Загадки на татарском языке

Ссылка:

загадки на татарском языке с ответами с переводом на русском Вступительная, ознакомительная речь о татарских загадках на русском и татарском языках. Представленные здесь детские загадки на татарском языке про птиц, познакомят всех нас с народным фольклором татар под названием Табышмаклар, что в переводе. татарский, русский. Подпись: Подпись · Commons-logo.svg Файлы на Викискладе. Габдулла Тука́й (тат. Габдулла Тукай, Ğabdulla Tuqay, عبدالله توقاي ; Габдулла . В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и . на чисто татарском языке был перевод стихотворения А. Кольцова «Что . 1/6/2015 · Video embedded · Загадки на татарском языке / Загадка про куклу Табышмаклар / курчак турында табышмак Загадки о зиме. . Детям — Загадки. * * * . про птахів · Сто загадок українською мовою (+ відповіді) · 30 загадок на русском языке с ответами · 12 місяців. Татарские народные загадки на татарском языке. . Говорящий по-русски диктор проведет Вас через серию коротких и удобных для запоминания . помогите найти загадки о природе на татарском языке с ответами Табигать күренешләре, ел фасыллары * Өй башына утырган, Җир йөзен нуры белән тутырган. (Кояш) * Ул булса, көн була. Ул булмаса, төн була. (Кояш) * Лампа түгел — яктырта, Мич Татарча табышмаклар — татар телендә кызыклы табышмаклар җаваплары белән. . .загадки на татарском языке про птиц, познакомят всех нас с народным фольклором татар под названием Табышмаклар, что в переводе означает Загадки. В данном разделе сайта предлагаем вашему вниманию загадки на татарском языке про животных, которые послужат прекрасным помощником родителям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. загадка — сущ табышмак; сер (загадки природы) Арабский язык Татарские . Крымские татары Татарские сайты Библиотеки Архив Подписка Баннеры. Татарские загадки. Шәүкәт Галиев. Вступительная, ознакомительная речь о татарских загадках на русском и татарском языках. . Представленные здесь детские загадки на татарском языке про птиц, познакомят всех нас с народным фольклором татар под названием Табышмаклар, что в переводе. . 6 янв 2015 . Загадки на татарском языке / Загадка про уши, рот и глаза. Табышмаклар / колаклар, авыз һәм күзләр турында табышмак. Школьные знания.com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами. Готовые ответы. Загадки (на татарском). Фильтр по заголовку. Количество строк Татарско -русский , русско -татарский онлайн-словарь. Табигать күренешләре, ел фасыллары * Өй башына утырган, Җир йөзен нуры белән тутырган. (Кояш) * Ул булса, көн була. Ул булмаса, төн була. (Кояш) * Лампа түгел − яктырта, Мич түгел − җылыта. Прикольные татарские загадки на татарском языке для детей и взрослых. на крымскотатарском языке обучения, ускорить процесс адаптации с . Учебное пособие (на русском языке) прошло апробацию во многих вузах Украины, .. Тема 1. Вводная лекция. Вопросы: 1. Предмет химии. Значение химии в .. Модель темы, пример варианта и информация к ответам на его задания. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут 😉 Войди и попробуй добавить свой вопрос. Или помоги другим с ответом! Sunflower in the sun перевод на русский язык. . 30 загадок на русском языке с . на русском языке с ответами . (с ответами) Загадки . Загадки для детей — сборник простых , посложнее и сложных загадок для . для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (т. Наки Исанбет татарские народные загадки на татарском языке. Учебник татарского языка для 10-11 классов средней школы. Подойдет также всем совершенствующимся в татарском языке. Загадки на татарском языке . В этом разделе собраны загадки на всевозможные темы: явления природы, растения, животные, а также сказочные, шутливые и арифметические и т.д. Загадки о зиме. . Детям — Загадки. * * * . про птахів · Сто загадок українською мовою (+ відповіді) · 30 загадок на русском языке с ответами · 12 місяців. языке с ответами, pfuflrb yf nfnfhcrjv zpsrt lkz ltntq, загадки на татарском языке с переводом, русский язык 3 класс загадки про фрукты,. татарского языка в целом в рамках функционально-когнитивного и . rization and prototypicalness, and models and confronts the structure of the concept » drink” in the Russian, French and . Ключевые слова и фразы: загадка; язык; лексика; этнокультурные . Кафедра теории перевода и речевой коммуникации. Загадки на татарском . на татарском языке с . на татарском языке, с ответами в виде . 6 янв 2015 . Загадки на татарском /Загадка про год, месяц, неделю, сутки, день и ночь. Табышмаклар . Я изучаю татарский язык -легко-. Loading. 6 янв 2015 . Загадки на татарском /Загадка про год, месяц, неделю, сутки, день и ночь. Табышмаклар . Я изучаю татарский язык -легко-. Loading. Загадки о диких животных знакомят нас ближе с царством зверей. Каждая загадка словно небольшая выписка из энциклопедии про животных: мы . 2.11 Татарский язык; 2.12 Французский язык; 2.13 Китайский язык; 2.14 Японский язык … Перевод: Мышь съела пробку от бутылки русского короля .. Скороговорки-загадки (при произнесении воспринимаются бессмысленные слова): .. Ивановна Устименко, «Невезучие», Глава 3; Перейти Ответы@Mail. Загадки о временах года (о лете, о весне, о зиме, об осени). . українською мовою (+ відповіді) · 30 загадок на русском языке с ответами · 12 місяців. 6 янв 2015 . Загадки на татарском /Загадка про год, месяц, неделю, сутки, день и ночь. Табышмаклар . Я изучаю татарский язык -легко-. Loading. Здесь загадки с ответами про животных на татарском языке: [ссылка заблокирована по решению . Поздравления на татарском. . Загадки (на татарском) Фильтр по заголовку Количество строк: . Загадки о зиме. . Детям — Загадки. * * * . про птахів · Сто загадок українською мовою (+ відповіді) · 30 загадок на русском языке с ответами · 12 місяців. Загадки о временах года (о лете, о весне, о зиме, об осени). . українською мовою (+ відповіді) · 30 загадок на русском языке с ответами · 12 місяців. . на русском и татарском языках. Загадки о птицах на татарском языке . загадки на . Загадки на татарском языке. Книга задумана как практическое пособие для желающих познакомиться с татарским языком, общаться на этом языке, говорить по.

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-12-1.9

Муртазалиев Ахмед Магомедович, Хаджакаева Айгуль Муратовна

ЖАНР ЗАГАДКИ В ТВОРЧЕСТВЕ БАГАУТДИНА АСТЕМИРОВА (ПО МАТЕРИАЛАМ СБОРНИКА

«КТО ЗНАЕТ?»)

В статье анализируются поэтические загадки известного кумыкского писателя Багаутдина Астемирова для детей младшего возраста, опубликованные в сборнике «Ким биле?» («Кто знает?»). В ходе анализа выявляются их художественные особенности как жанра литературной стихотворной загадки, отмечается наличие национальной фольклорной традиции в творчестве автора. В результате исследования выявлено, что тематические иллюстрации и богатство языкового материала сборника способствуют креативному, логическому и образному мышлению детей, а также развивают речь и быстроту умственных реакций, несут в себе воспитательную и познавательную функции.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/12-1/£Шт1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(90). Ч. 1. C. 47-52. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/12-1/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

УДК 82-1/-9 Дата поступления рукописи: 11.09.2018

В статье анализируются поэтические загадки известного кумыкского писателя Багаутдина Астемирова для детей младшего возраста, опубликованные в сборнике «Ким биле?» («Кто знает?»). В ходе анализа выявляются их художественные особенности как жанра литературной стихотворной загадки, отмечается наличие национальной фольклорной традиции в творчестве автора. В результате исследования выявлено, что тематические иллюстрации и богатство языкового материала сборника способствуют креативному, логическому и образному мышлению детей, а также развивают речь и быстроту умственных реакций, несут в себе воспитательную и познавательную функции.

Ключевые слова и фразы: Багаутдин Астемиров; кумыкский и дагестанский фольклор; загадываемый объект; воображение; олицетворение; метафоричность образов; композиция и структура; генезис загадки.

Муртазалиев Ахмед Магомедович, д. филол. н. Хаджакаева Айгуль Муратовна

Институт языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала ahmurt@mail. гы; bekeeva-92@mail. гы

ЖАНР ЗАГАДКИ В ТВОРЧЕСТВЕ БАГАУТДИНА АСТЕМИРОВА (ПО МАТЕРИАЛАМ СБОРНИКА «КТО ЗНАЕТ?»)

Известно, что среди литературных жанров именно загадка наиболее полно отражает особенности познавательной активности человека и играет важнейшую роль в развитии научных форм мышления. Фундаментальной характеристикой загадки является её двухчастная структура: вопрос и ответ. «Через загадку ребёнок вовлекается в процесс обучения, овладевает языком образов и первичной логики. Вопросно-ответная форма загадки стимулирует внимание и работу мышления, конкретность и образность языка облегчает не только понимание, но и запоминание информации» .

История возникновения загадок уходит корнями в глубокую древность. О. Н. Говоркова отмечает, что «первые специальные сборники загадок, рукописные и печатные, появляются только в XVIII веке… Сборник загадок В. А. Левшина «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (1773) можно считать началом популярных изданий для детей. Постепенно, к середине XIX в., складываются научные принципы публикации загадок» .

Основной фонд словарного и фольклорно-этнографического материала был собран в 40-е годы XIX в. В. И. Далем. В своём сборнике он впервые применил предметный принцип в расположении материала, однако не выделил, как его предшественники, загадки в самостоятельный жанр, поместив их среди пословиц. В 1841 году И. П. Сахаров написал книгу «Сказания русского народа», где выделил загадки в особый раздел, так как смешение загадок с большим количеством пословиц приносило неудобства читателю.

Исследователь современной трансформации русской загадки А. Насыбулина относит загадку к числу языковых единиц — паремий и, анализируя ее вопросно-ответную жанровую структуру, разделяет: 1) трансформацию вопросной части загадки, которая приводит к изменению в ответе; 2) трансформацию, не приводящую к изменению в ответе. «Под образной структурой загадки, вслед З. М. Волоцкой, мы понимаем характериза-цию денотата в вопросной части загадки» , — утверждает А. Насыбулина.

В дагестанской детской литературе жанр загадки имеет фольклорные истоки и зарождается наряду с частушками, считалками, скороговорками и т.д. Наиболее подробно изучила и провела классификацию данного жанра в кумыкской литературе У. Бейбулатова. Среди детских кумыкских поэтов загадки пользовались популярностью у В. Атаева. По мнению Д. Атаевой, «его загадки в основном познавательной и воспитательной направленности. Им уже создано около ста загадок, которые, как правило, используются учителями, чтобы вызвать у детей живой интерес и активность на уроке. Они напечатаны не только в его книгах, но и в хрестоматиях по родному языку, детских журналах «Къарчыгъа» («Соколёною»), детском годекане «Малыш», на страницах газет «Ёлдаш» («Товарищ»), «Халкъны сеси» («Глас народа») и др. А его загадки остроумные, любознательные и интересные.

Мен терекде оьсемен,

Ичинде токъ аш булан.

Мени ашап болмайсан,

Сындырмасанг таш булан.

(Къоз)

Он на дереве растёт,

Как поспеет — упадёт.

Чтобы съесть вам этот плод,

Надо камнем расколоть.

(Орех)» .

Значительный вклад в развитие и становление современной кумыкской литературы внес известный поэт, писатель и публицист Багаутдин Астемиров (1898-1967), чье творческое наследие представлено широким жанровым многообразием. Он автор поэм, стихотворений, рассказов, песен, басен, загадок.

В литературном творчестве Б. Астемирова зеркально отразились время и путь, пройденные дагестанским, в частности кумыкским, обществом в первой половине ХХ столетия. В основу его творчества легли позитивная направленность и явное личностное начало. В 20-х и в начале 30-х годов XX века выделяется поэзия Б. Астемирова, для которой были характерны просветительские тенденции. Однако это являлось не столько данью традициям, сколько осознанным возложением на поэтическое слово социальных функций.

Поэтическое наследие Б. Астемирова сосредоточено в нескольких сборниках: «Тартышув» («Борьба») (1933), «Утренняя звезда» (1957), «Шимшек» («Молния») (1959, на азербайджанском языке), «Шиърулар ва поэма-лар» («Стихотворения и поэмы») (1961, на русском языке), «Алмашынды заманлар» («Переменились времена») (1962), «Къылыч ва къалам» («Меч и перо») (1964) и др. Б. Астемиров с особой любовью относился к природе родного края, что нашло свое отражение в его творчестве: «Язбаш» («Весна»), «Гюз» («Осень»), «Яйны гюню» («Летний день») и др. Его творческое наследие также содержит произведения философского характера, среди которых «Ёл ягъада янгыз сын» («Одинокий надгробный камень у дороги»), «Ажжалгъа» («Смерти»), «Оьзюме» («К себе»).

Первые произведения для детей Б. Астемиров написал во второй половине 1950 года: «Лайлай» («Колыбельная») (1956), «Яшланы йыры» («Песня детей») (1957), «Сюебиз биз Ватанны» («Мы любим Родину»), «Яш наслугъа насигьат» («Наставления подрастающему поколению») и мн. др. Как верно отметила М. Алиева, исследовавшая идейно-тематическое многообразие и художественное наследие поэта, «все они свидетельствуют о поисках автором новых форм поэтического общения с детьми, его тонкой наблюдательности, умении говорить о сложных вещах доступно и увлекательно» . Творческое наследие для детей Б. Асте-мирова является не только игровой поэзией, но и несет в себе воспитательный характер. Он учит подрастающее поколение нравственности и порядочности, но пишет не нудно и порицательно, а с юмором высмеивает такие пороки, как трусость, безделье и непослушание взрослым.

Среди произведений поэта особняком стоит сборник детских стихов-загадок «Ким биле?» («Кто отгадает?»), изданный в 1957 году Дагучпедгизом.

Издание представляет собой небольшую по объему (17 страниц) книжку, в которой представлено 16 текстов поэтических загадок. Тематика загадок Б. Астемирова различна: они посвящены описанию средств движения (машина, самолет), сельскохозяйственной техники (трактор), явлений природы (снег), птиц (журавль, индюк), предметов труда и быта (лампочка, топор, нож), письма и грамоты (книга), домашних животных (кошка), насекомых (пчела), растений (подсолнух), предметов игр (мяч). Подобно народным загадкам, в них в завуалированной форме описываются предметы и явления повседневной жизни, хорошо знакомые читателям. Однако композиция и структура загадок Астемирова значительно отличаются от народных загадок. В частности, в них отсутствует предмет уподобления, повествование ведется от третьего лица. Структуру народных загадок, как известно, составляет метафора. «Среди других художественных приемов, представленных в загадке, именно метафора в большинстве случаев позволяет представить многоплановость образов» .

Перед загадками Б. Астемирова стоят задачи, направленные не только на решение развлекательных способностей детей, но и на их всестороннее развитие, в первую очередь смекалки, умственных способностей. Кажущиеся на первый взгляд простыми, загадки писателя по своему содержанию являются эффективными упражнениями, направленными на развитие аналитических способностей юного читателя, формирование у него умения самостоятельно мыслить, делать умозаключения и выводы.

Одна из целей, которые преследует Б. Астемиров в своих загадках, — это обогащение словарного запаса родной речи ребенка-кумыка, что очень важно в условиях билингвизма, многоязычия, характерного для современного Дагестана.

Кумыкский термин «чечеген ёмакъ» («загадка») дословно переводится как «открывать сказку», таким образом, это сказка, в которой следует что-то «открыть», отгадать. Но когда мы говорим о сказке, то представляем себе объёмное произведение, в котором есть герои и занимательный сюжет. По мнению некоторых исследователей, ранее загадки встречались в сказках. Возможно, отсюда и сохранилось такое название. В фольклоре народов Дагестана имеется такой интересный жанр, как сказка-загадка. Ф. Алиева, исследовавшая структуру даргинской сказки-загадки, отмечает, что ее особенностью является «своеобразное композиционное построение, основанное на обязательном условии загадывания и разгадывания, что, в свою очередь, породило целый комплекс совершенно неповторимых приёмов и средств, таких, как контрастность, преувеличение, алогизм, в свою очередь, построенных на олицетворении, метафоре, аллегории, исключающих прямое выражение мысли говорящих, сталкивающихся сторон» .

Семантическая структура загадки состоит из трёх основополагающих компонентов: загадываемого объекта, заместительного объекта, то есть «завуалированного» предмета, который предстоит отгадать. Третий элемент — это «образ», описание, применяемое к обоим объектам. Эта «триада» хорошо просматривается в загадке кумыкского поэта А. Меджидова:

Мамукъдай ап-акъ бола,

Гюн тийгенде ёкъ бола.

Гийдирген йимик аба

Бары ерлени яба.

Сувукъда къатып къала,

Айтыгъыз, бу не бола ? (Къар)

Белая, как вата,

Исчезает, как только дотронется солнце. Словно одела бабушка, Всю землю покрывает. В холод твердеет, Скажите, что же это?

(Снег) (здесь и далее перевод авторов статьи. — А. М., А. Х.).

Как правило, принцип изображения загадываемого объекта построен на основе описания схожего предмета или явления, чаще всего используются метафоры и сравнения. Так, в выше приведенной загадке А. Меджидова снег ассоциируется с белоснежной ватой, но, не останавливаясь на этом только внешнем сходстве, автор продолжает заинтриговывать маленького читателя (или слушателя), сообщая все новые его свойства. Для этого он прибегает к перечислению действий данного природного явления, выраженных глаголами: «ёкъ бола», «яба», «къатып къала» («исчезает», «покрывает», «твердеет»).

В произведениях Б. Астемирова загадываемый образ, как правило, изображается при помощи воспроизведения действий, совершаемых или не совершаемых им. При этом каждая загадка сопровождается иллюстрацией — подсказкой для маленького читателя:

Алдында эки гёзю,

Атдан чалт чаба озью.

Дёверек дёрт аягъы,

Терезели дёрт ягъы.

Ондан толгъан дёрт де якъ

Таптажакъ болмасанг сакъ .

(Машин)

Впереди два глаза,

Сам мчится быстрее коня.

Все четыре ноги круглые,

Со всех четырех сторон окна.

Задавит, если не будешь осторожен.

(Машина)

В данной загадке с помощью описательного метода метафорично перечисляются характерные черты машины: «два глаза» — две фары, «круглые ноги» — колеса. Загадка, развивающая мышление, дающая пищу воображению, выполняет также воспитательную функцию, учит читателя бдительности и осторожности: «Тапта-жакъ болмасанг сакъ» («Задавит, если не будешь осторожен»).

Вместе с тем в сборнике встречается пример, когда загадываемый образ строится посредством намека на его сходство с другим предметом:

Уча булутдан оьрде,

Аякъсыз, чаба ерде.

Тюксюз эки къанаты,

Шо къушну недир аты ?

(Самолет)

Летает выше облаков, Без ног умеет бегать по земле. Имеет два крыла без перьев, Как зовут эту птицу? (Самолет)

Здесь наблюдается поэтическое соотношение птицы и самолёта, т.к. в детском сознании по своему главному свойству — «летать в небе» — самолет ассоциируется именно с ней. А вопросительное обращение в конце загадки содержит конкретную установку — дать ребёнку почувствовать, что перед ним стоит непростая задача -разгадать «спрятанное» слово.

Основой структурно-семантической организации загадок Б. Астемирова является описание по функции. В них изображаются действия, производимые предметом или явлением, или действия и поступки. «Загадка, -пишет А. Квятковский, — замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой отстранения и строится обычно на принципе замедленной метафоры, каламбурного алогизма и затрудненного параллелизма» . Таким образом, Б. Астемиров ориентируется на специфические особенности фольклорного жанра. В основе его произведений — замысловатое описание предмета (или явления), по которому надо отгадать, о чем идет речь, при этом само описание функций и признаков дается от третьего лица — от лица автора.

В большинстве загадок в иносказательной форме рассказывается о действиях, выполняемых предметом или явлением. Структура поэтических текстов отличается динамичностью, которая передается с помощью использования глаголов (чаще всего однородных сказуемых), а определения употребляются в них крайне редко. Изображаемым объектам присуща подвижность, переход из одного состояния в другое:

Дёгерей, дём-дёгерек, Ойнама гьаман герек. Сувда юзе, гьеч батмай, Ташласанг, ерде ятмай . (Топ)

Катится, катится, Немедленно надо играть. На воде плавает, не тонет, Бросишь, не лежит на месте. (Мяч)

Исследователь кумыкского фольклора А. Аджиев разделил загадки национального устного народного творчества на тематические группы. Согласно его исследованию, наибольшую популярность имеют загадки о явлениях и объектах природы. Автор объясняет эту закономерность тем, что «географическая среда обитания, кли-магические особенности этой среды как бы вносят свои коррективы в отбор объектов природы» .

Вот, к примеру, загадка о снеге — сказочном явлении, когда падающие с неба снежинки создают атмосферу чудесного действа, а игры на снегу становятся радостью для детей:

Акъ мамукъдай сувукъда, Сув агъа от ювукъда, Къышда къыр ондан тола, Яшлагъа йыбанч бола . (Къар)

В холод бел словно вата, Льётся как вода рядом с огнём, Зимой улица им полна, А для детей — это большая радость. (Снег)

В анализируемом сборнике представлены также загадки о домашних животных, растениях, насекомых, птицах. С их помощью маленькие читатели могут ознакомиться с основными характеристиками того или иного животного, растения или птицы. К примеру, ребенок узнает о том, что кошка усатая — «яш буса да — мыйыкълы», курица плохо видит ночью и что опасно подходить к ее цыпленку — «Гечелер гёрмей — сокъур, /Баласын тутсанг чокъур», что пчёлы — трудолюбивые насекомые, а результатом их «пения» над цветком является мёд.

Чтобы облегчить процесс отгадывания и сделать его весёлым, Б. Астемиров использует приём звукоподражания:

Сувда юзе бакъ, бакъ, бакъ.

Бурну сари, оьзю акъ.

Бузда да ялан аякъ,

Къарамаса бек саякъ .

(Бабиш)

Плывет по воде «бакъ, бакъ, бакъ». Клюв жёлтый, сама белая. И на льду босиком,

Если не следить, очень любит гулять. (Утка)

Иллюстрации, данные к загадкам, с одной стороны, облегчают процесс восприятия и мышления и как будто «приостанавливают» процесс воссоздания собственной картины о загадываемом объекте, но, с другой стороны, они являются некой «ловушкой» и развивают в детях внимательность и сосредоточенность. Так, над загадкой, приведённой выше, иллюстрируется болото, на первом плане изображены цапли и чайки. Утку же можно разглядеть на заднем плане, автор неприметно поместил её подальше от зоркого детского глаза. Созданию полной «утиной атмосферы» способствуют приемы аллитерации (звуки , ) и ассонанса (, , ).

М. Рыбникова считает, что «игровая и образовательная функция загадки, ее бытование в детской и молодёжной среде — таковы факты современности. Загадка на всех ступенях жизни служит целям укрепления силы общественного человека; или это фиксация его связей с природой и хозяйством. Даже в игре загадка продолжает укреплять позиции мировидения и тем самым служит опять-таки целям идеологического вооружения общественного человека» .

Так, загадка об орудии труда — топоре способствует трудовому воспитанию подрастающего поколения, его знакомству с незаменимым орудием труда:

Уьй ишлеме къолда бола,

Уьй ичинде ёлда бола .

(Балта)

Когда дом строится, в руках бывает, Когда в доме находится, стоит. (Топор)

К этой же категории относится загадка о ноже как не менее необходимом в ведении домашнего хозяйства. Загадка же о тракторе расширяет круг представлений маленького читателя, знакомит его с трудовой деятельностью взрослых:

Жансыз, тек сабан сюре, Гёзсюз, гече де гёре. Ишде арымай, талмай, Изнусуз абат алмай . (Трактор)

Неживой, но занимается пашней, Без глаз, но видит и ночью. В работе не устает, Без разрешения не сделает шагу. (Трактор)

Источником мудрости и знаний у Б. Астемирова выступает книга. В загадке о ней автор характеризует книгу с помощью приемов отрицания и олицетворения — «тили ёкъ — амма сейлей» («без языка, но говорить умеет»):

Тили ёкъ — амма сёйлей,

Охусанг гёнгюнг кюйлей.

Яманлыкъдан гери ура,

Тюз ёлгъа багъып бура .

(Китап)

Без языка, но говорить умеет, Если прочтешь, душа радуется. Плохое сильно бьёт, Наставляет на правильный путь. (Книга)

Чувством благодарности к Ленину как исторической личности пронизана загадка Б. Астемирова про электричество:

Ялламай, бере ярыкъ. Гьар гече бизге тарыкъ. Теллер булан байлавлу, Ильич берген аявлу . (Электрик гюч)

Даёт свет без огня. Необходимо нам каждую ночь. Связано с проводами, Дорогой наш подарок от Ильича. (Электричество)

«Лампочка Ильича» в современной языковой культуре используется как фразеологизм. Автор пропагандирует достижение советской власти, говоря об электрификации. Несмотря на то, что не все современные дети поймут, кто такой Ильич, данного рода загадка имеет познавательный характер, вызывает интерес к истории первого широкого внедрения электричества в нашу страну.

Итак, анализ поэтических загадок Б. Астемирова показывает, что литературная стихотворная загадка, возникшая под непосредственным влиянием устного народного творчества кумыков, изменяется, развивается, обогащается современными реалиями. Как и в фольклорных загадках, предметом изображения в них становятся предметно-бытовые реалии, которые описываются автором при помощи указания на их характерные свойства и функции или действия, совершаемые человеком по отношению к подразумеваемому объекту. При этом композиция и структура произведений, представленных в сборнике «Ким биле?» («Кто знает?»), существенно отличается от фольклорных. Всем загадкам поэта присуща форма повествования от третьего лица, что позволяет ему дать всестороннее описание замысловато представленного образа.

Список источников

1. Абрашитова М. О. Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2012. 24 с.

5. Астемиров Б. А. Ким биле? (Кто знает?) Махачкала: Дагучпедгиз, 1957. 16 с.

6. Атаева Д. З. Детская поэзия Вагита Атаева: автореф. дисс. … к. филол. н. Махачкала, 2012. 23 с.

7. Говоркова О. Н. Русская народная загадка: история собирания и изучения: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004. 32 с.

9. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.

10. Меджидов А. А. Бойнагъым (Белошейка). Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. 35 с.

11. Насыбулина А. В. Современные трансформации русской загадки: автореф. дисс. … к. филол. н. Псков, 2008. 18 с.

12. Рыбникова М. А. Загадки. М. — Л.: Академия, 1932. 486 с.

RIDDLE GENRE IN BAGAUTDIN ASTEMIROV’S WORK (BY THE MATERIAL OF THE BOOK COLLECTION «WHO KNOWS?»)

Murtazaliev Akhmed Magomedovich, Doctor in Philology Khadzhakaeva Aigul’ Muratovna

УДК 821.512.157; 398.22; 801.83; 808.2 Дата поступления рукописи: 09.10.2018

Статья посвящена изучению истории записи и поступления в архив Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук самозаписи олонхо, которая стала прецедентом создания коллекции подобных рукописей в последующем. Автор на основе текстологического анализа титульных листов архивной рукописи, изучения документов, отражающих научно-организационную деятельность института, а также воспоминания (мемората) участника событий обнаруживает, что самозапись олонхо У. Г. Нохсорова «Дыырай Бэргэн», фиксация которой началась по инициативе П. А. Ойунского в 1937 г., завершилась в 1941 г. благодаря советскому научному проекту создания «сводного текста» олонхо.

Ключевые слова и фразы: У. Нохсоров; история якутской фольклористики; фольклорная текстология; якутский героический эпос-олонхо; самозапись.

Мухоплева Светлана Дмитриевна, к. филол. н., доцент

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск МиЫр^а@цтаИ. ги

ПО ПОВЕЛЕНИЮ П. А. ОЙУНСКОГО: ИСТОРИЯ РУКОПИСИ ОЛОНХО «ДЫЫРАЙ БЭРГЭН» УСТИНА НОХСОРОВА

В последние годы в связи с масштабными переменами в общественной жизни появился небывалый интерес к многогранной личности Платона Алексеевича Ойунского, творческое и научное наследие которого в годы советского периода изучалось в целом односторонне — как основоположника якутской советской литературы, зачинателя социалистического реализма .

личности школьников, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что содействует становлению и развитию у человека экологической культуры. Задача школьного экологического воспитания — давать экологические знания, воспитывать защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу по-хозяйски и бережно распоряжаться ее богатствами. Экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе являюся основными компонентами экологической культуры школьников.

Список литературы

1. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007. С. 266.

2. Симонян Г.С., Хачатурян С.К. Экообразование // Бнагет, 2009. Спец. выпуск. С. 210-211 (на армянском языке).

3. Долян Е.И. Экологическое воспитание как фактор развития гражданско-патриотической культуры младших школьников // Начальная школа плюс до и после, 2008. № 10. С. 35-36.

4. Саркисян А.Р. Пути реализации экологического образования // Начальная школа, 2006. № 12. С. 46-49.

5. Григорьева С.Н. Воспитательный потенциал семьи в экологическом воспитании младших школьников. «Взаимодействие школы и семьи: традиции и инновации: Сборник научно-методических трудов. М.: АПК и ППРО, 2008. С. 84.

КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ЗАГАДКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Асанова Э.Т.2

1Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Асанова Эмине Талятовна — магистр, кафедра дошкольного образования и педагогики, факультет психологии и педагогического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности использования в педагогической практике крымскотатарских загадок — тапмаджалар и возможности их применения педагогами в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста. Дана характеристика загадки как малого фольклорного жанра. Раскрыто влияние загадки на развитие диалогической речи дошкольников, описана система работы по использованию загадок с детьми старшего дошкольного возраста. Предложены методы и приемы ознакомления детей с этим жанром фольклора, которые призваны совершенствовать работу воспитателей в группах с крымскотатарским языком обучения.

Ключевые слова: загадка, фольклор, развитие речи, мышление, дети, родной язык, народ.

УДК 372.22

Для возрождения и развития крымскотатарского народа, а также сохранения языка самой главной задачей на современном этапе является его изучение. Дошкольное

образование в решении этой задачи играет основную роль. И одной из центральных задач любой образовательной программы, безусловно, является развитие речи детей, и в особенности, диалогической речи.

На сегодняшний день крымскотатарский язык отмечен ЮНЕСКО как язык, находящийся в серьезной опасности. Согласно толкованию международной организации, на крымскотатарском разговаривает только старшее поколение, использующее его в общении между собой, преимущественно в быту, что приводит к вымиранию всей языковой системы данного народа. В современных крымскотатарских семьях общение чаще всего происходит на русском языке. Молодое поколение, хоть и понимает родной язык, но на нем не разговаривает. Следовательно, уровень владения крымскотатарским языком самих носителей крайне низок.

A.М. Бородич, А.Я. Мацкевич и др. В своих работах они не обошли стороной загадку, с которой ребенок встречается еще в раннем детстве. Известный фольклорист

B.И. Чичерова дала такое определение загадке: «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» .

В результате анализа психо лого-педагогической и методической литературы выяснилось, что вопросами развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с крымскотатарским фольклором занималась Харахады С.И. Ее перу принадлежат книги на крымскотатарском языке, содержащие материал для развития диалогической речи дошкольников, методическое пособие по развитию речи детей дошкольного возраста; рассказы, стихотворения на родном языке, также разработано множество дидактических игр и упражнений.

Одним из доступных средств изучения родного языка и приобщения детей к этнокультурным традициям являются фольклорные произведения. Фольклор позволяет активно усваивать этнические традиции, формировать ценностные ориентиры и интерес к знаниям о родной земле, уважение к родному языку, к культуре и истории своего народа. На наш взгляд, проблема приобщения детей к народным традициям, проблема сохранения и укрепления родного языка являются достаточно актуальными в условиях частичной утраты этнокультурных ценностей .

Загадки — один из древнейших и интереснейших жанров фольклора. В истоках загадок лежит: трудовая деятельность, жизненные ситуации, народные обычаи, опыт поколений, мировоззрение и мысли народа. Художественная форма, словесное оформление и выполняемые функции отличают загадки от других жанров фольклора. Загадки, зачастую бывают в стихотворной форме, имеют краткое и содержательное значение. В них не бывает исторических и психологических сюжетов, а обычно отражаются обыденные явления и предметы. Загадки не только развивают диалогическую речь детей, но и являются важным средством всестороннего развития дошкольников .

К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным. Загадки развивают в детях навыки наблюдения, выделения общего, классификации, анализа. В ней всегда заключен вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и логики. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношениях между людьми. Загадки в доступной детям форме являются инструментом познания действительности. Особое значение имеет загадка для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Усвоение родного языка и всей его морфологической системы приходится как раз на дошкольный, а осознание — на старший дошкольный возраст. К.И. Чуковский подчеркивал, что именно в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение .

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Метафорический образ, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка активизирует мышление ребенка и ориентирует на поиск решения проблемной ситуации. Также посредством загадок у детей развиваются способности анализа, синтеза, обобщения, умозаключения. Развивается навык выделения характерных признаков, особенностей предмета .

Ю.Г. Илларионова полагает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Ведь, уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль словами. Доказательная речь отличается от описания и повествования особой структурой. Автор при отгадывании загадок рекомендует ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна, с целью вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве. Доказательства будут более полными, если предметы и явления, скрытые в загадке, будут знакомы дошкольникам .

Например, в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать серии занятий по отгадыванию подобных загадок:

Элини ялап, юзюни юва, ашагъанда козюни юма (Мышыкъ). Оджакъ башында къуман, козьчиклерини юмгъан. (Мышыкъ). Не йырлай, не сейлей, эвге ич кимсени йибермей. (Копек). Ады — къараман, досту — одаман. (Копек). Не бичиджи, не тикиджи. Инелери исе чокъ. (Кирпи). Дайымнынъ огълу уфачыкъ, аякълары кьыскьачыкъ. (Кирпи) . Следовательно, если иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, то появится возможность показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, и существует много способов сказать по-разному очень емко и красочно об одном и том же. При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, учитывать их доступность для восприятия, учитывать зону ближайшего развития, психологические особенности возраста дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста, ввиду их знаний и определенного опыта, необходимо предлагать загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний. Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах предметов очень интересны детям. Например:

Акъ кепек чевре-четке сепиле. (Къар)

Аягъы екъ — къача, кьанаты екъ — уча. (Булут)

Бир агъачта он эки пытакь

Эр пытакъта отуз япракъ,

Эр япракьнынъ бир ягъы къара,

Бир ягьы акь. (Йыл, ай, гедже ве куньдюз) .

Таким образом, загадка, как и другие средства народного творчества, не только приобщают детей к культуре своего народа, служат источником многовековой народной мудрости, но и являются одним самых эффективных средств развития связной диалогической речи. Ведь самое важное в работе с загадками -заинтересовать детей, вовлечь их в процесс сравнения, обсуждения и поиска отгадки, что, несомненно, способствует развитию речи детей дошкольного возраста, их воображения и образного мышления и т.д.

Список литературы

1. Бекиров Дж. Къырымтатар бала эдебиятынынъ хрестоматиясы. / Дж. Бекиров. Симферополь: КУПГИ, 1998. 352 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Г.Н. Волков. М.: ИЦ «Академия», 1999. 168 с.

4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. / Ю.Г. Илларионова. Москва: Просвещение, 1976. 127 с.

5. Мамутова М.Р. Тапмаджалар джыйынтыгъы. / М.Р. Мамутова. Симферополь, 2016. 96 с.

6. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. / О.И. Соловьева. М.: Просвещение, 2010. 175 с.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Крысенко Г.Е.

Крысенко Галина Евгеньевна — преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Талнахская детская школа искусств, г. Норильск

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос развития музыкально-слуховых способностей у детей младших классов музыкальной школы. Рассматривается комплекс музыкальных игр как часть процесса развития музыкального слуха, музыкального мышления.

Ключевые слова: слух, ритм, музыкальные игры, мелодия, полифония, развитие музыкального мышления, слуховой контроль.

Фундаментом музыкального мышления является воспитание музыкально-слуховых способностей ученика. Развитие этих способностей осуществляется на основе опыта слушания музыки и работы над слухом. Уже с первых лет обучения, к ученикам — пианистам предъявляются свои специфические требования, связанные с тем, что воспитание их слуха направлено на слышание протяженности фортепианного звука, преодоление ударности звучания, на развитие элементов полифонического слышания. Начальное формирование музыкального слуха и слуховых представлений осуществляется при восприятии и исполнении мелодии .

Музыкант слагается из многих элементов, но самым важным и необходимым является слух. Слух поддается развитию и его нужно развивать. С первых уроков, с донотного периода, мы начинаем работу над слухом ученика. Первые впечатления ученик получает от прослушивания пьес, исполненных преподавателем или прослушанных в записи. Исполнение преподавателя должно быть ярким, выразительным. Вместе с учеником мы обсуждаем характер пьес, образы, настроение.

Как правило, ребенок сам стремится прикоснуться к клавишам. После того как мы уделили время постановке рук, посадке за инструментом, я даю ученику возможность самому поиграть на инструменте, обязательно помогая ему.

загадки на татарском языке с ответами и с переводом на русский для дошкольников Татарские загадки — с ответами на татарском языке. Була ул. Җәен сихри яшеллеккә Чума ул. Нинди исем йөртә елга, Ул авыл? . Только бы еще перевод. Ответить. . Выберите систему и регион для . загадки на татарском . Загадки На Татарском Языке Татарские народные загадки на татарском языке. . Раздел: Книги для детей → На татарском языке . и поговорки, используемые татарами в повседневной жизни, приведены их переводы и русские эквиваленты. . Вопросы и ответы (FAQ) · Обратная связь · Для правообладателей (Abuse / DMСA) · Для . Главная Загадки Загадки про животных (с ответами) . Детей созывает, .. загадок українською мовою (+ відповіді) · 30 загадок на русском языке с ответами . и загадки о зиме на немецком языке DIE JAHRESZEITEN DER WINTER . крымско татарский песни, загадки на татарском языке с ответами и с переводом, поздравления . Детские и взрослые загадки на любой вкус., Загадки о животных про природу. .загадки на татарском языке про птиц, познакомят всех нас с народным фольклором татар под названием Табышмаклар, что в переводе означает Загадки. Пожелания. Поверья. Готовые ответы. Загадки дошкольникам. 51653. 2. Татарско -русский , русско -татарский онлайн-словарь. В данном разделе сайта предлагаем вашему вниманию загадки на татарском языке про животных, которые послужат прекрасным помощником родителям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. . Татарские загадки — с ответами на татарском языке. Була ул. Җәен сихри яшеллеккә Чума ул. Нинди исем йөртә елга, Ул авыл? Только бы еще перевод . Ответить. Татарские загадки. У дедушки моего одно платье есть — сложить нельзя одна птица пришла, его съела — ни языка у нее, ни клюва. Снег и солнце Тысяча тысяч минаретов, сто тысяч цветков на одном листке. Русские загадки. Загадки про животных с ответами. Татарские поздравления, пословицы, загадки, литература. . Татарча · Русский . Сказки · Пословицы · Загадки · Приметы · Пожелания · Поверья · Готовые ответы · Уеннар . 1, Загадки дошкольникам, 51829. 2, Разное, 19406. 3, Загадки-вопросы, 33083. 4, Загадки-сказки и загадки-шутки, 29608. 24 май 2016 . Первым, кто стал вводить в программу обучения русский язык был газзан . заведениями, куда караимы предпочитали отдавать на учебу своих детей. .. Мангуб тюркюси (в переводе с крымско-татарского языка . песня дает ответы на эти вопросы и указывает точно год и причину ухода». 10 мар 2015 . Литература на татарском языке .. Загадки мансийские (вогульские) = Манси (вогул) махум амсит / Ком. по . Книгу, изданную на мансийском и русском языках, оформил Г. Райшев. . Для школьников младших и средних классов. .. систему и обеспечены переводами на русском языке. загадки на татарском языке с переводом. Анна Владимировна (120), на голосовании. rax Ученик (119) 6 лет назад Вступительная, ознакомительная речь о татарских загадках на русском и татарском языках. . Представленные здесь детские загадки на татарском языке про птиц, познакомят всех нас с народным фольклором татар под названием Табышмаклар, что в переводе. . Тазбаш — шәп зат!Татарча котлаулар, мәкальләр, табышмаклар, әдәбият.Татарские поздравления, пословицы, загадки, литература. Загадки о зиме. . Главная Загадки Загадки о зиме . Детям — Загадки . загадок українською мовою (+ відповіді) · 30 загадок на русском языке с ответами . Загадки для дошкольников Загадки для детского сада Загадки для школьников 1- 4 класса Загадки для детей. . Детские загадки по ПДД (с ответами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *