Женщина с младенцем на руках

Женские руки, волненье и трепет
Стебли слияний и кистей цветы
Кто их труды, какой меркой измерит
Кто взвесит чудо живой красоты
Женские руки, покой и участье
Нежной волной по любимым вихрам
Всепобеждающей силой причастья
Веру несут безисходным умам
Женские руки, любовь и доверье
Нега небесная, страсть и восторг
Ветви божественной длани творенья
Вечно весенний в них сладости сок
Женские руки, нежность и ласка
Прикосновение счастья к душе
Детства великая, светлая сказка
И колыбельная взрослой судьбе
Женские руки, заботы и будни
Их не щадят, и не лёгок их труд
Даже для арфы, гитары и лютни
Руки мозоли свои воздают
Женские руки, разлуки и встречи
Жаркие кольца, сырые платки
Женские руки всегда человечны…
Если пощёчина, то от души
Женские руки защита и слабость
Алчным глазам не уйти от ногтей
Спинам, склонённым под женскую радость
Росчерки дарят от страсти своей….
Женские руки, любовь к вам безмерна
Песни им будут, пока есть земля…
Руки целуют на вскидку, манерно…
Внутрь ладошки целую их я!

Беген Александр

*****

Женские руки,.. в них столько добра,
в них столько заботы и ласки…
Как птицы небесной, два белых крыла,
они так нежны и в них столько тепла…
В объятиях их пребываешь как в сказке…
Женские руки.., хранят нас от бед,
от горести, зла и напасти…
Они, прикоснувшись, нам дарят рассвет,
сияние солнца, неблекнущий свет,
дыханье весны… О! Не это ли счастье?!
Женские руки,.. познавшие труд,
храните мужья! Берегите!!
Не слезы обид пусть ладошки найдут,
а чувства ответные к сердцу прижмут…
С любовью вы счастье в те ручки вложите…

Крайнов Алексей

*****

Женские руки… — нежные, хрупкие…
Делают на скоро всё, неспокойные.
Милые, мягкие — женские руки…
Самые ласковые и достойные!

Максим Бледный

*****

О, сколько знал я женских рук:
капризных, гордых и нескромных,
и лицемерных в дни разлук,
и упоительно покорных…

Одни дарили, не любя,
страстей изысканные муки;
Другие — брали, всё губя…
но в эти маленькие руки

отдам я душу, коль возьмут,
и пусть греховна мысли суть,
но в ней так сладостно тонуть,
забыв, что всё сгорит, что светит,

что увяданье есть в расцвете
и нет Любви твоей на свете.

*****

Хочу воздать хвалу женским рукам —
Труженицам нашим и подругам
За их нелёгкий труд, вниманье к нам,
Как оценить их добрые заслуги!

А сколько в них душевного тепла,
Ласки, нежности в объятьях жарких,
Заботы, вниманья и добра
В их дружеских рукопожатьях ярких.

Женские руки — покой и участье,
Сомненья рассеют нежной волной,
Снимут все беды и серость ненастья,
Радость подарят и бодрый настрой.

Женские руки — вечные слуги,
Много забот и хлопот впереди,
Мы доверяем в надёжные руки
Наших детей и надежды, мечты.

Будакова

*****

Есть нежные руки, есть женские руки,
Что помнятся в самой жестокой разлуке.
Они прикоснутся — и вот миновали
И наши сомненья, и наши печали…
Есть полные грусти, со взглядом беспечным
Глаза, с затаенным в них жаром сердечным.
И тихие, мудрые, знавшие счастье
Глаза, что лучатся теплом и участьем…
Рук нелюбимых — не привечай,
Глаз нелюдимых — не приручай.
Рук терпеливых, ласковых глаз
Не оставляй ни на день, ни на час.

*****

Целую руки женщин всей Земли,
Мне так понятна тяжесть женской доли.
Собрать добро по зёрнышку смогли,
Смогли засеять жизненное поле.

Они открыли небо для меня,
Я вижу солнце сквозь грозу любую.
И снова, низко голову склоня,
Я эти руки женские целую.

Как пчёлы в соты собирают мёд,
Так эти руки счастье собирают,
И потому на свете каждый год
Так много доброй новизны бывает.

Своей любовью нас в пути храня,
Они всегда беду отводят злую.
И снова, низко голову склоня,
Я эти руки женские целую.

Святые руки наших матерей
Весь мир хранят заботливо и нежно
И щедро дарят с самых первых дней
Свое тепло и добрую надежду.

Они не могут отдохнуть ни дня,
Неся Земле свою любовь живую,
И снова, низко голову склоня,
Я эти руки женские целую.

Расул Гамзатов
(Перевод Озёровой И.)

*****

Я воспеваю руки, что колыбель качают,
Что в ласке, доброте усталости не знают.
Что каждый час и день теплом любви согреют,
Погладят, приголубят и просто пожалеют.

Я воспеваю руки, что моют, шьют, стирают
И что всегда в работе, но душу согревают.
Они, как пух, ложатся на голову и плечи,
От них, когда так трудно, всегда бывает легче.

Я воспеваю руки, что добротой участья
Приходят когда нужно и светятся от счастья.
Лелеют, обнимают и крестят за спиной
И нас от бед спасают и молятся порой.

Я воспеваю руки, что свечи зажигают,
Что делают нам праздник и будни украшают.
Что с самого рожденья о нас не забывают
И в горечи на радость всегда благословляют!

Шагалиева Галина

*****

Твои утонченные нежные руки,
Глаза — изумруды, походка — Венеры.
Прекрасна в час встречи, мила в час разлуки,
В тебе хороши: и душа, и манеры.
Ты — женщина грез моих, муза поэта,
Родник средь пустыни зыбучих песков.
Ты — лучшее Бога творенье, луч света,
Дыханье мое, внеземная любовь!

*****

Целую, низко голову склоня,
Я миллионы женских рук любимых.
Их десять добрых пальцев для меня,
Как десять перьев крыльев лебединых.

Я знаю эти руки с детских лет.
Я уставал — они не уставали.
И, маленькие, свой великий след
Они всегда и всюду оставляли.

Продернув нитку в тонкую иглу,
Всё порванное в нашем мире сшили.
Потом столы накрыли, и к столу
Они всю Землю в гости пригласили.

Они для миллионов хлеб пекли.
Я полюбил их хлебный запах с детства.
Во мне, как в очаге, огонь зажгли
Те руки, перепачканные тестом.

Чтобы Земля всегда была чиста,
Они слезой с неё смывают пятна.
Так живописец с чистого холста
Фальшивый штрих смывает аккуратно.

Им нужно травы сметывать в стога,
Им нужно собирать цветы в букеты —
Так строится бессмертная строка
Из слов привычных под пером поэта.

Как пчёлы в соты собирают мёд,
Так эти руки счастье собирают.
Земля! Не потому ли каждый год
В тебе так много новизны бывает?

Когда приходит трезвостью беда,
Когда приходит радость, опьяняя,
Я эти руки женские всегда
Целую, низко голову склоняя.

Расул Гамзатов

*****

Я знаю эти руки с детских лет.
Я уставал, они не уставали.
И, маленькие, свой великий след
Они везде и всюду оставляли.

В них тает снег и теплится огонь,
Дожди звенят и припекает солнце.
И стонет скрипка, и поет гармонь.
И бубен заразительно смеется.

Припев:
Целую, низко голову склоня,
Я миллионы женских рук любимых.
Их десять добрых пальцев для меня
Как десять крыльев лебединых.

Чтобы земля всегда была чиста,
Они с нее слезой смывают пятна.
Так живописец с чистого холста
Фальшивый штрих стирает аккуратно.

*****

О, руки женщины земной!
Вы под любой звездой и небом
Цветами пахнете весной,
Зимою — снегом, летом — хлебом.
Будь свята, женщины рука,
В которой скрыта неизменно
Боль, долгая во все века,
И радость, что всегда мгновенна.
В тебе сокрыт беззвучный звук
Всех песен счастья и несчастья.
Будь свята, слабость женских рук,
Неограниченность их власти!

*****

Ты видишь — я в твоих руках…
В кольцо объятий заключен,
Я в них не чувст ую оков.
У рук твоих закон таков:
Весь мир они мне дарят вдруг,
Не зная власти надо мной.
В кольце смыкающихся рук
Не задохнусь, — то на волне
Для тонущего в быстрине
Спасательный белеет круг…
В них разум есть… у них такой
Подсказывающий напев,
Что я, ракушкою морской
В твоих ладонях присмирев,
Угадываю в тишине
Рожденье жемчуга во мне.

*****

Возраст женщины выдадут руки —
Ведь быстрее стареют они.
Всё умеют они, не для скуки,
Для работы они, для любви.
Обнимают, гладят, стирают —
Они могут много всего!
Если надо, с тобой поиграют
И не сделают ничего.
Они нежно тебя ласкают,
Но не могут они отругать.
Руки столько о жизни знают,
Им порой приходилось страдать.
Посмотри на мамины руки,
А потом посмотри на свои…
Никакой тут не надо науки —
Просто маму свою береги!

Магасумова Анна

*****

Эти руки много умеют…
Они умеют стряпать, стирать…
Теплом своим душу согреют.
К мужскому сердцу — ключ подобрать.

Ловкой рукой это сердце
Настежь сумеют открыть.
Через заветную дверцу
Пламя любви запустить.

И женские нежные руки
В душе его кладезь найдут.
Очистят от боли и скуки.
И всё своим сердцем поймут.

… Цените же, нежные руки!
Они знают, где ход потайной,
Где скрыты душевные муки…
А, иначе, похитит другой!

*****

Каждый раз, когда я вижу теплые женские руки,
Просыпается что-то внутри, но лучше бы дальше спало,
Мне хочется этих рук и сводит желудок. От скуки.
Это не ностальжи, так просто, что-то совпало.

Эти руки напоминают что-то, что было очень давно,
Было и не сомной, а насобиралось из сказок, наверное.
Жизнь же у меня покойная, все нормально, все решено,
Сытая жизнь, уверенная жизнь, мерная.

Какие-то теплые руки мешают спокойно спать,
Кисло-сладкий запах одежды ночами грезится,
Кто-то уже кричит мне в ухо: это — родная мать!
Но мне как-то в это не очень верится.

Руки теперь я мажу ромашковым кремом,
Кисло-сладкий — запах уталости и шанель номер пять,
Город большой, здесь по магазинам с надписью — rеа.
Любой фантом, как из конструктора, можно собрать.

*****

А руки женщин — эталон…
Необходим уход… салон…
И как визитка красоты.
Заботы ласки чистоты…

Лицо второе — это руки.
Укажут даже и на муки.
На возраст… состояние.
Ухаживать желание…

Цените… берегите руки…
Они немые но есть звуки.
И руки зеркало девиц.
Как отраженье всех их лиц.

Маргарита

*****

Ее руки…
Простые женские руки.
С паутинкой тонких и неглубоких морщинок…
Как всегда аккуратно подстриженные ногти.
Небольшая родинка на пальчике…
А вот и шрам от глубокого пореза (ты всегда любила хорошо заточенные ножи).
А еще… нежнейший аромат, который пробивается сквозь запах кремов и лака
Аромат, который кружит голову и заставляет биться сердце все быстрее и быстрее.
И ты зарываешься лицом в ее маленькие ладошки.
Теплота идущая от них, покрывает тебя всего. Проникает глубоко, глубоко и согревает твою Душу.
И ты целуешь эти крохотные пальчики… вкладывая в каждый поцелуй всего себя.
Отдаешь этим родным и нежным руками еще больше теплоты.
Отдаешь частичку своей Души, вкладывая в каждый поцелуй свою нежность и Любовь…
И нет никого счастливей тебя, в тот момент, когда ты целуешь руки Любимой Женщины.

Сева Mac-Tire

*****

Красивые женские руки…
Тонких пальцев ветви…
То изломаны от тоски и скуки,
То по щеке тугою плетью…
Но еще могут тонкие пальцы
Чуть касаться кожи…
И плетет жизнь нить на пяльцах.
Дни на дни так не похожи.
Я балдею от рук таких женских.
Тонких, длинных — как дивный танец.
То ли вальс это венский.
То ли брей-данса глянец.

Пилигримыч

*****

Да, Женщина — хрупка, Она — дыханье ветра,
И серебром луны становится в руках,
Ласкает по ночам немым оттенком света
И радугой цветной играет в облаках.

Да, Женщина хрупка, но крепче рук Любимой,
Способных удержать в минуты злых тревог…
Нет в этот миг сильней на свете Половины,
Непроходимых нет для Женщины дорог.

Да, Женщина нежна, одаривая лаской,
И хрупкостью своей сравнится с лепестком.
Унылый мир она сменяет дивной сказкой,
И, распустившись, в миг становится цветком.

Да, Женщина нежна, но в материнском счастье
Надежней теплых рук на свете не найти.
Над малышом своим разгонит туч ненастье
И крепко устоять поможет на пути.

Да, Женщина сильна… Сильна как грань алмаза,
И в бури и ветра собою заслонит…
Но все-таки хрупка, как маленькая ваза,
Что сердца огонек в твоих руках хранит.

Высоцкая Кристина

*****

Мне эти руки подписали приговор,
Навечно, без известно и искусно.
И словно пальцами нажали на повтор,
Всепоглощающих мгновений безумства.

О, эти пальцы! Сколько силы в них,
В прикосновениях, граничащих с бесстыдством.
О, сколько грации сокрыто же в простых,
Блуждающих исканиях насладиться.

Я воспеваю это сладостный повтор,
Сопряженный в величии с искусством.
Мне эти руки подписали приговор.
Навечно, без известно и искусно.

Тимофеева Ангелина

*****

Я знаю эти руки.
Сколько гроз
Осилили, не сильные, родные…
Их сковывал петрищевский мороз,
Отогревали их
костры лесные.

У смерти отвоевывая нас,
Дрожа от напряженья и бессилья,
Они, как новорожденных, не раз,
Запеленав, из боя выносили.

А позже, запеленаты в бинты,
Тяжелых слез ни от кого не пряча,
Вернувшись из смертельной темноты,
Мы узнавали их на лбу горячем.

В них тает снег и теплится огонь,
Дожди звенят и припекает солнце,
И стонет скрипка, и поет гармонь,
И бубен заразительно смеется.

Они бегут по клавишам.
И вдруг
Я замираю, восхищеньем скован:
По властному веленью этих рук
Во мне самом рождается Бетховен.

Мир обступил меня со всех сторон,
Лишь на мгновенье задержав вращенье,
И, как воспоминанье, древен он,
И юн, как наступившее свершенье.

Они бегут по клавишам.
И вот
Воскресло все, что память накопила…
Мне мама колыбельную поет,
Отец сидит в раздумье у камина,

И дождь в горах, и вечный шум речной,
И каждое прощанье и прощенье,
И я, от свадьб и похорон хмельной,
Жду журавлей залетных возвращенья,

Вот вышли наши женщины плясать.
О, крылья гордой лебединой стаи!
Боясь свою степенность расплескать,
Не пляшут — плавают, не пляшут, а летают.

Пожалуй, с незапамятных времен
Принц ищет в лебеди приметы милой,
И мавры убивают Дездемон
Уже давно во всех театрах мира.

И Золушки находят башмачки,
Повсюду алчность побеждая злую.
Целую жесткость нежной их руки
И нежность мужественных рук целую.

Целую, словно землю.
Ведь они
Мир в маленьких своих ладонях держат.
И чем трудней и пасмурнее дни,
Тем эти руки и сильней и тверже.

Мир — с горечью и радостью его,
С лохмотьями и праздничной обновой,
С морозами и таяньем снегов,
Со страхами перед войною новой.

Вложил я сердце с юношеских лет
В любимые и бережные руки.
Не будет этих рук — и сердца нет,
Меня не будет, если нет подруги.

И если ослабеют пальцы вдруг
И сердце упадет подбитой птицей,
Тогда сомкнется темнота вокруг,
Тогда сомкнутся навсегда ресницы.

Но силы не покинули меня.
Пока пишу, пока дышу — живу я,
Повсюду, низко голову склоня,
Я эти руки женские целую.

*****

Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.

Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.

Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.

Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.

Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.

Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.

А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз…
Ты предавал их в жизни столько раз!

И вот оно — возмездье — настает.
«Предатель!» — дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!» — ветки хлещут по лицу.
«Предатель!» — эхо слышится в лесу.

Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,

и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя…

Евгений Евтушенко

У каждого из нас есть самый дорогой и близкий человек – это мать. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Её доброта и забота согревают нас и в грустные минуты. Несомненно, все свои тайны, сокровенные мечты мы доверяем маме, с ней советуемся. Она наш лучший друг, мудрый советчик. Мама является нашим ангелом-хранителем. Мать способна на любую жертву ради детей. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери!

Всё самое дорогое и святое, что есть на земле, связано с женщиной. Истинное назначение женщины – быть матерью. Она любит своего дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! О ней написано немало книг. Мать, безусловно, – это самый важный в жизни каждого из нас человек. Именно она находится всегда рядом с нами.

В розовом царстве далекого детства

Помню твое материнское сердце,

Сердце большое – такое надежное,

Жить без тебя стало бы невозможно!

Стала я старше, а ты стала ближе,

Образ прекрасный любовью насыщен.

Этой любовью к тебе я привязана,

Каждой ресничкой тебе я обязана.

Мне за такую любовь – невозможно

Не заплатить, не воздать подороже,

Эта любовь материнская значится.

Знаю – мой долг никогда не оплатится.

Многому в жизни меня ты учила,

Добрым примером, заботой растила!

Путь твой, как подвиг, мужеством светится,

Как я хочу с тобой в вечности встретиться,

Как не хочу я тебя потерять

В день, когда Господа будем встречать,

Но пока сердце мое может биться,

Буду сильней за тебя я молиться!

Л. Константинова

МОЛЯЩАЯСЯ О ВСЕМ МИРЕ

Образ Богоматери в русской художественной литературе

К Ее иконе в час молитвы,

Из грешных, кто ни припадал,

Как новобранец перед битвой,

Кто о спасенье не взывал?

И телом страждущих, и духом,

Избитых жизнью горемык, —

К ним обращалась чутким слухом,

На их души спешила крик.

И утолив мирян печали

Святою мерою сполна.

Чтоб духом впредь не обнищали,

Просила Господа Она.

В. Чуприна

Отличительной чертой духовной жизни русского народа было особое почитание Богоматери, отразившееся и в литургической практике, и в многочисленных литературных произведениях во славу Богородицы, и в обилии икон с изображением Пречистой Девы.

Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине. Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия.

Советуем ознакомиться с обзором литературы «Молящаяся о всем мире. Образ Богоматери в русской художественной литературе: обзор литературы : материалы к беседам / КОНБ им. Н.Н. Асеева; сост. Т.А. Кочнева. – Курск, 2008. – 33 с.» на сайте

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ НА СВЕТЕ СВЯЩЕННЕЕ ИМЕНИ МАТЕРИ!

Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери.

Вся гордость мира – от матерей.

Без солнца не цветут цветы.

Без любви нет счастья, без женщины нет любви,

без матери нет ни поэта, ни героя.

М. Горький

Бунин И. Стихотворения / И. А. Бунин. – М. : Худ. лит., 1985. – 254 с.

Мать

И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вошки снегом заметали,

И заносили хутора.

Они врывались в мертвый дом —

И стекла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Все напевала и ходила…

И ночь тянулась без конца…

Порой, дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Шуршала снегом у крыльца.

Когда ж буран в порыве диком

Внезапным шквалом налетал,

Казалось ей, что дом дрожал,

Что кто-то слабым, дальним криком

В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами

Не усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел

Большими томными глазами…

Некрасов Н. А. Избранное / Н. А. Некрасов. – Л. : Современник, 1971. – 231 с.

По-настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучит в поэзии великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины-матери. Вряд ли кто ещё воспел женщину, мать и жену столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Достаточно вспомнить названия его произведений: «Есть женщины в русских селениях», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час», «Внимая ужасам войны», главу «Демушка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Цветаева М. Избранное / М. Цветаева. – СПб. : Худ. лит, 2001. – 264 с.

Склоняются низко цветущие ветки,

Фонтана в бассейне лепечут струи,

В тенистых аллеях все детки, все детки,

Ах, детки в траве, почему не мои?

Как будто на каждой головке коронка,

От взглядов, детей стерегущих любя.

И женщине каждой, что гладит ребенка,

Мне хочется крикнуть: «Весь мир у тебя».

Как бабочки, платьица девочек пестры:

Там ссора, там слезы, там сборы домой.

И шепчутся мамы, как нежные сестры:

«Подумайте, сын мой!» – «Да что вы! А мой…»

Я женщин люблю, что в бою не робели,

Умели и шпагу держать, и копье,

Но знаю, что только в плену колыбели

Обычное, женское счастье мое.

Ахматова А. А. Реквием : поэма / А. А. Ахматова. – М. : Издательский дом Эксмо, 2007. – 253 с.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой…

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

Расул Г. Берегите матерей : поэма / Р. Гамзатов. – М. : Детская литература, 1978. – 108 с.

Поэма «Берегите матерей» – гимн Родине, матери, женщине. Поэма это многозначна и поднимается до высоких гражданских обобщений, дробится на лирические отрывки или бытовые сцены и концентрирует внимание на образе. В поэме глубокое и взволнованное раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании с матерью, прощание всех матерей и сыновей. Идейно-нравственное содержание поэмы обогащает введение в ее художественную систему фольклорных национальных традиций, фольклорной образности. Духовный и психологический портрет матери, проживший жизнь полную труда, забот, горя, но и радостей и счастья тоже, портрет человека, сумевшего выстоять.

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест…

Музыкою радости и боли

Он гремит — души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,

Это Слово-Чудо, Слово-Свет, –

Встаньте, люди!

Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,

Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это – древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

Как леса встают с зарею новой,

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом – жизнь.

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит

Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!..

Я произношу его:

«Мама!»

Дементьев А. Избранное / А. Д. Дементьев. – М. : Эксмо, 2006. — 432 с. – (Золотая серия поэзии).

Баллада о матери

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет…

Но она всё продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она…

Много лет, как кончилась война,

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых не пришло…

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино и стар, и мал,

Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно это было вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать!!!

Мать узнала сына в тот же миг

И пронёсся материнский крик:

«Алексей, Алёшенька, сынок!!!

Алексей, Алёшенька, сынок!!!

Алексей, Алёшенька, сынок…»

Словно сын её услышать мог…

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

Всё боялась – вдруг он упадёт,

Но сквозь годы мчался сын вперёд!

«Алексей!» – кричали земляки,

«Алексей!» – просили – «Добеги!»…

Евтушенко Е. Избранные произведения : в 2 томах /
Е. Евтушенко. – М. : Художественная литература, 1980.

УХОДЯТ МАТЕРИ

Р. Поспелову

Уходят наши матери от нас,

уходят потихонечку,

на цыпочках,

а мы спокойно спим,

едой насытившись,

не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу,

нет –

нам это только кажется, что сразу.

Они уходят медленно и странно

шагами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,

им отмечаем шумно дни рожденья,

но это запоздалое раденье

ни их,

ни наши души не спасет.

Все удаляются они,

все удаляются.

К ним тянемся,

очнувшись ото сна,

но руки вдруг о воздух ударяются –

в нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

как тихими суровыми колоннами

уходят наши матери от нас…

У ЗЕМЛИ НЕ ОТНЯТЬ МАТЕРИНСТВА

«Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды – и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.

Нет ничего на свете, что бы сумели руки твои, чего бы они погнушались!

Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Ты проводила на войну сыновей – если не ты, так другая, такая же, как ты, — иных ты уже не дождешься вовеки…

Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою – не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу вернется все это у материнской могилы.

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

А.Фадеев

Закруткин В. Матерь Человеческая : повести и рассказы / В. Закруткин. – М. : Советская Россия, 1983. – 320 с.

В книгу известного советского писателя Виталия Закруткина, лауреата Государственных премий, входят произведения, написанные в разные годы. Повесть «Матерь Человеческая» – это высокая песнь советской женщине-матери, перенесшей все тяготы войны, выпавшие на ее долю..

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…».

«Я всматривался в её лицо, – пишет В. Закруткин, – вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…»

Головко А. В. Мати : роман / А. В. Головко. – Київ : Дніпро, 1973 . – 284 с. – (Шкільна бібліотека).

У романi «Мати» відомого українського письменника Головка відтворено життя і боротьбу українського селянства проти поміщиків та самодержавства в період першої російської революції. В центрі твору образ жінки-трудівниці Катрі Гармаш, яка поступово усвідомлює своє місце в боротьбі за соціальне визволення і стає до революційних лав.

Айтматов Ч. Материнское поле: повесть / Ч. Айтматов. – Кишинев, 1985.

Чингиз Айтматов – писатель с мировым именем, классик русской и киргизской литературы, лауреат престижнейших премий. Его книги переведены на десятки языков. Эти романы-притчи стали достоянием мировой литературы.

«Материнское поле» о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и глубоко человечная, на склоне лет ведет разговор с землей, с родным полем. Земля, труд, семья были источником ее радости. Война унесла самое дорогое. Но тяжкое горе не сломило, не могло сломить Толгонай, закаленную в труде, неисчерпаемую в любви к людям.

Косинка Г. М, Твори / Г. М. Косинка ; авт. вступної. статті і приміт. О. Непорожній. – К. : Молодь, 1972. – 222 с. – (Шкільна бібліотека).

Новела «Мати» є однією з найвидатніших творів Григорія Косинки. Він по праву вважається майстром новелістики, здебільшого тому, що він має унікальну світоглядну картину часів зародження радянської держави. В центрі сюжету знаходиться українська родина, де трапилося лихо – помирає мати. Старший син збирається привезти лікаря, для чого від’їжджає в дуже небезпечну подорож до сусіднього села. Автор підкреслює, як мало важить для селянина великі політичні ігри, на відміну від того, що найсвятіше для кожного українця – його сім’я. Сім’я головного героя символізує модель українського суспільства та світоглядні орієнтири, а також менталітет українців. Для головного героя має значення лише його обов’язок до матері, надія на те, що він встигне привезти лікаря, чого б йому це не коштувало. Фронтові бої виступають при цьому лише тлом для почуттів Андрія, що переймається життям матері. Таким чином, Автор подає основну ідею твору, що полягає у ствердженні, що будь-який душевний злам знаходить свою реалізацію через напружену ситуацію.

Довженко О. П. Вибрані твори : кіноповість, оповідання / О. П. Довженко. – Одеса : Маяк, 1976 . – 147 с. – (Шкільна бібліотека).

Ціною життя в оповіданні «Мати» українська колгоспниця Марія Стоян рятує двох російських льотчиків, яких назвала своїми синами. Багатством художніх засобів автор зворушує читача трагічним образом селянки: «І хто ж не поклониться з живих і прийдешніх невмирущій красі Марії Стоянихи, матері, що просила милостиню для дітей чужих? … Хай же знає весь світ, як висіли Ви, мамо, на старій груші за друга своя у велику всесвітню війну в українському кривавому селі на Вкраїні кривавій».

Оповідання «Мати» оспівує велич жіночої душі. Завдяки таким творам «наступні покоління виростуть чуйними, небайдужими до подвигу нашого народу за часів Великої Вітчизняної війни»

Распутин В. Последний срок : повести и рассказы / В. Распутин. – М. : Современник, 2003. – 336 с.

В повести «Последний срок» В. Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Люся и Варвара, а также старший сын Илья жили в городе. С младшим сыном Михаилом она «доживала свой век». Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. «Вот уже приехали четверо из них, теперь все ждали самую младшую из них – Татьяну». Старуха любила её больше всех, она была её «поздним и последним ребёнком». Анна считала, что именно младшая дочь будет её утешением в старости. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.

Солженицын А. И. Матрёнин двор /
А. И. Солженицын. – СПб.: Азбука-классика, 2004.

Тяжёлой была судьба русской женщины, русской крестьянки. О нелёгкой доле простой русской женщины пишет А.И. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Это произведение написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг неё развивается сюжет рассказа. Эта женщина видела в жизни немало горя: смерть детей, предательство мужа. Тяжёлая работа изнуряла её физически, но душа у Матрёны была добрая, отзывчивая к чужой беде. Она не боялась никакой работы, трудилась в колхозе, за что получала копейки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна». Жила она бедно, убого, одиноко. Её считали «потерянной старухой», измотанной трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, что Матрёна будет просить у них помощи. А когда погибла Матрёна Васильевна, опять же помогая своим родственникам, вспомнили её не только добрым словом. Говорили, что » не бережливая, помогала бесплатно». Даже о сердечности и простоте Матрёны говорили с презрительным сожалением. «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоранившая шесть детей, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…» Вот характеристика Матрены с точки зрения людей, живших рядом с ней. Всеми забытая, никому не нужная… А ведь не смогли-то разглядеть в этой женщине главного – доброты её, не поняли, что «есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся наша земля».

«Самая прекрасная из женщин — женщина с ребенком на руках»

В минувшую пятницу в уютном зале Радваничского сельисполкома было весело и оживленно, а поводом тому послужило празднование Покрова Пресвятой Богородицы и Дня матери.

Инициатором мероприятия стал совет Радваничской первичной ветеранской организации. В зале, украшенном цветами и шарами, собрались 53 человека. Не обошлось без угощения – столы просто ломились от различных пирогов, печенья, конфет, напитков и меда. Все это было приготовлено участниками и гостями праздника. Вкусные пироги испекли Татьяна Ковалевич, Валентина Драцевич, Анна Тит, Ольга Дукшей. Ароматный и вкусный мед привезли директор Брестского пчелопитомника Николай Мороз и ветеран пчеловодческого дела Владимир Агарков, который проработал на этом предприятии более 40 лет.

«Есть в природе знак

святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин —

Женщина с ребенком на руках».

Этими словами открыла праздник председатель «первички» Нина Шевченя.

Много теплых слов в адрес присутствующих матерей высказали гости мероприятия — настоятель Свято-Матронинской церкви отец Александр, председатель сельисполкома Иван Ковалев, начальник отделения Радваничи ОАО «СГЦ «Западный» Игорь Пилюк, директор пчелопитомника Николай Мороз. Теплые и душевные стихи прочитала ответственный секретарь районной ветеранской организации Валентина Калиновская. Слезы блестели на глазах слушателей, настолько добрыми и сердечными были строки о самом дорогом человеке на свете — о матери.

Веселый тон задавали участники вокальной группы «Сябровки» Надежда Сацута, Надежда Вопсева, Валентина Драцевич, Нина Бородина, Ольга Панасик и аккомпаниатор Сергей Касенюк. Но и присутствующие не уступали им — они пели, плясали, читали стихи, отгадывали загадки, показывали сценки… Музыка, шутки, песни не смолкали до самого вечера! Кажется, что пожилому человеку на пенсии надо? Совсем немного – внимания и доброго слова.

В заключение организаторов праздника от имени всех пенсионеров поблагодарили бывший директор Радваничской школы Владимир Ласкович, ветеран «жужжащего производства» Владимир Агарков, председатель Радваничской первичной организации Брестской РО ОО «Бел ОИ» Анна Ковалевич, бывший секретарь сельисполкома Татьяна Ковалевич и Мария Панасюк, прочитав такие стихи:

«Спасибо вам за этот вечер,

Благодарим вас от души.

Спасибо вам за эту встречу!»

А вам спасибо, что пришли!

Нина ШЕВЧЕНЯ, председатель первичной ветеранской организации Радваничского сельского Совета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *