что делать, если ребёнок не понимает математику?

Варианты решения задачи

Каждый выбирает свой путь. Кто-то, махнув рукой, принимает детскую неспособность понять математику за норму и радуется, что в других дисциплинах у школьника всё нормально. Другие родители не перестают бороться и упорно пытаются развить у ребёнка математические способности всеми доступными способами. Но есть и третья группа людей, которые считают, что математику вообще нужно исключить из школьной программы.

Неужели и правда мы пришли к тому, что потребность в изучении царицы наук отпала? «Ну а что делать, если совсем не понимаешь математику?» — скажет типичный гуманитарий, который в своё время здорово с ней намучился. И таких людей очень много.

В противовес этому мнению приведу слова А. Д. Александрова: «Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка».

Даже филологи признавали, что им не хватает логичности суждений, чтобы правильно делать анализ, систематизировать информацию, делать правильные обоснованные выводы. Значит, исключение науки из школьной программы всё-таки может стать причиной серьёзного пробела в развитии детского интеллекта.

Возможно ли вообще понять математику?

Любой математик вам скажет, что более простой в изучении науки, чем математика, не существует в природе. Почему?

  1. Если вы поняли принцип образования формулы, вам не придётся её учить наизусть.
  2. Математический курс – самый связный и логичный.
  3. Математика не даёт возможности дать неточный или несвязный ответ.
  4. Все, кому удалось открыть для себя мир чисел, формул, уравнений, считают царицу наук самой стройной, красивой и изящной.

А теперь вернёмся к проблеме, что делать, если вообще не понимаешь математику. Давайте проведём небольшое исследование, которое состоит в единственном вопросе:

«Ребёнок по всем предметам отстаёт, или такой чести удостоилась только математика?»

Ответ вполне предсказуем. Скудные способности показывают единицы. И, как правило, это случаи серьёзных нарушений развития. В основном же дети вполне успевают и в гуманитарных науках, и в изучении иностранных языков. А ведь английский язык, имеющий строгую логичную структуру, гораздо более трудный для понимания, чем математика. И если ребёнок имеет хорошие результаты здесь, то причина точно не в способностях.

Почему ребёнок не понимает математику?

Согласиться с тем, что ребёнок не имеет к математике способностей, легче всего. Но мало кто пытается выяснить, что же за этим стоит. Психологи, проведя ряд исследований, вывели несколько причин развития трудностей с изучением точной науки:

  1. Ребёнок не понимает не науку, а условие задачи, поскольку ещё не очень хорошо читает (это касается младших школьников). Если не замечать этот факт сейчас, в дальнейшем проблемы с математикой будут только расти, так как каждая новая тема является продолжением предыдущей.
  2. В математике есть такие понятия, как «требуется», «условие», «доказательство», «необходимо». Всё это слова жёсткие, повелительные и могут вызывать неприятные эмоции на подсознательном уровне. Так блокируется восприятие информации. В итоге, ребёнок не понимает математику, а родители пытаются решить извечный вопрос: «что делать?»
  3. Малышу мешает неуверенность. Даже среди взрослых есть люди, которые с лёгкостью берутся за решение трудных задач, и есть такие, что стараются избегать любых трудностей. Отсутствие способностей к математике у детей часто связано со страхом потерпеть поражение.
  4. Выбран неверный подход – вместо интересного преподавания, что раскрывает всю прелесть великой науки, ребёнку предлагают просто выучить учебный материал.
  5. Взрослые (учителя и родители) сами убедили малыша в его несостоятельности. Они могли прямо говорить о его ограниченности в данной сфере или же просто вовремя не поддержали попытки ребёнка понять и полюбить царицу наук.

Что делать если ребёнок не понимает математику – советы

Задача родителей и педагогов – пробудить в детях живой интерес к математике, показать возможности, которые она открыла перед людьми.

Совет первый:

Оглянитесь вокруг. Всё в природе находит своё отражение в числах или формулах. Когда малыш поймёт это, он увидит смысл в обучении и захочет заглянуть глубже.

Совет второй, традиционный:

Поощряйте детский интерес, хвалите за усердие и решённые задачи, учите воспринимать ошибки, как основу для поиска правильных решений.

Совет третий, самый главный:

Стандартная школьная форма преподавания, увы, подходит не всем детям. Найдите хорошего учителя – такого преподавателя, который сам любит науку и может научить ей вашего ребёнка.

Читать также:

Чем занять ребенка в 5 лет дома
Чем занять ребенка в 4 года дома
Развитие внимания детей дошкольного возраста и учащихся младших и средних классов

Видео

Предположим, что математика уже в начальной школе ребёнка идёт туго, со скрипом. Трудно и скучно складывать и вычитать, не говоря уже о чём-то более сложном. Новые темы никак не хотят укладываться в голове. Писательница и мама троих детей Ксения Букша рассказывает, основываясь на собственном опыте, как помочь ребёнку освоить математику.

Раскладываем трудности по полочкам

На уровне 1–5-го классов неспособных к математике детей не бывает. Но бывают дети с конкретными трудностями, которые можно и нужно преодолеть. Подумаем, почему ребёнку трудно с математикой.

Вот возможные варианты или их комбинации.

  • Плохо считает, нет навыка счёта. Не очень хорошо знаком с числами.
  • Не может вникнуть в суть поставленной задачи, с трудом понимает, что надо делать. Пробует все варианты («Так неправильно? Тогда попробую разделить», «В три раза больше — здесь нужен плюс или минус?»).
  • Усваивает шаблонное решение, но не может его доработать. Столкнувшись с малейшим изменением условий, впадает в ступор.
  • Не умеет читать сложные тексты. В результате не понимает ни описания правил, ни текста задачи. Если на пальцах объяснить, что надо делать, сразу решает нормально.
  • В голове не укладываются концепции. С трудом их понимает и быстро забывает. Такой ребёнок может сто раз услышать объяснение, что такое икс (неизвестное), но так и не понять.
  • Не развит навык наглядного представления. Не может представить себе, нарисовать схематичную картинку, «увидеть в уме».
  • Короткое внимание: всё понимает, но делает кучу ошибок, особенно в длинных сложных примерах.

Как видим, математика раскладывается на множество разных навыков. Когда мы выяснили, в чём проблема, мы можем её решать. Заранее прошу прощения у учителей и методистов: я всего лишь родитель, а мои мысли по этому поводу — всего лишь частное мнение, хотя я стараюсь его обосновывать.

Ждём, пока созреет способность абстрактно мыслить

Мозг нейротипичного ребёнка дозревает до абстрагирования и обобщения далеко не сразу. У некоторых это происходит раньше, у других позже. Например, не все дети могут соотнести число и количество. Для очень многих и во 2–3-м классе есть только «15 яблок», а просто «15» нет.

При этом они как-то привыкают оперировать числами, и пробел в базовом понимании не очень заметен, пока речь не заходит о чуть более сложных вещах. Например, именно им трудновато понять, почему не может быть «полтора» в ответе на вопрос «сколько землекопов?». А уж когда начинаются проценты или задачи на скорость и расстояние, становится совсем сложно.

Стоит вернуться назад к конкретике. Возможно, для понимания дробей пока нужно проговаривать «в числителе арбузы, в знаменателе мальчики; 21 арбуз достался 42 мальчикам — каждому по половинке арбуза». Даже в пятом классе почти все концепции ещё можно заземлить до конкретики.

Развиваем навыки счёта

Просто учиться считать — это скучно. Нам помогут всевозможные игры с числами. Для начала — усложнённые ходилки с 2–3 кубиками (когда за один ход максимум — 18 очков, а не 6), потом — разнообразные игры в кости, где нужно считать очки.

Самая простая игра известна мне под названием «единичка»: игроки по очереди бросают один кубик (или два, или три), пытаясь добраться до сотни очков. Серия прерывается, когда у игрока выпадает хотя бы одна единичка: в этом случае очки за эту серию сгорают, и нужно уметь остановиться вовремя.

Очень рекомендую покер на костях. В этой игре есть ряд комбинаций, каждую из которых надо выбросить за три попытки. Эти попытки можно копить. Игроки делают ходы по очереди, выигрывает тот, кто первым выполнит все комбинации. Помимо простого навыка складывания очков, покер постепенно развивает тонкое понимание случайности и вероятности, просчитываемого риска и шансов. В такой покер может научиться играть даже шести- или семилетка.

Для отработки деления и умножения мы с дочкой говорили о числах как о «родственниках». Например, у числа 72 очень большая «семья»: у него есть «детки» 24 и 36, есть «внуки» — 2, 3, 4, 6, 12, 18. А вот число 37 не завело себе никакой «семьи», оно простое. Зато если «поженить» его с другим «одиночкой» — 41, у них получится вместе 78, теперь можно «заводить детей и внуков». Это хорошо помогает ориентироваться в таблице умножения.

Учим видеть и наглядно обобщать задачу

Чтобы хорошо схематизировать, надо уметь выделять именно то, что важно для условия задачи, и схематично изображать это на картинке. Сначала мы учимся выделению главного. Это знаменитые игры «что лишнее?», в которых может быть и несколько ответов. Арбуз, аист, абрикос, виноград — что лишнее? Смотря по какому признаку.

В учебнике Петерсон есть чудесные задачи, загромождённые кучей ненужных данных или лишённые необходимых условий. В задании автор просит найти и выделить только те условия, которые нужны для решения, а если их нет — указать, чего не хватает. Научившись видеть задачу, можно перейти к схематизации.

Многие дети вообще не понимают, зачем рисовать схемы к задачам и почему это проще. Всё потому, что схемы эти даны готовыми. Но по какому принципу они строятся? Почему, например, неважно, какой длины сам поезд, если он едет из А в Б? Как нарисовать «3 часа»? А «все груши, посаженные мальчиками»?

Можно вместе рисовать схемы разных задач, а потом предлагать ребёнку придумывать похожие. Такие задания есть и в учебниках, но там их мало. Для некоторых эта трудность вообще определяет все отношения с математикой, да и вообще с упорядочиванием данных, абстрагированием, обобщением, поиском решения.

Оттачиваем логику

Логика — один из инструментов, которые нужны всем. Нет людей, которые были бы не склонны к логике, есть те, у кого она «не поставлена». Это как умение орудовать шуруповёртом: научиться может каждый, у кого есть руки. Вы можете сами оценить, насколько железная у вас логика. Я очень люблю вот этот чудесный тест.

Человека с логикой не способна заморочить никакая пропаганда или реклама, его не запутает недобросовестный банк, он гораздо лучше ориентируется в окружающем мире.

С детьми можно начать с простых силлогизмов, которые иногда звучат смешно, но приводят к пониманию очень важных штук. Например, услышав от кого-нибудь сентенцию «мальчики не плачут», ребёнок может уточнить: «некоторые или все?»

Если дети не проходят понятие множества, стоит хоть немножко вместе с ним порисовать «кружочки» (не обязательно сразу вводить все понятия) и порешать соответствующие задачи: вот мальчики, вот коты, а вот те, кого зовут Вася. Где мальчики, которых зовут не Вася? А где тут девочки? А где кот Барсик?

Развиваем воображение

Воображение необходимо для всего, что связано с математикой и логикой. (Я даже не пишу «как ни странно», потому что это совершенно не странно.) Особенно умение мыслить образами.

Я очень люблю игру, в которой родитель и ребёнок по очереди задают друг другу «графические загадки», не имеющие точного ответа. Каждый рисует серию непонятных геометрических фигур или их комбинаций (точка в треугольнике, молния и круг, несколько кругов, касательные…), а другой дорисовывает их так, чтобы получилась картинка. Чем остроумнее решение, тем больше удовольствия получают оба игрока.

Существует много древних и новых игр, в которых нужно складывать узоры из деталей и фрагментов яйца (колумбово яйцо), квадрата, по-разному раскрашенных граней кубика («Сложи узор»). Есть и трёхмерные наборы, например «Пентамино». Речь не о том, чтобы выполнять задания, хотя все эти наборы можно использовать и так, но именно о творчестве из имеющихся деталей и об умении увидеть образ.

А можно ещё вырезать снежинки, дорисовывать симметричных бабочек и человечков, придумывать шифры, рисовать лабиринты и карты. Всё это и есть развитие математического воображения.

Учим ребёнка вычленять, чего конкретно он не понимает (метакогниция)

Я уже не раз писала про неё — и в связи с математикой, и в связи с сочинениями. Вкратце метакогниция — это умение «понимать, как я думаю», «знать, чего именно я не знаю», осознание своего мыслительного процесса. Именно этому почти никогда не учат в школе, а иногда даже портят уже развитую способность. Предполагается ведь, что есть простые и сложные способы решения той или иной задачи. Часто это так и есть, но порой гораздо ценнее умение идти самому и по шагам проверять себя: «Так нужно делать? Я прав?»

Совместные рассуждения (и я не про математику) ценны и тем, что сближают ребёнка и родителя, и тем, что мы показываем, как проходит процесс думания. Он не должен быть гладким и автоматическим. В нём есть тупики, неожиданные повороты. «Наше первоначальное предположение неверно, а это значит, что нужно идти не по дороге 1, а по дороге 2». Кстати, это пригодится и в школьной математике, когда нужно будет понимать доказательства теорем. Ведь хорошо запоминается только то, что прошёл сам своим умом, когда смог повторить чужие рассуждения и знаешь в них каждый поворот.

Царица наук многим дается нелегко: формулы приведения, логарифмы, интегралы и синусоиды часто отпугивают даже самых смелых и отчаянных. Но что делать, если вы не можете отличить не только параллелограмм от параллелепипеда, но и треугольник от квадрата?

Неспособность к математике, дискалькулия, изучена слабо. Но статистика — вещь упрямая: от 5 до 7% детей в мире живут с дискалькулией. Речь идет не о непонимании тригонометрии, стереометрии и всего того, что называют «мне это в жизни не пригодится», а о ситуации, когда 4 + 3 = проблема, хотя тебе уже не пять и даже не десять лет. И волшебной таблетки от этого психоневрологического расстройства нет.

Болезнь или нет?

Впервые о дискалькулии как о самостоятельном недуге заговорили только в начале нынешнего века. В 2001 году в Великобритании ее официально признали неспособностью к обучению.

Дискалькулия занесена в Международную классификацию болезней, но единогласного мнения о том, считать ли расстройство болезнью или нет, у специалистов нет. При этом отличить ребенка с этим расстройством от детей, которые просто испытывают сложности с математикой, можно.

При дискалькулии ребенку дается тяжело только математика, причем отставание сильно противоречит общему уровню интеллекта и успеваемости по другим предметам. У ребенка возникают трудности с ориентацией во времени и пространстве, а также проблемы с логико-грамматическими конструкциями.

Возникает при дискалькулии и феномен негативной памяти: дети с расстройством запоминают свои ошибки чаще правильных ответов. К тому же они испытывают панический страх оставаться один на один с математическими задачами.

Людям с дискалькулией независимо от возраста тяжело адаптироваться в социуме, также они испытывают повышенную тревожность.

Дело в генах?

Как правило, дискалькулия — врожденное расстройство. Обычно у ребенка с таким диагнозом кто-то из родителей тоже плохо понимает математику. Но бывает и так, что в семье экономистов и физиков-ядерщиков рождаются дети, не способные к арифметике.

Впрочем, дискалькулию можно получить и в течение жизни из-за психологических травм. Например, если ребенка ругать за ошибки и силой заставлять учить цифры, это может привести к неуверенности, замкнутости, нежеланию изучать математику. А впоследствии и к дискалькулии.

Неспособность к счету может проявиться в зрелом возрасте, когда детские сады, школы и университеты уже позади. Иногда это происходит из-за серьезных черепно-мозговых травм.

При тяжелых повреждениях мозга проявляется крайняя степень расстройства — акалькулия. Человек не в состоянии выполнять простейшие математические действия, путает написание чисел, сбивается при устном счете.

Прежде чем ответить на вопрос задачи, люди со стандартными способностями к арифметике изучают ее условия, анализируют их, разворачивают в голове план решения. И только в конце с помощью определенных арифметических действий приходят к верному ответу. Но как решают детские задачи взрослые люди с поражениями разных частей мозга, ответственных за счет?

Слишком «ленив» для математики: мир сквозь призму дискалькулии

Инна, 20 лет, Самара, учится на полиграфиста

Я столкнулась с дискалькулией лицом к лицу только в сознательном возрасте — в 18 лет. У ребенка, которому всю жизнь твердят, что проблемы с математикой у него из-за лени, даже не может возникнуть мысли, что могут быть другие причины.

Родители мне всегда говорили, что я просто очень ленивая, не уделяю должного внимания математике. Но я сутками сидела над заданиями, ходила к репетиторам, а у меня ничего не получалось, мой мозг тупо не мог сосредоточиться на уравнениях. Когда я видела числа, у меня начиналась паника, особенно если я оставалась с ними наедине. Чтобы успокоиться, я визуально представляла себе, что, допустим, два — это лебедь, числа имели какие-то цвета, затем я думала об этом, пыталась придумать свое решение задач, но правильно ответить не получалось.

В школе, бывало, в качестве тренировки задавали прорешать чуть ли не весь задачник. Я, вообще, уверена, что большинство педагогов даже не знают о такой болезни. Если они сталкиваются с такими отклонениями у детей, они точно списывают это не на серьезные проблемы, а скорее на тупость, нежелание выполнять домашнее задание или уделять время учебе.

Дискалькулия влияет на мою повседневную жизнь. Мне сложно ориентироваться во времени, производить простые вычислительные операции: считать деньги, прикидывать глазомером расстояние. Я не понимаю, сколько от точки А до точки Б времени, сколько это в километрах, в метрах. Мне надо обязательно смотреть по карте.

Наша система образования окончательно забраковала меня на этапе ЕГЭ. Я завалила базовую математику. Три раза. Каждый раз мне не хватало балла, чтобы получить аттестат. Но если бы людям с дискалькулией делались поблажки, я бы могла быть в другом месте сейчас, заниматься другим делом, учиться в вузе. Ведь я хорошо сдала профильные предметы: литературу, русский.

Сейчас я учусь в колледже на полиграфиста. Все вычисления я делаю на калькуляторе. С ним, кстати, у меня тоже бывают проблемы, иногда я путаю знаки: плюс, минус, умножить. Но если я посижу подольше, то посчитаю все верно.

Есть ли у меня дискалькулия?

Сейчас есть много тестов, чтобы выявить дискалькулию. Можете проверить на себе — например, такие.

Как только вы увидели эту картинку с яблоками, ваш мозг мгновенно безошибочно определил, что их четыре. Если это так, у вас есть суперспособность — субитизация. То есть вы можете оценить небольшое количество объектов с первого взгляда, без пересчета.

Как правило, взрослые спокойно субитизируют 4–6 предметов, дети — 3.

Люди с дискалькулией не владеют такой способностью. За субитизацию отвечает внутритеменная борозда. При дискалькулии она уменьшена и ее серое вещество изменено.

Испытуемый должен с закрытыми глазами понять, сколько и какие пальцы задеты. Такая способность называется фингерогнозирование. Как и субитизация, этот навык предсказывает вычислительные способности детей.

Простые решения

Понятно, что для детей с дискалькулией будет сложно открыть отдельные классы или школы. Можно посмотреть на мировой опыт. Так, в Норвегии детям с дискалькулией выделяется репетитор. Но они не все время сидят в скучных кабинетах с задачками: в какие-то дни их отправляют на ферму, ухаживать за животными.

Детский нейропсихолог Наталья Рысина указывает на значимость консультации школьного психолога при дискалькулии: «Он может выявить группы риска на ранних этапах обучения, провести индивидуальную диагностику математических навыков и составить план реабилитации». Впрочем, в школах России если и занимаются детьми с дискалькулией, то логопеды и только в начальной школе.

Также нейропсихолог дает такие советы родителям и учителям, которые подозревают дискалькулию у ребенка.

1. Спокойно разобраться в ситуации. Спокойно — это ключевое слово. Иначе на стрессе можно сформировать эмоциональный блок на усвоение знаний.

2. Дальше пойдет восстановительная работа. Смотрим психологический функциональный возраст ребенка. Допустим, ребенку 7 лет, а он может решать задачи только на 5 лет, тогда мы дадим задания на 4,5 года и будем постепенно улучшать его навыки.

3. Искать другие способности у ребенка. Это не простые слова, а чистой воды физиология. А.С. Пушкин, к примеру, не был силен в арифметике, зато достиг высот в литературе.

* * *

Если вы или ваш близкий столкнулись с дискалькулией, обратитесь к нейропсихологу и психоневрологу, сдайте кровь на биохимию, пройдите аппаратное обследование. Важно понять причину расстройства. И помните: если вам и не суждено стать бухгалтером или программистом, то вас наверняка ждет творческая дорога.

Что делать, если ребенок не понимает математику?

«Мой ребенок не дружит с математикой и совсем её не понимает”, – довольно часто такое заявление можно услышать от родителей школьников. Если мамы и папы и сами в детстве не очень ладили с этим предметом, то данная фраза звучит для них просто как приговор. Как можно помочь ребенку, если самому сложно понять, как решать задачи типа «Из пункта А в пункт Б отправился автобус…”? А что тогда говорить о системах уравнений или интегралах?


В каждом классе есть дети, которые не справляются с простейшими уравнениями и задачами, и эта проблема затрагивает всю семью. Чтобы помочь ребенку получить нормальную оценку по математике, родители сами садятся за учебники, часами сидят над заданиями, обращаются к репетиторам. Но достичь положительных результатов удается не всем. Так что же делать, если такая логичная и последовательная наука все же не дается ребенку?

Пути решения задачи

Каждый ищет свой вариант. Одни родители продолжают упорно бороться и прикладывают максимальные усилия, чтобы развить математические способности у своего малыша. Другие не обращают внимание на неуспеваемость по данному предмету и радуются успехам ребенка в других дисциплинах. Есть также и те, кто вообще считает математику лишним предметом в школьной программе.
Неужели действительно пришло время отказаться от изучения царицы наук и исключить её из перечня школьных предметов? Немало гуманитариев, намучившихся с математикой в детстве, будут согласны с этим решением.

Но может, все же стоит прислушаться к словам знаменитого академика Д.А. Александрова: «Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка”? Чтобы правильно анализировать и систематизировать информацию, делать верные и обоснованные выводы, суждения должны быть логичными, и это признают даже филологи. Поэтому если исключить математику из школьной программы, это может привести к серьезным проблемам в развитии интеллекта у детей.

Можно ли понять математику?

На вопрос, какая наука является самой легкой для изучения, каждый математик вам конечно же скажет, что проще математики в природе нет. Обосновать это можно так:

  • Нет необходимости зазубривать формулу, если вы смогли понять принцип её образования.
  • Курс математики – самый логичный и последовательный.
  • В математике нет возможности дать несвязный или неточный ответ.
  • Те, кто смог открыть для себя мир чисел, уравнений и формул, считают математику изящной и красивой, не зря носящей звание царицы наук.

Давайте все же попробуем решить проблему с абсолютным непониманием математики. Для начала постарайтесь дать ответ на один вопрос: «Математика – это единственный предмет, который неподвластен уму ребенка, или есть отставание и во всех других дисциплинах?”
Как ни странно, но ответ можно предугадать – плохая успеваемость по всем предметам является очень редким случаем. И связано это чаще всего с серьезными нарушениями в развитии ребенка. Большинство же школьников показывают довольно хорошие результаты на гуманитарных занятиях, в том числе и при изучении иностранных языков. Но ведь тот же английский язык, который изучают в школах, имеет четкую логичную структуру и он намного тяжелее для понимания, чем математика! Значит, если ребенок вполне здесь успевает, дело не в его способностях.

Ребенок не понимает математику: причины
Конечно, проще всего согласиться с отсутствием способностей к математике, оправдывая тем самым неуспеваемость ребенка по этому предмету. Но все же стоит разобраться, в чем сложность. После ряда исследований психологи выделили несколько причин, с которыми связаны трудности:

  • Младшие школьники, которые еще не так хорошо читают, не могут понять условие задачи, что, естественно, приводит к невозможности её решить. Так как каждая тема в математике продолжает предыдущую, в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы, если не обратить сейчас на этот факт внимание.
  • Ребенок не уверен в себе и боится браться за задачу, заранее считая её слишком сложной для себя. Это бывает и у взрослых – кто-то активно берется за решение серьезных задач, а кто-то постарается избежать необходимости преодолевать трудности. Довольно часто непонимание математики связано у детей со страхом ошибиться и потерпеть неудачу.
  • В математике есть много понятий, среди которых и довольно жесткие слова: «необходимо”, «требуется, «условие”, «доказательство”. Вызывая на подсознательном уровне негативные эмоции, они могут блокировать восприятие информации – в итоге ребенок не может сообразить, что ему надо делать, а родители опять бьются над проблемой непонимания предмета.
  • Неправильный подход к преподаванию – вместо увлекательного путешествия, раскрывающего тайны этой великой науки, дети вынуждены зубрить определения и формулы.
  • Малыш убежден в своей несостоятельности, в чем его убедили сами родители или учителя. Если твердить, что он не справляется и не может понять, либо не поддержать в нужное время желание ребенка войти в этот удивительный мир математики, полюбить в дальнейшем царицу наук будет крайне сложно.

Советы педагогам и родителям, чьи дети не понимают математику

Главная задача – это заинтересовать детей, показать им уникальные возможности, которые дает математика.

Первый совет.

Великий Галилей говорил: «Математика есть язык природы”. Посмотрите на окружающий мир – он весь заполнен числами и формулами. Как только ребенок это поймет, у него появится желание узнать еще больше.
Второй совет – традиционный.

Интерес ребенка надо поощрять. Хвалите его за успехи и достигнутые результаты, за приложенные для этого усилия, научите воспринимать свои ошибки не как поражение, а как основу для нахождения верных решений.
Третий совет – самый главный.

Современная система преподавания в школе подходит, к сожалению, не всем детям. Ищите хорошего учителя, который и сам любит математику, и сможет научить вашего малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *