Выкройки для вязания

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ

ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН

Баландина Елена Александровна

канд. техн. наук, доцент Омского государственного института

сервиса, РФ, г. Омск E-mail: balandina elena@mail.ru

HIGHLIGHTS SIMULATION PRODUCTS FROM KNITTED FABRICS

Balandina Elena

candidate of technical sciences, Associate Professor of Omsk state Institute of

service, Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье описываются проблемы и особенности проектирования трикотажной одежды, даны рекомендации по моделированию конструкций трикотажных изделий с учетом комплексного использования свойств трикотажа.

Ключевые слова: Моделирование швейных изделий; трикотажные полотна.

Keywords: simulation products; knitted fabrics.

Проживание на территории с резко-континентальным климатом всегда сказывается на гардеробе. Зимой особенно хочется тепла и уюта, и именно эти потребности в максимально эффективной форме удовлетворяет одежда из трикотажного полотна.

Трикотажная одежда не только удобна, но и практична. Благодаря особенностям свойств трикотажа модную одежду удалось сделать ярче и разнообразнее. Основными факторами, определяющими моду в трикотаже, являются переплетения и орнаменты трикотажных полотен, цвет, силуэт и форма изделий, пропорции, характер деталей и отделок.

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

Из трикотажного полотна можно изготовить практически все изделия, выпускаемые швейной промышленностью из тканей. Если учесть гигиенические свойства трикотажа — гигроскопичность, теплопроводность, несминаемость и способность выдержать продолжительную носку, не изменяя внешнего вида, — станет понятно, почему одежда из трикотажа любима потребителем.

Сегодня российский производитель должен быть в курсе всех технологических новинок, следить за направлениями моды. Именно эти аспекты влияют на создание конкурентоспособного товара. Поэтому приоритетным направлением в работе специалистов при разработке проектно-конструкторской документации для одежды различного ассортимента является внедрение новых технологий, применение прогрессивных способов проектирования с учётом последних отечественных и зарубежных достижений в области швейного производства.

Мода в трикотаже, развиваясь с учетом общего направления моды в одежде, представляет в настоящее время самостоятельный раздел моделирования и не подвержена столь частым изменениям, как в одежде в целом. Она более стабильна и вместе с тем более гибка. Если в одежде из тканей очень много значат силуэт, форма, линии (как конструктивные, так и конструктивно-декоративные, декоративные), то в трикотаже они не являются главными факторами.

Предмет профессиональной деятельности дизайнера и конструктора в области проектирования и моделирования одежды из трикотажа — это поиск, проектирование новых структур переплетений, орнаментов трикотажных полотен, колорита, деталей отделки, новых форм в одежде и воплощение их в материале, иначе — моделирование формы одежды.

Проектирование новых моделей одежды — это комплексное решение художественных, эргономических, технических, технологических, экономических и других задач в процессе разработки эскизов, макетов, чертежей, технологии изготовления образцов изделий рациональных размеров и форм в соответствии с предъявленными к ним требованиями.

Многовариантность проектных решений, разнообразие исходных материалов, частая смена моделей и ассортимента изделий требует системного подхода к выполнению проектных работ, учета комплекса физико-механических свойств трикотажного полотна, специфики функционального назначения и особенностей композиционно-конструктивного решения трикотажной одежды.

Конструкции трикотажных изделий должны быть технологичными и экономичными, т. е. обеспечивать минимальные трудовые и материальные затраты на изделие. Эскиз или образец модели является основой для определения силуэтной формы изделия, членения изделия на основные узлы и детали, установления припусков в изделии относительно размеров типовой фигуры. При членении одежды на основные узлы и детали необходимо учитывать такие неблагоприятные свойства, как распускаемость трикотажа, закручиваемость его краев и прорубаемость. Линии конструктивных членения, швы — должны быть расположены на полотне таким образом, чтобы эти свойства проявлялись в меньшей степени. Рекомендуется конструктивные и конструктивно-декоративные линии проектировать простых лекальных форм, избегать горизонтальных линий членений. В изделиях из легкопрорубаемых трикотажных полотен необходимо проектировать минимальное количество швов.

При проектировании трикотажных изделий очень важно размеры и форму будущего изделия увязать со свойствами трикотажного полотна, т. к. это способствует в дальнейшем сохранению размеров, объемов, силуэта изделия в процессе носки и созданию комфортных условий для человека.

Деформация трикотажного полотна — основное свойство, влияющее на конструкцию изделия. Конструктору необходимо выбрать такое значение величины деформации, которое бы удовлетворяло одновременно нескольким требованиям: обеспечение комфортного давления на тело человека, возможность закрепления деформаций в изделии, обеспечение максимальной износостойкости на участках, наиболее подверженных истиранию, отсутствие искажения зрительного восприятия рисунка и фактуры полотна .

Трикотажные полотна, по сравнению с тканью, имеет большую подвижность структуры, наличие подвижной петельной структуры придает полотну более высокую способность к формованию, полотно легко принимает сложную пространственную форму без использования каких-либо дополнительных конструктивных членений. Форму трикотажного изделия, получают путем перекоса полотна. В трикотаже перекос должен непременно сопровождаться растяжением полотна в поперечном, продольном или диагональном направлениях, либо одновременно во всех.

Применяя различные переплетения и виды сырья, разную расстановку игл, можно получать нужную форму изделия. На трикотажном полотне с машин низких классов использование вытачек нецелесообразно, так как в местах их расположения создается большое утолщение, отрицательно влияющее на эстетический вид изделия. Заужение полотна, например в области талии для получения приталенного силуэта, вместо вытачек может быть достигнуто непосредственно при вязании путем изменения глубины кулирования.

При построении женских трикотажных изделий, плотно облегающих фигуру, выполненных из полотен второй и третей групп растяжимости, не рекомендуется использовать большие отрицательные значения основных прибавок. При использовании больших абсолютных значений минусовых прибавок в конструкции возникают дефекты, которые не позволяют обеспечить хорошую посадку и требуют обязательную корректировку конструкции. Кроме того, использование различных величин минусовых прибавок на различных участках чертежа создает большие неудобства. Основной процент заужения конструкции необходимо выбирать в зависимости от группы растяжимости полотна, переплетения, пряжи, а также класса оборудования, на котором оно связано.

При выборе силуэтной формы изделия, покроя основных деталей необходимо учитывать ширину трикотажного полотна. На ширину трикотажного полотна влияет структура переплетения, расстановка игл, сырье. Ширину трикотажного полотна можно изменять последующей его отделкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При изготовлении современных изделий на плоскофанговых машинах большое внимание уделяется образованию формы с максимальным использованием технологических возможностей оборудования, т. е. сочетанию в одном изделии полотен разных структур. Структура трикотажного полотна зависит от показателей: волокнистого состава, структуры пряжи, плотности, отделки. Широко используя возможности плоскофангового оборудования, можно получить методом сочетания различных видов переплетений самые разнообразные конструктивные формы трикотажных изделий, что позволяет значительно расширить ассортимент изделий из трикотажа.

Использование разных видов пряжи даёт возможность создавать новые виды трикотажных полотен, новые виды переплетений, что способствует созданию новых форм и объёмов изделий, современных конструктивных решений и декоративных элементов (рукав покроя реглан, юбки плиссе, рюши, сетчатые переплетения). В настоящее время актуально и широко используется при изготовлении трикотажных изделий сочетание натуральных и искусственных волокон: вискоза с хлопком; вискоза со льном; шерсть с вискозой. При этом улучшаются гигиенические свойства одежды и её эстетический вид.

Форма, декор, детали и конструкция, взаимодействуя, в совокупности создают в рамках определённого стиля образное решение. Каждому стилю характерен определённый круг идей, тем, образов, композиционных решений. Сочетание функциональных предметов с экстравагантными решениями в одежде, использование различных членений, орнаментов, криволинейной поверхности и различного вида отделки и обработки из трикотажа. Всё это позволяет добиться желаемого результата. Цветовое решение также оказывает влияние на восприятие формы. Цвет воспринимается в эмоционально-психологическом и символическом аспектах. Он вызывает ассоциации, может возбуждать и угнетать, оказывать успокаивающее воздействие.

Разработанные рекомендации по моделированию изделий из трикотажных полотен можно использовать как в традиционном процессе проектирования в

авторских дизайн-ателье, так и в специализированных автоматизированных системах проектирования на предприятиях легкой промышленности. Они позволят повысить эффективность производства от внедрения рациональных конструктивных решений, способных пользоваться спросом на рынке одежды.

Высокое качество одежды в целом во многом зависит от качества ее конструкции, для выполнения этой задачи наряду с разработкой разнообразных по переплетениям, расцветкам и волокнистому составу трикотажных полотен необходимо вести дальнейшие исследования в направлении совершенствования конструкции трикотажных изделий с учетом комплексного использования свойств трикотажа.

Список литературы:

1. Баландина Е.А., Виниченко И.В. Конструирование трикотажных изделий: учеб. пособие. Омск: СГИС, 2011. — 103 с.

Этот способ построения выкройки для вязания мне подсказала моя добрая знакомая — вязальщица со стажем. Сама она пользуется им еще с советских времен. Конечно, для шитья из ткани данную выкройку использовать не стоит. Сейчас быстро опишу построение, затем расскажу как использовать получившуюся выкройку.

Итак, нам понадобятся мерки. Все обхваты записываем полностью.

Ош — Обхват шеи

Ог — Обхват груди

Об — Обхват бедер

Дс — Длина спины (от 7-го шейного позвонка вниз до линии талии)

Ди — Длина изделия

Дплеча — Длина плеча

Друки — Длина руки

Построение выкройки — основы для вязания

1. Основа выкройки — прямоугольник. Высотой равной Длине спинки + 20 см (величина от талии до бедер, т.к выкройку-основу строим до бедер). Шириной равной Ог/2+3 см (3 см это прибавка на свободу облегания. Да, даже для плотного облегания необходима прибавка, для удобства в носке). Прибавка может быть и больше, это зависит от толщины ниток для вязания, степени прилегания…

Проведите горизонтально линию талии, на уровне мерки Длина спины.

2. На уровне равном Ог/6+5 см, проведите горизонталь. Это линия проймы. (для больших размеров, начиная с 54 го, нужно ориентироваться на расстояние в 24-25 см, иначе пройма выйдет слишком глубокой).

Проведите линию бокового шва. От линии проймы вниз, на рсстоянии равном Ог/4+1 см, см. рис.

3. Наметим линию плеч. Вправо от точки С по горизонали отложите расстояние равное Обхват шеи/6+1 см. От этой точки вверх 2 см. Далее — линию плеча с наклоном в 2 см относительно горизонали. Линия плеча по длине = мерке длина плеча. У нас получилась линия плеча спинки.

Линию плеча полочки начните на расстоянии от точки П, влево. Поднимать ее, как на спинке не нужно. Скос плеча составляет 3 — 4 см.

4. Ориантируясь на рисунок оформите горловины переда и спинки. А так же проймы.

5. Оформите боковой шов спинки с прогибом в районе линии талии в 2 см. Точка бокового спинки шва, лежащая на линии бедер, находится на расстоянии от линии середины спинки равном Об/4.

Боковой шов полочки выглядит немного сложнее из-за наличия вытачки.(ее совсем не обязательно обрабатывать/стачивать в изделии, просто припосадите излишек по боковому шву в районе груди, для необходимой свободы на грудь). Раствор вытачки равен номеру вашего бюстгалтера. Кстати, вытачку можно и не проектировать вовсе. Если вязка планируется из толстой нити, резинкой… или по вашему усмотрению.

На линии бедер точка бокового шва находится на расстоянии Об/4+1 см влево от средней линии полочки, см. рис.

Построение выкройки рукава

6. Построим выкройку рукава. Проведите вертикальную линию равную Длине рукава. От верха отмерьте высоту оката равную Ог/8+3 см, для больших размеров ориентируйтесь на цифру 16-16,5 см, не больше. Потому что расчетное значение может быть слишком большим и рукав не «сядет».

Ширина рукава равна мерке Обхват руки +5 или 6 см, см. рисунок.

Измерьте линию проймы спинки и линию проймы полочки.

7. Оформите окат рукава как я показала на рисунке. Сравните измеренные значения с получившимися участками оката рукава. Окат может быть немного длиннее проймы, но в вязаных вещах посадка оката рукава должна быть маленькая, или вообще отсутствовать. Вообще же, вязаное полотно очень легко поддается формированию — увлажните и разложите на выкройке.Дождитесь когда высохнет.

Выкройка готова.

Что же теперь с ней делать? Как использовать? Все просто — можно прикладывать, а можно рассчитать количество петель по связанному образцу и подписать на участках выкройки. Вязать ориентируясь на расчеты. Связанную деталь увлажнить и разложить на выкройке, дать просохнуть.

Еще один лайфхак для вас — вы можете использовать для вязания некоторые выкройки разработанные для шитья. Особенно если они спроектированы для трикотажных полотен.

Когда я собирала материал для статьи, мне очень поравилась идея домашних брючек связанных из мягкой пряжи. Они такие уютные!

Используйте для вязания таких брюк выкройку с нашего сайта. Она так и называется Выкройка брюк «Релакс».

И конечно, у нас есть выкройка трикотажного платья и трикотажного топа. Выкройка расчитана на размеры с 36 по 60, на 4 роста. И по ней тоже можно вязать! Учитывайте, только, что в выкройках использовались минусовые прибавки. Поэтому изделие по ним получится с сильным прилеганием, в обтяжку.

Выкройки вязаного кардигана. Например такого.

Или такого.

Выбор за вами!

Ну, вот наш урок закончен. Теперь вы имеете возможность построить выкройку-основу для вязаных изделий. Это необходимая опора, которую вы всегда можете изменить в соответствии со своей моделью — сделать спущеное плечо, понизить пройму, увеличить ширину рукава и самого изделия, сделать застежку, воротник-гольф… Да все, что угодно! Удачи вам в вашем творчестве! Спасибо, что вы с нами.

Все использованные фото моделей с сайта https://www.pinterest.ru/

В этой статье я покажу свое построение выкройки-основы трикотажного изделия без вытачек. Такая основа подойдет для пошива облегающих и не очень облегающих водолазок и платьев. Она не подойдет для свитшотов и свободных изделий со спущенным рукавом.

В принципе трикотажные изделия можно кроить с помощью разных выкроек основ:

Обычная выкройка-основа с нагрудной вытачкой подойдет для трикотажных изделий, если вас не смущают вытачки. То есть кроим как из обычной ткани. Можно выбрать трикотажное полотно с рисунком, на котором не будет заметно вытачек.

Так же обычная выкройка-основа с нагрудной вытачкой подойдет для моделирования трикотажных изделий с драпировками.

Выкройка-основа с рукавом летучая мышь подойдет для изделий свободного покроя.

А в этой статье, как я уже сказала разберем построение выкройки-основы трикотажного изделия без вытачек. Это построение очень похоже на построение выкройки-основы детского плечевого изделия.

Нам понадобятся мерки и прибавки (убавки, если значение со знаком минус):

Сш
Сг3
Ст
Сб
Дтс
Дтп
Вг
Впк

Шс
Шг
Шп
Впрз
Др
Оп
Озап
Ди

Пг — от -2 до +2 см.
Пшс — Пг/2
Пшп — Пг/2
Пт — от -2 до +2 см
Пб — от -2 до +2 см
Пспр — от -1 до +1,5 см
Поп — от -2 до 2 см

Прибавки зависят от степени облегания изделия и от степени растяжимости трикотажного полотна.

Готовое решение для тех, кто не хочет чертить:

Параметрическая выкройка трикотажного изделия (водолазки, платья)

Выкройка разработана в программе Valentina.
Вы вводите свои мерки и программа мгновенно изменяет чертеж на ваш размер.

590 руб

Построение сетки чертежа

1. Начинаем построение от точки А. Проводим горизонтальную линию вправо и откладываем ширину изделия по линии груди:
Аа1 = Сг3 + Пг. Пг = 2-(-2) см. То есть прибавка по линии груди (Пг) для изделий сшитых по этой выкройке может быть от 2 до -2 см! Если прибавка со знаком минус, то это уже убавка.

2. Так же от точки А вправо откладываем ширину спинки . Она равна мерке Шс + прибавка Пшс:
Аа = Шс + Пшс. Прибавка Пшс для таких изделий равна 1/2 прибавки Пг. Пшс = Пг/2.

3. Ширину полочки откладываем от точки а1 влево по этой же горизонтали. Она равна мерке Шг + прибавка Пшп:
а1а2 = Шг + Пшп. Прибавка Пшп тоже равна 1/2 прибавки Пг. Пшп = Пг/2.

4. Ширина проймы отрезок аа2 получился в результате построения. аа2 = (Сг3+Пг) — (Шс+Пшс) — (Шг+Пшп).

5. Теперь от точки А вниз, по вертикали откладываем величину Впрз и прибавку на свободу проймы Пспр. Если рукав узкий, как у водолазки, то Пспр берем 0 или отрицательное значение 0 — (-1) см. Если у вас платье и рукав шире, чем у водолазки, то берем положительную прибавку 0 — 1,5 см.
АГ = Впрз + Пспр.

Проводим горизонталь от точки Г вправо. Это линия груди. Опускаем из точек а, а2 и а1 перпендикуляры на эту линию, получая при этом точки Г3, Г4 и Г1.

6. От точки А вниз откладываем отрезок АТ.
АТ = Дтс.

7. От точки Т вниз откладываем расстояние ТБ:
ТБ = 0,5Дтс – 2 см.

8. И от точки А вниз откладываем длину изделия. АН = Ди.

Теперь от точек Т, Б, и Н проведем вправо горизонтальные линии:

  • линию талии от точки Т
  • линию бедер от точки Б
  • линию низа от точки Н

И на пересечении этих линий с вертикалью, опущенной из точки а1 вниз ставим точки, Т1, Б1, Н1.

Построение спинки

9. От точки А вправо ооткладываем ширину горловины спинки — АА2.
АА2 = Сш / 3.

10. От точки А2 вниз опускаем перпендикуляр, равный высоте ростка.
А2А1 = АА2 / 3

Соединим точку А1 с серединой спинки и поставим точку А0. Оформим линию горловины спинки, соединив точки А0А2 плавной линией.

11. Положение конечной плечевой точки П1 находим с помощью пересечения двух дуг: первой дуги из точки А2 радиусом, равным ширине плеча Шп и второй дуги радиусом, равным мерке высота плеча косая Впк.

А2П1 = Шп

ТП1 = Впк.

12. Для оформления линии проймы спинки находим вспомогательные точки П3, в, Г2.

Из точки П1 на линию аГ3 восстанавливаем перпендикуляр и получившуюся точку пересечения обозначаем точкой П2. Измеряем на чертеже отрезок Г3П2. Теперь от точки Г3 вверх откладываем величину, равную 1/3 расстояния Г3П2 плюс 2 см.
Г3П3 = Г3П2 / 3 + 2 см.

13. Далее из точки Г3 проводим биссектрису, на которой откладываем отрезок Г3в.
Г3в = 0,2 Г3Г4 + 0,5 см.

14. Точка Г2 является серединой проймы, значит Г3Г2 = Г3Г4/2.

Соединяем точки П1,П3,в, Г2 плавной линией – это пройма спинки.
Опускаем из точки Г2 перпендикуляр вниз до линии низа и получаем точки:
Т2 – на линии талии,
Б2 – на линии бедер,
Н2 – на линии низа.

Построение полочки

15. Находим положение вершины горловины полочки. От точки Т1 вверх откладываем отрезок Т1А3 равный мерке Дтп.

16. Ширину горловины полочки, равную ширине горловины спинки откладываем от точки А3 влево. А3А4 = АА2.

17. Глубину горловины полочки откладываем от точки А3 вниз и ставим точку А5.
А3А5 = А3А4 + 1 см = 6 + 1 = 7 см. Теперь оформим линию горловины полочки плавной линией, соединяющей точки А4 и А5.

18. Найдем вершину проймы полочки. От точки Г4 вверх по линии Г4а2 отложим отрезок Г4П4 = Г3П2. Величину Г3П2 измеряем линейкой на чертеже.

19. Вспомогательную точку П6 находим разделив отрезок Г4П4 на 3. Г4П6 = Г4П4/3.

20. От точки П6, через точку П4 проведем дугу влево.
П6П5 = П6П4 по дуге.

21. От точки А4 на эту дугу делаем засечку, радиусом равным ширине плеча Шп, при этом получим точку пересечения двух дуг П5. П5 является конечной плечевой точкой. Точки А4 и П5 соединяем прямой линией – это плечевой срез полочки.

Точку П5 можно найти еще одним способом. Тоже с помощью пересечения двух дуг. Одна дуга так же из А4 , радиусом равным ширине плеча Шп. А вторая дуга из точки Т1, радиусом равным мерке Впк2 (мерку нужно измерять не со спины, а от точки пересечения линии талии с горизонталью середины переда до конечной точки плечевого шва. Лента должна проходить через выступающие точки груди).

22. Из точки Г4 проведем биссектрису Г4с = 0,2 умножить на ширину проймы.
Г4с = 0,2Г4Г3.
Для оформления красивой линии проймы полочки точки П6 и П5 соединяем прямой линией и из середины этого отрезка восстанавливаем перпендикуляр равный 0,5 — 1 см. Через точки П5, 1, П6, с, Г2 проведем плавную линию проймы.

23. Для того, чтобы узнать положение боковых срезов спинки и полочки по линии бедер, подставим мерки и прибавки в формулу: ((Сг3+Пг)-(Сб+Пб))/2. Если результат будет положительным, значит отрезок Б2Б3 откладываем влево, а отрезок Б2Б4 откладываем вправо. Если ваш результат будет отрицательным, значит отрезок Б2Б3 откладываем вправо, а отрезок Б2Б4 влево. Если Ваш результат будет равен нулю, значит точки Б3 и Б4 совпадут с точкой Б2.

Соединим точки Г2,Т3, Б3 и Н3 плавными линиями — это линия бокового среза (шва) спинки.
Соединим точки Г2, Т4, Б4 и Н4 плавными линиями — это линия бокового среза (шва) полочки.
Оформим боковые срезы плавными, красивыми линиями, избегая острых углов.
Если вы не хотите приталивать своё изделие, то точки Т3 и Т4 не строим. Тогда линия бокового среза спинки будет проходить через точки Г2, Т2, Б3, Н3, а линия бокового среза полочки через точки Г2, Т2, Б4, Н4.

25. Линия низа спинки проходит через точки Н и Н3, линия низа полочки через Н2 и Н4. Если у вас выступающий живот или большая грудь, то линию низа полочки нужно удлинить на 0,5 — 1,5 см от точки Н1 и плавной линией соединить с Н2.

Построение рукава

Прежде, чем начать построение чертежа рукава, необходимо знать высоту оката. Для этого соединяем точки П1 и П5 на чертеже спинки и полочки прямой линией. Находим середину этого отрезка и ставим точку О. От точки О вниз, на линию Г3Г4 опускаем перпендикуляр и ставим точку О1. Расстояние ОО1 — это вертикальный диаметр проймы.

Высота оката рукава О1О2 равна вертикальному диаметру ОО1 минус отрезок ОО2. Величина отрезка ОО2 зависит от размера руки в области предплечья:
— для 44-46 размеров ОО2 = 2,5 см;
— для 48-52 размеров ОО2 = 2 см;
— для 54-58 размеров ОО2 = 1,5 см;
— для 60 размера и более ОО2 = 1 см.

1. Начинаем строить новый четреж. Проведем две взаимно-перпендикулярные линии с пересечением в точке О.
Вверх от точки О откладываем высоту оката. Как его найти смотрите чуть выше.
ОО2 = О1О2(на чертеже спинки и полочки).
Через точку О2 проведем горизонтальную линию.

2. Длину рукава по мерке (Др) откладываем от точки О2 вниз, получаем точку М. О2М=Др.
О2М – средняя линия рукава.
Через точку М так же проведем горизонтальную линию.

3. Ширину рукава откладываем от точки О вправо и влево, получаем точки Р1 и Р2.
ОР1=ОР2=Шрук.
Шрук = (Оп+Поп)/2+0,5 см.
Ширину рукава (Шрук) на уровне глубины проймы рассчитываем в зависимости от мерки обхвата плеча (Оп) и прибавки на свободное облегание к обхвату плеча(Поп).
Прибавка так же может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от желаемой степени облегания.

4. Теперь от точки О вправо откладываем отрезок ОРп. Он равен половине отрезка ОР1 плюс 0,5 см.
ОРп = ОР1 / 2 + 0,5 см.
И от точки О влево откладываем отрезок ОРл. Он равен половине отрезка ОР2 плюс 0,5 см.
ОРл = ОР2 / 2 + 0,5 см.
Восстановим перпендикуляры от точек Рл и Рп вверх, до пересечения с горизонтальной линией, проведенной ранее через точку О2. Получим точки О3 и О4.

5. От точки Рл вверх откладываем отрезок РлР3 = Г3П3 (с чертежа спинки). От точки Рп вверх откладываем отрезок РпР6 = Г4П6 (с чертежа полочки).
Соединяем точку Р2 с точкой Р3 и делим получившийся отрезок пополам в точке в1. Перпендикуляр в1в2 равен 0,5 – 1,5см.

6. Разделим отрезок О2О3 пополам, поставим точку О6.
О2О6 = О2О3 / 2.
Соединим точку Р3 с точкой О6 прямой линией. И из точки О6 проведем биссектрису угла Р3 О6 О2, равную 1 – 2 см. О6О61 = 1 – 2 см.
Проведем локтевую (заднюю) сторону оката рукава плавной линией через точки Р2, в2, Р3, О61, О2.

7. От точки О2 вправо откладываем отрезок О2О5 равный О2О4 / 2 + 1см.
О2О5 = О2О4 / 2 + 1.
Соединяем точку О5 с точкой Р6 прямой линией.
Биссектриса О5О51 = 1,5 – 2 см.

8. Биссектриса Рпс1 равна отрезку Г4с с чертежа полочки.

Проведем переднюю сторону оката рукава плавной линией через точки Р1, с1, Р6, О51, О2.

9. Для построения низа рукава откладываем от точки М вправо и влево по горизонтали отрезки, равные ширине рукава внизу/2. Как правило эта величина равна мерке Озап (обхват запястья). Ставим точки М2 и М1.
ММ1 = ММ2 = Озап/2.

10. Соединяем точки М2 и М1 с точками Р2 и Р1, соответственно.
Делим отрезки Р1М1 и Р2М2 пополам и из середины восстанавливаем перпендикуляры лл1 и пп1 = 0,5 — 1,5 см.
Оформляем плавными вогнутыми кривыми линии Р1п1М1 и Р2л1М2

Если рука полная, то оставляем прямую линию или наоборот делаем ее выпуклой.

Для чего нужна выкройка и как ею пользоваться?

В адрес Школы шитья поступает много вопросов о том, для чего нужна выкройка, можно ли без нее обойтись и как построить выкройку, чтобы изделие сидело точно по фигуре. Мы решили более подробно раскрыть эту тему и вместе с вами разобраться в том, что же такое выкройка.

Базовая выкройка – для чего она нужна?

Перед тем как сшить любое изделие, — будь то платье или жакет, необходимо сделать его эскиз – рисунок будущей модели. После того как продуманы все детали, можно приступать к моделированию. Именно на этом этапе нужна базовая выкройка, построенная по меркам, снятым с фигуры. И тут возникает главный вопрос: какую базовую выкройку использовать?
Есть разные силуэты – прилегающий, полуприлегающий и свободный.

Они отличаются между собой тем, что по-разному сидят на фигуре. Прилегающий силуэт плотно облегает фигуру, подчеркивая все ее изгибы и достоинства.
Полуприлегающий силуэт более просторный, название свободный силуэт говорит само за себя.
И тут возникает вопрос: если дизайнером разработана модель платья, согласно выбранного силуэта, какую базовую выкройку использовать?
Ответ: для каждого силуэта нужна своя базовая выкройка. Начинающим любительницам шитья построение базовой выкройки кажется сложным, однако, если вы построите выкройку-основу один раз и поймете основный принципы ее построения, то вскоре сможете это делать безо всяких сложностей. Специально для вас мы разработали простой метод построения базовой выкройки
Резюме: каждый силуэт изделия моделируется по соответствующей силуэту базовой выкройке.

Какую бумагу использовать для выкроек?

Для построения базовой выкройки рекомендуем использовать миллиметровую бумагу. Такая бумага имеет разметку по миллиметрам и сантиметрам и продается в рулонах разным метражом. После того, как выкройка построена, переснимите ее на кальку и приступайте к моделированию фасона изделия.

Рис. 1. Миллиметровая бумага для выкроек в рулонах

Рис. 2. Калька для выкроек в рулонах

На рис. 2а показаны 3 вида бумаги для выкроек: а) миллиметровая бумага для чертежей, б) калька для моделирования фасонов изделий, с) электро-картон, который используется для готовых лекал.

Рис. 2а. Бумага для выкроек — миллиметровка, кальку и электро-картон

Как читать выкройку?

Да-да, выкройку можно именно читать, ведь каждая выкройка содержит в себе очень много важной информации, которая зашифрована в символах, цифрах и надписях.

Рис. 3. Как читать выкройку

1. Направление долевой нити. На каждой детали выкройки вы обязательно найдете стрелку с надписью /Долевая нить или с буквами Д. Н., что одно и то же. О чем это говорит? О том, что прикалывать деталь к ткани нужно строго по направлению долевой нити, чтобы направление стрелки и долевая нить на ткани совпали.
2. Сгиб ткани. Если на деталях выкройки есть надпись Сгиб ткани, такие детали нужно раскладывать не только по долевой нити, но и по сгибу ткани – точно по краю. Припуски по сгибам не делают.
3. Специальные маркеры. Короткие черточки и треугольнички означают, что по этим меткам вы будете совмещать делали при сметывании. Метки в виде коротких черточек дополнительно сопровождаются цифрами, что позволяет не запутаться при сметывании изделия. Обязательно используйте такие метки при моделировании выкройки. Как правило, помечают верхнюю точку оката рукава, промежуточные точки для припосаживания оката, молнии.
Прямыми короткими отрезками размечают складки и защипы и т. п. Для складок дополнительно используют стрелки, которые показывают направление закладывания складок.
4. Разметка прорезных и накладных деталей. Если на вашем изделии планируются прорезные или накладные карманаы, нашивки или аппликации, любые декоративные элементы, они намечаются по месту в натуральную величину.
5. Припосаживание и сборка отдельных участков выкройки. Участок, который требуется приосадить или присборить, обозначается волнистым отрезком или пунктирной линией со звездочками по краям , такое обозначение поможет вам не ошибиться с тем, на каком именно участке нужно припосадить или присборить изделие. Обычно припосаживают окаты рукавов, рукава на локтевых сгибах, плечо спинки, отдельные детали по тем сторонам, где требуется сборка.
6. Вытачки. Вытачки размечаются на выкройке такими же линиями, что и внешние контуры деталей.
7. Дополнительно размечаются все необходимые уточнения – такие, как линии стрелки на брюках, места притачивания пат и шлевок, линии подбортов и т. п.
8. Такие детали как мешковины карманов переснимают с выкройки отдельно и выкраивают.

Как правильно приколоть выкройку к ткани

Для прикалывания выкройки к ткни лучше использовать тонкие булавки. Если вы шьете изделие из очень тонких тканей, выкройку можно приклеить к ткани при помощи кусочков малярного скотча, чтобы на ткани не осталось дырочек от иголок.
Детали выкройки обводят по конурам сплошной линией. Отступив от краев выкройки намечают припуски на швы – по всем сторонам 1,5 см, по низу изделия и низу рукавов – 4 см (рис. 4).

Рис. 4. Выкройка приколота к ткани

Для разметки карманов и других деталей на светлых тканях можно использовать простой карандаш (рис. 5), или аква-маркер. Контуры, нанесенные на ткань при помощи аква-маркера постепенно исчезают при контакте с воздухом или водой.

Рис. 5. Разметка карманов при помощи карандаша

На темных тканях контуры припусков и деталей можно размечать при помощи хорошо заточенного портновского мела (рис. 6) или плоского обмылка.

Рис. 6. Разметка карманов при помощи портновского мела

Чем перенести контуры выкройки на ткань

Контуры выкройки на ткань переносятся при помощи портновского мелка или специального исчезающего маркера, которые можно приобрести в магазинах фурнитуры. Мелок лучше покупать светлых оттенков – белый или желтый – для светлых тканей. Если вы используете исчезающий маркер, и по после пошива изделия контуры полностью не исчезли, просто замочите изделие не на долго в воде.

Как раскладывать выкройку на ткань

Как правило, детали выкройки раскладываются на ткань по долевой нити, за исключением тех случаев, когда требуется расположить детали по рисунку и т. п. Если на ткани есть направление рисунка, детали раскладывают в одном направлении. На тканях в клетку, требуется совмещать детали по расположению клетки (рис. 8).

Рис. 7. Неправильно расположенная на ткани выкройка

На рис. 7 и 8 показаны примеры неправильной и правильной раскладки выкроек на ткани в клетку.

Рис. 8. Правильно расположенная на ткани выкройка

На таких тканях как бархат, вельвет, искусственный мех и т. п. есть направление ворса. В этом случае все детали раскладываются по направлению ворса – сверху вниз. Но в некоторых случаях — на тканях с очень коротким ворсом, чтобы цвет изделия выглядел более насыщенным, детали раскладывают против направления ворса — снизу вверх.

Всегда ли нужна выкройка?

Выкройка нужна при конструировании и пошиве плечевых изделий, поясных изделий – юбок и брюк. Но есть изделия, пошив которых не требует выкройки, поскольку сшить их можно и без нее. Это, как правило, платья и блузки в виде балахонов, пончо, юбки со сборками по поясу (так называемые «татьянки») и т. п. Такие модели очень просты в пошиве и очень нравятся новичкам. Мы подготовили для вас много простых моделей, вы можете выбрать из них понравившиеся и сшить.

Готовые выкройки из журналов — как ими пользоваться?

Самый простой способ получить готовую выкройку понравившейся модели – переснять из журнала. Однако, многие, кто пользовался готовыми выкройками из журналов жаловался на то, что они не соответствуют заявленным размерам, готовое изделие сидит мешковато и результат разочаровывает.
Чтобы вы смогли этого избежать, возьмите на заметку несколько простых советов.
1. Точно снимите мерки со своей фигуры, с учетом роста.
2. Сравните ваши мерки с табличными и определите свой размер (или наиболее близкий к вашему).
3. Для плечевых изделий основной меркой является обхват груди, для поясных – обхват бедер.
4. Перед тем, как переснимать детали выкройки, сантиметровой лентой измерьте обхват груди по чертежу, обхват талии и обхват бедер. В некоторых журналах при моделировании выкроек заложены слишком большие прибавки на свободу облегания, именно поэтому готовое изделие получается очень свободным. В этом случае, возможно, стоит остановить свой выбор на выкройке на размер меньше.
5. Рост – также является важной меркой, если ваш рост больше или меньше стандартного, выкройку придется разрезать и удлинить или укоротить по вертикали. Инструкции, как это сделать, как правило, можно найти на страницах журналов.

Журнальными выкройками можно пользоваться, если у вас стандартные размеры, и модели, которые предлагаются в журнале вам подходят. Однако, чтобы ваш гардероб был эксклюзивным, придумывайте модели самостоятельно. Такой подход позволяет реализовать самые смелые идеи, открывает безграничные возможности и дарит настоящее удовольствие от творчества.

Как хранить выкройки?

Чтобы детали вашей выкройки не потерялись, и вы могли шить по ней снова, воспользуйтесь одним из предлагаемых нами способов:
1. Заведите папку с файлами, и каждую выкройку сложите и поместите в отдельный файл, сколов детали выкройки булавками. В каждый файл дополнительно вложите лист с рисунком модели спереди и сзади и указанием размера. Любую уточняющую информацию запишите на том же листе.
2. Второй вариант – переснимите детали выкройки на электро-картон (или наклейте на тонкий картон), вырежьте детали по картону, затем пробойником сделайте отверстие и аккуратно соберите все детали на толстую веревку (или шерстяную нить), чтобы при необходимости вы могли легко развязать детали выкроек. Сделайте петлю и храните выкройку в подвешенном состоянии на вешале.

Рис. 9. Как хранить готовые выкройки и лекала

Еще больше полезных материалов по шитью вы найдете на сайте Школы шитья Анастасии Корфиати. Оформите бесплатную подписку и первыми получайте наши новые уроки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *