Значение славянской вышивки

По славянским народным костюмам можно прочесть историю народа. Если девушка носила одну косу и кокошник, значит, она не замужем. По полосам на подоле сарафана взрослой женщины можно было понять, в какой местности она живет, чем зарабатывает на жизнь ее семья. Вышитый рисунок обычно являлся данью уважения языческим богам. Национальные орнаменты были пронесены через века и теперь украшают и русские рубахи, и украинские вышиванки. И сейчас вышивка имеет определенное значение.

Правила вышивания магических символов

Вышивать крестом древние знаки можно на свое усмотрение. Но по старославянским законам существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать во время работы. Изготовление магических вещей считается делом священным, и относиться к нему надо должным образом. Ведь всякий элемент в таком изображении имеет свой особый смысл:

Оберег от недоброжелателей

Оберег на благополучие

Оберег на здоровье

Оберег на любовь

Оберег на удачу

К каждому этапу такого рукоделия выставляются особые требования, которых неукоснительно следует придерживаться. Славянские традиции имеют свои особенности такой работы.

К выбору схемы вышивки необходимо подходить особенно тщательно. Для начала определитесь, для чего вы хотите вышить оберег. Соответственно этому и следует подбирать схемы.

Такие знаки способны:

  • защитить от недоброжелателей;
  • приносить благополучие;
  • даровать любовь;
  • завлекать удачу;
  • наделять здоровьем и так далее.

Материалы для вышивки оберегов

Древние славяне использовали для вышивки магических оберегов преимущественно льняные ткани. Но можно выбрать ткань, которая приятна именно Вам! Тогда ваша работа будет иметь дополнительную силу.

Что касается выбора ниток, то здесь также следует при возможности отдать предпочтение натуральному сырью.

Для этого можно использовать такие нитки:

  • шелковые;
  • хлопковые;
  • шерстяные;
  • льняные.

Шелковыми нитями вышивают обереги, которые способствуют удаче в работе, ясному уму и достижению целей. Нити из хлопка подходят для вышивки узоров, направленных на защиту от негативного воздействия и черной магии. Шерстяные нити способствуют избавлению от порчи и сглаза. Льняные материалы оказывают успокаивающее действие. Цветовая гамма для магических символов имеет некоторые ограничения. Так, обереги преимущественно вышиваются только тремя оттенками: красными, синими и зелеными. Красный — наделяет человека успехом в работе и личной жизни. Синий — давал мира и спокойствия. Зеленый — одаривал силой природы.

Хранить вышивку стоит в просторном и светлом месте, чтобы энергия домашнего очага, воздуха и солнца вносили свой заряд в произведение. Пока изделие не готово, его нельзя показывать посторонним людям.

Вышивание оберега

Славянские обереги нужно делать, только если есть такое желание. Насильственное рукоделие будет не только неприятным, но и не принесет должной защиты. Работа над вышивкой обязана доставлять удовольствие. Иначе теряется энергия символа. Сам процесс вышивки оберега должен сопровождаться только положительными мыслями. Если у вас сейчас не самый лучший период в жизни, лучше не приниматься за такое рукоделие. Добрые эмоции способны наделить символ хорошей энергией.

Уход за оберегом

К вышитому предмету относятся с особым вниманием и аккуратностью. Если славянскими символами вышита вещь, которая используется постоянно, ее не стоит прятать в укромное место. В ином случае такое изделие следует хранить в чистом помещении.

После изготовления оберега нужно время от времени читать над ним молитву. Древние славяне имели свои изречения, которые к нынешнему времени уже забыты. В наш христианский век вполне можно воспользоваться соответствующей православной молитвой.

Значения и схемы древних символов (схемы расположены под описание символа!)

АГНИ — Изображение, символизирующее огонь. Знак священного жертвенного огня и домашнего очага. Оберег вышитый таким орнаментом помогает защитить дом и передает вековые знания и мудрость. Данный символ также использовался в древней арийской культуре.

КРЕСТ СВАРОГА — этот рисунок имеет изображение восьмиконечной звезды. Он символизирует движение Вселенной. Считается, что такой знак таит в себе всю мудрость мира и призывает всю силу вселенной на помощь тому, кому принадлежит. Данный оберег вышивают тем, кто отправляется в далекую дорогу.

БЕЛОБОГ — знак одноименного Бога славян. Такой оберег предотвращает любые раздоры, является хранителем домашнего очага, мира и покоя в семье. Считается, что такой символ сулит богатый урожай и деньги.

БОГОВНИК — вышивка такого оберега воплощает силу вечности и покровительство всех древних богов. Помогает человеку, стремящемуся к духовному развитию и самосовершенствованию.

БОГОДАР — владельцу такого оберега постоянно покровительствуют боги славян. Дарят разум и справедливость.

ВАЙГА — такая схема является олицетворением Богини Тары, ее мудрости и духовности. Данный амулет защищает человека от жизненных ветров, которые мешают достигнуть поставленной цели.

ВАЛЬКИРИЯ — старославянский знак, защищающий справедливость, честь, мудрость и благородство. Такой оберег вышивают солдатам, защищающим свою землю.

ВЕДАМАН — охранный символ славян, призванный сберечь традиции, культуру и память о предках.

ВЕДАРА — знак хранителя веры предков. Вышивка этого оберега способствует приобретению знаний и использованию их в благостных целях.

ВЕЛЕС — символ одного из самых великих древних богов. Такой амулет наделяет человека разнообразными талантами, обеспечивает достаток его дома и благополучие. также данный талисман способствует в бизнесе, придает энергии, дальновидности. решительности, стойкости, вдохновения, мудрости, постоянства.

ВЕЛЕСОВИК — символ славян, который оберегает от природных катаклизмов и защищает в пути.

ВСЕСЛАВЕЦ — знак, оберегающий от пожара, а семью от раздоров. Считается, что он способен возродить гармонию между близкими людьми.

ВОЛОТ — такой амулет дарит физическую силу, помогает в совершении добрых дел.

КРЕСТ НЕПОБЕДИМОСТИ — он оберегает от каких-либо внешних физических и магических воздействий. Считается самым эффективным защитным символом.

ГРОЗОВИК — огненное изображение, которое управляет природными явлениями. Защищает дома от плохой погоды.

ЛЕТЯЩИЙ ГРОМОВНИК — небесная обережная символика. Охраняет душу человека от влияния темных сил. Его, как правило. Вышивают на одежде.

ДАЖДЬБОГ — у такого символа есть две схемы. Одна относится к летнему сезону, другая к зимнему. Такой амулет способен исполнять желания, придавать здоровья, помогает в достижении разнообразных жизненных благ. Считается, что человек, находящийся под влиянием такого талисмана, имеет особую ауру, которая распространяет на окружающих чистоту и тепло.

ДЕРЕВО ЖИЗНИ — славянская символика единства всей Вселенной. Способствует началу нового жизненного пути.

ДУХОБОР — знак жизненного огня. Данный элемент вышивают человеку, который имеет физические или психические расстройства. Такой знак изображают на ткани и накрывают больного человека.

СИМВОЛ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ НАЧАЛ — этот амулет вышивается исключительно для семейных пар. Он является хранителем крепких семейных отношений и домашнего очага.

ЗАЙЧИК — знак обновления рода у славян. Вышивают преимущественно на одежде. Считается, если беременная женщина носит пояс с этим знаком, то она родит мальчика.

ЗВЕЗДА КРЕСТА — используется в вышивке полотенец, салфеток, занавесок и так далее. Такой оберег приносит в дом удачу, успех, помогает достичь намеченной цели.

ЗВЕЗДА ЛАДЫ — этот символ дарует любовь, гармонию и лад в семье. Вышивается для постоянного ношения только женщинами.

ИНГЛИЯ — символ огня, из которого появился весь мир. Является оберегом, защищающим духовную чистоту от злых сил.

КОЛАРД — такой знак вышивают на одежде и различных предметах тех людей, которые только вступили в семейные отношения. Он способствует рождению здоровых деток и созданию домашнего очага.

КОЛОВРАТ — вышивка этого оберега, символизирует победу света над мраком. В зависимости от того, каким цветом вышит этот знак, он может даровать возрождение, обновление или изменение.

КОЛОХОРТ — символ того, что в мире всегда есть две стороны. Например, свет и тьма, жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, мудрость и глупость. Этот амулет помогает разрешить спор или дилемму.

КОЛЯДНИК — вышивание такой схемы, гарантирует мужчине помощь в труде и в бою.

КРЕСТ ЛАДЫ — знак, дающий любовь, уют домашнего очага и счастье всей семье. Защищает от «дурного глаза». Такое изображение, вписанное в круг, дает женщине душевную гармонию и спокойствие, помогает рождению здоровых деток, способствует благополучию, миру и согласию в семье.

КРЕСТ СВЕТОВИТА — знак вечной связи воды и огнем. Такая схема вышивается на одежде беременной женщины, чтобы она родила здорового и крепкого малыша.

ЛАДА — амулет, помогающий при родах и защищающий от гнева богов.

ЛЕЛЯ — Такой оберег вышивали для девочек в возрасте от трех лет и до замужества. Он помогает раскрыть способности, придает уверенности, женственности, мягкости, добавляет обаяния, привлекательности, нежности.

МАКОШЬ — вышивается на вещах домашнего обихода. Это обережная символика хозяйки дома. Укрепляет ее здоровье, помогает удачно вести домашнее хозяйство, раскрывает способности к кулинарии и рукоделию, наделяет большой интуицией.

МОЛВИНЕЦ — обережная схема, защищающая от злых речей, оговоров, извода, наветов, сглаза и проклятий.

НЕБЕСНЫЙ КРЕСТ — знак единства всего рода. Оберегает владельца и дарит ему помощь во всех делах.

НОВОРОДНИК — символ небесной силы. Помогает изменениям, обновлениям и приумножениям в делах. Вышивается крестом только на женской одежде.

ОБЕРЕЖНИК — такой амулет приносит счастье, здоровье и радость. Это самый древний символ, которому приписывают защиту счастливой жизни.

ОГНЕВИЦА — символ славян, защищающий замужнюю женщину от зла. Как правило, вышивается только на одежде.

ОГНЕГЛАЗ — считается очень сильным амулетом от сглаза и других подобных внешних воздействий. Оберегает от порчи, зависти, собственных плохих мыслей. Особо большую охрану оказывает детям.

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — огненный символ, убирающий любое заболевание, очищающий душу и укрепляющий тело.

ОСТИНЕЦ — сильная обережная символика, которая защищает людей, птиц, животных, хозяйственные инструменты. Также его вышивают, если надеются получить хорошую весть или изменить жизнь в лучшую сторону.

ПОСОЛОНЬ — изображение заходящего солнца. Помогает человеку приобрести стойкость и душевное равновесие.

ПОСОХ ЖРЕЦА — этот знак славян изображали преимущественно на посохах духовных лидеров. Он помогает восстановить связь с богами.

ПРАВДА — символ древнеславянского Бога правосудия. Помогает найти справедливое решение и охраняет древние законы.

ПРЕДОК — это славянские символы вышивали, чтобы не потерять связь с умершими предками. Используется в религиозных обрядах.

ПУТНИК — такой амулет защищает тех, кто находится в дороге. Его изображают на элементах, которые размещают в автомобилях, на сумках. Он призван защитить от неприятностей в пути и принести удачу в путешествии.

РАДИНЕЦ — такие славянские знаки вышивают на вещах младенцев. Этот оберег защищает новорожденных от сглаза и потусторонних сил, дарит радость и спокойствие.

РАРОГ — этот оберег наделен энергией солнца. Символ защищает людей и дома от зла, хранит посевы и семена.

РАТИБОРЕЦ — знак воинского мужества и отваги. Вышивается на вещах солдат. Считается, что он заставляет врагов убегать.

РЕПЕЙНИК — такой оберег славян применяют в ежедневном использовании. Он притягивает счастье, благополучие, удачу, дарит уют домашнего очага.

РОГАТАЯ — обережная символика, которая помогает сохранить собранный урожай и защищает домашний скот от падежа.

РОДИМЧИК — знак сохранения памяти и мудрости рода. Вышивают на полотенцах, салфетках, скатертях.

РОДОВИК — этот оберег славян оказывает поддержку всего рода тому человеку, который трудится во благо семьи и следующих поколений рода.

РОЖАНИЦА — этот символ вышивается на одежде женщины, которая хочет ребенка. Схема, созданная на полотенцах и постели, способна принести мир и благополучие в семью, даровать тепло домашнего очага.

РЫЖИК — такой оберег способствует плодородию земли и бошатому урожаю.

СВАДЕБНИК — самый сильный оберег для семьи и дома. Охраняет от невзгод и внешнего негативного влияния.

СВАОР и СВАОР-СОЛНЦЕВОРОТ — символы постоянного движения. Первый вышивается крестом на вещах бытового использования и приносит в дома счастье и богатство. Второй — делали на одежде. Он наделяет человека чистыми мыслями и намерениями, благими деяниями и духовным озарением.

СВАРОГ— знак великой мудрости. Такой символ дарит человеку знания и справедливость. Оберегает на всех жизненных этапах. Вышивка этого оберега помогает при разных заболеваниях костей.

СВАРОЖИЧ — символ силы славянского Бога. Оберегает народ от деградации.

СИМВОЛ РОДА — такой талисман вышивается для приобретения большой силы. Считается, если человек постоянно носит такой талисман, его никто и ничто не победит.

СЛАВЕЦ — обережная схема, дарующая здоровье женскому полу. Также помогает рождению здоровых деток.

СОЛАРД — символ плодородия земли. Вышивается крестом преимущественно на свадебных костюмах. Считается, что этот знак способствует плодовитости того, кому принадлежит.

СТРИБОЖИЧ — обережный амулет. Помогает защитить дома и поля от непогоды. Морякам этот талисман дарит спокойную воду и хорошую погоду.

ЦЕЛЕБНИК — славянский оберег, символизирующий огонь. Вышивается на вещах больных людей. Этот знак помогает бороться с недугами. Обладает большой целительной силой.

ЧАРОВРАТ — обережный знак славян, охраняющий от черной магии и уничтожающий темные силы.

Сила этих знаков приобретает особую действенность, когда обереги передаются по наследству. Такое в наше время встречается редко. Но почему бы первыми не начать такую традицию. Чтобы вышитый оберег передавался потом внукам и правнукам. Считается, что такое несложное рукоделье очень действенно и способно оказывать положительные действия на все жизненные сферы. Выбирая схемы славянской вышивки, следует учитывать, что в подобных узорах, как правило, действующей является только какая-то одна часть, а не целый узор.

Для оберега не стоит вышивать на одной вещи несколько разных по назначению орнаментов. Лучше для каждого знака выбрать то место для вышивания, где оно будет иметь самое большое действие.

Выбирайте себе любой более подходящий символ и оберегайте себя, свою семью, свой дом, родных и близких.

Буду рада, что моя подборка будет кому-нибудь полезна.

Счастья вам, любви, тепла и храни вас Бог.

УДК: 7.043

Галушка Н. В.

студентка гр. МДПИ-16 ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Григорьева М. Б.

к. искусствовед., ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

СИМВОЛИКА И МОРФОЛОГИЯ РУССКИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

В работе рассматривается морфология русских орнаментальных композиций, раскрывается символика наиболее распространенных изображений. Рассматривается роль русских орнаментов на примере коллекций известных дизайнеров одежды.

Ключевые слова: русский орнамент, вышивка, символика орнамента, современные дизайнеры одежды.

Орнамент — это один из самых древних видов декорирования. Для наших предков орнамент играл важную обереговую роль, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, орнаменты были своего рода графическими письменами с четко закрепленными значениями каждого элемента. На территории Руси, в круг привычных мотивов крестьянской вышивки традиционно входили изображения древа жизни, птиц, коня, женской фигуры, всадника, фантастических животных, изображались архитектура, сказочные мотивы, разнообразные растительные и геометрические формы. Первоначальный смысл многих изображений забывался, а мотивы продолжали жить в орнаментальных узорах и жанровых композициях.

Для ученых и искусствоведов орнамент интересен в основном с семиотической точки зрения — историки, археологи, искусствоведы в течение долгого времени стремятся раскрыть символику изображений. Знание характерных особенностей орнамента и колорита, круга его мотивов и местных особенностей, а также исследование технических особенностей выполнения различных орнаментов являются залогом грамотного освоения народных традиций и создания на этой основе современных произведений искусства

Важной задачей исследователей русского народного искусства является изучение символики народной вышивки. Большая заслуга в раскрытии семантики древних образов принадлежит советским археологам и этнографам Калмыковой Л. Э., Юматову В. А., Ивановой А., Клюевой Т. Ю. Работы М. Ф. Пармона содержат исчерпывающие сведения об особенностях кроя и формы русского костюма, а также расположения орнаментов на отдельных элементах костюма. Изучением русских орнаментов на примере вышивки глубоко занималась Маслова Г. С. Монография данного автора «Орнамент русской народной вышивки» содержит значительный полевой материала, собранный автором во время ее экспедиций в северные районы и в среднюю полосу России.

Цель работы — проанализировать морфологию русских орнаментальных композиций, выявить семантику наиболее распространенных изображений.

Схемы изображений славянских орнаментов складывались на протяжении многих веков. За это время выработались определенные приемы их построения и перенесения на костюм или текстиль. На наш взгляд, больше всего информации о построении, элементах и цветовой гаммы славянских орнаментов дает вышивка. Вышивка является одной из ведущих областей декоративно-прикладного искусства и имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху первобытной культуры, она донесла орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров .

Характер и схемы изображений славянских орнаментальных композиций складывались на протяжении многих веков. За это время выработались определенные приемы построения орнаментов и перенесения их на костюм или текстиль.

Вышивка отличается высоким композиционным мастерством и сложным ритмическим строем узоров. Ей свойственно разнообразие вариантов сюжетных изображений и орнаментальных мотивов, использование всевозможных приемов шитья, умение сочетать в одном произведении разные швы и материалы . Декор различается по характеру орнамента, цвету, способу нанесения, материалу и сочетанию его с фоном. Все это способствует созданию разнообразия декора в крестьянском костюме .

Художественно-образный язык орнамента весьма многообразен. Он выполняет декоративную задачу, но при этом он часто играет роль социальной, половозрастной характеристики, этнической принадлежности, является способом выражения народного мировоззрения . Магические знаки, содержащиеся в изображениях орнамента, по мнению предков, увеличивали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле .

Для проведения анализа русского орнамента наиболее целесообразно применять тематическую классификацию, составленную Фокиной Л. В. Согласно этой классификации, выделяется геометрический, зооморфный, включая орнитоморфные мотивы, растительный и антропоморфный орнамент. Иногда выделяют еще тератологический орнамент, изображения небесных светил, предметы материальной культуры и т. д. . Эта классификация применима для первичной систематизации материала, хотя она не исчерпывает всего разнообразия орнаментальных мотивов и крайне условна, так как существуют смешанные и переходные группы орнамента. Дальнейшие исследования будем проводить, основываясь на данной классификации, изучая каждую группу орнаментов более детально.

Геометрический орнамент является составной частью сложных композиций. Геометрические мотивы теснейшим образом связаны с изображением людей и животных. Одна из основных геометрических фигур — ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами, с крюками); иногда его заменяет квадрат, поставленный на угол. Ромбы составляют головы антропоморфных фигур, входят в состав изображений дерева, нередко украшают туловища животных или размещаются в разных местах на фоне узора. Другие очень устойчивые геометрические элементы — крестообразная фигура (разных вариантов), круг, квадрат, розетка.

Мотив креста представлен в виде прямого равноконечного, иногда с ромбическими концами или же косого креста в разных вариантах. Круг (ромб или шестигранник) часто изображался с лучистым обрамлением (в виде четырех и более пар лучей с загнутыми концами) .

Согласимся с мнением этнографа Калмыковой Л. Э., считающей, что простейшие из орнаментов, в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка, являлись условными знаками, символами солнца, и считались священными изображениями .

Более сложную группу, по своей семантической структуре представляют зооморфные орнаменты. Основные виды животных в вышивке: олень (лось), кони, лев (барс). Олень часто использовался для вышивки очелья сорочек. Олени (или лоси) расположены по сторонам центральной оси — дерева и подчинены геометрическому строю орнамента. Туловище животного обычно построено па ломаных линиях, образующих острый угол внизу и соответственно треугольную выемку на спине, ноги согнуты, на голове — основной признак оленя — рога, несколько закинутые назад. Поза животного как бы застывшая. Конь — один из самых распространенных зооморфных мотивов русской вышивки. На конях часто изображали всадниц — богинь весны (Приложения, ил. 1). Сложный орнамент в виде двух симметричных всадниц верхом на конях, повернутых к древу жизни, искусствовед Маслова Г.С. называет «встречей весны» .

Важным для нашего исследования является мнение Клюевой Т. Ю. утверждающей, что изображения многих животных связаны с образами древней славянской мифологии: изображения коня — символа солнца, птицы — вестника весны, радости; с эпохой феодальной Руси — единорог и, барсы и ряд растительных форм .

Птица была одним из наиболее распространенных мотивов русской северной вышивки. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид. Птицы изображались в сложных архаических сюжетах, рядом с древом или женской фигуры, помещались на корпусах коней и под ними. Птицы могли составлять самостоятельный орнамент вышивки, если помещались попарно на подоле рубахи или платья (Приложения, ил. 2). Во многих орнитоморфных образах все же можно определить конкретный вид птиц: выделяются водоплавающие птицы, достаточно ясны петухи и куры, павлин, хищники — особенно орел и др. Водоплавающие птицы представляли водную стихию, и в то же время они были связаны с солнцем, совершавшим свой дневной путь по океану на солнечной ладье . В вышивке можно различить парных голубков, сидящих на ветках или летящих среди цветочных узоров золотошвейных и тамбурных вышивок, на строчевых подзорах ХУШ-Х1Х вв. .

Растительный мир наиболее характерен для орнамента русской вышивки XVIII-начала XX в. Одним из распространенных мотивов русской вышивки является древо жизни. Наши предки связывали образ древа с центром вселенной. По мнению искусствоведа Масловой Г. С., причудливое с раскидистыми цветущими ветвями вечное древо жизни воплощало плодоносную силу живой природы, символ связи поколений. Ветви древа достигают неба — это правь (будущее). Ствол, где мир людей, — явь (настоящее). Корни мирового дерева находятся под землей, — это навь (прошлое) . Древо является сложным составным орнаментом. Деревья вышивались в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными, длинными ветвями, нередко с корнями (двумя или тремя) или на треугольном основании, которое можно считать корнями, изображенными обобщенно. Древо являлось центром композиции, к которому были обращены животные, птицы; дерево становилось объектом поклонения всадников или всадниц . Древо жизни могло вышиваться на различных вещах крестьянского обихода: полотенцах, простынях, скатертях, но могло применяться и в одежде мужчин (на поясах), женщин разных возрастов (головные уборы, рубахи, полотенца). Особенно часто мотив древа жизни встречается на предметах свадебного обряда: на венчальных женских и мужских рубахах, мужских головных уборах, полотенцах (Приложения, ил. 2).

Нередко в вышивке XVШ-XX вв. корни древа изображают в форме вазона. Изображения вазона часто встречался на керамических изразцах, в росписи, миниатюрах рукописей этого времени. Мотив вазона был одним из центральных в украинском народном искусстве, особенно в росписи. По сравнению со сложными и пышными украинскими вазонами в русской вышивке он выполнялся более сдержанно. Вазон вышивали с помощью простой строчки, тамбурного шва, золотым шитьем. Форма вазы могла меняться . Вазон обычно вышивался на предметах быта: на простых и свадебных полотенцах, краях скатерти.

Частым мотивом в вышивке были женская фигура и дерево, разработанные в самых различных вариантах. Изображение женщины с птицами в руках чередуется с деревом. Центральное место может занимать женщина или же, наоборот, дерево. Человеческая фигура как бы пронизана растениями, а часто и птицами, деревья же напоминают человека: опущенные ветви — руки с кистями, вверху лучистый ромб — голова .

Женщина часто объединяется с деревом в одну фигуру: ее платье сливается с треугольным основанием дерева. Широкие ветви дерева сливаются с руками женщины. Этой фигуре подчинены непропорционально маленькие всадники (иногда с крестовидными головами); птицы размещены на руках-ветках и под деревом (Приложения, ил. 3). В синтезе

древа и женского персонажа изображалось божество, «в котором воплощались представления о земле рождающей и о женщине, продолжающей род» .

Исследователь Юматов В. А. установил, что уже в глубокой древности у земледельческих народов образ мирового древа заменяется представлением о Вселенной в женском облике. В славянских землях древо нередко заменяли изображением рожаницы, которая представляла собой как бы сросшиеся туловищами, слитые в одно изображение две женские фигуры, имеющие две головы.

Население Севера России сохранило имя женского восточнославянского божества — Мокоши, о котором упоминается в летописи XV в. «Слово об идолах». Мокошь считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и женских работ. Полотенца на люльке ребёнка обязательно содержали изображения рожаниц и Мокоши, а полотенца с изображением образов женских и мужских божеств использовали в календарной обрядности .

Для большей наглядности и систематизации изученного материала составим таблицу, содержащую расшифровку символики и расположение орнаментов в общем узоре и в одежде согласно классификации.

Составленная таблица систематизирует изученный материал, позволяет наглядно изучить особенности отдельных видов орнаментов. Из таблицы видно, что отдельные элементы одной группы орнамента имеют схожую символику. Так, ромб, круг, розетка из класса геометрического орнамента считались защитными оберегами и символами солнца. Антропоморфные изображения — мокошь, рожаницы — ассоциировали с плодородием природы.

Русские орнаменты самобытны и оригинальны, они являются источником вдохновения для многих отечественных и зарубежных дизайнеров. Характерные черты национального костюма часто становятся основой для дизайнерского искусства, обыгрывающего в моделях современной одежды народные традиции и украшая костюмы вышивкой или аппликацией на основе народных орнаментов. При работе над новой коллекцией модельеры проводят исследования символики русского орнамента, чтобы затем грамотно перенести эти изображения в свои коллекции.

Знаменитый российский дизайнер Вячеслав Зайцев детально изучал особенности кроя русского традиционного костюма и орнаментики. Модельер из года в год придерживается использования деталей народного костюма, часто использует славянские орнаменты в виде вышивки или росписи на тканях (Приложения, ил. 4). Дизайнер Ольга Вильщенко в своих коллекциях объединяет русскую историю и традиции с западным культурным наследием. Итогом этого синтеза являются коллекции, наполненные «русскостью», с самобытными силуэтами и орнаментами (Приложения, ил. 5).

Таблица 1 — Символика и расположение орнаментов в общем узоре и в одежде согласно классификации.

Графическое изображение

Орнаментальный мотив

Расположение в общем узоре

Расположение на одежде и текстиле

Символика

Геометрический орнамент

х©

Перекрещенный крест, квадрат, ромб, круг_

Геометрический орнамент является составной частью сюжетной вышивки

Мужская одежда (края рукавов, воротник), женская одежда (рукава, воротник, подол), края полотенца

Условные знаки, символы солнца, священные изображения

Ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами)

В виде ромбов изображаются головы антропоморфных фигур; входят в состав изображений дерева; украшают туловища животных или размещаются на фоне узора_

Мужская одежда (края рукавов, воротник), женская одежда (рукава, воротник, подол), края полотенца, скатерти

Символ солнца

Розетка (крестообразная розетка)

Розетка заменяла головы антропоморфным изображениям; розетки держат в руках основные персонажи композиций

Вышивалась на женской одежде (рукава, воротник, подол)

Символ солнца

Восьмиконечная звезда

Звезда часто представляла собой мотив на верхушке постройки, в которую помещали человеческие или идолоподобные фигуры_

Мужская одежда (края рукавов, воротник), женская одежда (рукава, воротник, подол), края полотенца

Защитный оберег

Зооморфный орнамент (включая орнитоморфные мотивы)

Олени (лоси)

Располагались по сторонам центральной оси — дерева и подчинены геометрическому строю орнамента

Очелье и подол женской сорочки, женские фартуки и полотенца

Символ красоты и солнца

Конь

Также располагались по сторонам центральной оси — дерева или являлись частью другой сложной вышивки

Простые и свадебные полотенца

Символ солнца и плодородия

ШР Павлин, петух Птицы изображаются в сложных архаических сюжетах, являются атрибутами женской фигуры, Подол женской сорочки, женские фартуки и полотенца Вестники весны, радости

помещаются на корпус коней, или являются самостоятельным узором

ж Водоплавающие птицы Помещаются на корпусах коней и под ними, а нередко как бы пронизывают всю композицию, украшая платье. Очелье женской сорочки, вышитые полотенца, скатерти Водная стихия; также водоплавающие птицы были связаны с солнцем на солнечной ладье

1 2 3 4 5

Парные голубки Голубки изображались сидящими на ветках или летящими среди цветочных узоров золотошвейных и тамбурных вышивок Свадебные полотенца Символ любви и долгого брака

Растительный орнамент

ш Простые цветы и листья Являются составной частью сложных архаических сюжетах или пронизывают всю композицию, украшая платье Женские рубашки (рукава, воротник, подол), подол платья и сарафана, фартуки и рушники Символы природы, весны

ш Мировое дерево, или древо жизни Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы. Мотив дерева это крупный узором на основной части украшаемого предмета, или узор в виде 2-3 и более и дерев (лес, Одежда мужчин (пояса), и женщин разных возрастов (головные уборы, рубахи, полотенца). Предметы свадебного обряда: венчальные женские и мужские Символ жизни, рая, связи поколений

сад) рубахи, головные уборы, полотенца

«ии» Мотив вазона Вазон являлся центром композиции, сверху и по бокам вазона вышивались простые цветы и листья, геометрические орнаменты, птицы Женские фартуки, простые и свадебные полотенца, край скатерти Символ жизни, природы

Антропоморфный орнамент

Мокошь, берегиня

Женщина часто соединяется с деревом в одну фигуру: ее платье сливается с треугольным основанием дерева. Широкие ветви дерева как бы сливаются с женской фигурой, которой подчинены маленькие всадники или животные. В поднятых руках-ветвях держит птиц. Является центром композиции или чередуется с древом жизни_

Мокошь была женским оберегом, вышивалась на поясе, передающимся по наследству, на фартуке, а также на рушниках

Мокошь считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и женских работ. Были связаны с культом неба и солнца, и весеннего плодородия земли.

Рожаницы

Как бы сросшиеся туловищами, слитые в одно изображение две женские фигуры, имеющие две головы. На вышивке изображались попарно, чередуясь с изображением древа

Полотенца на люльке ребёнка обязательно содержали изображения рожаниц. Полотенца с изображением рожаниц использовали на праздники (для рожаничных пиров)_

Божество, в котором воплощались представления о земле рождающей и о женщине,

продолжающей род.

Характерной чертой использования орнамента в современных этно-коллекциях является стилизация. Традиционные русские узоры не просто копируют, а стилизуют, подчеркивая наиболее характерные черты и дополняя новыми элементами. В 2015 году Valentino выпустил модную коллекцию, вдохновленную народными русскими и украинскими костюмами. При создании этих костюмов использовалась ручная вышивка, представляющая собой стилизованные геометрические и цветочные орнаменты, древа жизни и другие узоры (Приложения, ил. 6). Тандем дизайнеров Доменико Дольче и Стефано Габбана являются поклонниками «русского» стиля и часто обращаются к нему в своих коллекциях. Подтверждением тому является коллекция Dolce & Gabbana осень-зима 2012/2013, наполненная русскими мотивами (Приложения, ил. 7). Большая часть платьев этой коллекции выполнена из плотной черной ткани, которая украшена золотой вышивкой стилизованных славянских орнаментов.

Вывод. Исходя из вышесказанного отметим, что русские орнаментальные композиции представляют обширную тему для научного исследования. Орнаментика выполняет функции социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения, содержит глубокую обереговую символику. На основе изученного материала была составлена таблица, содержащая расшифровку символики орнаментов.

Понимание семантики узора позволяет более осмысленно и целесообразно применять его в декоре современного этнического костюма. Установлено, что современные известные модельеры проводят исследования символики русского орнамента, традиционные узоры стилизуют, подчеркивая наиболее характерные черты и дополняя новыми элементами.

Литература

1. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Под ред. В. А. Юматова. — М.: Советская Россия, 1990. — 321 с.

2. Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли / Л. Э. Калмыкова. — Ленинград : Художник РСФСР, 1981. — 204 с.

3. Качаева М. А. Сокровища русского орнамента / М. А. Качаева. — М. : Белые альвы, 2008. — 202 с.

4. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки / Г. С. Маслова. — М. : Наука, 1978. — 209 с.

6. Северный русский народный костюм конца XIX — начала XX века / Автор текста и составитель А. Иванова. — Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства, 1993. — 44 с.

7. Тверская вышивка в собрании Загорского музея / Под ред. Т. Ю. Клюевой. — М. : Советский художник, 1982. — 250 с.

8. Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие / Л. В. Фокина. — М. : Феникс, 2005. —

172 с.

Приложения

Иллюстрация 1. — Орнамент «Встреча весны» Иллюстрация 2. — Павы-птицы у древа жизни на подоле олонецкой женской рубахи на подзоре из Петербургской губернии

м ЯШШШШШШШШШШВЯЖ

Иллюстрация 3. — Синтез женской фигуры и древа в вышивке на подоле олонецкой и архангельской женских рубах

Иллюстрация 4 — Коллекции в русском стиле Вячеслава Зайцева, 2015

Иллюстрация 5. — Коллекции в русском стиле Ольги Вильщенко, 2015

Иллюстрация 6. — Русские орнаменты в коллекции Valentino, 2015

Иллюстрация 7. — Коллекция в «русском» стиле Dolce & Gabbana

Геометрический орнамент самая простая и древняя система символов. Если присмотреться к орнаментам разных стран и культур, можно увидеть как мотивы этих орнаментов похожи друг на друга. Это, своего рода, универсальный язык, который рассказывает об основных ценностях человечества.
Самыми древними знаками принято считать символы Солнца и Луны.

Круг, колесо с шестью спицами, концентрические круги, круг с крестом в середине, и так далее.

Солнце – податель жизни, источник света и тепла на Земле, во все времена пользовалось заслуженным уважением. Также как и Луна, преданная спутница Земли. Правда ее символ можно встретить только в виде особых видов вышивки (например, городецкий стежок)

Городецкий стежок (срисовано с фотографии старинного рушника в одной из книг)

В орнаментах можно встретить и темы восходящего Солнца – разгоняющего сумерки и символизирующего начало нового дня, победы света над тьмой. Восход Солнца в народном творчестве (особенно в песнях) часто ассоциируется с приходом весны.

Таким образом, с этими символами связывали защитную функцию, им приписывали силу очищения, зарождение новой жизни.

Похожий на символ Солнца – символ огня. Он имел всегда подобное Солнцу значение. Эти символы можно назвать изображениями небесного огня, оберегающими жизнь.

Следующий, часто встречающийся символ в вышивках – символ воды.

Ее символом, – волнистой линией, обозначают вечность. космические просторы, а также, женское начало, плодородные силы природы.

Кликните по фото и скачайте схему узора

Следующий древний символ, существовавший еще до христианских времен – крест. Можно найти несколько версий трактовки этого символа и все они глубоко аллегоричны. В древности, они с одной стороны обозначали объединение двух стихий – огня и воды. С другой – объединение двух начал, мужского и женского. В любом случае от них рождается что-то совершенно новое, новая жизнь.

Две стихии и два начала заложенные в этот символ, конечно же, несут в себе защитную, живительную силу.
В вышивке существует еще один астральный символ – звезда.

Чаще всего его использовали для украшения женской одежды. В фольклоре можно встретить частое сравнение девичьей красоты со звездами. Вышивайте себе звезды девушки и будьте красивы как они.

И последний, но не по значению, символ – ромб.

В украинской национальной вышивке повсеместно используется этот символ (также он не редко встречается и во многих других культурах). Его значение для украинской культуры трудно переоценить. Это символ плодородия. Его можно встретить на произведениях народного прикладного искусства Украины со времен Триполья.

Кроме, описания этого символа как схематического изображения обработанного поля, его описывают часто как оберегающий символ. Он должен был оградить своего носителя со всех четырех сторон, когда человек выходил из под защиты четырех стен своего дома.

Вот такое кратенькое описание геометрических символов.

В следующий раз я расскажу о значении растительного орнамента.

Успехов и вдохновения.

Наталия.

Продолжение –>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *