Содержание
Святой Благоверный князь Ярослав Мудрый, дата памяти 5 марта
Среди святых, нареченных этим именем — святой благоверный князь Ярослав Мудрый. Он родился в 978 году и был сыном Великого князя Владимира и княжны Рогдены. Равноапостольный князь Владимир назначил на княжение своего сына Ярослава в Ростов, в это время Ярослав, прозванный в народе Мудрым, основывает на месте поселения Медвежий Угол город Ярославль, а также церковь Илии пророка. Через несколько лет, отец перевел его в Новгород, а уже после смерти князя Владимира начались междоусобные войны. Как известно, старший сын Святополк убил своих братьев святых Бориса и Глеба, и уже мечтал устранить и Ярослава. Но тот после 3-х месячного противостояния, все же одержал победу над войсками Святополка. Став великим Киевским князем, Ярослав правил совместно со своим братом Мстиславом. Наивысшего расцвета во время правления Ярослава Мудрого достигла Киевская Русь, возводилось множество храмов, главный из которых — Киево-Софийский, а также Софийский собор.
Помимо этого еще одно важнейшее событие ознаменовало его правление — открытие мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Их благоговейно перенесли в храм святого Василия в Вышгороде. Он же установил и день почитания этих святых. Многое он сделал и для развития книжного дела на Руси, была открыта первая библиотека при Киево-Софийском соборе, широко проповедовалось Евангелие среди простого народа. Для этого он назначил жалование священнослужителям во многих городах Руси. Он же основал свод законов Киевской Руси «Русская правда». В 1054 году он отошел ко Господу.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Ярослав — это мужское имя славянского происхождения, которое означает сильный и славный. Представителю данного имени свойственны такие черты как решительность, энергичность, надежность. Он достаточно уверенный в себе человек. По жизни идет с высоко поднятой головой. Еще будучи мальчишкой, он имеет важный вид. Обладает мудростью. Всегда точный в своих действиях.
Характер именинника
Мальчик с именем Ярослав является любимцем в семье. Его родители с бабушками и дедушками тщательно оберегают от трудностей в жизни. Такая опека создает ему проблемы в школе и институте. Его часто высмеивают за нерешительность. Но становясь взрослым, уже после 30 лет, Ярослав как будто заново рождается. Он становится агрессивным и вспыльчивым.
Характер представителя имени немного неоднозначен. Он одновременно и добрый, и жестокий. Такое совмещение разных черт в характере очень привлекает женщин, поэтому у Ярослава всегда много поклонниц. Но несмотря на это ему не свойствен брак. Он предпочитает свободные отношения.
Ярослав часто попадает под влияние других людей. Для него очень важно собственное благополучие и достаток. Умеет выйти «сухим» даже с самых сложных ситуаций. Легко адаптируется в любой обстановке.
По профессии Ярослав может быть музыкантом, педагогом, работником в литературной и медицинской сфере, богословие. Также ему свойственно вести научно-исследовательскую деятельность.
Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!
Что значит имя Ярослава для девочки
Девочка Ярослава отличается доброжелательностью и активностью. Поскольку ее имя обозначает сильная, славная и яркая, она обладает перечисленными характеристиками. Также она умеет постоять за себя и не дает в обиду другим, служит защитницей правды и справедливости.
Девочка — лидер по натуре и ее часто просят о помощи сверстники. Она является послушным ребенком и часто радует родителей своими успехами. Является обязательной, усидчивой и активной. Если она что-то обещает, то прикладывает все, чтобы выполнить обещанное.
С удовольствием ходит на разные секции для выплескивания внутренней энергии, является отличной старостой в классе, хотя ей особо эта роль не нравится. Ей очень нравятся экстремальный спорт, танцы и гонки.
Отличается высокой любознательностью. Ей нужно всегда и во всем быть в центре внимания, знать все тонкости и суть дела. Также Ярослава очень любит шумные вечеринки, с удовольствием сама их устраивает. Никогда не бывает одиночкой, поскольку у нее много друзей. Ей нравится заводить новые знакомства, дарить людям внимание и делать щедрые подарки.
Главная миссия Ярославы по жизни — чтобы все люди, окружающие ее, был счастливы, как и она сама. Кроме того, она старается осчастливить животных и часто по жизни становится ветеринаром. Также она может стать удачливым и добросердечным врачом.
Свое жизнелюбие она любит показывать людям, пытаясь сделать их такими же, как и она. Поэтому Ярослава становится прекрасным психологом, хоть и не по профессии, но по жизни. У нее получается налаживать контакты и устанавливать тонкую родственную связь с незнакомыми людьми, добиться их открытости по отношению к ней.
На здоровье Ярослава не жалуется. Оно у нее крепкое благодаря высокому жизненному тонусу и физической активности. Обычно слабое место у нее — область кишечника и бронхов. Ей нужно следить за питанием и стараться долго не находиться на морозе. Также могут быть проблемы с сердцем. Чрезмерные нагрузки для нее нежелательны.
Происхождение и значение имени
Прежде чем давать имя девочке и интересоваться днем православных именин Ярославы, стоит немного больше узнать о том, как именно оно образовалось и что обозначает.
Как мы и говорили, старославянское имя Ярослав со временем приобрело женскую форму. Многие считают, что его значение независимо от формы остается единым. Однако в книгах и справочниках указывается иное толкование женского имени, на данный момент известно о его двух значениях:
- «Прославляющая Ярилу». В Древней Руси культу языческих богов уделялось большое значение. Бог Солнца, или Ярила, относился к высшей касте, поэтому назвать в честь него ребенка считалось большой честью. Ведь в этом случае новорожденный получал защиту и наделялся некоторыми чертами характера, свойственными своему покровителю.
- «Сильная и яркая». Данное значение в некоторой степени схоже с мужским именем, поэтому считается, что Ярослава, дату именин которой мы сегодня попытаемся узнать, обладает невероятной уверенностью в себе и идет по жизни с гордо поднятой головой.
Впрочем, все это относится уже к чертам характера девочки, названой Ярославой.
Когда отмечать именины Ярославы?
Девочке с этим красивым старинным именем при крещении необходимо будет выбрать новое имя по усмотрению родителей. Чтобы не ошибиться, они могут руководствоваться несколькими правилами:
- Церковное имя должно начинаться на ту же букву, что и прежнее. В случае с Ярославой подойдет день памяти Яздундокты Персидской. Она является единственной женщиной в святцах с именем на букву «я». Если вы решитесь выбрать эту святую, то именины ваша дочка будет отмечать 16 ноября.
- Выбранное имя может сочетаться по звучанию со светским. Тем, кто решит придерживаться данного правила, можно посоветовать крестить дочь как Мстиславу. В церковном календаре отмечен день преподобномученицы Мстиславы, выпадающий на 10 марта.
- По желанию родителей священник может при крещении наречь девочку любым именем, внесенным в святцы. Некоторые останавливаются на тех, которые наиболее близки к дате крещения.
Священники замечают, что иногда родители, не слишком знакомые с церковными правилами, считают, что именинами их дочери можно считать дни покровителей мужской формы имени. Это в корне неверный подход. Несмотря на то что Ярослав отмечает свои именины трижды в году — 5 марта, 3 июня и 8 декабря, — ни один священник не имеет права нарекать девочку мужской формой имени при крещении. Это позволено делать лишь в случае пострижения в монахини.
Однако если вас зовут Ярослава и вы не были крещены, но очень хотите праздновать помимо дня рождения еще и именины, то вполне можете выбрать любую дату, указанную в церковном календаре для Ярослава. Это не будет существенным грехом и отступлением от правил. Но не забывайте, что крещеная девочка всегда должна отмечать именины только в день своего установленного церковью покровителя.
Православный Церковный календарь
Ярослав I, в Крещении Георгий (Юрий), Владимирович, Мудрый (ок. 978–989 – 1054), благоверный великий князь Киевский. Память 4 марта (20 февраля) в день кончины.
По разным данным родился между 978 и 989 годами, был вторым сыном равноапостольного Владимира от полоцкой княжны Рогнеды. По некоторым сведениям, в детстве он страдал от паралича ног, который прошёл в 988 году, но осталась хромота.
Княжение при жизни святого Владимира
Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, святой Владимир посадил девятилетнего Ярослава в Ростове. В 1011 году, когда Ярослав крестил Волгу, языческие жители урочища Медвежий угол выпустили против него «Святую Медведицу», но князь, вооруженный секирой, одолел зверя.
В 1012 году, по смерти старшего сына Вышеслава, святой Владимир перевел Ярослава на княжение в Новгород, миновав старшего, Святополка, который был тогда под гневом отца. Став князем Новгородским, Ярослав хотел порвать зависимость от Киева и стать независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался в 1014 году платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские. Его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые тяготились налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще и тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него, но вскоре заболел и умер. Ярослав же тем временем нанял дружину варягов для предстоящей борьбы.
Междоусобные войны
Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк Окаянный, который, желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил через наемных убийц трех братьев – страстотерпцев Бориса и Глеба, а также Святослава. Такая же опасность грозила и Ярославу, но он, предупрежденный сестрой Предславой, сам пошел на Киев. Прежде этого Ярослав был в ссоре с новгородцами за то что часто поддерживал варяжскую дружину в ее кровавых стычках с населением города, но теперь новгородцы легко согласились идти вместе с ним против брата. Собрав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Ярослав одолел Святополка в яростной сече под Любечем, вступил в Киев, и занял великокняжеский стол в 1016 году, после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой. Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, а также с дружинами немцев, венгров и печенегов. В 1017 или 1018 году Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород. Он готов был отплыть в Скандинавию, но новгородцы порубили княжеские ладьи и склонили Ярослава продолжить борьбу. С новым большим войском он разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов на реке Альте в 1019 году, на том же месте, где был предательски убит его брат святой Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер, а Ярослав в том же году стал великим князем Киевским. Теперь он прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной».
В 1021 году племянник Ярослава, князь Брячислав Изяславич Полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей. Получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской области, на реке Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость с городами Витебск и Усвят. Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским, который требовал от него раздела русских земель поровну, и подошел с войском к Киеву в 1024. Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов под начальством знатного витязя Якуна Слепого. Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена, близ Чернигова, и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева, но Ярослав не доверял брату и воротился, лишь собрав на севере сильную рать. Тогда, в 1025 году, он заключил с братом мир у Городца (вероятно, близ Киева), по которому земля Русская была разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную – к Ярославу.
В 1035 году Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править Русской землей – «был самовластцем», по выражению летописца. В том же году Я. посадил в «поруб» (темницу) брата своего, князя Судислава Псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. В руках Ярослава были соединены теперь все Русские области, за исключением Полоцкого княжества.
Внешние отношения
Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов – почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 году он успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 году летописи отмечают осаду Киева печенегами в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, он поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекратились. Известны походы Ярослава на север против финнов. В 1030 году он ходил на чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера, где построил город и назвал его Юрьевым в честь своего святого покровителя. В 1042 году Ярослав отправил сына Владимира в поход на ямь. Поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней вследствие падежа. Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту под предводительством Улеба в 1032 году. На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 году Ярослав ходил осаждать Брест; в 1030 году он взял Бельз (в северо-восточной Галиции); в следующем году с братом Мстиславом возвратил в состав Руси червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по реке Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Он, наконец, отвоевал Брест в 1044 году. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 году. Княжение Ярослава также ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими, после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот в 1043 году под начальством старшего сына Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли. Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при Варне. В 1046 году был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с византийской царевной.
Хотя ему приходилось почти постоянно вести войну, по словам летописца, воевать он не любил. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения, чем на оружие. Его время было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде, в крещении Ирине, а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елисаветы. Четверо сыновей Ярослава, среди них Всеволод, Святослав и Изяслав, также были женаты на иностранных принцессах. Иноземные князья, такие как Олаф Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый, и знатные норманны находили приют и защиту у Ярослава, а варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Доброгрева-Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его, Анна – за Генрихом I Французским, третья, Анастасия – за Андреем I Венгерским. Есть известия иностранных летописцев о родственных связях с английскими королями и о пребывании при дворе Ярослава двух английских принцев, искавших убежища.
Внутреннее управление
Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом на его трудах по внутреннему устройству земли Русской. Ярослав был князем-«нарядником» земли, ее благоустроителем. Подобно отцу, он заселял степные пространства, построил новые города, такие как Юрьев (ныне Тарту) и Ярославль, продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Он огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 году начал ставить здесь города – Юрьев (ныне Белая Церковь), Торческ, Корсунь, Треполь и другие.
Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI века – показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Украшая Киев многими новыми постройками, он обвел его и новыми каменными стенами («город Ярослава»), устроив в них знаменитые Золотые ворота, а над ними – церковь в честь Благовещения. Ярослав основал в Киеве на месте своей победы над печенегами храм святой Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой, а также построил тут монастырь святого Георгия и монастырь святой Ирины (в честь Ангела своей супруги). Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Завершение строительства совпало с созданием великого памятника древнерусской литературы, «Слова о Законе и Благодати», которое было произнесено будущим святителем Иларионом 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись – т. н. «Древнейший свод».
Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Как в Киеве, так и в других городах Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. При Ярославе приехали на Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться». Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита на Киевскую митрополию, Ярослав в 1051 году велел собору русских епископов поставить митрополитом святителя Илариона, первого архипастыря Русской митрополии родом из русских.
Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить рукописные книги с греческого на славянский и много сам их покупал. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков.
Наконец, наиболее знаменитым Ярослав остался как законодатель. Уже в Новгороде, когда он был назначен туда наместником, его называли Правосуд – именно там и началась разработка писаных законов Руси. Ярославу приписывается древнейший русский памятник права – «Русская Правда» (также именуемый «Устав» или «Суд Ярославль»), являющийся сборником действовавших законов и обычаев, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. «Русская Правда» была дана Новгороду в 1016 году и явилась первым письменным кодексом законов – уголовным, гражданским и административным. Касался он прежде всего вопросов охраны общественного порядка. При Ярославе появился и Церковный Устав, или Кормчая книга, составленная на основе византийского Номоканона. В нем впервые были разграничены понятия греха и преступления: всякое преступление есть грех, но не всякий грех – преступление.
Характер и кончина
По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Благоверного князя отличало усердие в вере. По одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в Киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы, надеясь этим избавить души их от вечной муки и погибели.
Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Похоронили его в мраморном гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе. Один из подданных князя процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего…». Разделив по себе земли между сыновьями и передав киевский престол старшему сыну Изяславу , он оставил им такое завещание:
«Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Память, оценки и почитание
Княжение Ярослава ознаменовалось расцветом стольного града Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Это была эпоха высшего процветания Киевской Руси. Своей деятельностью Ярослав так возвысился, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого». Имя благоверного великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 года.
Семья
Отец: св. равноап. Владимир Святославич (ок. 960–1015), вел. кн. Киевский.
Мать: Рогнеда Рогволодовна, в Крещении Анастасия, кн. Полоцкая.
Жена: прп. Ингигерда Олафовна, в Крещении Ирина, в иночестве Анна, блгв. принцесса Шведская.
Дети:
Илья († 1020), кн. Новгородский 1015–1020.
св. блгв. Владимир (1020–1052), кн. Новгородский 1043–1052.
Изяслав (1024–1078).
Святослав (1027–1076), кн. Черниговский.
Всеволод (1030–1093).
Вячеслав (1036–1057), кн. Смоленский.
Игорь (1036–1060), кн. Владимиро-Волынский.
Анна, королева Французская, жена Генриха I Капета.
Анастасия, королева Венгерская, жена Андрея I.
Елизавета, королева Норвежская, жена Гаральда Смелого.
Кто крестил Русь_2
Предыдущее.
В предыдущей статье мы пришли к выводу, что вопрос крещения Руси непосредственно связан не с Владимиром, а с Ярославом Мудрым. При нем было объявлено непризнанное Византией крещение Руси («Слово о законе и благодати» Иллариона). Ярослав независимо от Византии присвоил себе функции Отдела кадров Русской церкви и вплотную занялся распространением книжной премудрости.
К этому моменту процесс христианизации в Европе уже шел полным ходом.
Святой Патрик обращается к королям Ирландии. Источник
Просвещают западную Европу на латыни. Просвещают славян церковно-славянской литературой. А каких славян? Вот, пожалуйста.
Южные славя́не — живущие преимущественно на Балканах.
Юго-восточная группа – болгары, македонцы.
Юго-западная группа – сербы, хорваты, черногорцы,словенцы.
Русь и просвещение.
К этому процессу в Европе Русь присоединяется позже всех и самостоятельно, но не народ, а князья — Владимир и его дети в первую очередь Ярослав. Они увидели смысл новой религии в укреплении личной власти. Прежняя религия Веды социальных различий не проповедовала. Князей могли нанять (призвать), а могли «путь указать», и не только в Новгороде.
Несмотря на княжескую волю, свободолюбивый народ рабами пусть и Богу становиться не желал. Новую религию, внуки Дажбога конечно, встретили в мечи и копья. Наблюдаются массовые восстания под руководством волхвов в Полоцке, Ростове, Суздале, Ярославле. Перед просветителями сжигает мост через Волхов Новгород. Новую веру до середины XII века не принимают вятичи и кривичи. Кривичи, возможно, сопротивлялись дольше. Их этническое имя в иностранных источниках поминалось вплоть до конца XVII века.
Источник рисунка.
Историк и богослов Е. Е. Голубинский признаёт: «Нежелавших креститься было весьма много как в Киеве, так и вообще по всей Руси».
Отголоски тех бурных событий видны и в сохранившихся легендах о начале Москвы. Волхв Букал, проживавший в устьи реки Яузы, используя иносказание, не пустил князя Гюргия Долгорукого на Красный холм, а другой волхв Кучка, по-видимому, хранитель соседнего святилища за сопротивление князю был убит. Гюрьгий присоединял Мóсков к Владимиро-Суздальскому княжеству и древняя религия оказалась у него на пути.
Кремлевский Боровицкий холм — холм бога Велеса-Бора. И на этом холме некогда лежал Велесов камень почитаемый москвичами вплоть до середины XIX века. Так сообщает нам этнограф и фольклорист И.М. Снегирев в книге «Русская старина…» (т. 1, 3-е изд., М., 1852). Более обширную информацию о камнях-валунах на Руси можно обрести .
С рубежа XI-XII вв. на Руси начался силовой период распространения христианства. Первые проповеди апостола Андрея в Крыму и на Кавказе мало, что дали. За 10 веков мирной пропаганды христианство на Руси не добилось ровным счетом ничего. Интересно почему? Да просто наши предки хорошо знали свою настоящую историю.
Ныне повсеместно насаждается мнение, что чуть ли не единственной цивилизации прошлого была Римская Империя, образец законности и морали. Далее мы увидим кое-что из их морали.
Официальная история пишет: Великая прекрасная и могучая римская цивилизация пала под ударами вонючих косматых дикарей.
На самом деле осточертевшие всем распутники с загребущими руками были подвергнуты санации со стороны более приличных соседей. Голоногая, плохо вооруженная римская пехота (откройте учебник по истории, и полюбуйтесь на легионеров)
была стоптана закованными в сталь от макушек и до конских копыт катафрактариями.
«Катафрактарии и их роль в истории военного искусства», А.М. Хазанов.
Самое интересное – откуда пришли «зачищать» Рим эти катафрактарии? Обь, Угра, Поволжье, Приуралье, Приазовье. . . Могилы с частичным вооружение катафрактариев найдены и в Дагестане. http://blog.kp.ru/users/sem_9011/post246380638/.
Зная свою историю такой, могли ли наши предки мирно принять совершенно чуждую им утешительную идеологию? Вот и истоки сопротивления вполне осознанные, а вовсе не упрямство дикарей.
После Владимира князья распространяют новую идеологию и подавляют восстания всеми силами, проводя собственную политику христианизации. Их не смущает тот факт, что Салунские братья в сторону Руси не смотрели и нашу страну не посещали. Епископы греческие ходили по Руси мессийные, которые не имели здесь кафедры и соответственно ей и не руководили.
Князь Ярослав в деле создания уголовного кодекса реально оценивал ситуацию и придерживался дохристианских взглядов на меру наказания, предпочитал назначать штраф, а не смертную казнь, рекомендуемую греческими попами.
Но вот в деле исполнения церковных канонов все было однозначно. Сам Владимир особого религиозного рвения не проявлял. Иное дело Ярослав.
Немного о Ярославе Мудром.
Князь был истым христианином. Усердие в вере у него иногда доходило до суеверия. Так, по одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и окрестив их, похоронил в церкви Пресвятой Богородицы, думая этим избавить души их от вечной муки и погибели.
Именно при Ярославе огромные деньги тратились на приобретение, перевод и переписку книг. В период его новгородского княжения в 1028 г. в Новгороде основана первая большая школа, в которой согласно летописям собрали 300 детей священников и старост. Здесь, по велению Ярослава, начали учить по книгам.
Число 300 вряд ли достоверно. Школы того времени имели обычно менее 10 учеников, что мы и видим на старинных рисунках. Вероятнее всего школ было несколько.
К тому же любили в Новгороде числа кратные трём и десяти. Сумма дани, установленной Игорем, равна 300 гривнам. Дань с Новгорода во времена Ярослава (1014 г.) равна 3000 гривнам. Число воинов, выступивших из Новгорода против Святополка (1015 г.), равно 3000. Реликтом того же древнего триединства является и сохранившееся в XIV в. наименование правящего органа в Новгороде «300 золотых поясов». Так эти числа и в летописи попали.
Однако сам факт создания новгородских и других школ имеет реальное подтверждение. «…И написали они много книг, по которым верующие люди учатся…». Д.С. Лихачев, комментируя известие летописи, пишет: «Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает все большее количество переводов, которые сделаны в XI в. с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. Эта интенсивная переводческая деятельность была только одним из проявлений того большого литературного подъема, которым характеризуется княжение Ярослава Мудрого».
Учителями образованных школ выступали не столько византийцы, сколько болгары, учившиеся на Афоне.
В общем, получается, что основополагающую роль по замене государственной идеологии в нашем прошлом сыграл именно Ярослав.
О судьбе детей Владимира и Ярослава.
Во времена Ярослава, а не Владимира внешняя политика строилась на укреплении родственных связей с семьями христианских монархов европейских стран, начиная с самого христианина Ярослава. До этого этапа своей истории Русь смотрела на Византию, Азию и Заволжье. Ольга женила сына Святослава на булгарыне. Именно на Восток ориентировались торговые пути. Валютой в международной торговле служили арабские дирхемы, в изобилии обнаруживаемые археологами в кладах. Но с возникновением Хазарии торговый путь «из варяг в персы» прервался. Данное событие отразилось и в летописях. Князь Игорь так обнищал, что не мог содержать достаточную для своей охраны дружину, и погиб, собирая дань у древлян.
Вернемся к семье Владимира. Было их 12 сыновей и 10 дочерей от 6-ти жен.
http://lifeglobe.net/media/entry/390/K9_3.jpg
Судьба детей за исключением трёх дочерей и самого Ярослава трагична.
Опять о Византии.
И при Ярославе с Византией по-прежнему сложные отношения, из которых мы опять убеждаемся, что греки не считали русских единоверцами.
Вроде мирные отношения установились со времен Владимира, но. Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали правые руки. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили приемлемые отношения.
Что-то мало похоже на добрые отношения крещеных и крестителей и совсем не похоже на христианскую любовь братьев по вере.
По пословице: «Лучше поздно, чем никогда».
Поскольку русские князья присоединились к христианскому просвещению как бы сами, византийские священники спохватились, решили хоть на бумаге, но вписать себя в начало христианизации Руси. Так на будущее, на всякий случай.
Из лекции кандидата филологических наук С.А. Наумова.
Современная игра слов, ставящая знак тождества между «греческой ортодоксией» и «русским православием» не учитывает реально существовавший процесс ассимиляции христианской религии старорусскими ведами. Процесс, который и превратил в конечном итоге греческую ортодоксию в русское православие.
Не греческая Ортодоксия, а Православие объединило разрозненные княжества, на которые распалась Русь после Ярослава Мудрого. В этом процессе сыграла неоценимую роль и политика Золотой Орды с её ярлыками на княжение. Ярлыки остановили дальнейшее дробление княжеств. Золотая Орда сохранила рассыпавшуюся Русь до момента собирания удельных княжеств, когда возобладала идея собирания русской земли Всея (все) Руси воедино. Но сначала была Русь Ярослава. Это та, что официоз именовал Киевской Русью, а теперь снизошел до термина — Древнерусская держава.
Великая Русь Ярослава.
Внешняя политика христианина с языческим именем Ярослав создала к концу его жизни великую европейскую державу. С ее политикой считались все соседи.
В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Но как это было раньше и есть теперь, сила государства Российского определяется не столько религией, сколько силой и мудростью правителя. После Ярослава Русь распалась на многие княжества. После Горбачева и Ельцина – на национальные государства.
Историческая аналогия.
Между прочим интересная напрашивается аналогия. Владимир-Ярослав и Горбачев-Ельцин. Первый дает отмашку, второй разворачивается на всю катушку. В обоих случаях для смены господствующей идеологии применяется военная сила. И тогда и теперь после смены Идеи наступает разруха. И там и тут за восстановление порушенного берется церковь, забирая при этом всю полноту власти.
Даже не по себе от такой аналогии. Однако, заглянув в прошлое, вы и сами увидите повторения подобного в нашей истории. Волхв-князь, Вещий Олег-княгиня Ольга, Екатерина II- князь Потемкин, и т.д., включая и близкое к нам время: Ленин-Троцкий, Сталин-Берия.
В этом смысле современный т.н. тандем не является чем-то особым. Путин и Медведев использовали прием государственного правления, известный с незапамятных времён. Прием надо сказать весьма эффективный.
Каждая политическая пара по-своему неповторима, как и события вокруг этих фигур. Изучая события прошлого, мы можем строить на них как на крепком фундаменте научные реконструкции былого и даже заглядывать в будущее.
На этом и остановлюсь пока.
У поста есть продолжение. См. Список по теме.
В список по теме
Светская характеристика имени Ярослав
Распространенное мужское имя со славной историей. Ярик является центром семьи: его любят, занимаются с ним, всячески развивают.
Будучи всегда объектом внимания, он становится далеко неоднозначным человеком. С одной стороны, мальчик добродушный, веселый, игривый и беззаботный. Другие черты формируются из-за излишней опеки и надсмотра: надменность, двуличность, своеволие и даже жестокость.
В детские годы Ярчик очень любознателен, любит насекомых и животных, не оставляет его эта страсть и в переходном возрасте, и во взрослом.
Этот мальчишка довольно рассеянный, надеется на взрослых, что ему подскажут вовремя то или иное решение. Становится нерешительным, к учебе относится прохладно.
Юноша старается рано отделиться от семьи, уходя от обильного внимания и проблем с родителями. У него уже зреет в голове план построения своей жизни. В этом смысле ему можно позавидовать.
Взрослые годы решительно меняют Ярослава. Он становится прагматичным, волевым, упрямым и стойким. Ему присущи и не слишком приятные черты: жесткость, грубость, агрессивность. Вместе с тем, это довольно ироничный мужчина, и внутреннее добродушное состояние умело прячет от других за различными масками.
Он легко адаптируется к любым условиям, уходит от неприятных ситуаций, избегает открытых конфликтов. Может попасть по влияние, но обладает здравым смыслом и вовремя остановится.
Парень любит комплименты, похвалу, немного тщеславен. Старается быть лидером, принимать решения, но ответственность предпочитает разделить с кем-нибудь.
Друзей имеет, как среди обычного окружения, так и среди сомнительных людей, а также из высших слоев общества.
Ему необходимо, чтобы рядом находились люди, которые смогут его по достоинству оценить, восторгаться им и прислушиваться к его мнению.
Взрослый Яр – это разноплановый мужчина. Нравится противоположному полу, обладая харизматичным видом. Он привлекателен для женщин, поклонницы вокруг Ярослава имеются всегда. Его не привлекают долгие и семейные связи. Любит свободу, может остаться без семьи.
Вступив в удачные отношения, преображается. Это хороший, верный семьянин, он любит, и любим супругой, с ним интересно и надежно. Дети и семья останутся на первом месте среди его жизненных приоритетов. Ярослав упорно старается обеспечить семейству лучшую жизнь, много работает.
Может многие профессии освоить. Творческие поприща: музыкант, писатель, художник, дизайнер. Является неплохим психологом: станет отличным педагогом, тренером, врачом, массажистом, психотерапевтом.
Ему интересна наука и исследования, биология, теология. Хорошо разбирается в компьютерах, выберет программирование, графический дизайн, конструирование.
Человек с этим именем построит свой бизнес, здесь ему помогут целеустремленность, умение быстро принимать решение и предприимчивость.
Житие святых
Святой киевский князь Ярослав Мудрый – наиболее известный из тех, кто носит это имя. А также это почитаемый в народе ревнитель веры. Один из сыновей Владимира-Крестителя Руси. Ярослав крещен был под именем Георгий. Он активно продвигал идеи христианства на вверенных ему землях. Им основан город Ярославль (Медвежий угол). По его велению построено много церквей, храмов, ныне — настоящих памятников искусства. Это церковь Илии пророка, Софийский собор в Киеве, Киево-Софийский храм.
Во времена его долгого правления государство не только вело и выигрывало войны, но и расцветало, укреплялось. Во имя своих невинноубиенных братьев Бориса и Глеба (были уничтожены их братом Святополком), установил день их почитания. Им была провозглашена первая библиотека при соборе в Киеве, бедному люду растолковывалось святое писание. Во многие города, села были направлены священнослужители, с определенным жалованием. Под руководством князя была издана «Русская правда» (свод законов и правил Киевской Руси).
Ярослав Савицкий – новомученик. Служил священником, имел жену и троих детей. В конце двадцатых годов двадцатого века, когда начались настоящие гонения на веру, он был настоятелем подмосковного храма. Противился коллективизации, организовал демонстрацию против этого. В 1937 году был расстрелян. Стоял до конца в своей вере, отмечается его сильный дух, отвага и образованность.
>День ангела
Церковное имя: Ярослав
Значение имени: ярая слава
Читать полное значение имени Ярослав
Ближайшие именины Ярослава: 8 Ноября