Елена Голубева
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»
Задачи:
— закрепление понятия «слог»;
— закрепление умения делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т. д.);
— развитие умения определять количество слогов в слове и их последовательность,
— развитие умения подбирать слова по одному данному слогу,
— закрепление умения различать гласные и согласные звуки;
— закрепление умения составлять простые предложения, определять количество слов в предложении, составлять схемы предложений;
— развитие речи детей, внимания, памяти, мелких мышц рук.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед (Л.)— Ребята, сегодня, я получила письмо от наших знакомых из зоопарка. Вспомним, с кем мы познакомились на прошлом занятии (слон, лиса, кенгуру? В этом письме они просят нас о помощи. У них в зоопарке пропал медвежонок. Поможем им найти медвежонка? За правильное выполнение заданий, мы будем получать часть картинки, и когда сложим все части вместе, мы узнаем, куда же пропал медвежонок.
Повторение пройденного материала.
Л.: На прошлом занятии наши герои познакомили нас понятием «слог». Вспомним, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей).
— Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать.А еще нужно запомнить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
«Прохлопай слоги»
Л.: Наше первое задание, посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: енот, пингвин, тигр, фламинго, лось, пеликан.
-Молодцы, все справились с заданием правильно.
«Кто в домике живет?» На доске три домика, с разным количеством окошек.
Л.: Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить картинки по домикам. В первый домик – картинки, в названии которых один слог; во второй – картинки, в названии которых два слога; в третий домик – картинки, в названии которых три слога.Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот.
-Молодцы, за это задание мы получаем часть картинки.
«Поезд»
Л.: Ребята, посмотрите, какой необычный поезд к нам сегодня приехал.У этого поезда всего два вагона: синий и красный. Нам нужно распределить картинки по этим вагонам. В синем вагоне поедут картинки, названия которых начинаются на согласный звук, а в красном – картинки, названия которых начинаются на гласный звук.Картинки: акула, удочка, иглы, аист, барсук, дом.
«Составь схемы предложения»
Л.: А теперь вспомним, из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки).Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим точку. Точка указывает на то, что предложение закончено.Предложения: Лиса рыжая. Уши слона велики. Кенгуру высоко прыгает. Медвежонок очень любит мед.
— Молодцы, получаем еще одну часть картинки.
Физкультминутка.
«Соберем пирамиду».
Л.: Ребята, перед вами на доске картинки (лев, жираф, зебра, дикобраз, носорог, кенгуру). Вам необходимо составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.
«Молчуны».
Л.: Теперь я буду называть слова, а вы должны поделить их на слоги хлопками и показать количество слогов на пальцах. Слова: павлин, леопард, страус, панда, бурундук, горилла, кабан.
«Придумай слово»
— Молодцы, получаем еще одну часть картинки.
Работа в тетрадях. «Фрукты и овощи».
Л.: Соберите в одну корзину фрукты и овощи, в названии которых, два слога, в другую, в названии которых – три слога.
Итог занятия.
Л.: Молодцы, мы собрали все части картинки и теперь знаем, где медвежонок. Оказывается, он отправился в гости к пчелкам, полакомиться медом. Наши друзья нас благодарят. В конце занятия каждый ребенок получает поощрительный приз.
— Ребята, вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
— Что понравилось вам больше всего?
Для начала определяю границы слова:
о-г-о-р-о-д#
Пошаговое объяснение того, как переносить слово «огород» — итоговый результат в конце экрана
1. Не переносится часть слова не составляющая слог (без гласной)
1.1. Ищу первую гласную (главную составляющую слога)
о-г-о-р-о-д
1.2. Ищу последнюю гласную букву (составную слога)
о-г-о-р-о#д
2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
о-г#о-р#од
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.
о-го-род
4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
о-го-род
5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву
о#го-род
6. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
ого-род
7. Звонкие согласные являются частью предыдущего слога если сами не граничат с гласными
ого-род
ПРИМЕЧАНИЕ:
В начале слова стоит набор букв совпадающий с основным списком приставок о — к сожалению, робот не может отличать настоящие приставки от частей корня.
Результат в дальнейшем алгоритме не участвует