Традиционное место в доме, где располагаются иконы, — красный (красивый) угол, чтобы они были видны, как только человек переступает порог дома. Обычно это был дальний угол комнаты по диагонали от входной двери.
Вопрос-ответ Сколько ценных икон удалось вернуть из-за границы? Раньше в каждом православном доме иконы размещались в специальном шкафчике (божнице) либо на полочке. Здесь же хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Перед образами, возжигая лампаду, молились члены семьи. А когда в доме случалось праздничное застолье, то самого почётного гостя обычно усаживали ближе к святым образам.
В состоятельных семьях (купцы, дворяне) для молитв отводились целые комнаты, которые получили название «крестовые». В них иконы располагались не только в красном углу, но и на стенах.
Как обустроить красный угол в современной квартире?
В городской квартире иконы следует разместить таким образом, чтобы у входящего в помещение взгляд первым делом падал на святые образа. Кроме того, существует обычай располагать красный угол на восточной стороне комнаты. Определить её просто — это та сторона, где восходит солнце. Дело в том, что алтари православных храмов расположены на восток, и верующие в церкви молятся, обращаясь лицом на восток.
Если нет свободного угла или удобной части стены, то иконы можно поместить на книжной полке (но без соседства с мирской литературой), комоде, невысоком серванте, пианино.
Где недопустимо размещать иконы?
Соседство икон недопустимо с плакатами, настенными календарями, статуэтками и различными элементами декора.
Вопрос-ответ Зачем нужна копия иконы? «Обратите внимание, не стоят ли рядом с иконами фарфоровые собачки, подарочные чашечки или другие не очень нужные здесь бытовые украшения. И ещё одно условие: над иконами ничего не располагают. Часы, картины, фотографии и прочие элементы декора должны занять место несколько в стороне. Так, когда-то не позволялось строить здание выше храма в непосредственной близости к нему», — объясняет священник Сергей Николаев, автор книги «Иконы в нашем доме».
По словам священника, это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
Многие священники также обращают внимание на то, что иконы следует расположить как можно дальше от телевизора.
В каком порядке размещать иконы в красном углу?
Центральное место в домашнем иконостасе должен занимать образ Спасителя. Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Богородицы. Слева от иконы Иисуса Христа обычно помещают либо образ святого Иоанна Предтечи, либо икону святителя Николая Чудотворца.
Вопрос-ответ Зачем нужна икона в машине? Остальные иконы размещаются либо по обе стороны, либо ниже. Часто это образа святых, которые являются покровителями членов семьи, и тех святых, к которым особенно часто обращаются в молитвах хозяева дома.
Нужны ли иконы в каждой комнате?
Если вы обустроили красный угол в одной из комнат, это не отменяет необходимость образов и в других помещениях квартиры. Икону можно повесить в детской комнате, чтобы ребёнок мог обратиться с молитвой к Всевышнему, на кухне, чтобы члены семьи могли помолиться перед трапезой, а также в прихожей, чтобы, выходя из дома, помолиться Богу и попросить Его помощи и благословения.
В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.
Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.
Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники — охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками
Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.
Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» — подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы — павы — это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».
Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.
У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам — в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.
Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.
Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.
На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.
Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.
Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.
Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.
В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей — на нем подносят хлеб-соль.
Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.
Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!
Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.
Материал взят из различных источников.
«Коллекция представлена головными, шейно-нагрудными, наручными украшениями середины и конца ХІХ — начала ХХ веков. Ювелирное искусство в Казахстане в это время особо процветало. Казахское национальное ювелирное искусство носило профессиональный характер. Ювелирные мастера были известны далеко за пределами Казахстана. При помощи простейших инструментов они изготавливали настоящие произведения искусства», — рассказала она.
По ее словам, все эти украшения из серебра.
«Блеск этого металла и его цвет ассоциировались у казахов с Луной. В жизни казахской женщины ювелирные украшения играли существенную роль, от самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, соответствовавшие их возрасту и социальному положению. Первые украшения в виде различных оберегов надевали на девочку еще в новорожденном возрасте. А женщины носили массивные кольца свах. Надеваясь на 2 пальца сразу, перстень символизировал соединение жизней двух молодых людей. Такие перстни дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке. Мать невесты специально заказывала его, но отдавала только после того, как пройдет год после свадьбы», — продолжила Э.Мардамшина.
Сегодня, рассказывает она, эта витрина пользуется особым вниманием костанайцев.
«Девушки долгое время могут рассматривать выставочные экспонаты. О стоимости серебряных украшений, подаренных или купленных музеем самостоятельно, мы не говорим. Здесь, важно их историческое значение, потому как они помогают наглядно демонстрировать особенности искусства и жизни казахского народа», — заключила научный сотрудник музея.