Детская нервозность ее причины проявления предупреждения

Содержание

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— капризами и истериками;

— склонностью к депрессиям;

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— неустойчивостью пульса;

— повышенной потливостью;

— снижением учебной деятельности;

— учащенным сердцебиением.

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг (компьютерная зависимость у детей и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных страхов.

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. Общение с детьми позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— шизофрения;

— истерия;

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

— аутизм;

— невроз.

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

— негативизм.

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

ДЕТСКАЯ НЕРВНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Главная >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Педиатрия и гигиена >>

Нервность чаще всего развивается у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: подолгу не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, перебранки, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка.
Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы. У детей с легковозбудимой нервной системой тормозной процесс резко ослаблен: они недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны.
У детей уравновешенно подвижного и уравновешенно медленного типа высшей нервной деятельности нервность встречается значительно реже и проявляется менее заметно.
Ребенок может унаследовать от родителей слабый или легковозбудимый тип нервной системы, повышенную ее ранимость, легко приводящую к нервности. Возникновению врожденной нервности у детей способствуют психические заболевания родителей, склонность их к алкогольным напиткам, наркотикам.
Ребенок может родиться нервным и тогда, когда его мать во время беременности перенесла заболевания, психические травмы, плохо питалась, выполняла тяжелую физическую работу. Такие дети рождаются беспокойными, пугливыми, плохо спят, громко и подолгу плачут, по всякому поводу выражают свое неудовольствие.

После рождения ребенка возникновению его нервности может способствовать любая причина, вызывающая ослабление организма: неполноценное питание, недосыпание, сильное утомление и главным образом острые и хронические болезни.
Тяжелые травмы (особенно травмы головы), хроническое недосыпание, чрезмерно сильные эмоциональные переживания вследствие побоев, ужаса при виде пьяных людей, семейных ссор, уличных драк, несчастных случаев могут вызватыу детей более серьезные расстройства нервной системы, так называемые неврозы.
При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций различных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушения сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т. д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других (что встречается чаще) их бывает несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у одних детей сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) приобретают над ними полную власть. Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность — эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые не учитывают естественного стремления ребенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движению, его любознательность всегда пресекаются: он на каждом шагу слышит слова «нельзя», «нет». Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: они отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом. Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.
У маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг: человек в маске, внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен, и у здоровых детей быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого страха может остаться надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, отказываются подойти к человеку, на котором они видели маску; они пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т. д. Страхи возникают у детей и ночью, под впечатлением тревожных сновидений.
У детей с неврозами нарушение сна наблюдается довольно часто. Эти дети с большим трудом засыпают, спят очень неспокойно, часто просыпаются с жалобами на то, что у них болит нога, рука, спина, просят пить, требуют игрушек и т. д. В отдельных случаях дети ходят во время сна: встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремленным в пространство взглядом, ходят по комнате, производят как будто целесообразные, но в данный момент совершенно ненужные действия. Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все действия ребенок чаще производит молча или говорит что-либо не относящееся к данной ситуации. Ребенка надо очень осторожно, чтобы не испугать, уложить в постель, не ждать, когда он, в конце концов, ляжет сам. Утром ребенок может ничего не помнить о случившемся.
При неврозе дети могут выражать свои переживания очень бурно. В момент гнева, злобы, протеста маленький ребенок изгибается на руках матери, мышцы его находятся как бы в состоянии судорожного сокращения, тело напряжено; старшие дошкольники нередко с криком падают, беспорядочно бьются руками, ногами, головой об пол, выгибают спину. В некоторых случаях под влиянием сильных психических переживаний у ребенка может возникнуть торможение двигательной сферы — парезы, параличи конечностей, глазных мышц (косоглазие).
Сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т. д. — эти привычки особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т. п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, виноватости, отчего его невротическое состояние осложняется.
собого внимания в детском учреждении требуют дети с расстройствами речи: во-первых, потому, что таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; во-вторых, ребенку, страдающему расстройствами речи, могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по нескольку раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги или делают внезапную остановку в начале, в середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, движениями рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только с крайне тяжелым заиканием ребенка переводят в логопедические группы или сады).
Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения надо прийти на помощь, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Частое проявление невроза у детей — ночное непроизвольное мочеиспускание. Во время сна в коре головного мозга у здорового ребенка остаются не полностью заторможенные, так называемые сторожевые пункты, раздражение которых вызывает быстрое пробуждение. К числу таких пунктов относится и центр мочеиспускания, который воспринимает импульсы, идущие от мочевого пузыря. У детей, страдающих неврозом, этот сторожевой пункт не всегда выполняет свои функции.
В начале заболевания ребенок обычно мочится за ночь 1—2 раза, в запущенных случаях — 4 раза и больше. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими — 1—2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения, где спит ребенок, могут способствовать ночному недержанию мочи.
Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых; у них развивается робость, неуверенность в себе. При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. Обычно на 2—3 месяца таким детям назначают особый пищевой режим, ограничивающий во вторую половину дня соль и жидкость.
Неврозы — заболевание излечимое, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка, несвоевременного ее лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика нервности и неврозов у детей прежде всего сводится к устранению всех тех факторов, которые способствуют формированию слабого или неуравновешенного (возбудимого) типа высшей нервной деятельности.
В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход за ребенком, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующего повышению сопротивляемости инфекциям. Немаловажное значение в профилактике неврозов имеет предупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением.
Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они не только причиняют боль, но и озлобляют, оскорбляют ребенка.
А. П. Чабовская, «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста»,
М., 1980 г. OCR Detskiysad.Ru

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся…
Прочитать полностью >>

Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений…
Прочитать полностью >>

Если приснился плохой сон…


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро…
Прочитать полностью >>

.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Читать статью >>

Детская нервозность и ее предупреждение

ДЕТСКАЯ НЕРВОЗНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Большинство мам считает, что ребенок не может быть нервозным. А, тем не менее, нервная система детей очень ранима, поэтому нарушить его душевное равновесие совсем не сложно. Причем, это касается и детей грудного возраста. Им также можно нанести психическую травму. А вот на какой срок затянется проявление нервозности с его стороны, будет ли она проявляться сильно или незначительно, станет ли ребёнок впоследствии неуравновешенным человеком, все это зависит от жизненных условий.

В чем состоит отличие нервного ребенка от обычного? У нервного ребенка вызывают сильную реакцию те впечатления, которые остается незамеченными у ребенка здорового.
Он может проявлять бурные реакции на громкие звуки, например, взрыв, вспышку пламени, эти реакции проявляются в громком и затяжном плаче, или, наоборот, замолкает, но потом начинает остро реагировать на любой шум. Многие дети долго не могут избавиться от страха, надолго запоминая происшедшее.

Но, и путать нервные страхи с характерной детской настороженностью и застенчивостью тоже не стоит, ведь такие эмоции могут возникать в незнакомой обстановке и у вполне здоровых детей.

В норме, ребенок практически всегда бывает в хорошем настроении, и огорчить его может только какая-то причина. А вот нервные дети страдают от перепадов настроения, то они гиперактивны, веселы, возбуждены, а то расстроены, безучастны, вялы и даже угнетены. Вместе с переменами настроения у них наблюдаются неадекватные реакции.

Родителям следует набраться терпения, так как только при его помощи, внимании, ласке и советах невролога можно справиться с проявлениями детской нервозности.
Постарайтесь создать дома максимально спокойную и доброжелательную обстановку. Старайтесь избегать прихода в ваш дом посторонних людей, тем более, не устраивайте шумных праздников, на которых приглашено большое количество гостей.

Особое внимание следует уделить питанию вашего ребёнка. Введите в его рацион большее количество продуктов, с высоким содержанием витаминов, ограничивая его в сладостях, все же старайтесь больше готовить его любимых блюд.

Не забывайте о занятиях спортом, пусть он чаще бегает со сверстниками во дворе, устраивайте совместные пешие прогулки.

Если ребенок начинает требовать что-либо, ничего ему не доказывайте и не спорьте с ним, а постарайтесь направить разговор в другое русло.

Чтобы не усугубить его состояния, не стоит ругать и наказывать ребенка.

Старайтесь реже включать телевизор, который может стать причиной нервного расстройства.

Избегайте при малыше разговоров о болезнях, о любых происшествиях и неприятностях.

А вот радоваться вместе с ним любому пустяку очень важно, даже если это кажется вам совсем несущественным. Только ваше терпение и внимание способно принести положительные результаты.

Нервность чаще всего развивается у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: подолгу не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, перебранки, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка.
Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы. У детей с легковозбудимой нервной системой тормозной процесс резко ослаблен: они недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны.
У детей уравновешенно подвижного и уравновешенно медленного типа высшей нервной деятельности нервность встречается значительно реже и проявляется менее заметно.
Ребенок может унаследовать от родителей слабый или легковозбудимый тип нервной системы, повышенную ее ранимость, легко приводящую к нервности. Возникновению врожденной нервности у детей способствуют психические заболевания родителей, склонность их к алкогольным напиткам, наркотикам.
Ребенок может родиться нервным и тогда, когда его мать во время беременности перенесла заболевания, психические травмы, плохо питалась, выполняла тяжелую физическую работу. Такие дети рождаются беспокойными, пугливыми, плохо спят, громко и подолгу плачут, по всякому поводу выражают свое неудовольствие.
Тяжелые травмы (особенно травмы головы), хроническое недосыпание, чрезмерно сильные эмоциональные переживания вследствие побоев, ужаса при виде пьяных людей, семейных ссор, уличных драк, несчастных случаев могут вызваны у детей более серьезные расстройства нервной системы, так называемые неврозы.
При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций различных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушения сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т. д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других (что встречается чаще) их бывает несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у одних детей сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) приобретают над ними полную власть. Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность — эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые не учитывают естественного стремления ребенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движению, его любознательность всегда пресекаются: он на каждом шагу слышит слова «нельзя», «нет». Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: они отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом. Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.. У нервного ребенка чувство пережитого страха может остаться надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, отказываются подойти к человеку, на котором они видели маску; они пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т. д. Страхи возникают у детей и ночью, под впечатлением тревожных сновидений.
У детей с неврозами нарушение сна наблюдается довольно часто. Эти дети с большим трудом засыпают, спят очень неспокойно, часто просыпаются с жалобами на то, что у них болит нога, рука, спина, просят пить, требуют игрушек и т. д. В отдельных случаях дети ходят во время сна: встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремленным в пространство взглядом, ходят по комнате, производят как будто целесообразные, но в данный момент совершенно ненужные действия. Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все действия ребенок чаще производит молча или говорит что-либо не относящееся к данной ситуации. Ребенка надо очень осторожно, чтобы не испугать, уложить в постель, не ждать, когда он, в конце концов, ляжет сам. Утром ребенок может ничего не помнить о случившемся.
При неврозе дети могут выражать свои переживания очень бурно. В момент гнева, злобы, протеста маленький ребенок изгибается на руках матери, мышцы его находятся как бы в состоянии судорожного сокращения, тело напряжено

Сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т. д. — эти привычки особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т. п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, виноватости, отчего его невротическое состояние осложняется.
Особого внимания в детском учреждении требуют дети с расстройствами речи: во-первых, потому, что таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; во-вторых, ребенку, страдающему расстройствами речи, могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует.

Неврозы — заболевание излечимое, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка, несвоевременного ее лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика нервности и неврозов у детей прежде всего сводится к устранению всех тех факторов, которые способствуют формированию слабого или неуравновешенного (возбудимого) типа высшей нервной деятельности.
Дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход за ребенком, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующего повышению сопротивляемости инфекциям. Немаловажное значение в профилактике неврозов имеет предупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением.
Родители и педагоги должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они не только причиняют боль, но и озлобляют, оскорбляют ребенка.

Типы нервной системы у детей

Ребенок с сильной нервной системой

  • бодр и полон энергии, уверен в себе, в своих знаниях. Иногда даже переоценивает свои возможности;
  • легко усваивает любые знания;

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

  • способен на протяжении длительного времени сосредоточенно заниматься уроками и любой другой интересной для него деятельностью;
  • легко включается в работу;
  • легко справляется с дополнительными нагрузками;
  • способен готовить уроки не только дома или в группе продленного дня, а и на перемене, в транспорте.

Но:

  • «скисает» и раздражается при однообразной, монотонной работе (стремится избежать ее, ищет пути выхода, например начинает отвлекаться, разговаривать с соседом, ставить вопрос учителю);
  • с трудом выполняет работу по шаблону, алгоритму, ему тяжело даются доказательства теорем, синтаксические разборы сложных предложений;
  • не склонен к работе, которая требует систематизации, упорядочение материала;
  • не любит планировать свою деятельность и проверять выполненную задачу, повторять пройденный материал;
  • не выделяется старательностью;
  • чаще усваивает учебный материал бессистемно, поверхностно, «наскоком», не вникая глубоко у суть.

Советы психологов относительно работы с таким ребенком

  • необходимо тренировать у ребенка усидчивость, терпение относительно выполнения монотонной, однообразной, лишенной эмоций, возможностей для разрядки деятельности; также необходимо разнообразить его деятельность;
  • разрешать ученику непродолжительные перерывы, изменение видов деятельности;
  • по возможности контролировать выполнение любой поэтапной деятельности ребенка, специально тренировать способность постепенности, последовательности в работе.

Ребенок со слабой нервной системой

  • спокойный, тихий, осторожный, послушный, старательный;
  • эффективно, вдумчиво, с удовлетворением работает при выполнении знакомой деятельности. Способен проводить глубокий, всесторонний анализ и обдумывание учебного материала;
  • легко усваивает хорошо систематизированный материал;
  • при превентивном обучении повышается трудоспособность ребенка.

  • излишне впечатлителен;
  • имеет частые перепады расположения настроения, подавленное состояние в случае неудачи;
  • не может заниматься несколькими видами деятельности;
  • имеет низкую трудоспособность и быструю утомляемость в случае продолжительной работы;
  • недостаточно уверен в себе;
  • недостаточно сосредоточен;
  • чаще всего такой ребенок плохо усваивает знания в классе, на уроке и восполняет пробелы добросовестной, скрупулезной домашней работой, с удовлетворением использует энциклопедии и словари.
  • предоставляйте ребенку достаточно времени на подготовку и обдумывание вопросов, на выполнение и проверку задач;
  • привлекайте ребенка к широкому кругу занятий и давайте ему возможность ощутить свои сильные стороны;
  • широко используйте упорядоченную учебную деятельность;
  • из-за быстрой утомляемости разрешайте делать перерывы для отдыха, другой деятельности, например физические упражнения;
  • по возможности опрашивайте ребенка в начале урока и в начале школьного дня;
  • не заставляйте отвечать новый изучаемый материал;
  • используйте медленный темп умственной деятельности;
  • не сильно критикуйте ребенка в случае неудач.

Ребенок с подвижной нервной системой

  • непоседлив, несобран, не может сосредоточиться на уроке. Его постоянно что-то отвлекает, долго не может собраться и приняться за работу;
  • ему скучно заниматься какой-то одной деятельностью;
  • не составляет для себя никаких расписаний и графиков;
  • способен на ходу принимать решения, быстро приспосабливается к новым условиям;
  • нередко отмечается чрезмерной двигательной активностью, поспешностью, нетерпеливостью;
  • имеет живой и яркий язык, его речь быстрая, порой неразборчивая;
  • легко схватывает информацию, может быстро выполнять задачи, мгновенно отвечать на устные вопросы;
  • охотно принимает участие в разнообразной работе, может успешно выполнять задачи в случае высокого темпа деятельности;
  • быстро переключает внимание на новую деятельность, легко переходит к новой работе;
  • отдает предпочтение объяснению нового материала, чем повторению уже пройденного. Чтение приносит ему удовлетворение, если он впервые читает книгу;
  • способен довольно быстро усвоить новый материал, независимо от темпа его представления;
  • не любит что-нибудь обдумывать в спокойной обстановке.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

  • для него сложной и неинтересной является монотонная, однообразная работа. Он быстро теряет к ней интерес, начинает отвлекаться или просто перестает работать;

  • быстро включается в работу и настолько же быстро снижается его активность;
  • не умеет долго работать не отвлекаясь;
  • часто торопится, не всегда слушает рассказ (объяснение) до конца.

Ребенок с инертной нервной системой

  • спокойный, но может принимать участие в активных играх;
  • сдержан, последователен,
  • впечатлителен, долго помнит неприятности, обиды, неудачи;
  • не способен выполнять разнообразную работу;
  • свободное время такого ребенка часто занято обучениям, он долго выполняет домашнее задание;
  • часто отвлекается на разные мелочи;
  • способен самостоятельно выполнять учебные задания, любит индивидуальную, независимую от класса и учителя работу, которую он может организовать произвольно;
  • активен при повторении пройденного материала, не сразу включается в новую деятельность;
  • любит спокойную рабочую атмосферу;
  • его активность нарастает медленно, но может сохраняться длительно;
  • с трудом отвечает на внезапно поставленный вопрос, нуждается во времени на обдумывание, тщательную подготовку;
  • его речь спокойная, неторопливая;
  • самостоятелен при выполнении задач.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

  • с трудом выполняет работу, которая требует скорости и новой формы деятельности;
  • практически не работает на уроке во время опрашивания в быстром темпе;
  • не умеет быстро принимать решения;
  • имеет развитую долгосрочную, а не оперативную память;
  • может высказываемые интересные мысли, если они продуманы заранее;
  • любит заниматься своими делами наедине;
  • часто придерживается принятых стандартов, книжных формулировок, избегает импровизации;
  • любит систематизировать работу;
  • не отвлекаться на другие дела, разговор соседа, реплики учителя пока не закончит выполнение задания.опубликовано econet.ru.

Черты темперамента впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:

Как ведут себя дети этого типа? Они с ранних лет чрезвычайно чувствительны и восприимчивы: могут быстро и легко замечать не­значительные изменения в настроении людей, а также слабейшие шорохи, звуки, оттенки. Они видят даже то, что для многих остается не­замеченным: легкую тень досады или искорку радости на лице, незаметные движения, незначительные изме­нения в костюме или походке.

Эти дети очень сильно переживают, когда читают книги и смотрят фильмы. События настолько захваты­вают их, что в глазах появляются слезы, хотя они ста­раются отвлечься от волнующих событий. Воспоминания о них вызывают необъяснимую душевную боль.

Повышенная чувствительность, нервозность прояв­ляются и тогда, когда им приходится что-нибудь само­стоятельно решать, делать, особенно в незнакомой и необычной обстановке. На все новое впечатлительные дети реагируют с большой, даже избыточной, тратой сил, часто бывая при этом озабоченным. Какой-нибудь пустяк, а у ребенка уже напряженное лицо, глубокий вздох. Например, отец поручил сыну расплатиться с шофером такси, а тот переживает это как важней­шее событие в своей жизни.

Особенности детей со слабой нервной системой проявляются также в учебной и физической работе. Таких учеников легче приучить к тщательности в повседневных делах, чем детей сильных типов, особенно сангвиников и холери­ков. Они лучше работают в однообразных условиях, быстро и легко привыкают к режиму дня и работы, так как однообразная деятельность не может вызвать очень большого возбуждения, которое может привести к перерасходу сил и торможению нервной системы. Поэтому и родителям, и учителям приходится счи­таться с недостаточной выносливостью и с легкой утомляемостью впечатлительных детей.

Длительная напряженная работа, будь то физическая или умст­венная, для них утомительна. Если на первых уроках они работают хорошо, то дальше — хуже. Особенно быстро устают дети слабого типа в новых условиях. Им осбенно трудно учиться в первом и в пятом классах. Лучше всего им работается дома, когда никто не мешает, или же в укромном уголке библиотеки.

В шумной напряженной обстановке и простые дела кажутся детям со слабой нервной системой сложными, и легкие задачи — тяжелыми. В период экзаменов и других волнующих событий они бывают или пассивными, вялыми, или раздра­жительными, крикливыми, а если уж случается какое-нибудь несчастье, то и совсем обессиленными, больными.

В отличие от учащихся сильных типов у детей слабого нервного типа обнаруживается быстрая тормозимость, скованность, если им приходится действовать в зависи­мости от обстановки. Когда перед ними ставят неожи­данный вопрос и они затрудняются сразу ответить, у них обычно растерянный вид, напряженное лицо, они не знаю, куда себя деть. На уроках после заданного вопроса робко поднимают руку, а, услышав свою фамилию, вздрагива­ют и, медленно встав, отвечают.

Во время экзаменов «они настолько волнуются, что это чревато потерей аппетита, бессонницей и ночными кошмарами. Тогда и посильное дело кажется им непосиль­ным и решенная задача — нерешенной. Успешное окончание экзаменов успокаивает чувствительных детей, они говорят: «Зачем надо было так переживать? Больше этого не будет». Но «это» повторяется снова и снова — таковы особенности детей со слабой нервной системой.

Впечатлительный ребенок может обидеться из-за пустяка: заплакать, если перед его появлением закончили беседу или, скажем, не передали шутку, над которой все смеялись (а вовсе не над ним).

Мы остановились на некоторых чертах темперамента впечатлительных детей. Надо сказать и то, что каж­дый из них может иметь и другие особенности: один быстр, другой медлителен, один уравновешен, дру­гой неуравновешен. Это еще раз свидетельствует о том, что в человеческом обществе нет неизменных, «чистых» нервных типов. Поведение ребенка форми­руется постепенно, под влиянием общественных воз­действий, личного опыта и воспитания.

Особенности воспитания впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:

Нужен осторожный подход к впечатлительным де­тям. Здесь ошибки в воспитании могут вести не только к таким отрицательным чертам, как пугливость, раздражительность, но и к болезни, к нервному рас­стройству.

1. Прежде всего для детей со слабой нервной системой прямо-таки жизненно необходим продуманный режим дня в школе и дома. Режим, как известно, связан с боль­шой устойчивостью и ритмичностью в образе жизни, что очень важно для экономного расходования нерв­ной энергии, в чем и нуждаются слабонервные дети. Важно в определенное время готовить уроки, помогать по хозяйству, отдыхать и заниматься спортом.

2. Итак, режим укрепляет нервную систему. Но нужно ли ставить детей в изменяющиеся, новые условия? Нужно, но только с учетом их особенностей и состояния. Изменение режима уместно, когда детей ничто сильно не утомляет: например, во время каникул. Когда учащиеся отдыхают, у них естественным образом ломается привычный распорядок дня. Важно каждый день видеть что-то новое: ходить в поход, в лес, на речку. Это бодрит и придает сил. Но во всех случаях следует избегать таких резких пере­мен в жизни ребенка, которые могут привести к нерв­ному перенапряжению, к срыву. Особенно вредна вся­кого рода штурмовщина и в учебе и в труде.

3. Систематические занятия. Если учащиеся сильных типов без особого ущерба для нерв­ной системы (хотя и с ущербом для знаний) могут за несколько дней и бессонных ночей «догнать товари­щей», то впечатлительные дети этого не могут. На та­ком пути у них неизбежны головные боли, ослабление организма и даже серьезные срывы.

При соблюдении же постепенности впечатлительные дети овладевают и чрезвычайно трудным делом. Некоторым удается даже стать выносливыми спорт­сменами. В чем секрет? На тренировках слабым детям удобнее начинать с более легких упражнений, а потом переходить к более трудным. А выйдя на лед, делать столько кру­гов, сколько нужно — сначала пять, а теперь восемь, девять и даже десять.

4. Важно, чтобы все впечатления и трудности были посильными для ребенка и не вели к переутомлению. Родителям, если они хотят добра своему восприимчивому ребенку, необходимо стать вдумчивыми вос­питателями.

5. Для детей особенно вредны, а для впечатлительных прямо-таки пагубны алкоголь и папиросы. Ребята и баз того ежеминутно возбуждаются чем-то новым. И если к этому добавить еще искусственные возбуж­дающие средства, то у них легко может возникать переутомление, не говоря уже о нервном расстройстве от яда алкоголя и папирос. Отказывать в каких бы то ни было излишествах — у ребенка не должно быть избытка всего возбуждающего, даже шоколада, кофе, какао.

6. Заботливость и требовательность в семье и школе воспитывают у чувствительных детей уверенность, смелость, активность. Важно доверять им общественные поручения, иногда очень ответственные, давая увлечься активной жизнью.

7. Впечатлительные дети легче других поддаются вся­кому внушению. Поэтому важно оберегать их от внушений отрицательного характера. Остерегайтесь таких общих замечаний, как: «Из тебя ничего не получится», «Ты ничего не умеешь», «Вечно дрожишь». Конечно, нужно делать замечания, но в более тактич­ной форме и главное во всех случаях ободрять ре­бенка, вселять уверенность в своих силах. Например: «Сегодня ты что-то несмелый. Раньше у тебя этого не было», «Да, сейчас у тебя что-то плохо получается. Прошлый раз постарался — и все хорошо вышло», «Ты, Сережа, глубоко понимаешь героев книг, учись так же хорошо разбираться в окружающих людях».

8. По­старайтесь также отучать впечатлительных детей и от отрицательного самовнушения, к чему они осо­бенно склонны: «Я не смогу», «Я боюсь». При этом они зачастую действительно не выполняют даже посильное дело. Внушая же себе бодрость, уверен­ность, силу («Я смогу», «Мне не страшно», «Не надо бояться»), ребенок сможет добиться многого.

9. Впечатлительных детей приходится больше, чем других, учить преодолевать боязнь, пугливость и страх. При этом немаловажную роль играет чувство коллективизма и ответственности за общее дело.

10. Нерешительным детям часто не хватает уверенности в себе, им постоянно кажется, что они этого не не справятся с заданием. В противоположность сангвиники и холерики легко берутся и за незнакомую работу. Поэтому, прежде чем поручить новое дело ребенку слабого нервного типа, воспитателям следует подготовить его хорошенько. Такие дети способны выступать публично, если твердо знают текст выступления. Только тогда их можно за­ставить смело взяться за дело, когда они основательно по­вторили необходимый учебный материал.

11. У впечатлительных детей важно поддерживать хоро­шее самочувствие. В бодром настроении они могут легко преодолеть робость, пугливость, неуверенность, утомляемость, легко освоиться с условиями, ранее смущавшими их; хорошо выполнить задания, казав­шиеся им невыполнимыми. Однако это не значит, что детей, даже впечатлительных, надо всячески обере­гать от ослабляющих отрицательных чувств: огорчения, печали, слез. В жизни, наверняка, всегда будут при­чины, вызывающие их. Поэтому важно приучить ре­бенка безболезненно переносить переходные состоя­ния— от печали к радости, от уныния к веселью. Прав К. Э. Циолковский, утверждая, что сила человека опре­деляется и тем, насколько он может выдерживать большие колебания противоположных чувств. Чем ши­ре амплитуда колебаний чувств, тем сильнее человек.

Таковы некоторые особенности воспитательной рабо­ты с впечатлительными детьми. Не имеется каких-то совершенно особых средств подхода к ним, как и к детям других темпераментов. Однако для разных типов темпераментов те или иные педагогические приемы и методы берутся в разных дозах и в разных сочетаниях. Например, различные приемы воспитания смелости нужны в отношении ко всем детям, но особенно к впечатлительным, так как они легко проявляют скованность, пугливость.

При правильном педагогическом подходе ни у одно­го ребенка темперамент не может являться помехой формирования любых моральных качеств и спо­собностей. У впечатлительных детей, как и у других, присутствуют черты сильной личности.

По материалам журнала «Начальная школа», 1979 год.

Метки: воспитание очень впечатлительных, чувствительных детей, воспитание ребенка со слабой нервной системой, слабая нервная система у ребенка — что делать?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *