Абак как сделать своими руками

п.1. ЧТО ТАКОЕ АБАК?

Абак — наглядное пособие, которое просто изготовить самосто­ятельно из плотной бумаги (см. рис.1). Абак с двумя рядами круж­ков разного цвета по 10 в каждом ряду состоит из двух выдвижных полосок и корпуса, в котором полоски могут двигаться налево и на­право, открывая и закрывая при этом кружки. Лицевая сторона абака с круглыми отверстиями и выдвижные полоски должны быть одного цвета, лучше белого, а внутренняя часть абака — разных цветов, например верхний ряд — красного, а нижний — синего цве­та. У каждого ребенка должен быть индивидуальный абак, а также полезно иметь демонстрационный абак, закрепляемый на доске.

Абак можно использовать при ознакомлении детей с новым материалом:

Счет предметов (кружков);

Сравнение групп предметов (кружков) и установление от­ношений «больше», «меньше», «столько же»;

Изображение чисел кружками;

Состав числа из единиц;

Получение числа прибавлением единицы к предыдущему числу и вычитанием единицы из последующего числа;

Арифметические действия: сложение и вычитание;

Сравнение чисел;

Простые задачи на сложение и вычитание;

Состав числа;

Увеличение (уменьшение) числа на…;

Усвоение вычислительных приемов «прибавить 2», «вы­честь 2»;

Образование чисел второго десятка;

Десятичный состав чисел от 11 до 20;

Решение примеров в одно и два действия (13-3-2, 16-10+3, 14-4+5).

П. 2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ С АБАКОМ

ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

И ГРУПП ПРЕДМЕТОВ.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

а) Счет предметов.

Цель :

Формировать умение практически выполнять счет круж­
ков на абаке.

Учебные задачи:

Доводить до сознания детей, что результат счета не зависит от порядка, в котором пересчитываются кружки;

Учить детей находить порядковый номер кружка;

Готовить к пониманию конкретного смысла действий сло­жения и вычитания;

1.1. На демонстрационном абаке открыто несколько кружков в одном ряду, дети хором считают: один кружок, два кружка и т. д. Учитель последовательно показывает на кружки. Дети называют число кружков, говорят, как узнали (сосчитали). Называют цвет кружков и ряд, в котором они расположены. Кружки считают Дважды: слева направо и справа налево. Делают вывод.

1.2. Дети, выдвигая полоску, открывают кружки на абаке по одному и хором считают: один кружок, два кружка и т.д. Затем

полоску задвигают так, чтобы кружки закрывались по одному, и продолжают счет в обратном порядке: десять кружков, девять кружков и т.д.

1.3. На демонстрационном абаке открыто 8 кружков. Дети считают хором, узнают, сколько всего кружков, какой кружок по счету последний. Делают вывод: всего восемь кружков, послед­ний кружок — восьмой. Учитель закрывает последний кружок, дети считают вновь, делают вывод: семь кружков, последний — седьмой.

1.4. На демонстрационном абаке открыто 4 красных и 3 си­них кружка. Дети пересчитыванием кружков находят, что всего кружков будет семь и говорят: 4 кружка и еще 3 кружка это 7 кружков.

1.5. На демонстрационном абаке открыто 8 кружков, дети считают их. Учитель закрывает 3 кружка. Оставшиеся кружки считают и говорят, что 8 кружков без 3 кружков это 5 кружков.

Игры с использованием абака

Игра «Открой, сколько хочешь»

Дети открывают на абаке кружки, кто сколько хочет, считают их, ответ говорят учителю на ушко. К доске выходят те ученики, кто на абаке открыл 5 кружков. Они встают в один ряд и показы­вают абаки, затем выполняют одно задание: считают хором от 5 до 10, от 10 до 5, от 1 до 5, от 5 до 1, приседают 5 раз, хлопают в ла­доши 5 раз, поднимают правую руку 5 раз и т.д.

Игра «Посчитаем вместе»

Дети по очереди выходят к доске и открывают кружки на аба­ке: первый открывает один кружок и говорит «первый», второй ученик открывает еще один кружок и говорит «второй» и т. д.

§ 3. Использование абака на начальном этапе обучения

Дети встают в один ряд и показывают абаки. Затем все дети хором называют числа от 1 до 10, от 10 до 1.

Игра «Покажи, сколько…»

Учитель показывает плакат с рисунками (пять яблочек, семь грибочков и т. д.). Дети на абаках открывают столько же кружков, сколько яблок, показывают абаки и хором называют числа, начи­ная с данного до 10 или от 10 до данного.

Игра «Угадай-ка»

На доске в один ряд расположены картинки: лиса, медведь, верблюд, собака, белка и др. (от 5 до 10 картинок). Дети хором на­зывают животных и их порядковый номер: первая лиса, второй медведь и т.д. Считают, сколько всего животных, и показывают на абаке. Затем учитель задает загадки, отгадками для которых будут животные, изображенные на картинках.

«Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом» (Лиса).

«С хозяином дружит, домик сторожит. Живет под крылечком, а хвостик колечком» (Собака).

«Что за диво? Что за спинка! Два бугра, одна ложбинка» (Верблюд).

«Мягкие лапки, а в лапках царапки» (Кошка).

Дети отгадывают загадки, но отгадки не говорят, а показыва­ют на абаке порядковый номер животного, название которого служит отгадкой к загадке. Затем учитель убирает картинку с изо­бражением животного, и дети отвечают на вопросы: кто из жи­вотных ушел, сколько животных осталось, стало животных боль­ше или меньше, почему.

П. 3. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ОТНОШЕНИЯ:

БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СТОЛЬКО ЖЕ,

БОЛЬШЕ НА …, МЕНЬШЕ НА …»

Цель :

Формировать понятия отношений: больше, меньше, столь­ко же.

Глава I. Нумерация чисел от 1 до 20

Учебная задача:

Выработать умение в уравнивании двух групп предметов, содержащих различное количество предметов.

2.1. На демонстрационном абаке открыто 6 красных и 4 синих
кружка. Дети определяют, каких кружков больше (меньше), крас­
ных или синих. На сколько?

Устанавливают, что надо сделать, чтобы красных кружков бы­ло столько, сколько синих? Чтобы синих кружков стало столько же, сколько красных? Что надо сделать, чтобы синих и красных кружков стало поровну? Аналогичное задание дети выполняют на индивидуальных абаках.

2.2. Откройте 4 красных кружка и столько же синих. Открой­
те еще один синий кружок. Объясните, как получились синие
кружки? (Открыли синих столько же, сколько красных, и потом
открыли еще один синий кружок.)

Как сказать, сколько всего синих кружков? (4 и еще 1.) Каких кружков больше: красных или синих? На сколько? Как

вы понимаете, что синих кружков на один больше, чем красных?

(Синих кружков столько же, сколько красных, и еще один кружок.)

2.3. Откройте 7 красных и столько же синих кружков. Закрой­
те один синий кружок. Объясните, как получили синие кружки?
Как сказать, сколько синих кружков? (Синих кружков столько
же, сколько красных, но без одного кружка, 7 без 1.)

Каких кружков больше: синих или красных? На сколько? Как вы понимаете, что синих кружков на один меньше, чем красных?

Аналогичные задания дети выполняют на индивидуальных абаках.

Игры с использованием абака

Игра «На один больше, на один меньше» 1-й вариант. Дети, сидящие в среднем ряду, открывают 5 кружков. Дети, сидящие слева от этого ряда, открывают на один

§ 3. Использование абака на начальном этапе обучения

кружок меньше, а справа — на один кружок больше. Ученики каждого ряда хором называют свое число.

2-й вариант. К доске выходит ученик и открывает на абаке, например, 6 кружков. Выходят еще два ученика, один встает сле­ва от первого и на абаке открывает на один кружок меньше, а вто­рой встает справа от первого и на абаке открывает на один кру­жок больше, чем у первого. Каждый ученик называет свое число. Игра продолжается до тех пор, пока не получится ряд чисел: 1, 2, 3 …10. Затем каждый ученик во втором ряду абака открывает кружки, кто сколько хочет, и по очереди объясняет учителю, ка­ких кружков больше, каких меньше и на сколько.

Игра «Цепочка»

В игре может участвовать любое количество детей. Дети выхо­дят к доске и встают друг за другом. Первый ученик открывает кружки на абаке, сколько хочет, и называет число. Каждый следу­ющий открывает на один кружок больше, чем у предыдущего, на­зывает число. Если на абаке открыто 10 кружков, то все следующие ученики открывают на один кружок меньше, чем у предыдущего, и т. д. Затем каждый приседает столько раз, сколько кружков у не­го открыто на абаке. Приседают одновременно.

Игра «Кто быстрее, кто вернее»

К доске выходят несколько учеников и выполняют задания на абаке. Если очередное задание выполнено неверно, то ученик са­дится на место. Побеждают те ученики, которые все задания вы­полнили верно.

Примеры заданий.

Откройте 7 красных кружков. Синих кружков откройте на 3 мень­ше. Закройте все кружки верхнего ряда, кроме четырех. Откройте еще Два синих кружка. Узнайте, сколько всего красных и синих кружков, покажите на абаке.

Игра «Угадайка-ка»

Дети на абаке открывают кружки, кто сколько хочет, считают их, говорят учителю на ушко, сколько кружков они открыли.

Глава I. Нумерация чисел от 1 до 20

На столе картинки морковок и огурцов. Учитель говорит загадку: «Девица в темнице, а коса на улице». Кто первый отгадает загад­ку, выходит к столу и берет столько морковок, сколько кружков у него открыто на абаке. Картинки выставляются на наборном полотне.

Учитель задает вторую загадку: «Телятки гладки, привязаны к грядке». (Огурцы.) Кто первый отгадывает загадку, выходит к сто­лу и берет столько картинок огурцов, сколько кружков у него от­крыто на абаке, выставляет их на наборном полотне в один ряд с картинками морковок. Затем все дети выставляют на абаках столько красных кружков, сколько всего морковок, и столько си­них кружков, сколько всего огурцов. Узнают, сколько всего морко­вок, сколько всего огурцов, чего больше, чего меньше и на сколько.

Игра «Угадайка-ка»

Дети на абаке открывают кружки, кто сколько хочет, считают их, говорят на ушко учителю. На столе картинки: птички, рыбки, зайчики (по 10 штук).

Учитель задает детям загадку: «Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь». (Рыба.) Ученики говорят отгадки. Из первого ряда выходит ученик, который первым отгадал загадку. Он раздает по одной рыбке тем ученикам, у которых на абаке столько же откры­то кружков, сколько у него. Учитель задает детям вторую загадку: «Рук нет, а строить умеет». (Птица.) Ученик второго ряда раздает по одной птичке тем ученикам, у которых открыто на абаке столь­ко же кружков, сколько у него. Учитель задает детям третью загад­ку: «Зимой белый, летом — серый». (Заяц.) Ученик из третьего ря­да раздает по одной картинке с изображением зайчика тем учени­кам, у которых открыто столько же кружков, сколько у него. После этого ученики определяют, сколько каждый ряд получил картинок. С этой целью ученики с картинками выходят к доске и встают в один ряд лицом к классу. Дети первого ряда считают, сколько ры­бок, второго — сколько всего птичек, третьего — сколько всего зайчиков, и на абаках открывают соответствующее количество кружков, каждый ряд хором называет свое число. Для сравнения количества рыбок, птичек и зайчиков картинки выставляют на на­борном полотне в три ряда друг под другом.

§ 3. Использование абака на начальном этапе обучения

Абакус (Abacus) – это латинское слово, которое имеет свое начало от греческого abax , что означает таблица. Абак является одним из многих типов счетных устройств, которые используются для подсчета больших чисел. В современном мире этот счет цифр остается актуальным, в Китае и Японии легко можно встретить торговцев, которые пользуются абаком для подсчета стоимости товара.

Но главным их плюсом и преимуществом является то, что они помогают хорошо и быстро сформировать математические навыки у детей. В сегодняшней статье мы начнем с основ, и узнаем что такое счеты Абакус: как считать, инструкцию по использованию и небольшой видеоролик с первым уроком.

Счеты это инструмент, которым пользуются на уроках ментальной арифметики, чтобы быстро и качественно научить ребенка считать. читайте в моей статье.

История возникновения Абакус

Трудно себе представить счет без цифр. Самым ранним счетным устройством были человеческие пальцы рук, а иногда и ног. Но когда возникла необходимость посчитать что — либо большее, придумали новую счетную систему.

Абакус является одним из многих счетных устройств, изобретенных, чтобы посчитать большие числа.

Сегодня хотелось бы рассказать о самых древних и используемых по сей день системах вычисления. Это три основные счетные системы: Суан Пэн, Соробан и Русские счеты. У каждого из них есть свои отличия, давайте кратко рассмотрим каждое.

Суан Пэн

Абакус (Абак), или в китайском языке Suan-Pan, представляет собой деревянную дощечку с шарами. На верхней палубе находилось по 2 косточки, на нижней по 5 (2/5). Так было вплоть до 1850 года, после стиль немного изменился: на верхней палубе осталось по 1 бусинке, а на нижней 5 (1/5).

Соробан (современный Абакус)

В японском языке счеты назывались Соробан. У них было соотношение бусинок ¼. Техники подсчета в японской и китайской системе счета похожи, но имеют свои отличия. В нашей стране есть школы, которые обучают как той, так и другой системе подсчета. В статье представлена информация именно о Соробане, так как она активно используется как в Японии, так и в нашей стране для обучения деток.

Русские счеты

Были изобретены в 17 веке и используются до сих пор. Дизайн счет напоминает модель пары человеческих рук (каждый ряд имеет 10 бусин, соответствующей 10 пальцам на двух руках).

Модификация Ли Кай Чена

В 1958 году китайский ученый Ли Кай Чен объединил абакус и соробан в одни счеты и опубликовал руководство для новых счетчиков. По словам автора, умножение и деление на много легче использовать с помощью модифицированных счетов. Так можно вычислить даже кубические корни чисел.

На фото видно, что сверху находится японский Соробан, а снизу китайский Суан Пэн.

Как выглядят счеты?

Современные счеты, японские счетчики или Соробан имеют один шар вверху и четыре внизу.

Верхние косточки имеют значение 5 их еще называют небесные бусины. А нижний ряд (состоящий из 4-х косточек) имеет значение 1, его называют земными бусинами. Между ними есть разделительная линия.

Значения шариков начинаются с крайнего правого столбца, и равняется 1. Справа налево значения бисера увеличиваются и равна 1, затем 10, 100 и т.д. На приведенной ниже фотографии показано значение каждого шарика на счетах.

Инструкция по пользованию счетами Абакус

Проще всего показать на примере. Чтобы прибавить 1+3 необходимо, используя большой палец, сдвинуть

один земной шарик в сторону разделительной полосы, а затем сдвинуть еще три земных шарика и получится 4.

Так как современные счеты имеют всего четыре земные бусинки, а вы, например, хотите посчитать до пяти, вы должны перенести один небесный бисер в сторону разделительной полосы, в тоже время переместите все земные шары вниз.

А если вы желаете, чтобы общее число было равно 7, переместите еще два земных шарика на планку счета. Итого получится, что у вас один небесный шарик (который соответствует 5) и два земных шара (по 1 каждый). В сумме составляет семь.

Для того чтобы посчитать более крупные цифры используйте следующие бусины. Например, как показать 283? Первый ряд (единицы) будет три земные бусины; второй ряд это один шар из небесного ряда и три из земного; третий ряд – это два из земного ряда. На фото хорошо видно как это выглядит:

Как пользоваться пальцами?

Стандартные счеты могут использоваться для выполнения сложения, вычитания, умножения и деления. Их так же используют для извлечения квадратных и кубических корней.

Правильная техника пальцев имеет первостепенное значение для достижения мастерства в счетах. В случае японской версии Абакуса (Соробана) используется только указательный и большой пальцы.

На картинке представлена вырезка из японского учебника, в котором рассказывается о правильной технике перемещения бусин. Он показывает большой палец, используемый для подсчета бусинок в нижней палубе, а указательный палец используется во всех других случаях.

Удобно земные шары добавлять большим пальцем, а вычитать указательным. А вот небесные шары лучше добавлять и вычитать только указательным пальцем одной руки.

Так же я предполагаю, что вас интересует как вместо счетов пользоваться пальцами. Об этом у меня есть отдельный раздел в статье

Видео-урок 1: как пользоваться счетами Абакус?

Как правило, видеоинформация усваивается лучше, чем описание. Поэтому предлагаю рассмотреть простой и понятный урок о том, с чего начинается работа над абакусом.

А на последок вам небольшое домашнее задание. Попробуйте самостоятельно посчитать, какие цифры расположены на счетах . Ссылка кликабельна.

Абак – римский прототип русских счет, их существенным отличием было то, что камешки не были закреплены на проволочках (как в русских счетах), ими пользовались для различного рода вычислений. В наше время дети изучают абак в начальной школе, и многих родителей просьба детей сделать абак ставит в тупик. На самом деле, вам потребуется всего лишь немного времени и несколько советов.

Вам понадобится

  • — плотная бумага или картон;
  • — линейка;
  • — карандаш;
  • — циркуль;
  • — трафаретный нож (нож для бумаги);
  • — клей;
  • — цветная бумага;

Инструкция

  1. Разлинуйте небольшой кусок плотной бумаги или картона на три колонки. Обратите внимание, что колонки должны быть одинаковой ширины. Они будут обозначать три первых числовых разряда: единицы, десятки и сотни.
  2. В каждой из трех колонок прорежьте по 10 квадратных или круглых отверстий одного размера. Чтобы абак выглядел аккуратно, предварительно разметьте, где вы будете вырезать отверстия, и какого они будут размера. Если вы решили делать отверстия круглыми, для разметки вам потребуется циркуль.
  3. Снизу необходимо приклеить или пришить цветную бумагу, она должна контрастировать с основным цветом картона или бумаги, из которого вы изготавливаете абак, чтобы на ее фоне хорошо были заметны вырезанные отверстия. Обратите внимание, что приклеивать цветную бумагу нужно не целиком, а только по краям колонок, чтобы под каждым рядом отверстий оставался небольшой промежуток.
  4. Вырежьте из картона три полоски такой ширины, чтобы они свободно проходили в промежуток, который вы оставили между основой и цветной бумагой. Это нужно для того, чтобы, выдвигая или убирая эти полоски, в каждом разряде открывалось нужное число отверстий и, тем самым, показывало многозначное число.
  5. По аналогичной схеме можно изготовить абак, который будет показывать не три числовых разряда: единицы, десятки и сотни, но и тысячи. Для этого вам потребуется просто сделать на этой основе не три, а четыре колонки с отверстиями, и, соответственно, 4 линеечки из картона.
  6. Если вы делаете абак для ребенка, используйте только прочный картон, чтобы он не сильно деформировался при неаккуратном использовании. Также для удобства лучше возьмите картон разных цветов, т.е. основа абака должна быть одного цвета, низ (цветная бумага) – другого, а линейки – третьего, и все они должны контрастировать друг с другом. Так вашему ребенку будет легче понять устройство и принцип работы абака.

Увидела такой абак в книжном магазине, решила купить ребенку. Ему, конечно, до школьной математики еще далеко, еще дошкольный возраст.., но он уже очень любит все считать по порядку, знает цифры и фигуры.

В качестве счетного материала абак ему очень понравился. С ним можно примитивно поиграть, выдвигая и задвигая назад эти две полосочки. А также этим же способом — учиться считать . Например, можно объяснять элементарные примеры: 2+1= — выдвинули на верхней строке полоску на 2 белых кружка (проговариваем: «Два»), выдвигаем на нижнем ряду полоску на один кружок (выдвигая полоски, мы видим, что кружочки становятся белыми, а не красными) -(проговариваем: «плюс один, равно…») Предлагаем ребенку посчитать (если умеет) или считаем вместе, сколько получилось: «один, два, три». И проговариваем пример полностью, с ответом: «Два плюс один равно три».

Аналогично можно работать с вычитанием.

С абаком можно осваивать счет в пределах 20-ти.

Кружочки расположены в два ряда, в каждом ряду 10 кружков. При этом десяток можно увидеть не только горизонтально (в один ряд), но и в два ряда, но по 5 кружков. За счет того, что пятерки тоже отделены, можно учить считать пятерками. А также, в дальнейшем, думаю, можно азам умножения на абаке обучить: 5Х2= (Возьмем 5 раз по 2 кружка, получим….(выдвигаем одновременно обе полоски на одно деление пять раз) или 2Х5= (возьмем 2 раза по 5 кружков, получим….(выдвигаем сначала одну полоску на 5 кружочков, а затем — другую). В итоге, считали немного по-разному, но результат один (10).

Так можно объяснить, что от перемены мест слагаемых (множителей) сумма (произведение) не меняется.

В математическом плане очень хорошо использовать, поможет освоить сложение, вычитание и даже умножение в пределах 20-ти . Также на самом абаке по краю еще есть линейка. А на обратной стороне некоторая информация из сферы математики, геометрии.

Очень полезная штука! Поможет в освоении математики!

Делали мы абак очень давно. Поэтому сейчас пришлось делать новое поле и новые «камушки» для вычислений («камушки», потому что в Древнем Риме для подсчета на абаке использовали небольшие камушки, они назывались calculus). Но когда-то он очень хорошо помог понять римскую систему счёта.

Дописано позже : В римском абаке камушки лежали в желобках или на полосках. У меня они стоят на линиях, так мне проще было потом перейти с детьми к соробану и к счетам. Но если вы планируете делать много расчетов, то, возможно, удобнее будет поставить «камушки» на полоски. Ниже добавлю фото «на полосках». Разряды сохраняются.

И на «полосках».

Считаем по линиям (или по полоскам, смотря как вы поставили камушки). Каждая линия (полоска) — разряд: единицы, десятки, сотни и так далее.

Оранжевые камушки наверху — это пять единиц разряда. То есть 5, 50, 500 и так далее (в зависимости от разряда).

Жёлтые камушки внизу — это единицы разряда. То есть каждый из этих жёлтых камушков означает 1, 10, 100, 1000 и так далее (в зависимости от разряда).

Для того чтобы набрать число, нужное количество камушков мы сдвигаем к линии в середине листа.

Предположим, мы решили набрать число 657. Набираем справа налево.

Сначала набираем единицы . Нам их нужно семь. Сдвигаем к «линии счета» два жёлтых камушка (каждый из них равен единице) и один оранжевый (это пять единиц разряда). Получаем семь единиц.

Вариант «на полосках»

Теперь наберем десятки . Нам их нужно пять. Спускаем один оранжевый камушек к линии счета. Все, мы получили пять единиц разряда десятков, то есть 50.

Вариант «на полосках»

Набираем сотни . Нам нужно шесть сотен. Спускаем к линии счета один оранжевый камушек (пять единиц разряда сотен, то есть 500) и поднимаем к линии счета один камушек (это одна единица разряда, то есть 100). Всего 600.Итак, мы получили число 657.

Вариант «на полосках»

Кому хочется узнать больше, в том числе и о счете на пальцах у древних римлян. то пройдите по ссылке (про абак там тоже есть).

P.S. Соробан у нас тоже был. Но счет на нем как-то не пошёл, самодельный абак использовался больше (делали на большом листе, использовали бусины).

Но соробан нужно найти и купить, а листок бумаги, карандаш, линейка и два куска пластилина, найдутся, я думаю, в любом доме, где есть школьник. И можно сразу пробовать. Кроме пластилина, для «камушков» абака подойдут мелкие пуговицы (два цвета), бусины (два цвета), любые мелкие конфеты типа скитлс.

При подсчетах сильно пригодится состав чисел 5 и 10.

Хорошо написано о римских цифрах в книге В. Лёвшина «Три дня в Карликании». Но, рассказывая про цифры, он все же говорит о цифрах привычных нашему пониманию. Но про формирование цифр можно сказать отдельно (в книге Лёвшина то не описано). Современный вариант римской системы не соответствует той, которая использовалась в древности. четверка записывалась как четыре палочки, а девятка как галочка и четыре палочки (VIIII). То есть запись была основывалась на «принципе сложения», VI — это «пять да один — итого шесть». Для иллюстрации этого принципа достаточно набрать число шесть или девять на абаке. Иногда, например, могло писаться и IV и все равно считалось, что это «шесть». То есть в те времена не имело значения, где стояла палочка или палочки. Все равно действовал «принцип сложения». Римляне обычно не вели расчетов на бумаге. Они делали их на абаке и записывали результат. Потом император Септимий СевЕр запретил писать меньшие числа перед большими. И остался только один вариант записи шестерки и девятки — VI и VIIII.

А вот запись чисел, основанная на «принципе вычитания», то есть чисел IV (четыре) и IX (девять), которая означает «вычти из последующего числа предыдущее и вот тебе результат», появилась уже в Средневековье. И на абаке её не изобразить. По крайней мере, нам так объясняли на лекциях . Возможно есть и другие версии.

Часто задаваемые вопросы

Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы Счёты) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы Счёты) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.

Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри

Абак – римский прототип русских счет, их существенным отличием было то, что камешки не были закреплены на проволочках (как в русских счетах), ими пользовались для различного рода вычислений. В наше время дети изучают абак в начальной школе, и многих родителей просьба детей сделать абак ставит в тупик. На самом деле, вам потребуется всего лишь немного времени и несколько советов.

  • — плотная бумага или картон;
  • — линейка;
  • — карандаш;
  • — циркуль;
  • — трафаретный нож (нож для бумаги);
  • — клей;
  • — цветная бумага;
  1. Разлинуйте небольшой кусок плотной бумаги или картона на три колонки. Обратите внимание, что колонки должны быть одинаковой ширины. Они будут обозначать три первых числовых разряда: единицы, десятки и сотни.
  2. В каждой из трех колонок прорежьте по 10 квадратных или круглых отверстий одного размера. Чтобы абак выглядел аккуратно, предварительно разметьте, где вы будете вырезать отверстия, и какого они будут размера. Если вы решили делать отверстия круглыми, для разметки вам потребуется циркуль.
  3. Снизу необходимо приклеить или пришить цветную бумагу, она должна контрастировать с основным цветом картона или бумаги, из которого вы изготавливаете абак, чтобы на ее фоне хорошо были заметны вырезанные отверстия. Обратите внимание, что приклеивать цветную бумагу нужно не целиком, а только по краям колонок, чтобы под каждым рядом отверстий оставался небольшой промежуток.
  4. Вырежьте из картона три полоски такой ширины, чтобы они свободно проходили в промежуток, который вы оставили между основой и цветной бумагой. Это нужно для того, чтобы, выдвигая или убирая эти полоски, в каждом разряде открывалось нужное число отверстий и, тем самым, показывало многозначное число.
  5. По аналогичной схеме можно изготовить абак, который будет показывать не три числовых разряда: единицы, десятки и сотни, но и тысячи. Для этого вам потребуется просто сделать на этой основе не три, а четыре колонки с отверстиями, и, соответственно, 4 линеечки из картона.
  6. Если вы делаете абак для ребенка, используйте только прочный картон, чтобы он не сильно деформировался при неаккуратном использовании. Также для удобства лучше возьмите картон разных цветов, т.е. основа абака должна быть одного цвета, низ (цветная бумага) – другого, а линейки – третьего, и все они должны контрастировать друг с другом. Так вашему ребенку будет легче понять устройство и принцип работы абака.

| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 6 классы | Материал для любознательных | Абак и счеты

Материал для любознательных

Абак и счеты

На пальцах считать удобно, только результат счета хранить нельзя. Не станешь же целый день ходить с загнутыми пальцами. И человек догадался — для счета можно использовать все, что попадется под руку. Камешки, палочки, косточки, веревки и так далее. Пасет пастух стадо овец. На поясе у него веревка, а на веревке столько узелков, сколько овец в стаде. Родился ягненок — пастух завязал еще один узелок. Утащили волки двух овец — развязал два узелка.

С развитием цивилизации появлялись различные приемы счета. Они были необходимы и сборщикам налогов, и купцам, и ремесленникам, и ростовщикам. Искусством счета владели немногие специально обученные люди — счетчики. Они использовали счетные инструменты — абаки.

Простейший абак — это доска с прорезанными в ней желобами. Чтобы найти сумму двух чисел (например, 258 и 125), счетчик сначала обозначал на абаке первое слагаемое. Для этого он укладывал в нижнем желобе 8 камешков, в следующем желобе — 5 камешков и 2 камешка — в третьем желобе. Если в каком-то разряде в числе стоял нуль, то соответствующий желоб оставался пустым. Дальше счетчик добавлял в последний желоб к имеющимся там 8 камешкам еще 5, затем вынимал оттуда 10 (там оставалось 3) и 1 камешек добавлял во второй желоб. Потом добавлял во второй желоб еще 2 камешка и 1 камешек — в третий желоб. После этого камешки на доске показывали число 383.

Абаки использовались уже в V-IV веках до нашей эры. Их изготавливали из бронзы, камня, слоновой кости, цветного стекла. Слово «абак» имеет греческое происхождение и буквально означает «пыль», хотя его смысловое значение — «счетная доска». В чем тут дело? Ответ прост: изначально камешки раскладывали на совершенно ровной доске, а чтобы они не скатывались со своего первоначального положения, доска покрывалась тонким слоем песка или пыли. А от слова «камешек» (по латыни — «calculus») произошло название современного счетного прибора — «калькулятор».

Абак использовался и в Древней Греции, и в Древнем Риме, а затем и в Западной Европе вплоть до XVIII века. Он похож на знакомые вам счеты — косточки на встав¬ленных в рамку металлических спицах.

Счеты использовали разные народы, и у каждого народа они имели свои особенности. Так, в русских счетах по десять косточек в каждом ряду, а в западноевропейских — по девять. У китайских счетов суан-пан на каждой проволоке по семь шариков, причем два отделены от остальных пяти. Каждый из этих двух шариков означает пять единиц данного разряда. Такое усовершенствование позволяет уменьшить число шариков в счетах.

В Японии и в наши дни проводятся соревнования по скорости счета между людьми, вооруженными японскими счетами соробан, и операторами вычислительных машин. Причем, как правило, побеждают вычислители на счетах. Ведь чтобы машина начала считать, для нее надо составить программу.

Всё большую популярность среди дошкольников и учащихся начальных классов набирает так называемая ментальная математика, или арифметика (что тоже самое). Суть в том, что идет нагрузка для развития обоих полушарий головного мозга, ребенок начинает мыслить более объемно, пространственно и с легкостью осваивает все четыре основные математические действия. Занятия проходят на специальных счетных досках — абак.
Попробуем разобраться, что же это такое — абак? В чем его прелесть и отличие от привычных нам счетов?

Аба́к (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. abacus — доска) — это целое семейство счётных досок , применявшихся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в древних культурах — Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае и ряде других.
Общие принципы инструментов типа абака — разделение линиями на полосы, осуществление счёта с помощью размещённых на полосах камней или других подобных предметов.

Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.

Абаком пользовались и народы Индии. Арабы знакомились с абаком у подчинённых ими народов. В заглавиях многих арабских руководств по арифметике фигурируют слова от корня «пыль».

У восточных арабов, как и у индийцев, абак был скоро вытеснен индийской нумерацией, но он крепко держался у западных арабов, захвативших в конце VIII века и Испанию. В X веке здесь познакомился со счётом на абаке француз Герберт (940-1003), написавший об этом книгу (980-982) и пропагандировавший сам и через своих учеников употребление абака. Вместо камешков при счёте на абаке употреблялись и жетоны с начертанными на них числовыми знаками, или римскими цифрами, или особыми числовыми знаками — апексами.

Апексы Герберта по форме близки к цифрам гобар западных арабов. Апексы Герберта и его 27-колонный абак, предмет удивления его современников (воспроизведены в реставрированном виде по различным рукописям профессором Н. М. Бубновым, профессором истории Киевского университета, начало XX века). Усилиями многочисленных учеников и последователей Герберта и благодаря его влиянию как папы римского (Сильвестра II, 999-1003) абак получил широкое распространение в Европе. Следы этого распространения удержались, между прочим, в различных языках. Английский глагол to checker, или chequer, означает графить — словом от этого же корня называется клетчатая материя, the cheque, или check — банковый чек, exchequer — казначейство. Последний термин происходит от того, что в банке расчёты велись на абаке, основа которого заключалась в разграфлённой доске. Английское государственное казначейство до последнего времени называлось Палатой шахматной доски — по клетчатому сукну, которым был покрыт стол заседаний. Клетчатая скатерть служила абаком при вычислениях. Возникшая в XII веке Палата шахматной доски была верховным финансовым управлением и высшим судом по финансовым вопросам до 1873 года.

В Европе абак применялся до XVIII века. В Средние века сторонники производства арифметических вычислений исключительно при помощи абака — абацисты — в течение нескольких столетий вели ожесточённую борьбу с алгоритмиками — приверженцами возникших тогда методов алгоритмизации арифметических действий.

Мезоамерика

Ацтекские счёты возникли приблизительно в X веке и изготавливались из зёрен кукурузы, нанизанных на струны, установленные в деревянной раме. В Империи инков применялось счётное устройство юпана (в паре с кипу), имевшая разновидности: арифметическая юпана, геоюпана и др. В юпане, по-видимому, использовалась фибоначчиева система счисления.

Дальний Восток

В странах Востока распространены китайский аналог абака — суаньпань и японский — соробан. Конструкции принципиально аналогичны, используют десятичную систему счисления, хотя японский вариант несколько экономичнее (в китайском, как и в русских счётах, используются «лишние» с точки зрения математики косточки). Для китайского и японского абака существует скрупулёзно разработанный набор алгоритмов, позволяющих механически (то есть не занимаясь дополнительными вычислениями в уме или на бумаге) выполнять все четыре арифметических действия и даже извлекать квадратные и кубические корни.

Японский соробан по сей день активно применяется, несмотря на повсеместное распространение электронных калькуляторов. В Японии использование соробана является элементом школьной программы обучения счёту в младших классах. Также в Японии и странах, имеющих значительную японскую диаспору, счёт на соробане популярен как вид развлечения или своеобразный спорт.

Россия

Десятичный абак, или русские счёты, в которых используется десятичная система счисления и возможность оперировать четвертями, десятыми и сотыми дробными долями появились в России на рубеже XV — XVI веков и активно применялись в торговле вплоть до последнего десятилетия XX века. От классического абака счёты отличаются увеличением разрядности каждого числового ряда и конструкцией. Ещё одна характерная особенность русских счёт — специально выделенный разряд для счёта в четвертях. С момента своего возникновения счёты практически не изменились.

С появлением дешёвых электронных калькуляторов счёты практически полностью вышли из употребления. Ещё раньше, в начале 1980-х годов, обучение пользованию счётами было исключено в СССР из школьной программы.

Сейчас мы вновь возвращаемся к старым привычным косточкам, бусинкам, камешкам и счетным доскам. Как говорится, всё новое — хорошо забытое старое!

Счеты для первоклассника

Делали мы абак очень давно. Поэтому сейчас пришлось делать новое поле и новые «камушки» для вычислений («камушки», потому что в Древнем Риме для подсчета на абаке использовали небольшие камушки, они назывались calculus). Но когда-то он очень хорошо помог понять римскую систему счёта.

Дописано позже : В римском абаке камушки лежали в желобках или на полосках. У меня они стоят на линиях, так мне проще было потом перейти с детьми к соробану и к счетам. Но если вы планируете делать много расчетов, то, возможно, удобнее будет поставить «камушки» на полоски. Ниже добавлю фото «на полосках». Разряды сохраняются.

И на «полосках».

Считаем по линиям (или по полоскам, смотря как вы поставили камушки). Каждая линия (полоска) — разряд: единицы, десятки, сотни и так далее.

Оранжевые камушки наверху — это пять единиц разряда. То есть 5, 50, 500 и так далее (в зависимости от разряда).

Жёлтые камушки внизу — это единицы разряда. То есть каждый из этих жёлтых камушков означает 1, 10, 100, 1000 и так далее (в зависимости от разряда).

Для того чтобы набрать число, нужное количество камушков мы сдвигаем к линии в середине листа.

Предположим, мы решили набрать число 657. Набираем справа налево.

Сначала набираем единицы . Нам их нужно семь. Сдвигаем к «линии счета» два жёлтых камушка (каждый из них равен единице) и один оранжевый (это пять единиц разряда). Получаем семь единиц.

Вариант «на полосках»

Теперь наберем десятки . Нам их нужно пять. Спускаем один оранжевый камушек к линии счета. Все, мы получили пять единиц разряда десятков, то есть 50.

Вариант «на полосках»

Набираем сотни . Нам нужно шесть сотен. Спускаем к линии счета один оранжевый камушек (пять единиц разряда сотен, то есть 500) и поднимаем к линии счета один камушек (это одна единица разряда, то есть 100). Всего 600.Итак, мы получили число 657.

Вариант «на полосках»

Кому хочется узнать больше, в том числе и о счете на пальцах у древних римлян. то пройдите по ссылке (про абак там тоже есть).

P.S. Соробан у нас тоже был. Но счет на нем как-то не пошёл, самодельный абак использовался больше (делали на большом листе, использовали бусины).

Но соробан нужно найти и купить, а листок бумаги, карандаш, линейка и два куска пластилина, найдутся, я думаю, в любом доме, где есть школьник. И можно сразу пробовать. Кроме пластилина, для «камушков» абака подойдут мелкие пуговицы (два цвета), бусины (два цвета), любые мелкие конфеты типа скитлс.

При подсчетах сильно пригодится состав чисел 5 и 10.

Хорошо написано о римских цифрах в книге В. Лёвшина «Три дня в Карликании». Но, рассказывая про цифры, он все же говорит о цифрах привычных нашему пониманию. Но про формирование цифр можно сказать отдельно (в книге Лёвшина то не описано). Современный вариант римской системы не соответствует той, которая использовалась в древности. четверка записывалась как четыре палочки, а девятка как галочка и четыре палочки (VIIII). То есть запись была основывалась на «принципе сложения», VI — это «пять да один — итого шесть». Для иллюстрации этого принципа достаточно набрать число шесть или девять на абаке. Иногда, например, могло писаться и IV и все равно считалось, что это «шесть». То есть в те времена не имело значения, где стояла палочка или палочки. Все равно действовал «принцип сложения». Римляне обычно не вели расчетов на бумаге. Они делали их на абаке и записывали результат. Потом император Септимий СевЕр запретил писать меньшие числа перед большими. И остался только один вариант записи шестерки и девятки — VI и VIIII.

А вот запись чисел, основанная на «принципе вычитания», то есть чисел IV (четыре) и IX (девять), которая означает «вычти из последующего числа предыдущее и вот тебе результат», появилась уже в Средневековье. И на абаке её не изобразить. По крайней мере, нам так объясняли на лекциях . Возможно есть и другие версии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *