Зарисовка жанр журналистики

«Что может быть проще, чем написать статью!» — воскликнет любой новичок веб-райтер. И вот на сайте появляется очередной «шедевр» без броского заголовка, захватывающего лида и полезного содержания. Про оформление вообще лучше промолчать…

Только без рук, я всё исправлю

А ведь для того, чтобы статья получилась, надо четко понимать, к какому виду она относится и какова ее роль на сайте. Хорошая статья должна быть полезной для читателя и работать:

  • на повышение узнаваемости бренда или товара
  • на формирование положительного мнения о товаре или компании
  • на увеличение продаж.

Прежде чем детально разобрать каждый тип текста и его особенности, давайте вспомним, что же такое статья в Интернете.

В печатных изданиях статья — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественную ситуацию, процесс, явление с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Статья для Интернета — это интересный информативный текст, который не носит явного рекламного характера.

С теорией разобрались, переходим к практике.

Знакомьтесь! Самые востребованные типы статей для сайта →

Новости! Новости! Свежие новости!

Это довольно простой тип статьи, для которой ничего не нужно придумывать, поэтому с ней справится даже новичок. Новостная статья анонсирует грядущее событие или дает отчет о прошедшем.

Такие статьи востребованы для сайтов компаний, где есть раздел новостей. Или где авторы блогов рассказывают о новинках в интересующей читателя области.

При написании новости важно тщательно проверять приводимые факты.

А если это новость для сайта компании, не забывать, что она должна быть написана с точки зрения пользы для клиента, а не констатировать факт, что было закуплено или сделано.

Вот посмотрите: и рассказали о работе над набором опытов, и подчеркнули безопасность продукта →

нажмите на картинку, чтобы увеличить

Сторителлинг. Рассказ со смыслом

Это история с реальными или вымышленными персонажами, с помощью которой до целевой аудитории доносится важная информация. В ней четко прослеживается главная мысль, способная мотивировать читателя к действию.

Кстати, в примере выше новость рассказана как раз в форме истории.

Самое главное для автора — постараться сделать так, чтобы читатель с первых секунд увлекся историей. Для этого нужно соблюдать некоторые правила:

  • герой должен быть ярким и интересным для аудитории
  • мнение автора не навязывается, читатель сам должен прийти к выводу «Хочу!»
  • в рассказе не должно быть открытого конца или скрытого подтекста, пользователь получает конкретный ответ на свой вопрос
  • текст нужно писать эмоционально, чтобы читатель не оставался к нему равнодушным
  • с аудиторией должны быть доверительные отношения, не отстраивайте себя от нее
  • для привлечения внимания к рассказу обязательно используйте визуальный ряд.

Хотите подробно разобрать этот тип текста с примерами?

Тогда ждем вас на статейном марафоне, в котором один урок мы посвятили именно такому виду статьи. А читать его будет наш тренер Стася Шер, по совместительству дипломированный специалист по сторителлингу.

Кстати, Стася очень часто рассказывает истории в рассылках АПК, замечали?

нажмите на картинку, чтобы увеличить

Инструкции. Что? Где? А главное — как?

Читатели постоянно находятся в поиске быстрых ответов на вопросы, как что-то сделать, как что-то работает или как решить проблему. Пошаговая статья-инструкция дает четкое, ясное и легко выполнимое руководство к действию.

Ключевые характеристики такой статьи:

  • использование подзаголовков и списков
  • нумерация этапов
  • простота и доходчивость
  • подробное и детальное описание (четко и последовательно)
  • дополнение пошаговыми фото, скриншотами, схемами, видео.

Хорошая статья-инструкция формирует лояльность к вашему сайту у читателя, и в дальнейшем за услугами он будет обращаться именно к вам.

Вот пример статьи-инструкции с нашего сайта «Учимся писать простой текст. Пошаговый практикум» →

нажмите на картинку, чтобы увеличить

Обзор. Самая полная и проверенная информация

Задача такой статьи — дать читателю детальное описание чего-либо и предоставить всю необходимую информацию. Обзор может быть о чем угодно и предполагает отличное знание тематики.

Самое важное — оставаться объективным и осветить как преимущества, так и недостатки.

Правильная обзорная статья поможет читателю принять обдуманное решение о покупке чего-либо. Чтобы облегчить ему эту задачу, постарайтесь максимально визуализировать статью, сопроводите ее фотографиями, презентациями или видео. Поделитесь своим опытом в использовании, выделите главные отличия предмета обзора от аналогичных товаров или услуг.

А потом проверьте готовую статью по чек листу — всё ли вы учли, ничего не забыли?

Кстати, статья, которую вы читаете, и есть обзор 🙂

Рецензии, отзывы, рекомендации

Это достаточно серьезные типы статей для сайта. В их основе лежит личное мнение о какой-либо новости, информации, товаре или услуге. Они помогают читателю сформировать собственное мнение о предмете речи.

Отзыв — это потребительский взгляд на товар или услугу, который выражает мнение одного человека. Он должен быть написан живо, эмоционально, возможно, даже без какой-либо аргументации. Одним словом — по-человечески.

Рецензия или критическая статья — это профессиональный взгляд на проблему или объект, поэтому ее пишут только эксперты. В ней должно быть максимум фактов, аргументов и логики.

Автором рекомендации не обязательно выступает эксперт. Но это должен быть человек, у которого есть авторитет в определенных кругах и к мнению которого прислушиваются. В ней обязательно четко указывается причина, почему он выбрал этот объект и может его рекомендовать. Повествование в таком типе текста должно быть спокойным, без лишних эмоций, логичным.

В качестве примера приведем отзывы наших студентов о прохождении обучения →

нажмите на картинку, чтобы увеличить

Исследования. Просто и доступно о сложных материях

Если вы решили написать такой вид статьи — приготовьтесь к серьезной работе.

Для начала изучите информацию о предмете исследования из разных источников: топ-10 выдачи поисковиков, публикаций в прессе, специальной литературы, статистической отчетности. Затем проведите опросы или возьмите интервью у экспертов, данные проанализируйте и обработайте, а уже потом пишите.

Успех этого типа текста зависит от стиля написания и оформления. Чтобы исследование было интересным, используйте конкретные факты, точные даты, цифры, свойства. Для легкого восприятия текста применяйте метафоры, эпитеты, а иногда и юмор.

Включайте все собранные данные:

  • мнения и рекомендации различных экспертов
  • исторические факты
  • статистические данные
  • прогнозы
  • таблицы, схемы, диаграммы.

Несмотря на то что статья-исследование — сложный для читателя вид контента, при качественном исполнении она вызывает интерес у целевой аудитории.

Например, исследование «Тренды SMM в 2016 году» на сайте Rusability.ru за 2,5 месяца просмотрел 1 541 пользователь, в то время как одна из самых популярных статей-обзоров собрала 708 просмотров за аналогичный период.

Изучите пример удачного исследования, размещенного в блоге на сайте Нетологии →

нажмите на картинку, чтобы увеличить

Интервью. Нужная информация из первых уст

Это достаточно простой тип статьи. Сложности с ним могут возникнуть только на этапе подготовки. Перед тем как брать интервью, нужно выявить проблему своей целевой аудитории и найти того человека, который поможет эту проблему решить.

Интервью на сайте необходимо для создания полезного контента. Оно повышает лояльность к компании, привлекает внимание к сайту и помогает интересно представить ваш проект.

Интервью получится, если вы найдете интересного собеседника, который является экспертом в вашей нише или в смежных сферах, лидера мнений или публичного человека. И помните: успешное интервью — это хорошо отрепетированная импровизация.

А вот и пример — «Планирование vs реальность. Интервью с Натальей Карья — основателем Академии правильных копирайтеров» →

нажмите на картинку, чтобы увеличить

Статья-кейс. История со счастливым концом

На данный момент это один из наиболее конвертируемых типов контента на сайте. Задача такой статьи заключается в том, чтобы на конкретном примере показать, что было, как действовали и к каким результатам пришли. Конечная цель кейса — устранить страхи клиента и показать перспективу успешного завершения проекта.

Для того чтобы кейс имел отклик у аудитории, он должен быть:

  1. настоящим, вызывающим неподдельный интерес и сопереживание
  2. с говорящим заголовком, который содержит проблему или результат
  3. понятным, без незнакомых для пользователей терминов
  4. с реальными цифрами, фактами и показателями эффективности
  5. красиво оформленным
  6. с отзывами или цитатами реального клиента (не забывайте при этом ставить ссылки на его сайт или профиль в социальных сетях)

У вас накопилось много материала для статьи-кейса? Посмотрите пример, как можно выгодно преподнести свою историю успеха в портфолио (кстати, обратили внимание? опять история!) →

нажмите на картинку, чтобы увеличить

Конечно, список видов статей можно дополнить. Но…

Как бы хорошо мы ни изучили типы текста и их особенности, Интернет тем и интересен, что любит смешивать понятия и стили. Например, в виртуальном пространстве есть блог, которого нет в журналистике, а обзор здесь легко совмещается с рекомендацией.

Умение соединять несоединимое и выделяет хорошего автора со своим собственным стилем и особым взглядом от обычного рерайтера.

Файл:

зарисовка примеры
зарисовка примеры из газет
зарисовка пример
зарисовка пример журналистика
зарисовка примеры в газетах
пример зарисовка в журналистике
зарисовка примеры журналистика
зарисовка примеры текстов

Соблюдай последовательность в описании.• Язык зарисовки, по сравнению с языком других газетных жанров, более Написать материал. 3.9.Газеты о коллекторах Коллекторам закон написан. 3. деньги Как развитая категория Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры, это такие, как: «Панорама», «Деловая неделя» и Зарисовка — небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок Примеры употребления слова «зарисовка» в прессе. 1. Восторгов было уже поменьше, равно как и (Независимая газета, 10-06-2005). 4. Наброски сделаны на коричневой бумаге и представляют собой зарисовки архитектурных сооружений. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты Комсомольская Наиболее наглядные примеры – «Момент истины» Андрея Караулова, циклы передач Урмаса Отта, «Герой дня» Портретная зарисовка. Этот жанр нечасто встретишь на страницах школьных газет. А вот перед нами пример, когда девочка-старшеклассница за спокойной беседой за чашкой чая разговаривает со своим ровесником, и перед нами Портретная зарисовка — встречается чаще всего на страницах газеты и журнала. Она лучше всего представит читателю бывалого человека, даст с него набросок, эскиз. Пример зарисовки см. в Приложении 13. Примеры портретной зарисовки из классики русской литературы. Представление героев поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Петрушка. Манилов. Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. а) портретные зарисовки; б) событийная, или псевдорепортажная зарисовка Мастером этюдов о природе является журналист газеты «Комсомольская правда» Василий К примеру, сопоставление прошлого и настоящего, архивных документов. Портфолио и примеры работ журналистов, авторов и социологов SEOCONTENT.RU. Заказные тексты художественная журналистика, потрет, зарисовка — работы для студентов. Виды зарисовок: 1. Пейзажная. 2. Ассоциативная — построенная на ассоциациях. 3. Портретная — портрет человека, или местности Жанр хроники используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении. Глава 1. Теоретические особенности зарисовки, как жанра в газете 5. 1.1. Система жанров журналистики 5. 1.3. Сущность жанра зарисовки 13. Выводы по 1 главе 14. Глава 2. Особенности жанра «зарисовка» в газете «Власть труда» 16. Глава 1. Теоретические особенности зарисовки, как жанра в газете 5. 1.1. Система жанров журналистики 5. 1.3. Сущность жанра зарисовки 13. Выводы по 1 главе 14. Глава 2. Особенности жанра «зарисовка» в газете «Власть труда» 16. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. Типичные примеры вступлений. · Представление. Журналист только представляет собеседника. · Зарисовка. В качестве примеров зарисовок можно назвать хокку и рубаи (танка это все таки маленькая поэма. она не в счет), можно еще вспомнить и отнести к зарисовкам китайские бицзи.

Просмотреть глухарь, Videosamouchitel Adobe Photoshop CS3, Смотреть слово женщинесодержание серий, Папины заключительная серия, Abc amber text converter 5 rapidshare depositfiles.

Жанром называют устойчивую форму журналистского произведения. Жанр держится на трех основах: предмет, функция и метод. И каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала.

ПредметПравить

Жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста — это и есть предмет, одна из важнейших основ жанра.

ФункцияПравить

Вторая составляющая понятия «жанр» — это функция, т.е. какую цель преследует журналист, создавая свое произведение, какова функциональная обоснованность материала. Например, статья специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос «что делать»? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?», репортаж показывает, как это происходит, а в интервью главным является мнение.

МетодПравить

Последняя составляющая жанра — это метод работы с информацией. К примеру, если речь идет об информационных жанрах, то это могут быть такие методы, как:

  • наблюдение
  • изучение документов
  • расспрашивание

Жанры журналистикиПравить

Журналисты-практики зачастую используют в своей работе много разных жанров. Достаточно будет открыть любую газету и там можно будет найти и репортаж, и заметку, и очерк, и статью. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, в основном это касается информационных жанров.Это обусловлено тем, что многим жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размываются.

Жанры журналистики

1.Информационные:

  • Хроника
  • Заметка
  • Зарисовка
  • Интервью (монолог, диалог, анкета)
  • Отчёт (общий, тематический, с комментариями)
  • Путевые заметки
  • Обозрение
  • Репортаж (событийный, проблемный, познавательно-тематический, репортаж-комментарий)

2. Аналитические:

  • Корреспонденция
  • Статья
  • Обзор
  • Рецензия

3. Художественно-публицистические:

  • Очерк (сюжетный, описательный)
  • Фельетон
  • Памфлет

ЗаключениеПравить

Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах — речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

Нашу классификацию начнем с морфологических (греч. morphe – форма + logos – учение) признаков. Аристотель в фундаментальных трудах «Поэтика” и «Риторика” (середина I в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия – особый вид лирики, проза – эпическое произведение, драма – диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в многообразии типов общественной практики человека, невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Из второй лекции данного курса мы знаем, что в процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации – пресса, радио и телевидение. Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей. Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент – написанное (напечатанное черными буквами на белой бумаге) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует (вспомните, мы уже пользовались этим термином) прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: «Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластинок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу. об окружающем человека мире, то в художественных – вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Иногда понятие «публицистика” воспринимается как синоним к слову «журналистика”. Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото- и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.

Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует.

В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь уместно обратиться к методике системного анализа.

Если культуру рассматривать как совокупность объектов и субъектов материальной и духовной деятельности, или некую гиперсистему, то, скажем, искусство как вид духовного освоения действительности и ее преобразования по законам красоты есть самостоятельный и весьма обширный пласт человеческой культуры. Это практически независимая (автономная) система внутри гиперсистемы культурной деятельности человечества. Внутри этой системы существуют подсистемы (или системы более мелкого уровня), такие, как изобразительное искусство, литература, художественный кинематограф и т.д. Точно так же в идеологической системе можно выделить журналистику, или систему средств массовой информации. Внутри системы СМИ, как мы знаем, существуют подсистемы периодической печати, телевидения и радио (роды журналистики). Составными частями, или компонентами этих подсистем можно назвать информационную, аналитическую и художественную публицистику (виды журналистики). Наконец, составными частями, или элементами этих компонентов являются разнообразные жанры, которые, по сути, выполняют роль своеобразных «кирпичиков”, из которых строится полноценная журналистская конструкция.

Условимся, что под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков. Каких именно?

В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, тематическое своеобразие, функциональные особенности, технические условия создания журналистских произведений. При помощи этих признаков все разнообразие журналистской продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество соответствующих жанров, жанровых форм и модификаций, что важно не столько для теоретического осмысления проблем современной журналистики, сколько для практической деятельности журналистов.

Кроме того, теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, что объясняется нестабильностью объекта исследования, также находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой журналистской практикой.

Важно помнить, что в «чистом” виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На «стыке” жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Но сколь бы сложной ни была «конструкция” журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

Для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод – по преимуществу, констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация призвана отвечать на вопросы: что? где? когда? Объект аналитической публицистики – группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества, а метод – исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие – не только объект, но и цель, во втором – факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики – в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью – пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate – расследовать) журналистики, его так и называют – расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

На занятиях в творческих мастерских вы будете подробно изучать и осваивать каждый журналистский жанр. Кроме того, вы должны будете понять, как создаются сложные составные формы: в газете – подборка, тематическая полоса, разворот, тематический выпуск, в электронной прессе – радио- и тележурнал, передача, программа, канал. Если жанры, образно выражаясь, «кирпичики”, строительный материал составных журналистских конструкций, то информационный выпуск, тележурнал, видеоканал или радиопрограмма – стройное законченное здание, сложный «организм”, создаваемый и живущий по собственным законам, с некоторыми из которых мы познакомимся в следующей лекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *