Загадки со звуком

Надежда Шипилова
Знакомство детей с предметами быта «Прялка, веретено»

Цели: Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа. Познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.

Задачи: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым, развивать двигательную активность.

Задачи: Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры. Развивать интерес к старинным играм, забавам.

Развивать познавательную деятельность детей.

Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т. д.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)

Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Хозяйка:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р. н. м. входят дети с воспитателем, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Воспитатель: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет — пусть её покажет.

Загадки:

1. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник).

2. Кто в избе рогат? (ухват).

3. Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).

4. Стоит толстячок, подбочиневши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5. Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).

6. Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

7. Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Хозяйка: В люльке Настенька спит, может, кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная. (Рассматривают).

Хозяйка:Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).

Хозяйка:Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть,хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Русская народная песня «Прялица»

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Воспитатель: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?

Дети: (отвечают).

Воспитатель: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.

Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, казачью!

Хозяйка: Да и я, пожалуй, встану,

От ребяток не отстану.

Хоровод «На горе-то калина».

Воспитатель: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.

Мы всё запоминаем и в копилку собираем.

(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).

Обыгрывание русских народных потешек:

Чаша.

Как на нашем на лугу,

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери-

Поклевали, улетели.

Лошадка.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Морковка.

В огороде заинька,

В огороде серенький

Он капусту грызёт,

Он морковку берёт.

Скок, скок, поскок-

Побежал во лесок.

Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.

Дети: А в русские народные игры играть будем?

Воспитатель: В какие?

Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница». (Дети считалкой выбирают водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной,а один из играющих — Заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Хозяйка: Ну вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Ребята, оно вам понравилось?

Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!

А у меня есть вкусное угощение.

Пироги капустные

Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица)

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Хозяйка: Я вас приглашаю отведать угощенье.

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

За учение уму – разуму.

А нам пора с вашего двора.

Кто из детей не любит отгадывать загадки? Думаю таких нет. Яркие образные и живые загадки, они очень легко запоминаются и остаются в памяти. Загадки, как ни странно это покажется, создавались не только взрослыми. Дети также участвовали в этом процессе. В загадках показано отношение людей к миру, природе вокруг нас, к явлениям природы. В слова загадки тонко и четко вплетается живая разговорная речь, и даже искаженное слово не кажется нам неприятным.

Загадки с ответами для детей

Связанный Егорка
Делает уборку.
(веник)
Забрела на край холста —
И осталась без хвоста.
(игла)
Влез на стол он
Из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком
Вильнул,
Складки с галстука
Слизнул.
(утюг)
Кто приходит,
Кто уходит —
Все ее за ручку водят.
(дверь)
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стёжка.
(швейная машина)
Без головы, а в шляпе,
Одна нога — и та без сапога.
(гвоздь)
По деревянной речке
Бежит кораблик новый,
Свивается в колечки
Дымок его сосновый.
(рубанок)
Не море, а волнцуется.
(нива)
Дом построен
Для певца –
Ходят тучи
У крыльца.
(скворечня)
Конь стальной овса не просит,
А меж тем пашет и косит.
(комбайн)
Мы были соснами и пихтами
И вот бренчим, в коробку впихнуты.
Мы были гордостью тайги,
А вот теперь мы ей враги.
(спички)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)
Что за утка такая?
Про неё загадка скажет:
Плавает,
Да не ныряет.
Крыльями своими машет
Над водой,
Да не взлетает.
(лодка)
Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом
(книга)
Четыре брата бегут –
Друг друга не догонят.
(колеса)
Он целый день звенел в бору
Густом, от инея белёсом.
А ночью, подойдя к костру,
Заснул, в бревно уткнувшись
Носом.
(топор)
До обеда сгоряча
Поработает с плеча —
И в итоге, будь здоров,
Наломает много дров!
(топор)
Голубочка бела
В избу залетела,
Что на свете видала,
Про всё рассказала.
(газета)
Сидит Пахом
На коне верхом,
Сам неграмотный,
А читать помогает.
(очки)
Стучит,
Гремит,
Вертится,
Никого не боится,
Ходит весь век,
А не человек.
(часы)
Я пилы зубатой брат,
Режу, режу все подряд.
(нож)
Два братца
Пошли в воду купаться.
(ведра)
Утка в море,
Хвост на заборе.
(ковш)
Есть для рыбки круглый дом,
Как настоящий водоем,
Только там рыбок не ловлю,
А любуюсь и кормлю.
(аквариум)
Чёрненька собачка
Свернувшись лежит,
Не лает,
Не кусает,
А в дом не пускает.
(замок)
Она туда, куда и ты,
НИ пить, ни есть не просит.
НО так боится темноты,
Что тут же тебя бросит.
(тень)
У него одно уменье —
Резать все до исступления!
Я тупицу проучу —
Вот возьму и заточу.
(нож)
Если дождь припустит —
Он сразу распустится.
Если доджик перестанет —
Он сожмется и завянет.
(зонт)
У меня приятель новый,
Но такой пустоголовый!
Все витал бы в облаках,
Да держу его в руках.
(воздушный шарик)
Кто гостей встречать привык
Первым у порога?
Пальцем тронешь — сразу в крик!
Что за недотрога?
(звонок)
К столу он нас так приглашает —
Бурлит, клокочет, закипает.
(чайник)
День и ночь стою на крыше:
Нет ушей, но всё я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
(антенна)
Виден край, да не дойдешь.
(горизонт)
По волне, волне
Плывёт музыка ко мне.
(радио)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там.
(телефон)
На что взглянет этот глаз —
Всё картинке передаст.
(фотоаппарат)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей.
(газета)
Пять ступенек — лесенка.
На ступеньках песенка.
(ноты)
В поле он родился,
На заводе варился,
В стакане растворился.
(сахар)
Хожу брожу не по лесам
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
Хвост на дворе, нос в конуре,
Хвост повернется, дом отопрется.
(ключ в замке)

Понравились наши загадки? Посмотрите другие наши загадки для малышей и школьников.

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

Детские загадки, ответы в которых начинаются на букву Щ. Загадки для старших дошкольников и младших школьников.

Изучайте алфавит и развивайте ребенка с помощью этих загадок.

Кроме того во всех загадках о букве Щ есть интересные вопросы для закрепления правил русского языка и различные познавательные и интересные вопросы.

Загадки про щенка, про щётку, про щуку и другие загадки ответы, в которых начинаются на букву Щ.

Загадки. Буква Щ

Уши торчком,

Хвост крючком.

Весело лает,

В дом не пускает. (Щенок)

❖ Сколько гласных звуков и букв в слове-отгадке?

❖ Написание какой гласной буквы надо запомнить?

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

Сапожной строгой …. (Щётки)

❖ Какие виды щёток бывают?

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

❖ Какую орфограмму в этом слове надо запомнить?

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Рыб пугала, рыб глотала,

А теперь в уху попала. (Щука)

❖ Что вы знаете о щуке?

Реклама:

Рекомендуем посмотреть:

Загадки на букву Й

Загадки на букву З

Загадки на букву Н

Загадки на букву Л

Загадки на букву Ж

Загадки про чижа познакомят самых маленьких с птичкой, о которой есть известная песенка «Чижик-пыжик”. Как же выглядит эта птица и какие черты ей характерны – в наших загадках.

Загадки про чижа для детей

Об этой пташке лесной
Поется в песне одной:
На базар она отправлялась,
Горькой водки там напивалась.

Чижик

ОТВЕТ

Кочующий пернатый,
Окрас зеленоватый.
Средь хвои обитает,
К ольхе по корм летает.
Ну, что же ты молчишь?
Лесной певец то…

Чиж

ОТВЕТ

Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта-зеленый…

Чиж

ОТВЕТ

В клетке восседает,
Трели изливает,
Пародирует щегла,
И овсянку, воробья.
Вы узнали все друзья,
Это песни все …

Чижа

ОТВЕТ

Очень маленькая птичка,
Прячет гнёзда все отлично,
Дружелюбна, мелодична,
И всегда она подвижна.
К человеку привыкает,
Как её все называют?

Чиж

ОТВЕТ

Как с зимовки прилетает,
К гнездованию приступают,
Жёлто-серенькая птичка,
Любит петь и веселиться,
Скачет с веточки на ветку,
Часто держат её в клетке!

Чиж

ОТВЕТ

Из рода щеглов,
Эта птица сама,
Она говорлива,
И очень умна.
Сосны семена,
Одуванчика любит,
И гнёзда свои,
Хорошо маскирует!

Чиж

ОТВЕТ

Хвою и ольху люблю,
И берёзу обожаю,
Но зимою всё равно,
На юга я улетаю!

Чиж

ОТВЕТ

Птичку котик наш поймал
И крыло ей поломал.
Отобрали птичку мы
И лечили до зимы.
Вот и зажило крыло,
А весной придёт тепло, –
Ты на волю улетишь
С песней звонкой, жёлтый…

Чиж

ОТВЕТ

Песня птичкою поётся,
Ручейком журчащим вьётся,
Вот закончилась:
– Чижжжжжи.
Знаю этих птиц – …

Чижи

ОТВЕТ

Он живёт в лесу на ёлке
Воробью он брат, малыш.
Он поёт красиво, звонко,
А зовут его все…

Чиж

ОТВЕТ

Живет он в нашем уголке,
В обычной клетке, в уголке.
Он так заливисто поет,
Что восхищается народ.
Он желтый, черный хвостик лишь.
Певца узнали? Это…

Чиж

ОТВЕТ

К человеку на плечо,
Она может сесть легко,
Волосами играется,
Изо рта пить не стесняется.
На попугая не похожа,
И в природе осторожна!

Чиж

ОТВЕТ

Ловко прыгает пернатый,
В перьях чёрно-желтоватых,
Домик прячет меж ветвей,
Не найти его поверь!

Чиж

ОТВЕТ

Вернуться в раздел Загадки про птиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *