Рэп неврология

Резидуальная энцефалопатия (РЭП) – это патология головного мозга в следствие гибели клеток центральной нервной системы. Возникающее в следствие длительного или острого повреждающего фактора.
Это могут быть довольно простые симптомы, такие как головная боль, нервозность, повышенная возбудимость, нарушение памяти и сна, головокружение. Однако иногда встречаются и достаточно тяжелые болезни – к ним относится эпилепсия, миелопатия, олигофрения, гидроцефальный синдром, детский церебральный паралич, невропатия. Поэтому классификация данного заболевания весьма обширна.
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ РЕЗИДУАЛЬНЫЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ
Нужно знать, что энцефалопатия может быть врожденной или приобретенной. Это классификация связана с тем, что причины и особенности повреждения мозга, полученные во взрослом возрасте и в перинатальный период, абсолютно различны.
Повреждение головного мозга, полученное в результате заболевания, и называют резидуальной энцефалопатией.
Эта болезнь может быть спровоцирована воспалительными процессами, инфекциями, черепно-мозговыми травмами, нарушением кровообращения в организме человека, особенно в его мозге. Данный вид энцефалопатии также носит название энцефаломиелопатии. Несмотря на то, что в Международной классификации болезней 10-го пересмотра данного термина нет, в неврологии его используют, начиная с 1960 года.
Чаще всего резидуальная энцефалопатия наблюдается после перинатальной формы этого заболевания, которая возникает во время беременности или родов и в первые недели жизни малыша. Если имеет место не слишком сильное поражение головного мозга и своевременно назначено адекватное лечение, то чаще всего удается восстановить все функции полностью. Однако иногда наблюдаются нарушения структуры, которые никоим образом не проявляют себя в течение довольно длительного времени.
СИМПТОМЫ
Иногда признаки данного заболевания появляются без связи с повреждающим фактором. В отдельных ситуациях такую картину связывают с незамеченными своевременно травмами головы, которые не имели явной клинической картины, однако впоследствии привели к нарушению мозговых функций. Причем они могли проявить себя в результате влияния других факторов.
Кроме того, в отдельных ситуациях медицинские работники склонны утверждать, что у ребенка наблюдается перинатальная энцефалопатия, которая никак не проявила себя в период новорожденности. Особенно весомым этот факт является в том случае, если ребенок находится в группе риска – это относится к крупным детям, которые родились с весом более 4 кг, и к недоношенным малышам, с небольшой массой тела.
Необходимо отметить, что резидуальная энцефалопатия, как и множество других нарушений функций мозга, обладает большим количеством проявлений. Для нее характерны такие неврологические признаки: вялость, постоянные мигрени, парезы, обмороки, рефлекторно-пирамидная дефицитность, вегетососудистая дистония, а иногда и психологические расстройства. Кроме того, данная форма заболевания может сопровождаться нарушениями двигательных функций, памяти, тошнотой, рвотой, которая не приносит облегчения, изменением эмоционального состояния, и другими симптомами неврологической патологии.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Диагноз «резидуальная энцефалопатия» может поставить врач-невролог. Основанием для этого должен стать непосредственный осмотр пациента. После того как определены основные симптомы, может понадобиться использование дополнительных методов обследования. Для диагностирования данного заболевания нередко применяют рентген, электроэнцефалографию, реовазографию.
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Метод лечения данного заболевания выбирают исходя из причины, которая его вызвала. Чаще всего назначают симптоматические лекарственные препараты, которые помогают улучшить мозговое кровообращение. Кроме того, нередко выписывают необходимые витаминные комплексы.
Также в зависимости от симптомов могут назначатьсяРезидуальная энцефалопатия
медикаментозные средства, имеющие мочегонное или противосудорожное действие. При наличии рефлекторной и нервной возбудимости и легких проявлений нарушения двигательной активности используют сеансы детского массажа, педагогическую коррекцию, курсы фитотерапии, комплекс лечебной физкультуры и различные физиотерапевтические методы.
Стоит отметить, что пациентам с таким диагнозом очень полезны прогулки на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, полноценный отдых и сон.
Что касается сопутствующих методов лечения, то в данном случае используются всевозможные народные средства, которые помогают облегчить протекание этого заболевания. К примеру, очень широкое распространение получил особенный травяной бальзам. Данное средство помогает уменьшить головокружения, улучшить кровообращение, очистить сосуды головного мозга.
Чтобы приготовить этот бальзам, нужно сделать три настойки. Чтобы получить настойку красного клевера, нужно взять 45 грамм цветков этого растения и залить 500 мл 40 % спирта. Для приготовления настойки из кавказской диоскореи, необходимо взять 55 грамм корней этого растения и добавить пол-литра 40 % спирта. И, наконец, настойка прополиса – для ее приготовления нужно взять 100 грамм прополиса и добавить к ней литр 70 % спирта. Чтобы приготовить травяной бальзам, нужно взять все три настойки и соединить их в одинаковых пропорциях.
Для улучшения своего состояния бальзам нужно принимать по чайной ложке, разбавляя в 50 граммах воды, три раза в день. Делать это нужно после еды. Данный курс необходимо продолжать в течение двух месяцев, после чего следует сделать перерыв на две недели. При комплексном лечении и адекватном подходе заболевание можно полностью излечить – вероятность успешного результата составляет 20-30 %.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Несвоевременно поставленный диагноз и отсутствие адекватного лечения могут стать причиной развития достаточно серьезных осложнений. К ним можно отнести гидроцефальный синдром, вегетососудистую дистонию, остаточную дисфункцию мозга. Самыми тяжелыми последствиями резидуальной энцефалопатии называют церебральный паралич и эпилепсию.
Резидуальная энцефалопатия заслуженно считается одним из очень сложных и опасных заболеваний, ведь нередко она становится причиной достаточно серьезных осложнений. Чтобы избежать появления негативных последствий для здоровья, необходимо при первых же признаках данного заболевания обратиться к врачу. Только грамотный специалист сумеет на основе имеющихся симптомов поставить правильный диагноз и подобрать подходящую терапию. Благодаря комплексному подходу в лечении резидуальной энцефалопатии шансы на полное выздоровление многократно возрастают. Поэтому ни в коем случае не откладывайте визит к врачу, помните, что ваше здоровье – в ваших руках.

Особенности детей с диагнозом резидуальная энцефалопатия головного мозга.

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.

При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации «внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии «релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка), то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг «отключается” и «отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может «отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, «дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

    1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

    2. Исключительно эффективными оказываются как общие прин­ципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей обла­сти знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный «образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

    3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, раз­вивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, офор­мления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лиш­него, незначащего, отвлекающего.

    4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать «учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

    5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правиль­но сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают (Опыт игрового обучения со специальной разработкой уроков так имеется в школе № 558 Санкт-Петербурга.)

Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

6. Если учитель видит, что ребенок «выключился”, сидит с отсутвующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что), даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. «информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого — педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная «цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят «отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда «мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *