Режим ребенка 2 года

Время для отдыха

Педиатры считают, что в 2 года ребенок должен спать один раз в день. Продолжительность дневного отдыха составляет 2-3 часа, ночного – 10. В общей сложности в сутки кроха должен тратить на сон около 13 часов. Однако в каждом конкретном случае эти цифры могут отличаться от нормы. К примеру, если малыш болен или находится в процессе выздоровления, его сон может быть длиннее за счет разбивки дневного отдыха на две части. Следует учитывать, что ребенок хорошо себя чувствует в процессе бодрствования только если промежуток между отдыхом не более 6-6,5 часов.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: сколько должен спать днём при хорошем режиме ребенок в 6 месяцев?

Чтобы определить время, в которое дочь или сына пора укладывать в постель, необходимо проследить за его поведением. В тот момент, когда малыш нуждается в отдыхе, он станет вести себя по-другому. Некоторые дети устав, начинают капризничать, хныкать, раздражаться. Другие же становятся чересчур возбужденными – начинают бегать по квартире, громко смеяться, придумывать активные игры, остановить их в этот момент довольно сложно. Как правило, период активности заканчивается быстро, за ним следует спад. Ребенок резко становится плаксивым, вялым, подавленным.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка различать цвета в 2-3 года?

Многие родители замечают, что малыш дольше спит зимой, а летом – меньше. Эта особенность присуща некоторым людям, жизненный цикл которых связан со светлым временем суток. Также ребенок может дольше спать после утомительного вечера – празднования дня рождения, посещения кукольного театра или длительной поездки. Важно учитывать эти нюансы при планировании времени сна.

Для грамотного составления графика отдыха и бодрствования нужно руководствоваться не только возрастными нормами, но и индивидуальными склонностями ребенка. Зато после периода адаптации и привыкания к режиму кроха станет легче и быстрее засыпать в отведенное время. Строгое следование графику позволит маме планировать выполнение собственных задач, пока малыш прогнозировано будет спать.

Секреты крепкого сна

В 2 года ребенок переживает своеобразный переходной период, время его сна сокращается, а время бодрствования увеличивается. Некоторым родителям трудно придерживаться запланированного графика, потому что сын или дочь плохо засыпает днем. Зачастую мама тратит на укладывание крохи два-три часа, если он и засыпает, то лишь к концу этого периода. Такой временной сдвиг в распорядке сводит на нет все расписание, в результате придерживаться режима не получается. Мы дадим несколько советов родителям, которые попали в подобную ситуацию:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь маленький ребенок в 2 года 3 месяца?

  • Перед сном нужно хорошо проветрить помещение и проконтролировать, чтобы температура воздуха не превышала 20 С.
  • Начинать готовить малыша ко сну нужно за час до назначенного времени – предложить ему поиграть в спокойные игры, снизить активность.

  • Можно попробовать увеличить время между обедом и сном – слишком плотная трапеза плохо сказывается на качестве сна.
  • Хорошим способом для подготовки ребенка к дневному отдыху станет создание некоего ритуала. Нужно каждый день перед укладыванием в постель производить одни и те же действия, которые будут успокаивать ребенка и помогать настроиться на сон. Например, дочке можно предложить уложить спать любимую игрушку – куклу или мягкого зайца. Вместе с сыном поставить машинку в гараж, затем почитать маленькому слушателю книгу.
  • Если малыш пойдет в ясли, там он наверняка научится спать вместе с одногруппниками. Любого 2-летнего ребенка легче всего уложить в кровать, если в соседних постелях засыпают его сверстники.
  • Очень важно запланировать время для отдыха до начала изменения поведения малыша, чтобы он не успел переутомиться. Если же в момент укладывания в кровать ребенок спокоен, бодр, долго не засыпает, возможно, стоит перенести время сна чуть вперед.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованное развитие ребенка к 2 годам

Не нужно опускать руки и отчаиваться, если малыш категорически отказывается спать. Через время при определенных усилиях со стороны родителей график отдыха наладится, кроха будет засыпать в своей кроватке.

Организация досуга

Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы его деятельность не мешала окружающим и способствовала плавному переходу от бодрствования ко сну. Желательно заранее продумать занятия малыша, чтобы активная фаза приходилась на светлое время суток, а спокойное времяпровождение предшествовало вечернему отдыху.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей 2-3 лет на каждый день

Во время прогулки нужно стараться дать дочке или сыну возможность потратить часть накопившейся энергии и стимулировать его к активным играм. Дома перед обедом немного успокоить ребенка, например, попросив его подготовить место для еды. Пусть мама вместе с малышом расставит игрушки по местам, чтобы он впоследствии научился убирать за собой самостоятельно. Точно так же желательно выделить время перед вечерним сном на уборку игрушек. Таким образом, можно убить двух зайцев – привести игровое пространство в порядок и «приглушить» активность ребенка перед ночью.

После дневного отдыха малыш обычно находится в спокойном состоянии, период активности наступает чуть позже. В это время лучше предложить ему позаниматься творчеством, либо собрать конструктор, пазлы, почитать ему стихи или сказку. Через час-полтора можно отправиться на прогулку, если выход на улицу запланирован.

Несколько советов родителям по оптимизации дневных занятий

Каждый ребенок имеет собственные предпочтения и их стоит учитывать при организации его досуга. Однако важно придерживаться основных принципов:

ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов

  • Если родители купили новую игрушку, желательно давать ее маленькому непоседе с утра. Иначе он не успеет наиграться и не захочет вовремя ложиться спать. Если же кроха посещает ясли, желательно дарить ее в выходной день, чтобы у малыша было достаточно времени для игры.
  • Вечером, когда дома собираются взрослые члены семьи, у мамы остается меньше времени для младшего. Если удовлетворить его потребность в движении днем, кроха может провести вечер в спокойных играх. В крайнем случае, в этот период можно позволить ребенку посмотреть мультфильмы, если родители разрешают отпрыску время от времени сидеть перед телеэкраном.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к детскому саду: советы Комаровского

  • Нужно стараться предлагать малышу разноплановые занятия, чтобы время от времени переключать его внимание. Двухлетний кроха еще не может играть самостоятельно больше получаса, поэтому нужно вовремя «подбрасывать» ему новые идеи для игр.
  • Если малыш посещает ясли, режим дня на выходных должен быть примерно таким же, как в саду. То есть, прогулки и дневной сон желательно запланировать на то же время, что и в яслях. Тогда кроха не окажется в стрессовой ситуации и легко заснет в положенное время.

Если выполнять предписанный режим не получается, стоит попытаться внести в него изменения. Быть может, маленькому человеку не подходит подобный график, его нужно просто немного оптимизировать.

Режим питания

Для того чтобы правильно составить график питания ребенка, следует исходить из того, что в 2 года малыш должен получать пищу 4-5 раз в день (рекомендуем прочитать: завтрак для ребенка 2-х лет). В нашем графике это завтрак обед, полдник и ужин. Если малыш еще кушает ночью, сейчас наступает тот период, когда уже можно отучать его от этой привычки. Первое время следует сглаживать отсутствие ночных кормлений с помощью второго ужина – давать на ночь выпить молока или съесть йогурт:

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что приготовить ребенку 2 года – простые и вкусные рецепты

  • Завтрак – наиболее важная трапеза, поскольку малышу нужно продержаться после него до обеда, избегая перекусов. Первый прием пищи возможен через час-полтора после пробуждения. Он должен включать в себя углеводы, белки и клетчатку. Подойдет каша, вареное яйцо, тосты с чаем.
  • Обед нужно планировать приблизительно за час до дневного отдыха. Во второй прием пищи ребенок должен съесть суп, мясное или рыбное блюдо, а также гарнир.
  • Полдник должен быть после дневного сна. В это время дня не стоит кормить малыша тяжелой пищей, пусть это будет легкий перекус. Задача этого приема пищи – помочь малышу продержаться до ужина, который будет более калорийным. Творог с фруктами, сухая галета, баночка йогурта или банан вполне подойдут для полдника.
  • Ужин желательно предлагать малышу, когда он проголодается, чтобы хорошо поесть перед длительным ночным отдыхом. Это может быть каша, картофельное пюре, тушеные овощи.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какой ужин приготовить ребенку в 2 года?

Питание двухлетнего малыша может иметь индивидуальные особенности. Некоторые дети не съедают всю порцию и часто оставляют на тарелке гарнир или рыбу. Не стоит заставлять малыша доедать все, а лучше присмотреться к нему. Если ребенок выглядит здоровым, ведет себя активно – ему вполне хватает съеденной порции. Не позволяйте есть между приемами пищи печенье, конфеты, тогда ребенок успеет проголодаться и есть шанс, что он съест из тарелки все.

Примерное меню ребенка 2 лет

Таблица суточного рациона:

Завтрак Паровой омлет (60 г) Молочная каша – гречневая, рисовая (150 г) Сок или чай (150 мл)
Обед Суп на овощном бульоне (100 мл) Вермишель, тефтели (70 г) Салат из сезонных овощей (50 г) Компот (100 мл)
Полдник Йогурт (100 мл) Печенье или булочка (50 г) Фрукты (150 г)
Ужин Пюре из картофеля (100 г) Свежие или тушеные овощи (100 г) Молоко (100 мл)

В этой таблице представлено примерное меню, которое подходит для питания двухлетнего малыша. Мама может составлять рацион, ориентируясь на предпочтения ребенка. Важно, чтобы меню содержало:

  • овощи и фрукты;
  • молочные продукты;
  • злаки;
  • мясо, рыбу.

Режим дня 2-летнего малыша должен быть составлен любящими родителями. Важно соблюдать баланс между рекомендациями специалистов и желаниями ребенка. Не стоит постоянно заставлять кроху делать то, что он не любит, лучше попытаться максимально подстроиться по него. Тогда распорядок дня будет реализован на сто процентов, а малыш станет выполнять все запланированное с удовольствием.

Идеальный распорядок дня для ребенка в 2 года

Для полноценного развития малышу необходим грамотно составленный распорядок дня. Он должен включать в себя регулярные прогулки и занятия, игры и прием пищи в определенное время. Кроме того, режим дня ребенка в 2 года по-прежнему подразумевает дневной отдых и сон не менее 13 часов в сутки. Придерживаясь определенных правил, родители могут правильно организовать все процессы в течение дня, создав дома лучшие условия для воспитания своего малыша.

Если семья планирует отдать подрастающее чадо в детский сад после окончания маминого отпуска по уходу за ребенком, то следует заранее приучить его к режиму, близкому к тому, что соблюдается в дошкольном учреждении. Для этого будет необходимо обратиться за консультацией к воспитателю: когда начинается завтрак? сколько по времени занимают занятия, прогулка? во сколько дети принимают пищу и ложатся спать? сколько по времени занимает дневной сон? какие блюда готовят на кухне?

Обязательный период подготовки необходим для лучшей адаптации к условиям детского сада.

Дневной сон ребенка — залог крепкой нервной системы его родителей

Уложить спать спокойного карапуза после вкусного обеда несложно, а вот, чтобы усыпить днем гиперактивного ребенка — придется постараться. Иногда родители отказываются от дневного отдыха, из-за сложностей с укладыванием или из-за того, что качество ночного сна с дополнительным периодом днем заметно ухудшается.

Все же педиатры настойчиво советуют укладывать малыша спать на 2—2,5 часа в светлое время суток, чтобы он мог восстановить силы и, что не менее важно, усвоить накопленный в первой половине дня опыт. Дело в том, что именно во сне сознание разгружается от информации, полученной в период бодрствования. В этом возрасте ребенок активно познает мир, ежечасно получая новые сведения об устройстве мира. Короткий сон днем и длительный ночью помогают ему избежать нервного переутомления, повышают его познавательную активность и позволяют эффективно усваивать новую информацию.

Если возникают трудности с укладыванием чада в кровать, когда светло, прислушайтесь к следующим советами.

Поднимать малыша с кровати утром следует раньше, в 6—7 ч утра. При этом запланировать дневной сон нужно не более чем через 6—6,5 ч после подъема.

Укладыванию в постель должна предшествовать длительная прогулка на свежем воздухе в течение 2—2,5 ч и обед. Некоторые дети плохо засыпают после еды, поэтому часы дневного сна лучше перенести на 30—40 минут позже (или выбрать другое время, которое в лучшей степени подходит малышу).

В первые несколько дней привыкания к новому распорядку дня ребенка не следует перекармливать, пусть самой плотной трапезой будет обед перед дневным сном. Если кроха хорошо проголодается во время утренней прогулки, он с большей долей вероятности уснет дома в скором времени после приема пищи.

Нужно отслеживать состояние чада во время дневных занятий. Если он начнет капризничать, устанет, начнет потирать глазки, зевать, раздражаться, станет вялым, значит, ему нужно незамедлительно отправиться в кровать. Большой ошибкой будет в это время торопить его умыться перед сном, попросить прибрать игрушки и т.д. Несколько минут пройдет, и ребенок может отказаться идти спать (фаза торможения сменится возбуждением).

Отходу ко сну в дневное время должны предшествовать размеренные занятия, во время которых карапуз расслабится и успокоится. Будет ошибкой разрешить ему бегать и прыгать, играть в другие активные игры дома после прогулки, так как от этого могут устать только родители, малыш же быстро восстановится и перевозбудится. Обстановка дома должна быть умиротворяющей и располагать к отдыху.

Перед тем, как укладывать чадо в кровать, желательно проветрить спальню (не только днем, но и перед вечерним отходом ко сну). Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Чем больше будет показывать термометр, тем дольше будет засыпать малыш. Неправильный температурный режим часто становится причиной и тяжелого пробуждения, капризов, плохого настроения после «отдыха».

Если ребенок в какой-то период начнет отказываться от дневного сна («я узе босооооой!»), родителям не стоит поддаваться на провокации. В это время малыш может просто проверять границы дозволенного. Нужно поговорить с ребенком, объяснить ему пользу отдыха («мальчики становятся сильнее», «девочки после сна еще красивее»). Кроме того, возрастает роль традиционных ритуалов перед укладыванием в постель.

Как настроить малыша на соблюдение режима дня

Сложно представить себе ситуацию, в которой пришла пора заниматься активными играми, а ребенок отказывается (возможно, если он болеет). Но зато легко представить себе моменты в течение дня, когда нужно идти купаться, кушать или ложиться спать, а малыш не хочет отрываться от игрушек.

Самый быстрый и при этом травматичный для психики ребенка вариант — заставить его выполнять указание взрослых против его воли. Другой плохой вариант — проигнорировать распорядок дня и делать так, как хочет ребенок. Гораздо лучше увлечь малыша чем-то, что ему нравится. Поможет родителям в такой ситуации соблюдение ритуалов, которые предшествуют тому или иному действию и доставляют удовольствие крохе. Например, считалочки, песенки, чтение книжки или игра. Теплые объятия и разговор с мамой у нее на коленях — тоже прекрасный вариант.

Совет
Используйте несложные ритуалы-действия. Это может быть колыбельная с поцелуем на ночь, «походка пингвина» из детской в столовую на обед или прыжки лягушкой в ванную комнату для умывания и т.д. Чем проще и интереснее будут действия, тем лучше.

Другим помощником родителям в соблюдении режима станут привычка и природа. Достаточно нескольких повторений для того, чтобы привыкнуть к нововведению. 3 недели однообразных действий уже формируют потребность. Так желудочный сок начинает вырабатываться по часам, ко времени приема пищи, организм привыкает самостоятельно просыпаться и засыпать в определенное время и т.д.

Сколько спать? Сколько раз есть? Когда купаться и гулять?

Стандартный распорядок дня двухлетнего ребенка включает в себя:

  • ранний подъем, гигиенические процедуры,
  • утреннюю гимнастику,
  • 5-разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин),
  • одну или две прогулки на свежем воздухе в зависимости от времени года,
  • игры и занимательные занятия в течение дня,
  • купание перед сном,
  • дневной и ночной отдых (в совокупности около 13 часов в сутки).

Если ребенок не спит днем, тогда он должен спать ночью все 12—13 часов. Сон при этом должен быть спокойным и проходить без пробуждений. Малыш не должен просыпаться для того, чтобы поесть (даже если он продолжает получать грудное вскармливание), попроситься на руки и т.д. Если же карапуз отлично спит в светлое время суток, то его сон днем не должен быть дольше 2,5 часов. Ночью он проспит, соответственно, меньше.

Приведенный перечень родители должны адаптировать под запросы своего 2-годовалого ребенка, времени года и климатические условия, состояние его здоровья, рекомендации наблюдающего педиатра, режим занятости родителей. К примеру, если отец возвращается с работы в 21.00, то отход ко сну допустимо отложить на один час, и утром встать на час позже.

Примерный режим дня (таблица):

1 график 2 график Действие
07.00 08.00 Подъем
07.00 08.00 Утренние гигиенические процедуры, зарядка
07.30 08.30 Завтрак
08.00 09.00 Развивающие занятия и игры
9.00 10.00 Прогулка
10.30 11.30 Игры
12.00 13.00 Обед
12.30 13.30 Подготовка к дневному сну
13.00 14.00 Сон
14.00 15.00 Развивающие занятия / игры
15.30 16.30 Перекус (полдник)
16.00 17.00 Прогулка
18.00 19.00 Ужин
18.30 19.30 Развивающие занятия и игры
20.00 21.00 Вечерние гигиенические процедуры, ритуал отхода ко сну
21.00 22.00 Сон

Что касается прогулки на свежем воздухе, то ее педиатры считают одной из необходимых составляющих режима дня для карапуза этого возраста. Если позволяет погода, то гулять лучше два раза в день по 1—2 часа. Если же ветер или мороз, то время пребывания вне дома сокращается до приемлемого. Доктор Е.О. Комаровский, к примеру, считает, что проводить время на улице необходимо при любой погоде, если только у ребенка нет высокой температуры во время болезни.

Водные процедуры традиционно малыш принимает утром после сна (умывает лицо и руки) и в течение дня «по мере загрязнения». Ежедневное купание вечером в значительной степени способствует крепкому ночному сну.

Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?

Для двухгодовалого малыша игры — это самая важная часть его занятости в течение дня. Их нельзя целиком заменить на развивающие занятия с книгами, тетрадями и карточками. Карапуз должен активно двигаться, бегать, прыгать, использовать для своих забав разнообразные предметы и игрушки.

Отлично, если в его комнате есть шведская стенка с мягкими матами, батут и спортивный инвентарь. Доказано, что дети, увлеченные разнообразными видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. В тоже время, если малыш не проявляет особого интереса к динамичной двигательной активности, спокоен и предпочитает собрать конструктор, чем поиграть в хоккей, ему будет полезен массаж.

Процедуру массажа, как и раньше, могут выполнять сами родители, применяя такие несложные приемы, как поглаживание, растирание, разминание, а также легкие поколачивающие движения. Техника массажа для ребенка должна быть щадящей, нельзя применять силу. Все прикосновения — легкие и упругие.

Приобщение к занятиям физической культурой в 2—2,5 года по-прежнему должно носить игровую форму. Гимнастика по утрам состоит из нескольких упражнений на все группы мышц и связок. Это могут быть задания:

  • изобразить, как ветер качает деревья, как растут помидоры (из земли прорастает семечко, набирает силу, потом дает ветки, потом тяжелые плоды, томаты вызревают и лопаются);
  • показать руками ножницы или как дровосек пилит дерево;
  • «накачать воздухом» папу, изображая насос (при этом карапуз старательно наклоняется вниз, «надавливая на ручку насоса». Отец «наполняется воздухом» и «лопается» к восторгу малыша или «сдувается»;
  • попрыгать как лягушка или зайчик и т.д.

Важно, чтобы все занятия доставляли карапузу настоящее удовольствие и поощряли его познавательную активность. Увлекаться просмотром мультфильмов не полезно, учить ребенка писать и читать еще рано, но зато будут полезны игры на развитие мелкой и крупной моторики.

В целом режим ребенка в 2 года — это полезное и для развития ребенка, и для нервов родителей условие. Режим одинаково необходим и в дошкольном учреждении, и дома. И, если малыш в это время уже посещает детский садик, то в выходные дни взрослые должны также помогать ему соблюдать предписания: вовремя кушать, гулять и ложиться днем спать.

Появление ребенка в семье – это не только радостное и волнующее событие, но и нарушение привычного образа жизни родителей. Редко бывает, чтобы малыш в первые месяцы жизни быстро привык к определенному режиму, но график дня двухлетнего ребенка, как правило, уже выработан и позволяет маме более-менее точно спланировать свой день.

Дети после первого года жизни охотнее выдерживают определенный режим дня, что позволяет лучше подготовить малыша к саду и сформировать у него ряд привычек, которые позволят облегчить воспитание и приучить чадо к послушанию. Придерживаясь определенного расписания, родители могут приучить малыша вовремя есть и укладываться спать без долгих капризов, так как он сам станет считать это нормой. Несмотря на то, что в каждой семье свои привычки и порядки, специалистами выработан примерный режим, который наиболее оптимально подходит для физического и психологического развития.

Важно помнить, что чем позитивнее будет преподноситься каждое действие, тем скорее и с большим удовольствием малыш втянется в процесс. Для каждого этапа можно подобрать разные стишки и даже игры, которые позволят заинтересовать ребенка в происходящем.

Прогулка и игры

После завтрака можно заняться творчеством, развивающими играми или пойти на прогулку, если позволяет погода и самочувствие. Если ребенка приучать к тому, что в первой половине дня нужно заниматься счетом, чтением и рисованием, потом ему будет проще адаптироваться к режиму дня в садике и школе. После первого года жизни с ребенком можно заниматься разными развивающими играми, понемногу начинать аппликацию, можно попробовать заинтересовать его изучением цветов и форм. Время на улице можно посвятить не только активным играм, но и получение первых навыков общения с чужими детьми. Для летнего периода лучше выбирать активные, подвижные игры, но независимо от времени года на улице в этом возрасте активность стоит поощрять.

Если ребенок просит есть между завтраком и обедом, постарайтесь обойтись небольшим количеством сока или легких фруктов или овощей. Не нужно перебивать аппетит незадолго до обеда, но не стоит отказывать ребенку в нужных ему калориях, если это не откровенная попытка выпросить что-то вкусное.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12—13 часов, из них ночью 10—11 и среди дня 2,5—l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5—5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2—2,5 часов.

Другие — бодрствуют 6—6,5 и спят днем всего лишь 1,5— 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),— это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30—40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное — изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2—3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5—2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно — вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д .). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2—3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30— 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30—40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

Пробуждение, утренний туалет — 7.00
Завтрак — 8.00
Первая прогулка — 9.30—11.30
Обед — 12.00
Дневной сон — 13.15—15.30
Полдник — 16.00
Вторая прогулка — 17.00—19.00
Ужин — 19.30
Ночной сон — 21.00— 7.00

Режим дня ребенка в 2 года

Определенный график последовательно чередующихся событий дня в жизни малыша – это залог его здоровья и правильного воспитания. Начиная с годового юбилея, распорядок должен меняться ежегодно до трех лет. Это связано с важными положениями, касающимися сна, кормления, гуляний с ребенком, которые должны соответствовать его возрастающим потребностям.

Необходимо тщательно продумать такое расписание, учитывая следующие моменты:

  1. Изменения суточного режима должны вводиться постепенно, не вызывать негативных реакций у детей и совпадать с их настоящими нуждами;
  2. В расчет всегда должны браться физиологические и психологические особенности и состояние здоровья.

Оптимально составленный распорядок дня двухлетнего ребенка позволяет научить детей организованности, порядку, достаточно быстро адаптирует их к условиям дошкольного учреждения, кроме того, его введение облегчает жизнь всей семьи.

Когда правила не соблюдаются, могут возникнуть многие проблемы – родителям приходится прикладывать максимум усилий, чтобы приучить к личным, гигиеническим процедурам, нервно-психическая деятельность маленького человека может отставать в развитии. У такого ребенка довольно часто случаются перепады настроения, он плаксив, истеричен, поскольку быстро утомляется и недосыпает. Вот почему психологи и детские врачи настоятельно советуют устанавливать режим по часам, подходящий под нужды малыша. Примерную таблицу вы можете увидеть ниже, а потом внести корректировки под семейные предпочтения.

Особенностью возраста является повышенная подвижность, наряду с недостаточной координацией движений – на этот аспект родителям стоит обратить внимание и для улучшения функции выполнять с ребенком отдельные физические упражнения.

Сон двухлетнего малыша

В возрасте двух лет, по мнению педиатров, ребенок должен спать в ночное время до 10 часов, и один раз укладываться для дневного отдыха. Всего на сон он должен тратить примерно 13 часов, но не стоит буквально выполнять такие рекомендации, потому что одному малышу может потребоваться больше, а другому меньше времени для восстановления сил после активного бодрствования. Если кроха заболел, в постели он может проводить гораздо больше времени, но при хорошем самочувствии способен проводить в бодром состоянии более шести часов.

Постоянное наблюдение за поведением сына или дочери позволит понять, когда карапуз недомогает – обычно, в такой ситуации ребенок может капризничать, плакать, вести себя неадекватно. Существуют и другие признаки того, что малыш устал или плохо себя чувствует – об этом может говорить повышенная возбужденность и гиперактивность, которую бывает крайне трудно пресечь.

Тревожным симптомом для матери и отца должны стать отклонения от нормы более чем на два часа, до этой границы можно считать укороченный или более продолжительный сон физиологической особенностью. Подтвердить это сможет хороший аппетит, интерес к играм и обучению, жизнерадостность, хорошее настроение ребенка. У таких детей ночной сон крепкий и беспрерывный, а днем, утомившись, малыш без понуканий отправляется в кроватку и быстро засыпает.

Нарушения нормального сна очень часто происходят по вине родителей, которые не выполняют элементарных требований по созданию максимально комфортных условий для отдыха своего малютки:

  • ежедневное укладывание в одни и те же часы;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • спокойная атмосфера в доме;
  • активное времяпровождение во время бодрствования, которое должно быть заранее спланировано взрослыми.

Кроме того, иногда малыш не хочет ложиться спать, поскольку его оторвали от любимого занятия, он боится темноты, еще не устал или попросту не понимает, почему его заставляют идти в кровать, когда взрослые продолжают заниматься своими делами. В некоторых случаях протест означает попытку ребенка манипулировать родителями, и нужно уметь отличать такие признаки от обычного детского упрямства и простого нежелания.

Психологи рекомендуют укладывать кроху, как только замечены первые признаки усталости, выражающиеся в сосании пальцев, зевоте, вялости, замедленных действиях, иногда в повышенной раздражительности.

Организовывая нормальный сон малыша, родители должны быть в курсе, что существуют некоторые нюансы даже при правильно установленном распорядке. В летнее время практически все дети спят меньше и могут вставать раньше, чем в зимний период. Также повлиять на качество отдыха может сильное утомление или перевозбуждение – длительная поездка, посещение гостей, театра, празднование дня рождения домочадца.

Режим и рацион питания

В два года дети питаются 4-5 раз в день, малыши на грудном вскармливании все еще могут просить грудь в ночное время, но случается это все реже или в силу привычки держать во рту мамину грудь. В этом возрасте их уже можно смело отучать от этого.

Режим дня ребенка в 2 года предусматривает такие приемы пищи, как завтрак, полдник, обед и ужин, в общем, все как у взрослых:

  1. Завтракать кроха может через полтора часа после пробуждения, утренние блюда должны быть полезными и сытными, включать все важные компоненты – белки, углеводы, пищевые волокна, улучшающие работу пищеварительной системы и предупреждающие расстройство кишечника. Лучшее решение – сухарики с чаем, омлет или вареные яйца, каша на молоке или воде. Желательно, чтобы до обеда ребенок как можно меньше перекусывал, можно дать ему попить сока или водички.
  2. На обед, обычно, готовят суп на овощном или мясном бульоне, мясо или рыбу, гарнир из тушеных, вареных овощей. Необходимо правильно спланировать время обеда, так как, спустя час, в большинстве случаев, следует дневной отдых ребенка.
  3. Во время полдника не рекомендуется кормить малыша трудноусвояемой пищей, еда должна быть легкой, поскольку уже через пару часов предстоит сытный ужин. Можно использовать натуральный йогурт, творожок с кусочками фруктов, сухое печенье со стаканом кефира.
  4. Ко времени ужина дети успевают проголодаться, и должны покушать плотно. Мама может предложить ребенку пюре из картофеля, кашу, запеченные или тушеные овощи.

Некоторые дети, как груднички, так и малыши на искусственном вскармливании, могут не съедать даваемые им порции – если нет признаков плохого самочувствия, скорее всего, им требуется меньшее количество пищи, но порою это связано с тем, что родители позволяют ребенку есть в перерывах между кормлениями, это и становится причиной недоедания.

Особенно вредны для малышей конфеты, шоколад, пирожные, которые им в этом возрасте противопоказаны.

Конечно, детский рацион должен быть составлен с учетом вкусовых пристрастий крохи, но в него в обязательном порядке должны входить крупы, молочные и кисломолочные изделия, фрукты, ягоды и овощи, рыбная и мясная продукция.

Детская физкультура и активные прогулки

В два года кроха умеет самостоятельно наклоняться, приседать и ходить. Хорошо понимает, что от него требуется, если мама с папой его о чем-нибудь попросят. Он уже пользуется кружкой, ложкой, не забывает проситься на горшок, умеет самостоятельно надевать и снимать верхнюю одежду, рубашки, майки.

Ежедневная гимнастика поможет малышу быстрее расти, развивать мышечную силу, ловкость, становиться более выносливым, долго сохранять бодрость. Физические упражнения для достижения этой цели весьма просты и незатейливы, несмотря на огромную пользу, которую они приносят:

  • малыш может бросать и ловить мяч, подбрасывать его ручками, пинать, толкать;
  • делать упражнение «велосипед», лежа на спинке;
  • ходить, высоко поднимая коленки, прыгать, танцевать, приседать и наклоняться под ритмичную музыку;
  • ходить по комнате «гусиными» шажками.

Для развития равновесия карапузу можно предложить пройти по узкой дощечке, полосе плотного картона или между расположенными параллельно веревочками. Чтобы дети приобрели правильную походку и потренировали мускулатуру ног, им необходима ходьба с препятствиями, для этого на пол кладут игрушки, невысокие коробки и другие предметы, а кроха переступает через них. В двухлетнем возрасте малышам полезно ходить на четвереньках, собирать кубики, наклоняясь к каждому из них. Им уже можно играть в футбол – катать мяч ногами, это, помимо укрепления мышц, развивает их координацию.

Очень важно гулять с малышом ежедневно по несколько часов, даже если на улице прохладно или идет небольшой дождь. Как говорится, нет плохой погоды, была бы подходящая одежда, а в отношении ребенка, это необходимое условие. Это не значит, что его нужно сильно укутывать – вспотев, он быстрее простудится, достаточно позаботиться о нескольких слоях одежды из разных натуральных материалов. При серьезной непогоде, конечно, не стоит насильно тащить ребенка гулять — можно подышать свежим воздухом на балконе или просто проветрить комнату.

Необходимо, чтобы у ребенка не мерзли ручки и ножки, в доме обязательно должна быть сменная обувь, которую нужно просушивать каждый раз после прогулок во время ненастной погоды. Если на улице холодно, допускается гулять один раз в день, в утреннее время. Прогулки должны быть активными, теперь движение – неотъемлемая часть жизни ребенка, поэтому на свежем воздухе он должен двигаться.

Часы бодрствования у малыша в двухлетнем возрасте становятся все более активными, поэтому ежедневная личная гигиена ему необходима. Она заключается в регулярном умывании, подмывании и купании, чистке зубов, остригании ногтей, которые могут быть рассадником болезнетворных микроорганизмов, если малютка часто играет в песочнице. Кое-что ребенок уже может делать самостоятельно, а в остальном уход за ним остается в обязанностях родителей.

Игры-уроки для всестороннего развития

Произношение и запоминание самых простых слов малыш уже постиг и продолжает совершенствовать свои речевые навыки, теперь его речь состоит из многословных фраз и предложений. Словарный запас его и так уже не мал – у разных детей он может быть от 50 до 300 слов, но есть феномены, которые знают уже около полутора тысяч слов. Если в данный момент родители будут много общаться с малюткой, читать ему прозу, стихотворения, обсуждать разные события, лексикон его может значительно расшириться.

Интеллектуальному развитию будут способствовать следующие занятия:

  • игра с конструктором, пазлами, кубиками, мозаиками, сборка пирамидок;
  • рисование и закрашивание простых картинок, создание собственных полотен с помощью мелков, пальчиковых и обыкновенных красок на бумаге;
  • уроки музыки и пения;
  • лепка из пластилина, полимерной глины, обычного теста.

Просто веселые интересные игры также нужны ребенку, ведь они будят его фантазию, заставляют подражать взрослым и копировать их манеру поведения, получать навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. Это ролевые игры с куклами, пупсами, машинками, создание собственных декораций для проигрывания житейских ситуаций, имитирование различных профессий.

Для детей этого возраста уже интересны специальные наборы – врача, продавца, строителя. Они очень серьезно, а главное забавно, вживаются в каждый образ, примеряют на себя самые разные роли и ситуации. Так малыши учатся моделировать свои действия, принимать решения, проявлять свой характер.

Режим дня ребенка в 2 года является основой для выстраивания суток пока еще маленького, но быстро взрослеющего малыша, которому, помимо позитивного настроя, игр и развлечений, нужна дисциплина, заставляющая его привыкать к нормальному ритму жизни. Очень скоро, умея организовывать свои действия, кроха безболезненно перейдет на новый и важный этап – посещение детского сада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *