Блуд и прелюбодеяние — какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.
Содержание
- Блуд и прелюбодеяние
- Что значит «не прелюбодействуй»?
- КАК ИСПОВЕДОВАТЬ БЛУДНЫЕ ГРЕХИ (с.15 №92)
- Что такое духовный блуд?
- Что стимулирует блудную страсть?
- Мысленный блуд
- О блуде в Священном Писании
- Борьба с блудом в аскетической практике Церкви
- Церковные каноны о блудном грехе
- Является ли блудом брак без венчания?
- О борьбе с блудной страстью.
- Как исповедовать блудные грехи?
- Почему интимные отношения вне брака – грех, а в браке благословенны?
- В чём вообще проблема?
- Как становятся распутниками?
- Куда приводят мечты?
- Как бороться?
Блуд и прелюбодеяние
С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство («худые сообщества развращают добрые нравы», — 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, — тем лучше этот очерк не читать.
Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, — я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!
Что значит «не прелюбодействуй»?
Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28).
2. «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5:3~6).
3. «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17).
4. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6:18). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор 6:15-16).
5. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. «Пекись о теле своем, как о храме Божием, — пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (Авва Исаий)
7. «Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более — после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь — грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди «не прелюбодействуй». Здесь — нарушение и восьмой заповеди, гласящей: «не кради», ибо «…тело твое, — как говорит Златоуст, — есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи». Здесь — нарушение девятой заповеди — «не лжесвидетельствуй», ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге — большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего»
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: «…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака».
9. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5:9-11).
11. «Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости».
12. «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:2-5).
14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.
Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.
Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.
Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75).
Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.
Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.
«Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.
Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.
Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.
Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам («быль молодцу не в укор») и осуждали женщин («гулящая баба»). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: «Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.
«Не говори мне теперь, — восклицал свт. Иоанн Златоуст, — о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».
Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.
Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, ка-ко опасно ходите!» Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только «чувства», но и эстетической прелести.
Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь «провозился» с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…».
Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… «Сам сатана, — по словам ап. Павла, — принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11:14-15), — и, добавим мы, — эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.
В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4).
Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.
Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.
Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, — воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.
Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.
Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29).
Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».
Первое азбучное правило борьбы с помыслами — никакого участия в «сальных» разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их — читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она — оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило — не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.
Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.
Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень — мать всякого греха». Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.
Источник: Профессор, протоиерей Глеб Каледа.
Домашняя Церковь.,
М.: Зачатьевский монастырь, 1997
КАК ИСПОВЕДОВАТЬ БЛУДНЫЕ ГРЕХИ (с.15 №92)
17.08.2019
Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать, полагал Феофан Затворник. Святой Василии Великий видел в грешнике душевнобольного, а в отце духовном – его лекаря, и призывал исповедовать свои грехи так же, как больной рассказывает о своих телесных болезнях врачу, желая получить исцеление. И святой Иоанн Златоуст рекомендует, оставив ложный стыд, «каждые виды грехов изъявлять».
Власти блудных мытарств, возможно, более всех прочих наполняют грешниками огнь во аде. Говоря на исповеди о блуде, не следует описывать подробности, но назвать сам грех необходимо. Лучше перенести стыд на исповеди, чем потом век пребывать в аду.
Есть два типа блудных грехов: естественные и противоестественные. С первыми всё понятно, среди вторых же много разных извращений. Совершённые тяжкие блудные грехи надо исповедовать с той мерой обличения, которой требует совесть. В деталях не расписывая каждый эпизод, вещи надо называть своими именами. После же не нужно возвращаться в памятовании к тем блудным грехам, которые имели место в нашей жизни. Более того, помысел о них следует отгонять как приходящий от лукавого.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ
ПО СТРАСТИ БЛУДА
Имели романтические мечтания о «возвышенной» любви, противоречащие христианскому пониманию;
допускали блудные воспоминания и охотно удерживали их в мыслях, не считая грехом происходящее от этого похотное чувство в теле;
имели кратковременное похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося;
читали сладострастные книги, слушали и пересказывали непристойные анекдоты, смотрели передачи и фильмы с блудными сценами, разрешали это же детям; часто смеялись по всякому пустяку;
считали плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения;
допускали плотский интерес к лицам противоположного пола, через одежду разглядывали тело (рассматривать с любопытством тела однополых тоже греховно);
засматривались с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу;
допускали заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намёки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола;
носили одежду, не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин);
танцевали с бесстыдными телодвижениями;
применяли косметику и другие средства украшения тела для привлечения к себе внимания;
целовались, обнимались, нецеломудренно вели себя до заключения брака;
имели плотскую связь до заключения брака (несохранение девства, любодеяние);
допускали зачатие детей до заключения брака.
Проявления блудного греха, в которых следует исповедоваться, не оставляют человека и после заключения брака.
Супруги не воздерживались в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни;
допускали неумеренность в плотских отношениях в законном браке;
доводили вторую половину до измены постоянным отказом в супружеской близости;
проявляли плотское влечение при детях;
зачинали детей от внесемейной плотской связи;
изменяли второй половине в своём сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола;
согрешали супружеской изменой (прелюбодеяние);
разрушали свой венчанный брак;
блудной связью разрушали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь, из-за чего дети становились сиротами;
блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до нежелания жить, до самоубийства;
развращали, втягивали в блуд младших по возрасту, девственника (девственницу);
вступали в плотскую связь с бывшим супругом (супругой) после расторжения брака (любодеяние);
вступали в четвёртый брак;
соединялись в семью с близкими родственниками (кровосмешение);
занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений);
обращались к литературе, научающей разнообразию плотских отношений;
мужья принуждали жён или старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду;
учили детей «безопасному сексу»;
одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведёнными и прочие грехи, характерные для блудной страсти;
насмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью;
согрешали рукоблудием (онанизмом);
сквернословили (матерщина);
согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, с несколькими одновременно);
имели однополые плотские связи; вступали в однополый «брак».
См. раздел О ЛЮБВИ ТЕЛЕСНОЙ
- «Бедный я человек!..» прот. Андрей Ткачев
- Страсть блуда свящ. Сергий Дергалев
- Блуд – бунт против Бога Игумен N
- Блуд и прелюбодеяние проф., прот. Глеб Каледа
- О блуде Б.В. Ничипоров
- Страсть блуда и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
- Борьба с духом блуда Высказывания святых отцов
- О духе блуда прп. Иоанн Кассиан Римлянин
- Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога М. Легостаева
- Христианство и модернизм. О грехе блуда архим. Рафаил (Карелин)
- Чем опасна порнография Пол Дж. МакГиди
- Основной инстинкт или блудная страсть прот. Андрей Овчинников
- Почему блуд – это грех? прот. Сергий Правдолюбов
- О человеке, любви и половых отношениях в свете теории В. Франкла Ю.С. Белановский
***
Блуд – 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие. Является второй из восьми главных страстей. Грех супружеской измены называется прелюбодеянием.
Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие (целибат). Блуд как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд посягает на чистоту и целомудрие человека. K блуду причисляются также проституция, гомосексуальные отношения, кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия).
***
Что такое духовный блуд?
Тема «духовного» блуда человечества является одной из главных в Ветхом Завете. Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср. Лк.15:11-32). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии. Блудить означает также впасть в раскол или ересь.
Физический и духовный блуд тесно связаны между собой. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в разделе, посвященном нравственности, состояние современного общества характеризуется как духовный кризис, к проявлениям которого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности блуда…
Что стимулирует блудную страсть?
Авва Исаия («Отечник»)
От пяти причин усиливается блудная брань:
- от празднословия,
- от тщеславия,
- от многого сна,
- от любления красивой одежды,
- от пресыщения.
Желающий устранить от себя брань блуда да хранится от упомянутых поводов к ней: празднословие да заменит молитвословием, тщеславие смирением Христовым, многий сон бдением, красивые одежды рубищем, объедение воздержанием от излишества в пище. Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.
Мысленный блуд
святитель Макарий Великий:
А если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое. Как если юноша, хитростью обольстив девицу, растлит ее, то мерзкою она делается жениху своему за любодейство, так и бесплотная душа, вступающая в общение с живущим внутри змием, лукавым духом, блудодействует пред Богом. И написано, всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Ибо есть блуд, совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающий в общение с сатаною. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою или демонов, или Бога и Ангелов, и прелюбодействуя с дьяволом, делается уже неблагопотребною для небесного Жениха
О блуде в Священном Писании
В Ветхом Завете 7-я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх.20:14; Втор.5:18) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали.
В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека – единению с Богом: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1Кор.6:13). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1Кор.6:19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1Кор.6:15-17).
Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф.15:19; Мк.7:21), целомудрие же апостол Павел называет Божиим освящением христиан (см. 1Сол.4:3-5). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым (Еф.5:3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10; ср.: Откр.22:15), ибо блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом.
Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию (Мф.9:13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: Иди и впредь не греши (Ин.8:3-11). Раскаявшиеся блудницы, которым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (см. Мф.21:31), стали верными Его ученицами.
Борьба с блудом в аскетической практике Церкви
Блуд предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием блуд относится к плотским страстям, т.е. страстям, связанным с потребностями тела. Апостол Павел и святые отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:18). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем.
Аскетика тесно связывает блуд с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в другом человеке лишь объекта для удовлетворения.
Блуд, как и любая другая страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через Таинства Церкви. Душевно-телесная природа блуда предполагает особые средства практической борьбы с ним. Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, безмолвие. Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика соединила ветхозаветную нетерпимость к блуду с пастырской любовной заботой о грешнике. Kаноническое право отличает блуд от прелюбодеяния, наказания за которое вдвое строже, чем за блуд.
Церковные каноны о блудном грехе
Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам Василия Великого или Григория Нисского, но срок епитимии может быть сокращен. Kлирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку.
Является ли блудом брак без венчания?
Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством государства, не считая его блудом, но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным.
О борьбе с блудной страстью.
архимандрит Рафаил (Карелин):
Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святые Отцы говорят: «Целомудрие – совокупность всех добродетелей».
Как исповедовать блудные грехи?
Преподобный Макарий Оптинский давал такую рекомендацию: «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего».
«Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если же согласие с помыслом выразилось уже в каком-либо действии, то опять же стыд не должен стать препятствием к исповеди, напротив, переживание этого стыда можно назвать началом врачевания. Есть высказывание, что » блудные грехи стыдом сгорают «.
Блудные грехи исповедуют без подробностей, только называя их. Например: согрешил(а) блудом (прелюбодеянием, половыми извращениями, онанизмом, блудными помыслами…).
Почему интимные отношения вне брака – грех, а в браке благословенны?
иеромонах Макарий (Маркиш):
Половая близость ничем не греховна, когда мужчина и женщина находятся в определенном состоянии – в браке. Когда же половая близость становится надругательством над браком, нынешним или будущим, разрушением и гибелью брака и личности, – тогда она, разумеется, греховна.
Брак, созданный и благословенный Господом, служит для взращивания и умножения любви между людьми. Но люди, к сожалению, злоупотребляют полученными дарами – и от этого неисчислимые скорби. Возьмите пример: пусть у вас есть автомобиль. Если он ваш – прекрасно, он принесет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точности такой же автомобиль, только не ваш, а краденый – от него одно зло, вы понесете наказание по заслугам. Половая близость без брака – краденая.
игумен Петр Мещеринов:
Чем страшен блуд, можно ответить только с религиозной точки зрения; со всех остальных позиций всегда будет возможность контраргументов.
С религиозной же т.зр. ответ таков: блуд изгоняет из сердца человека Святого Духа. Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет (собственно, ад – и есть существование без Бога). Христос обратил на это особое внимание, сказав, что кто только лишь воззрит на женщину с вожделением…, и т.д.
Тут же возникают два следственных вопроса:
1) Почему так?
Потому что так устроен духовный мир. Бог так устроил, нравится нам это, или нет. Это всё равно, что если человек выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разобьётся – таковы законы мира, в котором мы живём; и с ними неразумно не считаться.
2) А как же брак? ведь те же самые плотские отношения, которые вне брака считаются столь большим грехом, в браке законны и не греховны?
В браке плотские отношения являются всего лишь завершением уже имеющихся духовных и душевных связей (а у христиан ещё и Таинства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встроены в творение, которое «хорошо весьма»; вне брака они попирают Божий замысл о мире и человеке.
***
«Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст.
***
«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу женщину.
– Что съестное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: женщину или хлеба?
– Хлебушка, отче.
– Возьми и научись сам смирять свою плоть и не захочешь блуда».
Из книги «Боголюбцы: рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах».
Сайт Горловской епархии
Можно ли совладать с блудной страстью? Почему святые отцы считают, что блуд страшнее убийства? Аскеза — это только для святых? Протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки, размышляя о природе блуда, ответил на эти вопросы.
У слов «блуд» и «заблудиться» один корень. Заблудиться может тот, кто потерял дорогу, какие-то ориентиры и не знает, куда идти. Когда мы употребляем это слово как название греха против седьмой заповеди, то оно указывает и на духовное состояние человека.
В чём вообще проблема?
От всех остальных грехов блуд отличается тяжестью духовного состояния и последствий. По словам святителя Иоанна Златоуста, блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех людей, — делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли. Нередко он приравнивается к убийству. В отличие от собственно убийства, блуд уничтожает не только тело, но и душу человека, причём его губительное действие начинается именно с разложения сознания и души. «Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого», — утверждает преподобный Симеон Новый Богослов.
Святитель Григорий Нисский, сравнивая грех блуда с убийством, говорит о том, что от убийства страдает только одна сторона — жертва, при этом человек погибает физически, а его душа остается живой. Вина ложится на плечи преступника, совершившего убийство. В случае же нарушения седьмой заповеди ситуация с духовной точки зрения образует ещё более страшную картину. Во-первых, ответственность за совершение такого греха распространяется как на его инициатора, так и на того, кто поддался соблазну. Во-вторых, вред наносится не только телу человека, но и его бессмертной душе.
«Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же тело и сам сопричастен осквернению» (свт. Григорий Нисский).
Этой проблеме святые отцы в своих проповедях уделили большое внимание. Вот лишь некоторые примеры. В ветхозаветные времена совершивших такой грех всенародно предавали смертной казни: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; …обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 22:22-24). Двадцатая глава книги Левит полностью посвящена этой теме: «Да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:11). Даже с убийцами в некоторых случаях поступали снисходительнее.
Святые отцы о блуде:
Блуд — не брак, и даже не начало брака. Посему если возможно, чтоб вступившие в связь блудно, разлучались, то это всего лучше; если же они всемерно желают жить вместе, то пусть понесут наказание, но и получат дозволение, чтоб не было чего худшего (свт. Василий Великий).
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (свт. Василий Великий).
Прелюбодейство… нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь (прп. Исидор Пелусиот).
Дух блуда не ограничивается тем, чтобы подвергнуть безчестию одного, к нему тотчас присоединяются товарищи; пиры, пьянство, постыдные рассказы и непотребная женщина, которая вместе пьет, одному улыбается, другого соблазняет и всех распаляет к тому же греху (свт. Григорий Нисский).
Блудник вредит сам себе, сам себя пронзает стрелой безчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ограблении собственной плоти (свт. Григорий Нисский).
Неслучайно нравственность, супружеская верность, целомудрие считались залогом внутреннего благосостояния государства и здоровья нации. Нравственная распущенность ставила под угрозу существование целых народов, государств и империй. История полна такими примерами. Нельзя не упомянуть и об искалеченных судьбах, разбитых семьях, нежеланных детях, которых, если сразу не бросили, всю жизнь ненавидят. Всё это венчается горем и слезами.
Как становятся распутниками?
Нужно заметить, что ни один из грехов так легко не воспринимается человеком и в то же время не обрушивает на него такую лавину вреда, как блуд. Чтобы понять, с чем это связано, нужно проследить цепочку возникновения в человеке этого греха. На фоне общего падения нравственности сделать это с помощью частных примеров будет очень сложно, поэтому целесообразнее воспользоваться примером классическим. Для этого придётся снова обратиться к святоотеческому наследию.
Как и другие грехи, блуд просто так, сам по себе не возникает. Но, в отличие от всех остальных, его нельзя рассматривать как отдельную единицу или поступок — это духовное состояние, которое можно сравнить с тяжелой хронической болезнью. К сожалению, реалии современного мира заставляют человека с раннего возраста считать такое состояние нормальным. Если по отношению к неправде, воровству и убийству вырабатывается какой-то иммунитет, то здесь, наоборот, происходит привыкание.
Раньше старшие люди обращали внимание на поведение молодежи. Тех, кто вёл себя недолжным образом, называли распутными, распущенными. К таким людям относились с недоверием везде, сомневаясь в их честности и порядочности. Проблема современного общества состоит в том, что культура касается только слов и действий, а внутреннее наполнение души никого не волнует, а ведь именно там распущенность и кроется. Логика здесь простая: мыслей и желаний никто не видит и не слышит, а значит, можно думать о чём угодно и хотеть чего угодно. Но Тот, во Имя Кого мы крещены, не согласен с такой логикой: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28). Ему вторит святитель Иоанн Златоуст: «Не думай, что ты чист от греха, когда не совокупился с блудницею; ты пожеланием все уже сделал».
Огромную роль здесь играет умение человека держать свои чувства и желания в узде. Как же тогда быть со свободной волей? Это разве не дар Божий? Любым даром нужно уметь распоряжаться, иначе мы его утратим. Свободная воля для того и дана нам, чтобы свободно выбирать то, что полезно. В противном случае мы будем использовать её себе во зло. Очень интересно об этом рассуждает Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» — глава «Легенда о великом инквизиторе».
Очень часто мы не обращаем внимания на возникающие у нас мысли и желания. В то же время человеку свойственно стремление идею воплощать в реальность. Чем больше мы соприкасаемся с одним и тем же желанием, тем больше хочется его исполнить. Появляется своего рода мечта.
Когда хотим есть, то мысли только о еде, но едим мы когда положено. Кто-нибудь назовет нормальным обед в три часа ночи? Своё тело мы пытаемся приучить к дисциплине. Мало того, появление некоторых мыслей у нас считается признаком психического расстройства. Мысли о суициде, о поджоге собственного дома просто так, ради интереса, и прочий вздор мы даже не пускаем на порог своего сознания. Почему же тогда в этот разряд никто не ставит похотливые мысли и желания? — потому, что так легче и приятнее. Сейчас это не модно. «Что естественно, то не безобразно». А если будет модно без головы ходить, мы тоже будем подражать такой моде? Расслабиться и катиться с горки вниз всегда легче — но что там, внизу? Болото? Для того нам и даны зрение и ум, чтобы видеть, куда нас приведёт дорога, по которой идём. Против течения плыть всегда тяжелее, но только такой вариант — единственно верный.
Куда приводят мечты?
Бернардино Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя
Вседозволенность — это скорее о людях большого достатка, а вот потакать своим желаниям без разбора может начать каждый. Всё начинается с самого безобидного, но если в нужный момент не научиться говорить себе «нет», то чувства и желания делают сознание своим рабом. В эти дни мы вспоминаем один из таких печальных примеров — усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангелия от Матфея (14:1-13) и от Марка (6:14-30) дают нам описание этого события. Царь Ирод, имея такую возможность, не отказывал себе ни в чём: ни в еде, ни в вине, ни в развлечениях. Совсем не научившись воздерживаться, он сделался рабом своих страстей. Затем он отобрал у своего брата Филиппа жену Иродиаду, жил с ней, утопая в роскоши, а вельможи называли это нормальным и во всём ему потакали. Только Иоанн Креститель не страшился и несколько раз приходил к нему во дворец, чтобы обличить его.
Ирод, хотя и боялся Иоанна как пророка и во многом слушал его, всё же заключил его в темницу — правда глаза колет. Более всех ненавидела и желала его смерти Иродиада. Наконец, выдался удобный для этого момент. Во время пира опьяневший Ирод даёт безумную клятву: подарить дочери Иродиады всё, чего та ни пожелает. Мать, пользуясь ситуацией, заставляет дочь просить в качестве подарка голову Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и бывших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Никогда ни в чём не отказывавший ни себе, ни Иродиаде, Ирод совершает казнь ни в чём не повинного человека. Если бы его ум не был помрачён развратом, разве он совершил бы такое преступление?
Как бороться?
Мы уже говорили о том, что практически каждый человек в той или иной мере может быть подвержен пагубному влиянию этой греховной страсти, поэтому борьба с ней будет равна борьбе с самим собой. Святые отцы делятся с нами таким опытом: «Матерь блуда есть объедение» (прп. Иоанн Лествичник), «откармливающий же тело без воздержания в ястии и питии измучен будет духом блуда» (свт. Феодор Едесский), «столп опирается на свое основаниё — и страсть блудная покоится на пресыщении (прп. Нил Синайский).
Святые о том, как бороться с этой страстью:
Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах (прп. авва Исаия).
Если… ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждою, смиряясь пред всеми (прп. авва Исаия).
Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них (прп. Ефрем Сирин).
Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (прп. Ефрем Сирин).
В твоей власти или накормить непотребными делами, или с гневом обратить его в бегство молитвами, псалмопением, постом, бдением (прп. Нил Синайский).
У прп. Иоанна Кассиана Римлянина читаем следующее: «Исправление этого порока главным образом зависит от усовершения сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помышления злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства (Мф. 15:19). Следовательно, сначала надобно очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: всяким хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Прит. 4:23). Ибо плоть подчиняется его произволению и власти, и потому с особенным усердием надобно соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, безчинствуя, не извергла своего правителя — духа. Впрочем, если мы всю важность будем поставлять только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не возможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то, что в нас есть главное, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит прежде очищать внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность (Мф. 23:26)».
Никакого более верного пути здесь не придумать. Да, это прямой аскетизм. Можно, конечно, возразить, что это было актуально когда-то давно и для других, но разве те, кого мы сейчас называем святыми и кому молимся, не были обыкновенными людьми? Не подвергались влиянию страстей? Они смогли одержать над ними победу и делятся с нами проверенными рецептами. У нас есть все основания прикоснуться хотя бы к крупинке этого наследия.
Качество, противоположное греховной похоти — целомудрие. Это не просто содержание своих мыслей, чувств и тела в духовной чистоте, но состояние, когда они находятся в гармонии, работают согласно, как единое целое. Таким первоначально и был сотворён человек.
Сайт Горловской епархии
Murat Devlet -5 4 года назад Поэт, автор. Проживаю во Франции.
Похоть — порок разлагающий личность. В реальности сегодня именно торжество похоти и всех других пороков стали фундаментом современного общества безумных потребителей.
Человек не звучит гордо, вопреки утверждению рабочего чахоточного классика. Если больному на головку идиоту все время говорить что он гений, он конечно гением не станет, но сам он в это с упованием поверит. Но самое страшное и парадоксальное, что в это поверят остальные. Так появляются голые короли, тираны и просто психопаты у власти. С чего началась пропаганда прав гомосексуалистов? С мелочей и заботы о них, с закрытия глаз на эту проблему. Потом из учебников медицины исчезло определение гомосексуализма, как душевного заболевания. Т.е. еще вчера это была болезнь, а сегодня стала нормой, завтра это уже будет показателем здорового и правильного члена общества, а гетеросексуальные отношения станут болезнью. Но ведь в принципе ничего не изменилось. Все осталось, как было. Ведь ни кто не будет говорить, что рак печени это норма. Все скажут, что надо лечить. Когда ложное представление внушается зомбированному обществу государственность рассыпается, экономика разваливается и сильные здоровые , стоящие на иных моральных и идеологических принципах соседи приходят и уничтожают стадо потерявшее разум под властью голых королей. Сытые господа придумали «новую» мораль, толерантность и демократию, что бы им не мешали кушать нудные зомби, которые верят в этот бред. На самом деле толпа – уголь для их кочегарки, откуда к ним на верх идет тепло и свет. А кочегары – это управляющие, типа Меркель или Обамы. Чем больше зомби они бросят в топку, тем теплее и приятнее будет господам на верху. Масса всегда ничтожна перед силой личности, но масса никогда не умела выбирать своих лидеров. Зомби живут мифами и легендами. Например мифом в доброго Ленина или в благочестие какого то правителя, который толи жил, толи его придумали пару тысяч лет назад. Зомби страшно боится правды и страшно боится высунутся из своей ниши в толпе. Быть как все – думать как все, верить как все, одеваться как все и умирать как все…. Это его модель поведения. Зомби всегда политизированы и злобны. Под влиянием политических конфликтов рушатся семьи и разрушается старая дружба. При этом зомби ничего от политики кроме проблем не получают. Ибо это кормушка небольшого количества мерзавцев и проходимцев, которые используют свои специфические навыки и умения для личного благополучия и карьерного роста. Основная задача политиков – преданно служить тем кто хочет спокойно кушать в тепле и уюте своих дворцов.
Походы на изберательные участки позволяют слизистой массе чувствовать свою сопричастность к большой политике, хотя ни чем не отличаются от похода на стадион с воплями и банерами любимой команды. Какое отношени е к футболу имеет мужик сидящий на диване с банкой пива и орущи, как раненая в бою кобыла? Какое отношение к управлению государством имеет избиратель? Ему ведь не из кого избирать ибо все это фикция и спектакль.
Купи и потребляй – основная идея для зомби.
Похоть и зависть основные двигатели рынка. Весь смысл из существования в виртуальных деньгах и бессмысленном потребления. Настоящие кукловоды производят блестящее впечатление самых надежных, честных и желающих всеобщего блага людей. Это самые опасные и жестокие люди. Под их улыбкой скрыто темное дно их душ, в том время , как под оскалом клинического зомби скрыт всего лишь неудачник и кретин, который пробует решить свои проблемы грабежом банка или ненавистью, или голосованием за дегенерата и политического спекулянта . Как пример, 74 % зомбированных немецких фрау отдали свои голоса за Гитлера и привели его к власти. В это же время за национал солциалистов проголосовали только 5,5% ветеранов вермахта, которые реально принимали участие в Первой мировой войне.