Жизнь на сахалине отзывы

17:24 27 ноября 2019.

Этот лайфхак — для тех, кто решил навсегда покинуть нашу прекрасную малую Родину, реализовать поколениями оттачиваемую sakhalin dream: сменить извечное временщичество на устаканенный порядок спокойного места, обладающего всеми достоинствами Сахалина и лишённого всех его недостатков.

Сперва кратко обобщим: кто уезжает, куда, зачем и почему.

Кто уезжает

  • школяры-выпускники, которым ЕГЭ дал возможность стать географическими выкрестами. Юнцы и юницы неоскудеваемым потоком устремляются после 11 класса в любые вузы России, радостно принимающие в свои объятья и самих выпускников (владеющих хотя бы элементарными навыками прямохождения и речи) и денежки их преисполненных надежд родителей.
  • пенсионеры, решившие, что именно они реализуют бесконечные кухонные сетования своих родителей, не сумевших переехать никуда, кроме наших уникально безобразных кладбищ, иллюстрирующих пресловутое сахалинское временщичество,
  • интеллигенция — в основном, из педагогической и научно-исследовательской среды, бесповоротно истощившейся в нашем тотально прагматичном регионе,
  • «бизнесмены» и рантье, весь труд которых сводится к тыканью пальцем в смартфон и наведению контактов и рынков на основе методологии «чё почём?». Эти мимо моего очерка: во-первых, они избирают в качестве своего пристанища скорее заграницу, чем «немытую Россию». Во-вторых, объективно оценить особенности их труда и самовыражения мне мешает классовая ненависть, потому я обхожу их стороной.

Почему уезжают?

  1. Отсутствие трудовых перспектив. Под мудрым государственным руководством малый и средний бизнес как социальная сила на Сахалине так и не сложился (злопыхателям сразу же напоминаю слова Гегеля: «Исключение подтверждает правило»). Сфера обслуживания не представляет ничего более выразительного, чем пара барбершопов и всемогущая корпорация типа «100 услуг». А перспективы трудоустройства в сфере государственного и муниципального управления всецело зависят от критериев внутренних (назовём их так, обтекаемо).
  2. Тяжкие природно-климатические условия, дополняемые чудовищными социально-коммунальными особенностями сахалинского благоустройства (и его стоимости), позволяют выживать на Сахалине только преизрядным мученикам.
  3. Ну и островная клаустрофобия. Хотя наш расчудесный остров прекрасен возможностью соступить с тротуарной плитки прямиком в таёжные дебри, ограниченные только океанским побережьем, не всем это любо — большинство тоскует из-за ограниченности горизонта сопками и водами, на подсознательном уровне мечтая о русской степи да степи кругом. И это мифическое «русское поле экспериментов» порождает нервическую жажду изменения ландшафта обитания на, казалось бы, исторически и генетически более пригожий.

Куда и зачем едут сахалинцы на ПМЖ?

Про заграницу мы говорить не будем — даже несмотря на «европеистость» и подвижность сахалинцев, цивилизационный код подобен якорю, сдерживающему тягу к чуждым мирам. Поэтому большинство переезжающих избирают для себя местности, в которых редкие сахалинские радости (например, социальный контроль населения за деятельностью властей, посредством того же «Сах.кома») дополняются низкими ценами, доступной коммуналкой и упорядоченным благоустройством. И, конечно же, сахалинцам неприятна Азиопа во всём своём безобразии феодальных нравов, родоплеменной поруки, извечной разрухи, непобедимой грязи и судьбоносного холопства. Поэтому под представление о «Русской Европии» попадет весьма ограниченное количество населённых пунктов. Те, кто не видит в себе сил и нервов для выживания в вавилонистых Москве и Санкт-Петербурге, едут в Белгород (уже переполненный сахалинскими пенсионерами), Калининград, Краснодар и т.п. Кое-кому ещё удаётся реализовать советские чаяния безбедной ранней старости на сахалинской пенсии где-нибудь в Кисловодске или Пятигорске, но таковых уже осталось мало.

Результаты?

Что получают переезжающие сахалинцы, ответить сложно, потому что это движение ещё не окончено. Нужно его завершение и некоторый срок для подведения окончательных итогов. Но промежуточные результаты, суммирующие множественный опыт общения с «внутренними эмигрантами», являют нам неоднозначность сахалинской мотивации к эмиграции. Поскольку превалирующее большинство едет не «к», а «от», это путешествие подсознательно воспринимается ими как бегство. А всякое бегство неостановимо, потому что страхи не имеют пределов роста. И, достигнув каких-то очевидных преимуществ «материка» перед островной действительностью, сахалинцы начинают спотыкаться о нравы аборигенов, о политические нюансы и социальные недоразумения — всё это в итоге оскверняет результаты исхода и заставляет мечтать о продолжении странствия (если сохранились силы).

Единственная категория сахалинцев, которая оптимально приживается на новом месте, — это воспитанная ютубом молодёжь, чей квартирный жизненный опыт, социально-политическая позиция и деловая хватка подчас такие же, как у комнатного растения. Но даже будущие питерско-московские студенты, привитые к поверхностной богеме, продолжают сохранять связи со своими родственниками, погрязшими в трясине островной безвыходности. Многие этими связями тяготятся, стараются оборвать их, превратившись в гламурное перекати-поле. Некоторым удаётся…

Пять советов для решивших перестать быть сахалинцами

Вот для того, чтобы избежать описанных трагических перверсий, я и предлагаю свои предостережения сахалинцу как потенциальному (или перманентному?) страннику.

1. Осознать, чего ты ждёшь от переезда. Главное — тщательно откалибровать свою мотивацию. Словами Канта, «свобода от…» всегда оборачивается разочарованием, усталостью и новым закрепощением. Только «свобода для…» может по-настоящему отмотивировать на творческое мышление и продуктивную деятельность. Нужно прорисовать в уме образ того мира, который ты построишь в плоскодонных ландшафтах континентальной России. А истеричного бегства, разогретого многопоколенческим «чемоданным настроем», нельзя допустить — иначе этот бег будет бессмысленным, утомительным и по-булгаковски безостановочным…

2. Создать компанию. Родичи, друзья, товарищи, компаньоны, коллеги — только с ними, полагаясь на них и по-своему отдаваясь им, можно чего-то достичь. Да, сахалинцы выросли более индивидуалистичными, нежели «обычные» россияне, но в России (да и везде!) один в поле не воин. Поэтому всегда должны быть те, кто поддержат в трудной ситуации, сохранив верность тебе, не взирая ни на какие изменения твоего поведения в необычных условиях. Но и ты должен быть таким же — дружба основана на взаимности. Переезд — дело коллективное. Одиночество на чужбине — нет ничего хуже, это даже романтик Даниэль Дефо осознал.

3. Изучить объект переезда. Никогда не срывайся в неизвестность! Необходимо произвести предварительную разведку, лучше всего — разведку боем. Съездить, посмотреть, пожить в новой местности. Это трудноисполнимое условие — оно приемлемо только для молодёжи, а молодёжь и так не заморачивается, будучи движима гормональным энтузиазмом. Зрелые сахалинцы, невероятным напряжением воли выдравшие свои якоря из родимого грунта, имеют сил только на одно плаванье — чтобы поскорей бросить в чуждые мутные воды якорь житейских обыкновений, привычек и пристрастий.

Посему хорошо бы иметь побольше денежек — ими можно смазать любую якорную цепь, чтобы жизнь в непривычных условиях была менее скрипучей. Но и здесь не следует обольщаться: «недорогая» жизнь на материке снедает всё, что умудрились сахалинцы скопить в наших суровых условиях. «Материковцы» подчас воспринимают сахалинцев как денежные мешки, регулярно получающие баснословную «среднюю» зарплату, имеющие личные водоёмы, набитые красной рыбой и крабами, передвигающиеся на новейших и даровых японских машинах. Такое отношение — восторженное на поверхности — замешано на зависти, неудовлетворённости, жадности. Эти нелицеприятные эмоции во всём своём арсенале «материковцы» предложат сахалинцам. Готовы?

4. Ехать в похожее место. Нужно выбрать местообитание, напоминающее нашу прекрасную родину — природно и социально. Многие переселенцы в Краснодарский край и немногочисленные засланцы в Крым рассказывают, что гористо-морские пейзажи были их главной вдохновляющей картинкой — только теплее и дешевле. Но социальные и этнические особенности, с которыми пришлось столкнуться на чужбине, зело изгадили возможность любоваться природными изысками.

Поэтому более здравый подход — смотреть на инфраструктуру и рынок труда. А с этой точки зрения, в России только два города: Москва да Питер. Но у каждого из них своя специфика. В Москве больше возможностей, но готов ли ты ежедневно просыпаться в 4 часа утра, чтобы три часа потеть в электричке и метро по пути к реализации этих самых возможностей? В Петербурге попроще, климат более похож, население — самое «сахалинистое», но уйма своих особенностей, связанных с транспортом, расстояниями, возможностью отдыха на природе.

Калининград — наиболее «европейский», Белгород — самый «пенсионерский». Но и там вся жизнь ориентирована не на приезжих, а на аутентичное население, всегда недовольное сахалинской напористостью, активностью, самолюбием, критиканством.

Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань — некоторым удаётся и там обосноваться. Некоторым — потому, что сахалинская диаспора там так и не возникла, а потому экспериментатору придётся полагаться только на свои силы и способности.

Степенный Хабаровск и оголтелый Владивосток регулярно пополняются сахалинцами. Но высокий уровень обратного оттока островитян (и бегства самих приморчан и хабаровчан в Центр) сигнализируют о недовольстве тем, что предлагают поспешным мигрантам ближайшие к нам «нормальные города».

Но не вздумай, читатель, забуриться в болото какого-нибудь Поволжья или Алтая. Там к фиктивному коммунальному благополучию прибавится невероятное хамство, перманентная агрессивность, поведенческая стадность — и всё это обрушится на «зажравшегося» сахалинца, притащившего с собой вагон красной икры и цистерну самомнения.

Всё-таки, словами Бродского:

Если выпало в Империи родиться,

лучше жить в глухой провинции у моря…

Там всегда почище воздух (во всех смыслах).

5. Сохранить вариант рекапитуляции. Продумать пути отхода. Да, сжигание мостов — действенный мотиватор, но почти исключительно для молодёжи (у которой особенно и не до чего мосты наводить). Человек соткан из желаний и привычек, и категорическая невозможность устроить жизнь так, как хочется, чревата безвыходной депрессией… А подчиняться обстановке сахалинцу получается с трудом — слишком мы свободолюбивы и независимы (помним болтовню о возрождении ДВР, регулярно вспыхивавшую в 1990-2000-е). К примеру, сахалинцы в большинстве своём не приемлют авторитарно-патерналистского стиля руководства — нам подавай только партнёрские взаимоотношения. Даже самые невыносимые сахалинские диктаторы (во всех сферах) стараются изображать из себя «своих парней», чтобы повысить эффективность исполнения замаскированного приказа. Россия же — дело иное, там «люминий» не предполагает критического восприятия. И непривычные для сахалинского уха разговоры о судьбе, доле и фатуме — самое популярное прикрытие элементарного разгильдяйства, лени и немощности.

Лучше сохранять в тайной заводи какую-то лодочку и небольшое сбереженьице — чтобы в случае клинического уныния припасённый в табакерке собственный Харон смог переправить тебя обратно в смородиновую реальность, где уже не все живы, но стены продолжают помогать…

Если ты решишься на переезд (в особенности, если ты решишь наказать этим зависимых от тебя домочадцев), приготовься:

  • Тебя поджидают хрестоматийно худшие проявления «русского духа» — special for you!
  • Кроме «русского духа», безжалостного к своим носителям, тебя ТАМ никто не ждёт.
  • Как только ты проявишь свою «сахалинистость», тебя незамедлительно возненавидят. В той большой деревне будут деятельно завидовать твоим удачам и откровенно хохотать над твоими промахами — со всем оттягом «широкой русской души».
  • Однозначно более комфортные природно-климатические условия всё равно вынудят тебя болезненно приспосабливаться к ним. И чем ты старше (старее), тем травматичней будет твоя адаптация (которую сахалинцы симптоматично именуют акклиматизацией).
  • Самые простые социальные действия — запись в поликлинику, вызов сантехника, получение какой-нибудь справки — окажутся почти неисполнимыми, нашпигованными подводными камнями, осуществимыми только посредством траты слоновьей дозы твоих нервов и времени (которое вообще не в цене на «материке»).
  • Ты всегда будешь скучать по своей малой Родине. Человек есть функция среды. И ежели тебе посчастливится экологично вписаться в чужеродную обстановку, то, что ты называешь своим «Я», всё-таки сформировалось в другом месте и времени — от которых ты тщишься оторваться.

Заметь, читатель, никакого морализаторства! Перефразирую моего любимого Марка Твена: я сам навсегда переезжал с Сахалина пять раз, а потому знаю, о чём говорю! Опираясь на собственный опыт и опыт многочисленных друзей-товарищей-коллег, которые с разным успехом осуществили своё инкорпорирование в «обычных россиян», я сделал некоторые выводы. Обобщения мои, разумеется, никак не убедят завистников, безграмотно карябающих 80% «обличительных» отзывов на основе своего болезненного провинциализма: «А вот и нет! У моего пятиюродного пасынка, который переехал с Сахалина, было ФСЁХАРАШО, поэтому, профессор, вы не правы во всех своих заключениях». Увы, эту категорию исправит только постепенный переход сахалинцев на тюркскую письменность, поэтому выскажу злопыхателям только респект — за подстёгивание меня как автора.

То, что было мной сказано, вдохновит сильного, парализует слабого и вразумит того, кто привык думать перед действием. Квартирная ляля, живущая в мире компьютерных игр, лишний раз убедится в том, что не стоит высовываться из-под маминого крылышка — лучше отрабатывать ту программу, которую родители впихнули в тебя ради своей самореализации. Безудержный авантюрист решит, что обладает всеми надлежащими качествами, что ему благоприятствуют описанные условия, рванёт в очередной эксперимент со своей и чужой личной жизнью, чтобы впоследствии на её руинах обвинить автора этих строк в своих глупых бедах. А уставший, потрёпанный жизнью домосед будет старательно искать малейший огрех в моей писанине, чтобы радостно обвинить автора в некомпетентности и успокоиться в сладостной неге отчаявшегося неудачничества.

За годы героического преодоления экономических и природных сложностей в неистовой тяге выбраться отсюда, сахалинцы сформировались как субэтнос — со своими обычаями, навыками, потребностями, привычками. И для кого-то вырваться из этого круга — значит обрести новую жизнь. Для кого-то — потерять всё, что делает тебя самим собой, погибнуть… Дорогу осилит идущий! Хуже, разрушительнее всего — не обдумывать то, что делаешь. Обдумаешь, примешь решение — будешь жить своей жизнью. И она будет радовать: радует только своё, родное.

Общие сведения о Сахалинской области

Отличительные особенности. Единственный регион в России, полностью расположенный на островах — это Сахалинская область. К ней относится остров Сахалин и Курильские острова. Пожалуй, это если не самый дальний, то наверняка самый труднодоступный регион РФ.

О Сахалине мы узнали благодаря русским первопроходцам, в XVII веке исследовавшим берега Тихого океана. Курилы были открыты чуть позже — в 1711 году. До XIX века никто не претендовал ни на Курилы, ни на Сахалин. Там жили айны и нивхи, которые никого не трогали, занимались рыбной ловлей и собирательством. Но со временем между Россией и Японией началась борьба за эти острова, причем вопросы о принадлежности Курил до сих пор периодически поднимается японцами, считающими четыре Курильских острова своими «северными территориями». Какова же предыстория конфликта?

После подписания в 1855 году первого договора о границах между Россией и Японией, остров стал совместным владением двух государств. В 1875 страны «махнулись», и южная часть Сахалина перешла к России, а Япония получила все Курильские острова. В 1905 году после поражения России в русско-японской войне южная часть Сахалина официально перешла к Японии. После победы над Японией в 1945 году Советский Союз вернул себе и Сахалин, и Курилы. Сегодня Россия отрицает любую возможность изменения статуса Курильских островов.

Географическое местоположение. Сахалинская область находится на Дальнем Востоке и включает в себя острова Охотского моря — Сахалин и архипелаг Курильских островов. Поэтому по суше она не граничит ни с какими регионами. По морю ее границы проходят с Камчатским краем на севере, Хабаровским краем на западе и с Японией на юге. Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа.

За счет большой протяженности с севера на юг, природа Сахалинской области очень разнообразна. Если на севере Курильских островов растут в основном кустарники, напоминающие нам о северной тундре, то на юге уже вовсю растянулись хвойные леса, причем южная часть острова Сахалин богата и лиственными лесами. Рек очень мало, на Сахалине имеется несколько крупных рек (Тумь, Поронай, Лютога, Найба).

Похожие на гигантские терриконы, вулканы Курильских островов

Жизнь на островах имеет свою специфику. Все они расположены в сейсмически активной зоне. Поэтому здесь немало опасностей для местных жителей. Это и землетрясения, и действующие вулканы на Курилах. Это и цунами, способные снести целые города. Так, в 1952 году гигантская волна полностью смыла Северо-Курильск, что на острове Парамушир. Однако город был заново отстроен, и там до сих пор живут люди.

Население. Хотя Сахалинская область находится с точки зрения жителя столицы чуть ли не на краю света, это не такой уж и малонаселенный регион. Всего здесь проживает 493302 человек. Хотя в свои лучшие времена, в 1990-1991 годах здесь проживало аж 715 тысяч человек.

80% населения живет в городах. По национальному составу, 82% — русские, 5% — корейцы, 2,44% — украинцы. Нивхи составляют лишь 0,44% населения области. Соотношение мужского и женского населения — 48% к 52%.

Жители Южно-Сахалинска с детства приучаются к зимним видам спорта

Криминал. 29-е место в рейтинге регионов по количеству совершенных преступлений. И это не удивительно. Суровый климат, пьянство, коррупция, безработица — все это способствует развитию преступности.

Уровень безработицы на Сахалине довольно высокий — 7,66%. Это соответствует 60-му месту в рейтинге регионов. Что и говорить, предприятий здесь немного. Зато по показателю внутреннего регионального продукта на душу населения Сахалинская область находится на третьем месте.

Выше — только Москва (понятно почему) и Тюменская область (тоже понятно почему — нефть). Причины такого успеха Сахалинской области — в найденных здесь месторождениях нефти, газа и газового конденсата. По объемам разведанных запасов последнего, Сахалинская область занимает 4-е место в РФ. На Курильских островах все гораздо хуже. На южных Курилах люди занимаются в основном переработкой рыбы. Возможно, совместная с Японией эксплуатация южных островов, предложенная правительством РФ, как-то изменит ситуацию в регионе.

Первый газовый энергоблок Южно-Сахалинской ТЭЦ

Среднемесячная зарплата в Сахалинской области — 39 тыс. рублей. А самые высокие зарплаты — в секторе государственного управления (57 тыс. руб.), финансовой деятельности (76 тыс. руб.) и добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (64 тыс. рублей). Но так далеко не везде. Например, на различных обрабатывающих производствах средняя зарплата 13-14 тыс. рублей.

Стоимость недвижимости. Цены на квартиры в столице области Южно-Сахалинске довольно высокие: в среднем квадратный метр здесь стоит более 70 тыс. рублей. Однокомнатные квартиры стоят 2,7-3 млн. рублей. И эти показатели будут только расти. Но так как зарплаты на Сахалине тоже порядочные, для местных такое жилье вполне по карману.

Климат Сахалинской области подвержен влиянию Охотского моря и Курильского течения и отличается холодным летом и суровой морозной зимой. Средняя температура февраля −8°С, августа — от +10 до +17°С, в зависимости от широты. Летом часты туманы, тайфуны, муссонные дожди. Годовая сумма осадков — 700-1000 мм.

Города Сахалинской области

Южно-Сахалинск (190 тыс. населения) — столица области. Как ясно из названия, город находится на юге Сахалина, на реке Сусуя. Здесь находится щтаб-квартира «Сахалинэнерго» — крупнейшей энергетической компании на Дальнем Востоке, а также офисы главных игроков на топливно-энергетическом рынке — Газпром, Эксон, Роснефть.

Недалеко от города расположена Южно-Сахалинская ТЭЦ-1, обеспечивающая сахалинцев работой, а Сахалин — электричеством. В городе хорошо развивается инфраструктура, малый бизнес. Появляются новые магазины и торговые центры. Другой плюс — это дикая природа, до которой — рукой подать. Минусы: высокие цены на квартиры, плохая экология из-за ТЭЦ и разных промышленных предприятий.

Корсаков (33 тыс. чел.) — первое русское поселение Сахалина и Сахалинской области. Экономика города всецело связана с морем: здесь есть морской торговый порт, заводы по переработке рыбы. Еще до революции здесь добывали морскую капусту. Сейчас здесь находится крупнейшее предприятие по переработке морских водорослей — агар-агар. Еще одно крупное предприятие — завод по сжижению природного газа.

Морской паром в Корсакове

Холмск (29 тыс. чел.) — расположен на юго-западном побережье острова Сахалин. По экономическому значению это второй город в Сахалинской области. Холмск — морские ворота Сахалина, ведь через него проходит морская паромная переправа. Также здесь находится штаб-квартира Сахалинского морского пароходства — одного из крупнейших на Дальнем Востоке.

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию за последние 20 лет, закрытие целлюлозно-бумажного завода и ряда других предприятий, город восстает как из пепла, и наращивает объемы производства. К сожалению, это оборачивается экологическими проблемами для его жителей. Что касается инфраструктуры, то она осталась с советских времен, но постепенно приходит в негодность.

10:19 4 марта 2020.

Сахалинстат привел статистику того, какой уровень жизни наблюдался среди жителей Сахалинской области в 2019 году — уровень бедности, денежные расходы и заработная плата. По предварительной оценке, доходы, полученные жителями Сахалинской области в прошлом году, составляют в общей сумме 334,7 миллиарда рублей. Реальные денежные доходы, то есть с учетом инфляционных процессов, увеличились всего лишь на 2% относительно 2018-го. Доходы в расчете на душу населения составили 56 972 рубля в среднем за месяц и увеличились по сравнению с 2018 годом на 5,9%. В ДФО островной регион занимает третье место по этому показателю. Выше доходы в Магаданской области и на Чукотке.

Население тратило деньги на различные цели. Наибольший удельный вес традиционно приходится на потребительские расходы — на покупку товаров и оплату услуг население тратит почти 77%. На оплату обязательных платежей и взносов чуть больше 14%.

Потребительские расходы составили 257,2 миллиарда рублей и увеличились по сравнению с 2018 годом на 1,4%. Среднедушевые денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг сложились в размере 43 775 рублей. То есть каждый житель области в среднем за месяц тратил 32 360 рублей, прирост составил 1,2%.

В четвертом квартале величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составила 14 898 рублей. Рост по отношению с 2018 годом — 5,9%. Показатель прожиточного минимума принято считать границей бедности. По предварительным данным, в 2018 году в Сахалинской области он составил 8,5%. Это самый низкий показатель среди регионов ДФО. В среднем по России данный показатель за 2018 год оценивается в 12,6%. Что касается пенсий, на 1 января 2020 года среднемесячная назначенная пенсия составила 19 609 рублей, в то время как на 1 января 2019 года она составляла 18 655 рублей.

Номинальная заработная плата в 2019 году в среднем, по предварительным данным, составила 86 564 рубля и выросла на 11,9% по сравнению с 2018 годом. В среднем по России зарплата составила 47 468 рублей и выросла на 7,5%.

Следует отметить, что в Сахалинской области зарплату на уровне и выше среднеобластной получают примерно 37 тысяч работников, а всего числится 181 тысяча работающих. Оставшиеся 144 тысячи получают среднюю зарплату или ниже средней по области. Традиционно высокую заработную плату получают занятые добычей сырой нефти и природного газа, сотрудники финансовой и страховой сферы. Средняя начисленная заработная плата за 2019 год была выше среднеобластного уровня в организациях по добыче полезных ископаемых — в 2,6 раза, научных и технических организациях — в 1,5 раза, финансовых и страховых учреждениях — на 24,6%, рыболовства — на 21%, а в учреждениях государственного управления чуть ниже среднеобластного уровня на 3,5%.

— Есть и другой показатель. Чаще всего в пример приводят среднюю заработную плату и очень часто наше население говорит: «А я столько не получаю». А мы и не говорим, что каждый получает среднюю зарплату, которую я назвала. Мы приводим разные цифры. Если мы отнимем добычу полезных ископаемых, тогда среднемесячная номинальная зарплата в 2019 году составляет 78 376 рублей. То есть она уже ниже на 8188 рублей, — рассказала руководитель Сахалинстата Ирина Лемзекова. — Мы рассчитали и другой показатель. Есть такое понятие для характеристики заработной платы, как медианное значение зарплаты. Считается, что этот показатель больше приближен к реальной зарплате и, как правило, он всегда ниже, чем средняя заработная плата по области. Медианное значение за 2019 год, по расчетам, составило 62 209 рублей. А в 2017 году такая заработная плата составляла 48 792 рубля. Она показывает, что зарплата находится в центре зарплатного ряда. Она более типичная для большинства работающих, то есть 50% от этого ряда получают меньше, чем 62 тысячи, а остальные больше.

Заработная плата работников транспорта и хранения на 6% ниже среднего уровня. Почти на 10 тысяч рублей, или на 12% ниже средней по области, заработная плата у строителей (76 тысяч рублей), меньше получают работники обрабатывающих производств (63 тысяч рублей) и электроэнергетики (70 тысяч рублей). У работников здравоохранения заработная плата составляет 98% от среднего показателя по области; культуры и спорта — 89%, образования — 85%, сельского хозяйства — 67%, водоснабжения и водоотведения — 60%; в организациях по операциям с недвижимым имуществом — 57%.

Традиционно значительно ниже среднеобластного уровня заработные платы у работников оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, гостиниц и предприятий общественного питания.

Всем привет! Предлагаю вашему вниманию не совсем краткий отзыв о городе Южно-Сахалинске, в просторечии Южном, написанный человеком, который там родился, вырос и живет почти всю жизнь. Понимаю, что взгляд приезжего может быть не замылен, но старожилы все-таки лучше знают свой город.

На сайте уже есть статья о Южно-Сахалинске, но на мой взгляд она не вполне точна, а некоторые данные устарели. Итак, поехали!

Сахалинский краеведческий музей

История

Южно-Сахалинск по российским меркам город молодой. Он был основан в 1882 году как деревня Владимировка. После неудачной для России русско-японской войны Южный Сахалин перешел во владение Японии на 40 лет, с 1905 по 1945 годы. Японцы основали рядом с Владимировкой город Тоехара, который вскоре сделали административным центром губернаторства Карафуто. Ну а в результате Второй мировой войны Южный Сахалин вернули прежние хозяева, и с 1946 года город незамысловато, зато точно именуется Южно-Сахалинском.

Не буду подробно расписывать исторические моменты, желающие могут найти много информации в Сети. Скажу лишь, что японского наследия в городе осталось исчезающе мало. Тоехара была застроена каркасно-засыпными домиками, которые частично сгорели в послевоенные годы, а оставшиеся были снесены. Сейчас в Южно-Сахалинске осталось буквально несколько японских зданий и самое красивое из них всегда выскакивает первым в поиске по картинкам — это краеведческий музей.

Сталинское здание на площади Ленина

Архитектура

Современный Южно-Сахалинск — это один из многочисленных городов России, в котором путешественник запросто может забыть, где именно он находится. По сути, кроме уже упомянутого краеведческого музея, в городе нет ни одного сколь-нибудь приметного здания.

Как я уже и упомянул, от японцев почти ничего не осталось, да и не было там особо красивых домов, кроме музея. Сталинская эпоха представлена весьма скромно и вполне заурядными для стиля «сталинский ампир» зданиями, к тому же почти все они находятся в плохом состоянии или завешены до неузнаваемости ППС-панелями.

Типичная застройка абсолютно заурядна, как и во множестве городов Необъятной, и состоит из панелек. Хрущевок не так уж и много, преобладают брежневки-пятиэтажки и более поздние панельки 97-й, 102-й и 138-й серий. Сейчас у нас эти панельки принялись энергично красить в разные цвета, но результат получается неоднозначный.

Что касается новостроек, то в золотой фонд отечественной архитектуры они явно не попадут.

Резюмируя, можно сказать, что внешне город выглядит весьма уныло, даже несмотря на свою «цветастость».

Хрущевка на улице Ленина

Климат

Местные ругают сахалинский климат почем зря. Но как человек, побывавший в таких оазисах как Якутск и Анадырь, я не могу назвать климатические условия Южно-Сахалинска ужасными. Здесь практически не бывает ни слишком холодно ни слишком жарко. Но и хорошего тут немного…

Зима довольно мягкая, температура днем в среднем минус 5-10 градусов, ниже −15 столбик термометра опускается редко. В прежние времена бичом города были циклоны, когда снегом нередко заметало дома до второго этажа. Но в последние годы ничего подобного не наблюдается. Если наметет иной раз до пояса, это теперь уже много. Собственно зима 2018-2019 года вообще пока малоснежная, выпало всего чуть-чуть, но еще не вечер…

Кстати, снег в городе чистят вполне хорошо и быстро, причем и дороги, и тротуары, по крайней мере, в центральных районах, так что прыгать по сугробам жителям приходится редко.

Начинается зимний период теперь где-то в конце ноября, зато тянется зима долго и мучительно. Особенно богат на сюрпризы апрель. Когда кажется, что все уже растаяло, внезапно налетает очередной циклон и все засыпано вновь. Настоящая весна начинается только к 1 мая.

Лето на Южном Сахалине наступает на самом деле в июле и длится до конца сентября. Поскольку климат у нас муссонный, год на год не приходится. Однажды была совершенно аномальная жара в июне-июле, когда температура почти все время была за 30. Но гораздо чаще у нас прохладно и идет дождь. Несколько лет назад дожди в августе шли практически каждый день. Добавлю, что влажность воздуха у нас почти всегда очень высокая, так что и мороз, и жара переносятся куда тяжелее, чем в континентальном климате. Ну а лучший месяц у нас, как правило, сентябрь, когда и тепло и довольно сухо.

Отдельным «бонусом» идут циклоны и тайфуны. Первые случаются зимой, вторые в теплое время. Ветер иной раз такой, что вырывает с корнем деревья. Самый эпик фейл произошел в 1981 году, когда к нам нагрянул тайфун «Филлис» и нижнюю часть города реально затопило. Но с тех пор ничего сравнимого не бывало.

А еще остров Сахалин сейсмоопасная зона. На всю Россию получил мрачную известность поселок Нефтегорск на севере острова, полностью разрушенный ночным землетрясением в 1995 году. Погибло почти все население, более двух тысяч человек. Гораздо менее страшным, но тоже неприятным стало Невельское землетрясение 2007 года. Человеческих жертв почти не было, но многие здания растрескались и были расселены. В самом Южно-Сахалинске сильных землетрясений как-то не было, но время от времени ощущаются слабые толчки. Устоят ли наши панельки при серьезном катаклизме — вопрос открытый.

Экология

Экологическая обстановка в городе очень плохая. Южно-Сахалинск стабильно входит в топ-10 самых загрязненных городов страны. Это довольно странно, ибо никакой серьезной промышленности в городе нет. Зато есть очень много автомобилей. По их количеству на душу населения город в топ-3. При этом город находится на равнине между двух горных хребтов и проветривается плохо. В результате над городом почти всегда висит заметный смог, хорошо различимый на подъезде к Южно-Сахалинску.

Не спас ситуацию и перевод местной ТЭЦ на газ, на которую многие грешили. А когда приходит зима и частный сектор на окраинах начинает отапливаться низкосортным углем, ситуация становится совсем аховой. В домах поблизости предпочитают вообще не открывать окна.

Смог над частным сектором

Дороги и автомобили

Состояние дорог, как ни странно, неплохое, во всяком случае, основных. Связано это с тем, что с 2012 года компании, работающие на сахалинских нефтегазовых проектах, начали наконец-то платить налоги в местных бюджет. Это сделало Сахалинскую область одной из самых богатых в стране, а город Южно-Сахалинск одним из лидеров по бюджетной обеспеченности на душу населения. Но правда это крайне не понравилось федеральным властям, и в 2018 году приток нефтегазовых доходов резко урезали в пользу Москвы. Тем не менее, денег пока еще довольно прилично в местной казне, хотя ожидаются новые набеги федералов на островной бюджет.

Конкретно бюджет Южно-Сахалинска в последние годы колебался в районе 20 миллиардов рублей, т. е. примерно по 100 тысяч на каждого жителя, что в разы выше показателей среднего российского города.

Конечно, есть и своя островная специфика, почти все товары обходятся дорого из-за бешеной стоимости паромной переправы на остров, а оплата труда бюджетников почти вдвое выше, чем в Центральной России. Тем не менее, финансовую обеспеченность надо признать хорошей, что и сказывается на городе, несмотря на процветающую коррупцию и неважное качество работ. Передвигаться по основным магистралям можно без риска пробить подвеску. В сравнение с типичным провинциальным городом России Южный конечно выигрывает.

Однако с дорожным движением есть другая беда. Японцы оставили нам в наследство частую прямоугольную сетку улиц, ориентированных строго по сторонам света. Но проектируя микрорайоны в советское время, наши архитекторы похоже даже не задумывались о транспортной связности. Для них было совершенно нормальным воткнуть очередную пятиэтажку поперек дороги. Машин тогда было мало, о будущем никто не беспокоился. В итоге мы имеем совершенно дикую ситуацию, когда в городе, вытянутом с севера на юг, всего две сквозные дороги, улица Ленина и проспект Мира и в рабочие дни они постоянно стоят в пробках. Разговоры о совершенствовании дорожной сети идут очень давно, но воз и ныне там…

Владение автомобилем в городе сопряжено с еще одной проблемой — поиск места для парковки. Все дворы буквально забиты машинами и конфликты из-за места для стоянки стали обычным делом, особенно зимой. Хотя до такой дикости, как «приватизация» земли с помощью всяких железяк с замками у нас еще не докатились. Зато парковка в центре города — это маленький ад. Места решительно не хватает, так что запаркованы и крайние полосы, и тротуары. ГИБДД бездействует.

Общественный транспорт

Опять-таки в сравнение с типичной российской провинцией наш город выглядит неплохо. Если несколько лет назад основой общественного транспорта у нас были убитые «газельки» и подержанные корейские автобусы, то теперь этого автохлама осталось немного. Городские власти купили много новых низкопольных автобусов, преимущественно мазов, они и составляют ныне основу общественного транспорта. Частники оттеснены на второй план и большинство из них использует новые «газели-NEXT» и форды.

Ходит транспорт вполне регулярно и часто, но не только не вечером. Особенно это касается частников. Стоимость проезда 20 рублей, школьники и пенсионеры ездят бесплатно. К сожалению, выделенных полос у нас нет и автобусы тоже стоят в пробках.

Таксомоторных фирм в городе полно, такси приезжает быстро, стоимость в пределах основных районов 150-200 рублей.

Городской парк

Благоустройство

Как я уже писал, деньги в городе есть и это сказывается. По крайней мере в центре имеются и приличные тротуары, хотя и слегка разваливающиеся, и клумбы, и прочее. Дворы потихоньку ремонтируются и старые шутки про БТР как лучший транспорт постепенно уходят в прошлое. Почти во всех дворах установили детские площадки. Но погулять у нас особенно негде, скверов в городе мало. Фактически единственное место для хороших прогулок — это городской парк, оставшийся еще с японских времен. В последние годы его привели в порядок, но для города этого конечно недостаточно.

Мэрия обещает построить еще один парк на другом конце города, но в их обещания мало кто верит. Сколько их уже было, этих великих планов…

Огромный минус Южного — это грязь и пыль. В городе, особенно на окраинах, очень много незакрытой земли, на ней еще паркуются наши несознательные граждане, развозя грязь по всему городу, так что к выхлопным газам добавляется еще и эта «прелесть».

Население

В постсоветские годы Сахалин пережил демографический обвал. Население области сократилось почти в полтора раза, с 709 тысяч до 490. Но население Южно-Сахалинска только росло и со 140 тысяч дошло почти до 200. Ничего удивительного, ведь после развала предприятий в районах не стало работы, не то, что хорошей, а зачастую вообще никакой. Вот люди и потянулись в областной центр, ставший единственным местом для относительно нормальной жизни.

В этническом плане население у нас пестрое, преобладают русские и прочие славянские национальности, примерно каждый десятый — кореец, а в последние годы город буквально заполонили приезжие из Средней Азии, преимущественно киргизы. Сколько их, точно никто не знает, официальные данные явно не отражают реальную картину, но речь идет о десятках тысяч человек. Иной раз ощущаешь себя приезжим где-то в Бишкеке.

Каких-то межэтнических конфликтов пока не происходило.

Вид на гору Большевик с проспекта Победы

Недвижимость

Хотя официально площадь города 160 кв. км, основная часть населения проживает в узком прямоугольнике примерно 7×2 км, где расположены основные учреждения, школы и прочие объекты, необходимые для жизни. Там-то и имеет смысл присматривать жилье. Хотя для начала надо бы присесть и приготовиться к шоку, ибо цены на местную недвижимость выходят далеко за пределы здравого смысла. Не буду утомлять вас кучей цифр, приведу один факт — за однушку просят от 4 до 5 миллионов! И это брежневки и дома 97-й и 138-й серии далеко не первой свежести. Гордые владельцы хрущевок за однушку готовы взять 3,5 миллиона в среднем. И это не Москва, не Питер, не Сочи — это, Господи, прости, Южно-Сахалинск! Порядок цен на квартиры побольше и получше представьте уж себе сами.

Можно попытаться сэкономить и взять квартирку в Дальнем, новом пригороде. Там относительно чистый воздух, но ужасное качество жилья, почти никакой инфраструктуры, а добираться до города тяжело даже на своей машине. Пробки! Можно также поселиться в планировочных районах Луговое или Новоалександровка, там кое-какой соцкультбыт налажен, но опять-таки, мотаться в город придется по единственной забитой дороге.

Город практически не газифицирован и это при том, что газа добывается огромное количество, но почти весь идет на экспорт. Горячая вода далеко не во всех микрорайонах и летом надолго отключается. Пить воду из крана категорически не рекомендуется. Зато отключение электроэнергии обычное дело, стоит лишь слегка задуть ветру. Добавлю еще про интернет. Есть несколько операторов, цены в пределах 800-900 рублей за безлимитный доступ со скоростью 60-70 мб/с.

Работа

Как известно, существуют три вида лжи — большая, маленькая и статистика. Об этом вспоминаешь, когда читаешь, что средняя зарплата в Южно-Сахалинске составила 82 тысячи рублей. А еще вспоминаешь избитый анекдот о мясе, капусте и голубцах…

Если выбросить из уравнения чиновников, нефтяников и довольно многочисленных экспатов, то наиболее распространенные зарплаты в городе — это 30-45 тысяч рублей. С учетом стоимости жизни это совсем немного. А ведь немало людей с зарплатами 20 тысяч…

Поскольку никаких значительных промышленных предприятий в городе нет, основные вакансии предлагаются в сфере торговли, услуг, строительстве, ну и в бюджетных учреждениях. Хорошие должности как обычно по знакомству, всем остальным остается вкалывать и надеяться на лучшее. Как правило, у частников зарплата черно-белая, в бюджетке белая.

Зарплата бюджетников складывается из оклада плюс коэффициент и надбавки. Районный коэффициент в Южном 40%, надбавок пять, по десять процентов за каждые полгода, их надо зарабатывать только приезжим. Ну и премии, но это уже зависит и от учреждения, и от отношения начальства.

Частники обычно платят небольшую белую зарплату, остальное в конверте. Оборотной стороной становится бесправие работника в конфликтных случаях. Еще пара существенных моментов — продолжительность отпуска и оплата проезда. По закону отпуск у сахалинцев шесть недель, но у частника их получить проблематично. Еще хуже с оплатой проезда в отпуск раз в два года. Реально оплачивают только бюджетные организации. Насколько это важно? Приведу пример — мой прошлогодний перелет эконом-классом в Анапу и обратно обошелся в 90 тысяч рублей.

Как вариант можно рассмотреть работу в море или на нефтегазовых проектах вахтой. С оплатой там все непросто. В море — это как повезет с фирмой и пароходом, на проектах платят прилично, но эту приличную для рабочего сумму 60-80 тысяч надо поделить на два, так как за межвахту не платят. Конечно, если вы один, вы можете сэкономить, ведь на вахте вас будут бесплатно кормить, да и тратить деньги там негде, но, если у вас семья, кушать в ваше отсутствие она не перестанет.

В целом, работы в городе хватает, но ее качество и размер оплаты могут вас очень серьезно разочаровать.

Цены

Основная масса товаров в городе привозная, а завоз на остров очень дорогое удовольствие. Перевезти груз паромом с материка на Сахалин стоит ровно столько же, сколько перевезти этот же груз из Москвы на Дальний Восток. Короче, ценники в местных магазинах могут вас неприятно удивить.

Для примера приведу типичные цены на основные продукты питания:

  • Буханка белого хлеба — 54 рубля.
  • Батон нарезной — 60 рублей.
  • Молоко 1 литр — 99-122 рубля.
  • Яйца, 10 штук — 96-119 рублей.
  • Картофель, 1 кг — 38-42 рубля.
  • Помидоры, 1 кг — 250-300 рублей.
  • Бананы, 1 кг — 160 рублей.
  • Апельсины, 1 кг — 200 рублей.
  • Цыпленок мороженный, 1 кг — 240 рублей.

Ну и так далее. Понятно, цены могут варьироваться, но порядок примерно такой. Но может вы думаете, что морепродукты у нас дешевые, все-таки здесь их и добывают? Увы и ах. Обычные цены на свежезамороженную рыбу:

  • Навага, 1 кг — 145 рублей.
  • Горбуша, 1 кг — 320-350 рублей.
  • Палтус, 1 кг — 900 рублей.
  • Корюшка, 1 кг — 250 рублей.
  • Минтай, 1 кг — 130 рублей.

Медицина

Очень неважная. Поликлиник мало, больницы переполнены. Качество тоже оставляет желать много лучшего. А врачей так мало, что недавно стали завозить их из Средней Азии. Их квалификацию лучше не проверять на собственном здоровье.

Особая тема — стоматология. Записаться в государственную стоматологию — квест для людей, особо сильных духом. Есть и частные клиники, но цены там… За недавнее лечение одного зуба отдал 9,5 тысяч.

Образование

Тут все довольно печально. Детских садов остро не хватает, так что, если вы не какой-нибудь льготник, готовьтесь к худшему. Есть, конечно, и частные сады, но условия там обычно ниже плинтуса.

Школы переполнены, почти все работают в две смены. Обещают построить новые, но этим посулам сто лет в обед. Лучшими считаются гимназии (их три), а также два лицея. Но туда еще попасть надо.

Высшее образование представлено почти исключительно местным университетом, бывшим пединститутом, остальные заведения либо закрылись, либо дышат на ладан. Качество обучения в этом вузе весьма скромное, но цены на обучение невероятные для провинции — 150-160 тысяч в год. Потому все стараются отправить детей на материк.

Досуг

Для провинции все не так уж и плохо. В городе наличествует три кинотеатра и театр. Можно провести время в городском парке рядом имеется и небольшой зоопарк. Куча народа толчется в многочисленных ТЦ, особенно в «Сити-Молле», крупнейшем ТРЦ на Дальнем Востоке.

Сити-Молл

Много ресторанов и кафе, правда совсем не дешевых. Посидеть вдвоем с бутылочкой вина и без шика обойдется вам в 4-5 тысяч рублей и выше.

Приезжают на чес и всякие эстрадные звезды, преимущественно второй свежести.

Для любителей спорта есть спортзалы, два ледовых стадиона, несколько бассейнов, недавно достроили «Аквацентр», где есть и водные горки и 50-метровый бассейн. Всякие качалки тоже наличествуют, имеется и боулинг.

Особая местная фишка — горнолыжный центр «Горный воздух». Денег туда администрация вбухала кучу, отношение к проекту в городе неоднозначное, но кататься вполне можно. Хотя в этом году снега почти и нет. Снеговые пушки они купили, но забыли, что к ним еще и водоем нужен…

Но основной досуг жители проводят на природе. Рыбалка — это местное повальное увлечение. Особенно зимняя. В летнее время народ ездит на море, обычно к Анивскому заливу. Купаться там проблематично, вода холодновата даже в августе, да и грязная, но народу на пляже — яблоку негде упасть. И пробки на дорогах оттуда растягиваются на многие километры.

Криминальная обстановка в городе довольно спокойная. Преступления совершаются, но ходить по улицам можно без опаски. Ну, если только вы не ищете себе приключений. Приключения легко найти в ночных клубах и дешевых питейных заведениях. Там да, могут и голову пробить.

Угоны машин и грабежи редки.

Гопники тоже нечастое явление, подростковых банд особо не наблюдается.

Убийства, впрочем, довольно частый случай, но, как правило, истребляют друг друга асоциальные граждане в процессе совместного распития алкоголя.

Итоги

Стоит ли переезжать в Южно-Сахалинск? Скажу прямо – если у вас нет здесь хороших друзей с мощными связями и вы не специалист экстра-класса в востребованной области, то лучше не надо. Даже если вы и заработаете больше денег, чем дома, разница будет съедена ценами на товары и съем квартиры. О доступности покупки здесь жилья судите по написанному выше. Ну и выбраться с острова можно только самолетом, а это недешево. Путешествия паромом и далее поездом – оно для любителей особых извращений.

Ну и добавлю, что население города растет за счет приезжих с районов и мигрантов из Средней Азии, а местные потихоньку уезжают в Краснодарский край и Питер, а это показатель.

На самом деле, Южный вовсе не так уж плох и по ряду позиций выигрывает у большинства загибающихся российских городов сравнимого размера. Но стоит ли из гиблого места ехать именно сюда? Я люблю свой город, свой остров, но честно признаю – родись я где-то в другом регионе, едва ли бы выбрал Сахалин для ПМЖ.

Вакансии военной службы по контракту в Южно-Сахалинске

Перечень лиц, которые могут претендовать на заключение контракта с МО РФ:

  • военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт;
  • призывники, отслужившие не менее 3 месяцев;
  • призывники, имеющие высшее образование, без ограничения по сроку службы;
  • призывники, прошедшие специальное профобразование, без ограничения по сроку службы;
  • военнослужащие запаса;
  • мужчины, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, не зачисленные в запас;
  • женщины, не зачисленные в запас;
  • иные категории лиц.

Учитываются и возрастные ограничения. Первый контракт можно заключить в период с 18 до 40 лет (для иностранцев — от 18 до 30 лет). Предельный возраст пребывания на службе отличается для мужчин и женщин, а также по званию военнослужащего. Например, женщина может служить по контракту только до 45 лет, а мужчины в звании ниже полковника — до 50 лет.

Военная служба для девушек

Требования для службы по контракту

Претенденты на службу по контракту должны отвечать требованиям, указанным в ст. 33 закона № 53-ФЗ:

  • знание государственного языка РФ;
  • соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям по конкретным военно-учетным специальностям (ВУС);
  • соответствие уровню образования и квалификации;
  • соответствие уровню физической подготовки.

Для соответствия по медицинским требованиям будет проводиться медобследование согласно положению о военно-врачебной экспертизе. Контракт будет заключен только при условии, что гражданин признан годным к службе либо годным с незначительными ограничениями.

Требования по физподготовке утверждены приказом МО РФ от 21.04.2009 № 200. Уровень образования по конкретным ВУС проверяется по приказу МО РФ № 633. Профессионально-психологический отбор проводится по приказу № 50.

Как поступить на службу по контракту в Южно-Сахалинске

Призывники и действующие контрактники могут подать рапорт о заключении контракта по месту службы, т. е. через командира воинской части. Для такой категории лиц все необходимые обследования и отборы проводятся в период прохождения службы. Если гражданин не проходит службу в ВС РФ, для заключения контракта ему нужно:

  1. обратиться с заявлением в пункт отбора на военную службу по контракту;
  2. представить обязательный комплект документов, предусмотренный приказами МО РФ;
  3. пройти профессионально-психологический отбор (включает анкетирование, собеседование, опросы и т.д.);
  4. пройти медосвидетельствование по направлению начальника пункта отбора;
  5. после подтверждения годности к службе и присвоения категории профпсихологической пригодности, нужно пройти проверку по образованию и квалификации;
  6. на заключительном этапе проводится тестирование по физподготовке.

Если гражданин соответствует всем требованиям закона, выносится положительное заключение комиссии по отбору, а претенденту выдается протокол. В пункте отбора будет выдано предписание для следования к месту несения службы, перевозочные документы.

После прибытия к месту прохождения службы заключается контракт, а гражданин должен пройти курс общевойсковой подготовки. Первый контракт заключается на 2 или 3 года. Последующие контракты могут заключаться на 1, 3, 5, 10 лет либо на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на службе).

Сколько получают контрактники

Размеры денежного довольствия для контрактников зависят от звания и учетной специальности, сроков службы в ВС РФ. Приведем пример расчета суммы довольствия для низшей воинской должности (рядовой):

  • минимальный размер оклада для рядового составляет от 5 200 руб./мес.;
  • оклад по воинской должности — 10 400 руб./мес.;
  • надбавка за выслугу лет от 10 до 40 %;
  • надбавка за классную квалификацию — от 5 %;
  • надбавка до 100 % за особые условия военной службы;
  • надбавка за выполнение задач, связанных с риском для жизни — до 100 % оклада по должности;
  • надбавка за особые успехи в службе и по физподготовке — до 100 %;
  • материальная помощь — 1300 руб./мес.;
  • премия за добросовестную и эффективную службу — до 3 900 руб./мес.

Итого, минимальный размер довольствия для рядового-стрелка без выслуги составит 23 400 руб. в месяц. Эти цифры соответствуют данным МО РФ по состоянию на 2019 год, однако индексация выплат происходит практически ежегодно. Подробнее о размерах окладов, надбавок и доплат для контрактников можно узнать на сайте МО РФ.

Социальный пакет контрактника:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *