Артикуляция звука р

Содержание

Когда нужна коррекция

Коррекция нарушений в произношении звука «р» (неправильное звучание или отсутствие) необходима по достижении ребенку пяти лет. До этого времени логопеды считают нормой не умение правильно произносить или пропускать р, так как это один из сложнейших звуков.

Для правильной постановки необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас;
  • уметь удерживать произнесенные звуки;
  • иметь развитый речевой аппарат.

Для самостоятельной проверки умения ребенка произношения звука «р» можно применить 2 способа:

  1. Предложить ребенку рассказать стихотворение или сказку.
  2. Подобрать картинки, изображения которых описывается словами со звуком «р» и попросить ребенка назвать, что нарисовано. Здесь можно взять картинки-раскраски для большей заинтересованности малыша в проведении занятия.

Внимательно вслушиваться в то, как говорит ребенок. Записать для себя, если происходит:

  • замена звуков, например, река-лека;
  • пропуск звуков – рак-як-ак.
  • горловое произношение звуков.

Важно знать! Ребенок в каких-то словах произносит «р», а в каких-то — пропускает или говорит неправильно, то коррекцию проводить не обязательно. Нужно позаниматься с ребенком для повторения звука и закрепления его словами и фразами.

В случае, когда звук «р» произноситься с ошибками или пропускается, для достижения четкого произношения необходимо начать поэтапную постановку звука «Р» с выработкой правильного положения органов речи.

Если «р» заменяется звуком «л», например «горка-голка», важно научить ребенка различать эти звуки.

Артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляции, выработка полноценных движений и опреде­ленных положений артикуляционных органов – это цели при занятиях артикуляционной гимнастикой. Она является одним из важнейших этапов для правильной постановки всех звуков.

Заниматься гимнастикой необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Во время занятий важно соблюдать последователь­ность и применять принцип «от простого к сложному».

Из отобранных упражнений сначала выполнять два-три, вводить по одному новому при условии отличного выполнения первых. Далее постоянно повторять и закреплять. Если что-то не получается, новые упражнения не вводить, а отрабатывать старые приемы.

Выполнять упражнения сидя, следить, чтобы спина была прямая, не было напряжений в теле, а ноги находились в состоянии покоя.

Заниматься гимнастикой утром или после дневного сна, не более 15 минут на первых занятиях, в дальнейшем можно довести время до 30мин в день.

Важно помнить! Делать одно упражнение не один раз, а несколько, для достижения стойкого результата.

Комплекс упражнений для проведения гимнастики для постановки звука «р» поэтапно предлагается такими авторами, как Воробьева, Богомолова, Хватцев, Левина и др.

Автоматизация звука в слогах (ра, ро, ры, ру)

Закрепление навыков выговаривания — важный этап в постановке звука «р», и называется автоматизацией. Эти занятия требуют системы отработки закрепления звучания «р» в разнообразии звукозвучания.

Это длительный этап, в котором также можно применять фразы, просто слова, стихи либо чистоговорки.

1. Ребенок повторяет последний слог, с гласным звуком на конце:

На полу стоит ведро – ро-ро-ро.

Летом сильная жара – ра-ра-ра.

Вот работают бобры – ры-ры-ры.

Сумка есть у кенгуру – ру-ру-ру.

2. Повторение слога, где гласный звук расположен перед звуком «р»:

Мы за мир – ир-ир-ир.

Я подметаю двор – ор-ор-ор.

Мы покормим кур – ур-ур-ур.

3. Ребенок должен повторить три звука:

Зеленый помидор – дор-дор-дор.

Летит комар – мар-мар-мар.

На полу ковёр – вёр-вёр-вёр.

В кармане дыра – ыра-ыра-ыра.

4. Повторение четырех звуков:

Хитрая сорока – рока-рока-рока.

Ровная дорога – рога-рога-рога.

В поле кукуруза – руза-руза-руза.

Важно помнить! Прекращать артикуляционные упражнения во время автоматизации – нельзя! Это два самых эффективных процесса из всех этапов для постановки звука «р».

Дыхательная гимнастика

Для правильной и успешной постановки звука «р» необходимо научиться правильно дышать. С помощь дыхательной гимнастики развивается мускулатура органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе-выдохе;

Рекомендации при проведении гимнастики:

  • до 7 лет обязательно присутствие взрослых для безопасности;
  • состояние ребенка – спокойное, не игривое;
  • упражнения выполнять в спокойном темпе;
  • контролировать самочувствие ребенка;
  • не делать резких выдохов.

Комплекс упражнений для занятий с повторение каждого 3-4 раза:

  • Надуть щеки — медленно спускать воздух чуть приоткрыв рот.
  • Руки на поясе из положения стоя слегка присесть на вдохе, на выдохе выпрямиться. Со временем это упражнение усложнять – приседать ниже, вдох-выдох удлинять.
  • Сделать носом вдох медленно, задержать дыхание – бесшумно замедленно выдыхать носом.
  • Лежать на спине, вытянуть ноги, глаза закрыть (тело должно быть расслабленным). Положить ладони на живот. Выдохнуть медленно воздух, втянуть одновременно живот к позвоночнику. Вдох и живот поднимать к ладоням и раздувать в шар.
  • На нижние ребра положить руки. Медленно выдохнуть, прижимая ребра руками. Медленно через нос вдохнуть – должно ощутиться расширение грудной клетки. Выдохнуть, возвращаясь в исходное положение, то есть грудная клетка в зажиме рук. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижными.
  • Зажечь свечу – дать ребенку потушить.
  • Поворачивать голову влево-вдох носом, вправо-выдох ртом.

Постановка звука по Р.Е. Левиной (1965)

Р.Е.Левина – специалист, известна работами по исследованию детской речи, в результате которых возникла педагогическая логопедия. Левина является авторитетным ученым в сфере выявления и лечения речевых патологий.

Своими трудами она выделила детскую логопедию в отдельный раздел. Исследование речи ребенка, согласно выводов ученого — это средство регулирования действий и деятельности в человеческом поведении.

Левина Р.Е. разработала методику корректировки звука «р», основанную на выработке правильных вибраций, используя звуки Д-Т:

Упражнения 1-5:

Задание Описание Пример
Звук Д произноситься длительно в различных вариантах на выдохе двукратное ДД ДД ДД ДД
трехкратное ДДД ДДД ДДД ДДД
двукратное, усиливая второй Д дД дД дД дД
трехкратное с усилением третьего звука ддД ддД ддД ддД
Повторять многократно и равномерно звук Д с выделением в ритме каждого третьего ддД ддД ддД ддД
Звук Т произноситься длительно в различных вариантах на выдохе двукратное ТД ТД ТД ТД
трехкратное ТДД ТДД ТДД ТДД
усиливая второй Д тД тД тД тД
с усилением третьего звука тдД тдД тдД тдД
Серию звучания «Д» завершать гласной А двойных Д ДДА ДДА ДДА
тройных Д ДДДА ДДДА ДДДА
Серию звучания «Д» завершать гласной Ы двойных Д ДДЫ ДДЫ ДДЫ
тройных Д ДДДЫ ДДДЫ ДДДЫ

Упражнение 6. В звуко-сочетаниях «др», «тр», «рт» не стараться произнести Р, а специально произносить Д: тДава (трава), кДот (крот), дДозд (дрозд), тДуба (труба), боДт (борт), тДамвай (трамвай), тоДт (торт), дДуг (друг), подДужка (подружка).

Постановка звука по А.И. Богомоловой (1979)

Анна Ильинична Богомолова является автором большого количества пособий для работы логопедов, различных методических указаний по закреплению и отработки коррекции звуков в речи с упражнениями. Особенно ценны её разработки в постановке звука «р» при короткой подъязычной уздечки.

Все упражнения следует повторять 5-10 раз:

  • Расслабить язык, что он принял форму лопаты и просунуть его сквозь зубы. С силой стараться выталкивать воздух с включенным голосом и тогда язык начинает вибрировать. Следить, чтобы не было напряжения в языке и губах. Если в процессе упражнения поднести руку ко рту, — ощутиться резкий вихрь холодного воздуха.
  • Цокать, прищѐлкивать. Меняя темп (быстро-медленно), щѐлкать языком. Наблюдается сначала присасывание всей его поверхности на несколько секунд к нѐбу, а затем резкое падение вниз. Важно учесть, что межзубное расстояние должно быть не менее двух сантиметров, только в этом случае уздечка будет растягиваться.
  • Сделать межзубное расстояние 2см, поднять язык к нѐбу до предела и удерживать до накопления слюны. Важно!!! Следить за сохранением 2см расстояния, так как при меньшем расстоянии происходит недостаточное раздвижение между зубами, что способствует слабому натяжению уздечки и соответственно не удается её растянуть.

Как способствовать развитию речи у детей

Для полноценного развития речи ребенка использовать следующие приемы:

  1. Петь песенки с первых дней жизни – ребенок не только смотрит на губы, мимику и видит эмоции, а также воспринимает ритм и мелодию, развивая слуховой аппарат.
  2. Разговаривать без сюсюкивания, как будто ребенок взрослый человек – вырабатывается знакомство с речью на родном языке.
  3. Играя с ребенком в игрушки, придумывать диалоги между игрушками – разнообразит игру и научит выстраивать предложения.
  4. Изображать звуки животных и природы – способствует развитию артикуляционного и фонетического аппаратов.
  5. Читать сказки, стихи вслух – происходит восприятие структуры речи, запоминание новых слов, правильное произношение звуков.

Нарушения речи лишают ребенка гармоничного развития в социальной среде. Речевые дефекты могут изменить характер и развить неуверенность в себе, замкнутость и обособленность от нормальных отношений.

Постановка звука «р» способствует развитию личности ребенка, его творческой самореализации, формируется тяга к знаниям. Однако важно проводить этот процесс с ребенком поэтапно, так как процесс непростой, но необходимый для облегчения общения ребенка в окружающем мире, а также для восприятия и освоения письма, чтения и других школьных знаний.

Оформление статьи: Владимир Великий

Постановка звуков [Р], [Р’]

Содержание:
1. Постановка звука Р поэтапно
1.1. Упражнения для губ
1.2. Упражнения для языка
2. Способы постановки звука Р
3. Возможные сложности
4. Видео
4.1 Через «чашечку»
4.2 С помощью пуговицы
4.3 С механической помощью
4.4 С помощью вибромассажера
Работа по постановке звука Р твердого и РЬ мягкого в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данного звука.

При произнесении звука артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;
  • язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;
  • широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;
  • средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;
  • голосовые связки при громком произнесении вибрируют.

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков Р и РЬ, настолько же многообразны средства преодоления их.

Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора, раскаты грома), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях. Как правило, постановка правильной артикуляции звука Р твердого и РЬ мягкого требует специальных подготовительных упражнений.

Постановка звука Р поэтапно

Упражнения для губ

  • «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
    1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
    2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
  • «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

  • «Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
  • «Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
  • «Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.
    Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.
  • «Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
  • «Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.
  • «Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук : «д-д-д». Сначала звук произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
  • «Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки или (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
    Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

Способы постановки звука Р

  • Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
    Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
    Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
  • Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
    Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
  • Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
    Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
    ддда аддд аддда
    ддды ыддд ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

  • При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-. В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз. Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.
  • Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами.
    После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука .
  • Для получения звука ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо мягкого РЬ получается твердый звук , надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным .
  • При автоматизации звуков Р и РЬ в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность овладеть семантикой и слоговой структурой слова. Эту сложную задачу лучше доверить профессиональному логопеду.

    Как завести мотор: советы родителям по постановке звука «р»

    Обычно правильное произношение у детей формируется к 5-7 годам. К этому возрасту ребёнок должен произносить все звуки. Если наблюдается нарушение, то сначала ставят свистящие звуки, далее шипящие, затем идёт постановка «л» и «л’» и в последнюю очередь – «р» и «р’», так как они считаются самыми трудными.

    Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
    С нами уже более 30 000 подписчиков!

    Какие виды нарушений произношения «р» выделяют (по Н.С. Жуковой)

    • горловое «р» (картавость). При этом дефекте язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;

    • доральное «р». Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;

    • боковое «р». При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.

    При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.

    Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и т.д.), если речь идёт о замене звука «р» на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно. Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.

    Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом. Каждое упражнение делается от 5 до 15 раз. Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.

    Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:

    • «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.
    • «Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.

    • «Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.

    • «Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.

    • «Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.

    • «Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    • «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.

    • «Конфета» – язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку.

    • «Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.

    • «Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.

    • «Барабанщик» – кончик языка находится за верхними зубами, быстро произносить «ддд»… и стучать языком.

    • «Индюк» – широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад и произносить «бл-бл-бл».

    После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.

    Предлагаем несколько упражнений:

    • задувание свечек;

    • надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;

    • футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота.

    • мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.

    • кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.

    • дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.

    • снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.

    3 способа постановки звука «р»

    1. Постановка от звука «д».

    Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется. Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).

    При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр». Отработка произношения начинается со слогов, где «р» стоит в начале, далее – «р» в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.

    2. Механическая постановка звука «р».

    Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р». После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: «р» в начале слова, в середине и в конце.

    3. Постановка от звука «ж».

    Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого упражнения вы должны услышать звук «р». (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.) Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

    При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.

    Следует обращать внимание, что постановка звука идёт в неразрывной связи с развитием речи в целом. Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»», «Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова». Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.

    Какой литературой можно воспользоваться

    • «Альбом дошкольника. Автоматизация звука «р» в игровых упражнениях», автор Л.А. Комарова. Автор в игровой форме преподносит материал: лабиринты, «Четвёртый лишний», замена картинок словами и т.д. Кроме того, для выполнения упражнений Л.А. Комарова предусмотрела использование бумажных персонажей: муравей, ворона, дракон, волшебная палочка, фотоаппарат и экран. Их нужно предварительно вырезать.
    • Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки и «, авторы Е.А. Азова, О.О. Чернова. Ребёнка сопровождают персонажи тетради, это Иришка, Речевичок и щенок. В тетради много упражнений на словоизменение, развитие мелкой моторики (обведи рисунок по точкам), разделение слов на слоги, пересказ текстов.

    • Дидактический материал «Говорю правильно Р и Р’», автор О.Е. Громова. В книжке представлен проиллюстрированный лексический материал для автоматизации произношения твёрдого и мягкого «р».

    • Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «р» «Логопедические игры. День рождения Р», авторы И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Материал предлагается в игровой форме. Упражнения помогают не только автоматизировать звук, но и развивают зрительное восприятие, память, знакомят с графическим символом «р», учат пересказывать тексты по схеме.

    Быстрая регистрация
    Получите 5% скидку на первый заказ!

    Подведём итоги. Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).

    Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.

    Своему сыну звук «р» я ставила сама, он заменял «р» на «в». В итоге мне удалось добиться его изолированного произношения, но в спонтанной речи Льву было, как говорится, лень говорить правильно. В тот период его подружке исправляли горловое «р». Как только у девочки был полностью автоматизирован «р», она, по словам сына, в детском саду поставила ему звук. Ей хватило одного дня, и Лев стал использовать «р» в речи постоянно. И так бывает.

    Причины неправильного произношения

    Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:

    1. Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
    2. Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
    3. Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
    4. Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
    5. Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
    6. Поведенческие расстройства. Постановка звуков проблематична у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

    Как научиться выговаривать звук Р: постановочные упражнения

    Сначала проводится разминочное занятие:

    1. Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
    2. Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
    3. Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
    4. Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
    5. Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».

    Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:

    1. Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
    2. Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда. Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
    3. Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за». Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».

    Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».

    Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.

    Фонема «Рь» появляется самостоятельно после закрепления твёрдого звучания. Для мягкого звучания согласный употребляют с гласными «И», «Ю», «Е», «Я», широко улыбаясь.

    Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.

    Артикуляционная гимнастика для звука Р

    Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

    Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

    1. «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
    2. «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
    3. «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
    4. «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
    5. «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
    6. «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
    7. «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.

    Автоматизация звука Р

    Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.

    Автоматизация звука Р в слогах

    Отработка идет через согласные «Д» и «Т», используются слоги с сочетанием «др» и «тр»: «дра» и «тра», «дро» и «тро», «дру» и «тру». Через эти согласные языку будет легче перейти к проблемной фонеме.

    Потом убираются передние согласные, остаются слоги «ра», «ро», «ру». Тренировка проходит поэтапно, затем нужно ввести перевернутые слоги: «ар», «ор», «ур». Чередовать слоги нужно до тех пор, пока у пациента не закрепится вибрационное звучание.

    Автоматизация звука Р в словах

    Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.

    Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.

    Обычно дети после нескольких тренировок сами начинают понимать различие между обычным и смягченным звучанием, использовать это различие при проговаривании слов. Некоторым детям необходимо объяснить, что язык нужно переместить по нёбу чуть глубже.

    Логопедический массаж

    Эффективным методом подготовки к постановке звука «Р» при дизартрии является логопедический массаж. Выполнять такую процедуру может только квалифицированный логопед, так как массаж имеет разные виды. Те движения, которые в одних случаях принесут пользу, в других – противопоказаны. Виды массажных движений зависят от существующей проблемы с речевым аппаратом. При тонусе мышц с помощью массажных упражнений целью ставится расслабление мускулатуры, а при слабой деятельности, наоборот, необходимо активизировать работу артикуляционных мышц.

    Проводится ручной и инструментальный массаж шеи, лба, области щек, губ. Для массажа языка эффективно применяют специальный логопедический зонд в виде шарика. Подробно о логопедическом массаже при различных видах дизартрии описано в книге Елены Архиповой.

    Требует определенных артикуляционных навыков постановка звука «Р». Подготовительный этап работы над этой звуковой единицей включает различные упражнения для развития правильного произношения. При постановке звука «Р» предлагаем такие упражнения:

    1. «Лошадка». Всем известное «поцокивание» языком по верхним альвеолам с открытым ртом и неподвижной челюстью.
    2. «Почистим зубки». Кончиком языка необходимо проводить по внутренней стороне десен. Схожее по технике выполнения упражнение «Маляр», только тут язык выполняет движения вперед-назад по верхнему небу.
    3. «Играем на баяне». Для выполнения этого упражнения нужно кончик языка поместить на верхнее небо, открыть рот в улыбке. Не изменяя положения языка и губ, необходимо медленно открывать и закрывать рот. Паузы в каждой конечной точке должны составлять 5 секунд.
    4. «Щенок». В этом упражнении предложите малышу облизывать кончиком языка наружную поверхность губ.

    Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р» существует в самых различных вариантах – можно воспользоваться авторскими методиками или классическими приемами.

    Мимическая гимнастика – неотъемлемая часть логопедического занятия с пациентом, страдающим дизартрией. Разработка мышц лица помогает справиться с их тонусом или, наоборот, вялостью, что способствует правильному освоению и произношению изучаемых звуков, в том числе звука «Р». Обязательно следует уделять внимание наиболее поврежденным и ослабленным мышцам в каждом конкретном случае. Проводить такую гимнастику эффективно в игровой форме. Например, можно использовать кубики, на гранях которых изображены различные эмоции – какая сторона выпадет, такое выражение лица и следует воспроизвести. Например:

    • удивляться – поднять брови;
    • сердиться – нахмуриться;
    • испугаться – широко открыть глаза;
    • улыбаться с закрытым и открытым ртом и тому подобное.

    Для самых маленьких подойдет гимнастика – имитация движений животных, например, можно надуть щеки и перекатывать воздух с одной стороны на другую как хомячок, высунуть язык как щенок, шевелить носом, нюхая, как пес. Постановка звука «Р» не предполагает каких-то особенных мимических упражнений.

    Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать. Предлагаем несколько простых, но эффективных упражнений:

    • зажгите свечу, а ребенку предложите ее задуть;
    • малыш лежит на животе, в области диафрагмы положите небольшую мягкую игрушку; ребенку необходимо «покатать» игрушку делая глубокий вдох и медленный плавный выдох;
    • с помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»;
    • для выработки правильной для произношения звука «Р» струи воздуха попросите малыша выдувать воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ;
    • можно проводить эстафету «Кто дальше?», используя вату – «снежинки», листочки, скомканные в шарики кусочки бумаги, игрушечные вертушки, кораблики на воде.

    Для безопасного проведения таких упражнений применять их нужно не на полный желудок, в свободной одежде и не дольше 5 минут.

    Основной этап постановки звука «Р»

    После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют самые разнообразные методики «вызывания» этого звука. Но цель любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», заключаются в том, чтобы закрепить у ребенка навык постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук. Приемы постановки звука «Р» существуют самые разные, и материал продолжает регулярно пополняться логопедическими разработками. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из способов, которые зарекомендовали себя эффективными и простыми в исполнении:

    1. Упражнение «Дождик» основывается на постановке звука «Р» из звука «Д». Только нужно звук «Д» произносить «неправильно» – упираясь кончиком языка не в резцы, а в альвеолы. Сначала капает слабенький дождик – малыш произносит медленно «тд-тд-тд». Затем дождик стал сильнее – ребенок чаще произносит звуки. Все быстрее и быстрее капает дождь, превращаясь в ливень – произносится максимально быстрое «д-д-д». В этот момент просим ребенка подуть на язычок – появляется вибрация кончика языка и воспроизводится звук «др-р-р».
    2. Закрепит положение языка на альвеолах мотив песенки крокодила Гены, который напевается слогами «да», «ды», «до», «ду».
    3. Простой и проверенный способ научить правильно выговаривать звук «Р»: кончик языка на верхних альвеолах, производится вдох и резкий выдох струей воздуха на язык.
    4. Поставить звук «Р» можно и от звука «Ж». Выдыхая, произносится звук «Ж», язык постепенно перемещается на альвеолы, происходит вибрация и появляется необходимый звук.
    5. Еще один простой способ вызвать звук «Р»: кончик языка упирается в альвеолы. Логопед прижимает широкие края языка к небу, не зажимая кончик. Выдыхая, струя провоцирует вибрацию и вызывает звук «Р».

    Постановка звука «Р» мягкого чаще всего происходит путем подражания после автоматизации твердого «Р». Делается это путем разучивания чистоговорок, основанных на слогах с мягким звуком «Р».

    Иногда ставят мягкий «РЬ» со слогов «ЗИ», «ЗЕ», «ЗЯ» постепенно заменяя «ЗЬ» на «РЬ». После чего отрабатывают звук в слогах.

    Автоматизация звука

    Автоматизация звука «Р» подразумевает закрепление полученных навыков и отработки произношения звука в слогах и словах. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. На этом этапе также уделяют внимание развитию фонетического слуха, выделяя звук из потока других звуков, слогов и слов. План занятий можно составить следующим образом:

    1. На первом закрепительном занятии отрабатывают звук «Р» методом подражания. Например, можно рычать как тигр, мурлыкать, изображать трактор и тому подобное. Рекомендуется потренироваться произносить звук с разной силой и длительностью.
    2. Далее отрабатывают произношение звукосочетаний ТР, ДР.
    3. Следующим этапом является овладение обратными слогами: АТР, ОТР, УТР и так далее.
    4. Только теперь можно переходить к открытым слогам, изучая чистоговорки и вставляя пропущенные слоги.
    5. Сложными в овладении являются сочетания нескольких согласных со звуком «Р»: «пра», «бра», «вра» и их вариации с иными гласными.
    6. После овладения предыдущим этапом можно отрабатывать обратные слоги со стечением нескольких согласных: «фра», «кра», «гра» и их производные.
    7. Затем можно начинать работу со словами, применяя различные игровые приемы, например, изучая коротенькие рифмы, скороговорки, подбирая недостающие слова и другое.

    Этап автоматизации не исключает артикуляционные упражнения для постановки звука «Р».

    Развитие речи

    Применять логопедические упражнения для развития речи можно начинать с самого маленького возраста – такие занятия принесут только пользу, развивая артикуляционный аппарат и мелкую моторику ребенка. Пособий и материалов по развитию речи существует большое количество. Прелагаем доступные и занимательные упражнения:

    1. Пальчиковый массаж и рифмованная гимнастика – эффективный способ развивать мелкую моторику с самого рождения.
    2. Звукоподражание используют с 6 месяцев, когда малыш может произносить некоторые звуки. Не стоит отказываться от такого упражнения из-за того, что ребенок еще не может повторить звуки за мамой, зато он отлично их слышит и запоминает – пройдет несколько месяцев, и кроха скажет свое первое «мууу» и «гав».
    3. Стихи с движениями предлагают детям от года.
    4. Артикуляционная, дыхательная и мимическая гимнастика – неотъемлемая часть развития связной речи. Не стоит ругать малыша за то, что он кривляется – это очень даже полезно.
    5. Чистоговорки, рифмовки и скороговорки, составление рассказов по картинке можно предложить ребятами с 3 лет.
    6. А еще чаще надувайте шарики и пускайте мыльные пузыри – весело и очень полезно!

    Применяя такие несложные приемы на практике, значительно уменьшается вероятность применения агрессивных и не всегда безопасных методов коррекции речи, например, таких, как постановка звука «Р» с механической помощью, применение физиотерапевтических процедур или прием лекарственных препаратов.

    Многие нарушения речи можно откорректировать. Но чем быстрее обнаружена патология, тем меньше времени и усилий понадобится для решения задачи. Внимательно относитесь к развитию ребенка, следите за соответствием умений малыша согласно возрасту, проходите регулярные плановые осмотры, в том числе посещайте невропатолога и логопеда. Вовремя выявленная проблема – это половина пути на ее преодолении.

    Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук [Р]»

    Лена Мустафина
    Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук «

    Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь. [/b

    Артикуляционные упражнения

    Лопатка

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

    Почистим зубы

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

    Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

    Маляр

    Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

    Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    Барабанщик

    Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

    Грибок

    Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

    Лошадка

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

    Вкусное варенье

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

    Артикуляционная гимнастика для звука Л:

    Правильная артикуляция звука «Л»:

    — губы открыты

    — зубы разомкнуты

    — кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

    — воздушная струя умеренная и теплая

    — звук «Л» звонкий

    «Заборчик»

    Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

    «Накажем непослушный язычок»

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

    «Блинчик»

    Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10

    «Иголочка»

    Рот открыть, язык высунуть далеко впер

    ед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

    Чередовать «Блинчик – Иголочка»

    «Вкусное варенье»

    Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

    «Индюк»

    Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болобочет индюк)

    «Качели»

    Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

    «Маляр»

    Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

    «Почистим верхние зубки»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

    «Пароход гудит»

    Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук л

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *