Задания на букву н

Изучать алфавит можно в игровой форме, используя различные каналы восприятия внешней информации. Помогут выучить с ребенком букву Н задания для дошкольников.

Знакомство с буквой Н.

Цели и задачи

Цели:

  • изучаем с детьми букву Н;
  • развиваем устную и письменную речь;
  • совершенствуем фонематический слух — выделяем и анализируем звуки;
  • учим познавательные тексты;
  • формируем моторику рук.

Задачи занятия:

  • научиться распознавать, правильно произносить, писать букву Н;
  • через разгадывание загадок получить навыки анализа и логики, повысить интерес к изучению нового материала;
  • посредством стихотворений тренировать память ребенка, воздействовать на возникновение новых нейронных связей в мозгу.

Знакомство с буквой Н

Для занятий понадобится картинка с изображением Н и носорога. Пригодятся счетные палочки, акварельная краска, пластилин, детские книги со стихами, загадками, шарадами. Закрепить материал помогут раскраски, цветные карандаши, бумага в клеточку.

Пластилин для занятий.

Использование визуального канала с помощью зрения

Запоминание новых знаков у детей независимо от возраста происходит в первую очередь через органы зрения. Использование визуального канала необходимо для создания у ребенка ассоциации картинки со звуком. Задействовать этот канал в полную силу помогут упражнения для запоминания нужного образа.

Сначала взрослый показывает картинку из азбуки, изображающую символ Н, и говорит: «Это носорог — Н». Просит повторить сказанное, тем самым закрепляя связь картинки с образом. Через некоторое время воспитатель снова показывает фигуру Н. Ребенок должен вспомнить картинку, затем название животного, а потом букву.

Для запоминания образа Н рекомендуется разучить стихотворение из детской книжки с цветным изображением животного. Легко запоминается детьми четверостишие Лидии Гржибовской из «Веселой азбуки»:
Носорог кричит друзьям:
«Букву Н принес я вам!
Букву Н вам надо знать,
Чтобы Новый год встречать!».

После усвоения образа с картинкой следует переходить к запоминанию одной буквы. Для этого взрослый показывает фигуру Н в алфавите без картинок или вместе с учеником выкладывает ее из подручных средств: счетных палочек, карандашей, конфет. Закреплять знание и одновременно развивать воображение следует на совместных прогулках несложным упражнением: выложить символ Н из камушков, веточек, проволочек.

Следующий этап обучения через визуальный канал — нахождение нужной фигуры в середине слова. На прогулках ребенка просят найти изображение Н на вывесках, сделанными большими и понятными шрифтами. Со временем упражнение усложняется вопросом, в какой части стоит нужный символ — в начале, середине или конце. Можно делать упражнение дома, используя газеты, журналы, рекламные проспекты.

Для закрепления образа следует совместно нарисовать фигуру Н на листе бумаги и вырезать ее. Далее взрослый разрезает букву посередине, вертикально или горизонтально на 2 части и предлагает ребенку сложить ее вновь.

Картинка из азбуки для запоминания буквы Н.

Использование тактильных упражнений с помощью ощущений

Тактильные ощущения играют важную роль в познании маленьким человеком окружающего мира. Упражнения с помощью ощущений развивают творческое начало ребенка. Для изучения азбуки применяются специальные игры — упражнения, усиливающие связь между ощущением и мозгом, помогающие усвоению нового материала.

Медленно нарисовать пальцем на ладошке ребенка нужный буквенный символ, попросить его закрыть глаза и произнести звук «н».

Из ладошек и отставленного большого пальца изобразить фигуру Н.

Увлекательным занятием станет рисование Н на бумаге пальцем с помощью гуаши или акварельной краски.

Из пластилина или теста слепить фигурку Н.

На рассыпанной по ровной поверхности крупе нарисовать пальцем Н.

Использование звукового канала

Слышать и различать в словах твердые и мягкие звуки, а затем складывать их в слоги дети учатся, используя этот канал восприятия. Упражнения по звуковому методу выполняются как самостоятельно, так и одновременно с визуальными или тактильными.

Для этих целей можно читать стихотворные тексты, легкие для понимания и запоминания детьми. Например, «Утром юный носорог моет уши, чистит рог».

Для ребят постарше дается задание запомнить как можно больше слов на звук или при прослушивании рассказа Георгия Юдина про Никиту. Это классический детский текст о том, как мальчик на Новый год стал себе делать из бумаги нос Буратино. Ничего у него не получилось. Никита придумал сделать рог на голове, как у носорога. Опять не справился. Обиделся на всех, решил, что лучше придет после Нового года и скажет, что был в костюме невидимки. Рассказ содержит много слов с «Н», поэтому считается подходящим для данного занятия.

Задание для дошкольников: печатная буква Н

Пропись с печатной буквой Н.

Ребенок внимательно рассматривает фигуру Н. Учитель акцентирует его внимание на разной длине и расположении черточек. Ученик пишет несколько раз букву в воздухе, затем на бумаге в клеточку, на которой заранее поставлены опорные точки. Если упражнение вызывает трудность, то для написания предлагаются две вертикальные линии. Можно еще упростить упражнение, предоставив дошкольнику обвести уже написанную фигуру цветным карандашом.

Сказки и шарады с буквой Н

Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:

«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая.
Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет!
Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать.
Какая неуживчивая буква!
Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?

Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался!
Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной!
И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой!
Нужной!
Нежной!
Находчивой!
Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»

Шарады:

Шарада Буквы Н

С «Н» — он детям ночью снится,
С «К» — в жару дает напиться.
(сон — сок)
С «Р» — вас сыпью награждает,
С «Н» — на скачках побеждает.
(корь — конь)
Я не пройду в ветвистый лес,
Мои рога в ветвях застрянут,
Но обменяю Л на С —
И листья леса все завянут.
(олень-осень)

Загадки, пословицы и поговорки

Загадки:
«Нитки», «Нос» и слово «Нет»
С этой буквы начинаются,
А еще она в «коНфете»,
«НожНицах» и «дНе» встречается.
(Буква Н)

Этой буквой по дорожке
Ходят люди, мышки, кошки.
А она, пройдя сквозь ушко,
Шьет нам новую игрушку.
(Буква Н — ноги, нитка)

Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод —
Это праздник …. (Новый Год)

Пословицы и поговорки:
Не бросай друга в несчастье.
На вкус и цвет товарищей нет.
На любое незнание есть оправдание.
Все можно, нельзя только на небо влезть.
Ноги в руки и пошел.
Береги нос в большой мороз.
Хорошо там, где нас нет.
Неделя год кормит.

Стихотворения про букву

Стишок про букву Н.

Букву «Н» промолвить чтобы,
Язычок приставишь к небу,
Напоешь ее одну:
Что за новость — ну и ну!

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка — здесь,
А норки — нет!

Нашла ножницы Наташа,
Стала Нину подстригать,
А ее подруга Маша
Стала Надю наряжать.

Научусь я алфавиту,
Буду буковки все знать,
Открывая бодро книгу,
Н скорей начну искать.
Тут есть норка, носорог,
Полосатенький енот,
Нутрия и нерпа тут,
Букву Н они все чтут.

Подходящие игры для детей

Раскраска. Позволяет ребенку одновременно с закреплением полученных знаний заниматься творчеством. Рекомендуется использовать разные способы раскраски готовой тематической книжки или скачанной из интернета: карандашами, пальчиковыми красками, восковыми мелками, штампами. Разнообразить процесс помогут нетрадиционные техники: кляксы, промокашки, ватные палочки.

Протыкалочка. Взрослый рисует фигуру Н на бумаге, кладет его на мягкую поверхность и дает ребенку зубочистку. Задача ребенка — украсить букву дырочками по контуру. Зубочистка — вещь острая, играть следует под постоянным присмотром взрослого.

Прятки. Предложить детям найти все слова и изображения на изучаемую букву на странице книжки с цветными картинками и большим шрифтом. Можно обводить правильный результат цветным карандашом.

Украсим тесто. На раскатанном тесте предложить ребенку выложить символ Н ягодами, орехами, фасолью.

Дошкольник быстро выучит алфавит, если выполнять с ним упражнения и задания регулярно.

Юлия Панченко
Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук -, буква Н»

Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н.

Задачи: Познакомить с буквой Н, звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить интонационно выделять звук Н в словах, определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат.

Упражнять в делении на слоги, чтении слогов и слов по слоговой таблице.

Совершенствовать навыки порядкового счёта в пределах десяти.

1. Характеристика звука.

К нам в гости пришли вот эти буквы, давайте посмотрим на доску. Эти буквы вы уже знаете. Они хотят, чтобы вы их назвали.

– Назовём гласные (а,о,у,ы).

– Теперь согласные (м,с,х, ш, л).

– А чем отличаются гласные от согласных? (При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Их можно долго и громко произносить. А при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

Пришла ещё одна буква Н, но она не знает,куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Н и поможем ей найти своё место в домике.

– Произнесём вместе Н.

– При произнесении Н воздух проходит через нос. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами, звук может быть мягким (например, слоник) и твёрдым (например, слон).

– На что похожа Н?

– На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

– Да, Н похожа на лесенку.

– Из каких элементов состоит буква Н?

– Н состоит из двух длинных палочек, одинаковых по размеру, и одной короткой.

– Давайте выложим букву Н из палочек.

– Прорисуем в воздухе букву Н.

4. Чтение слогов с договариванием до целого слова.

–Н хочет подружиться со своими соседями-гласными:

н-а-н

н-у-н

н-о-н

Загадки:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

(Ножницы)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос)

Физминутка:

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой-раз, правой-раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладошки — Дружно, веселей.

Застучали наши ножки — Громче и быстрей!

По коленочкам ударим — Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем — Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, Снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

3. Воспитатель читает стихотворение «Буква Н» С. Я. Маршака

Ты букву «Н» найдешь в свинце,

И в никеле, и в цинке.

Найдешь в начале и в конце,

А также в серединке.

Найдешь и в солнце, и в луне,

И в синем океане.

Найдешь и в полной тишине,

И в звонком барабане.

Не может быть без буквы «Н»

У бочки дна, у дома стен.

Интонационно звук Н выделяется, а детям предлагается запомнить слова с этим звуком.

Загадка-шутка:

Ребята, сколько шагов сделает воробей за одну минуту?

(Нисколько. Воробей прыгает, а не шагает)

Лексическая игра «Кому это нужно?»

Дидактическая задача: Учить детей употреблять с своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *