Артикуляционная гимнастика, что это такое?

Артикуляционная гимнастика

Александрова К.А

Методист кафедры дошкольного образования

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Классическое определение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Главными целями артикуляционной гимнастики являются:

· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;

· объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Вот основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.

Также следует иметь в виду, что для постановки какой-либо группы звуков необходимо выполнять определённый комплекс упражнений. Например, для постановки шипящих и сонорных звуков необходимо научить ребёнка удерживать язык за верхними зубами, выработать плавную воздушную струю.

Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать элемент игры. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых моментов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом).

«Язычок музыкант»

Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков , .

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.

1. Язычок играет на барабане – кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.

2. Язычок играет на гармошке – улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягиваея подъязычную уздечку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счёт от 3 до 9.

3. Язычок бренчит на балалаечке – приоткрываем рот, кладём язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.

4. Дудочка Язычка играет – его дудочка молчит (губы вытянуть вперёд дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5-6 раз)

Вспомни на каких музыкальных инструментах научился играть наш Язычок?

«Язычок собирает грибы»

Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков , .

Осенью язычок отправился в лес, прихватив с собой большую корзинку.

1. «Корзинка»-рот открыт, широкий язык в форме чашечки поднимается к верхней губе, губы неподвижны – удерживаем их под счёт до 5.

2. В лесу Язычок увидел ручеёк (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.

3. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щёк).

4. На поляне Язычок нашёл красивый грибок (широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпу гриба, а подъязычная уздечка – его ножку).

5. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор…»

Повторяем предыдущее упражнение 6-10 раз.

6. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзинку грибов – повторяем упражнение «Корзинка».

7. «Ням-ням!» — так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперёд-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?

Другие сказки о Язычке Вы сможете найти в журнале «Логопед» №5, 2011г.

Артикуляционную гимнастику можно проводить также при чтении детской художественной литературы.

«Карлсон, который живёт на крыше»

Выполняется при постановке звука .

Высоко на крыше живёт Карлсон.

Ребёнок тянется кончиком языка к носу.

Он весёлый, толстый.

Улыбаются, надувают щёки.

Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.

Упражнения «Качели», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против неё.

Наводит чистоту в своём доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьёт чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

После завтрака Карлсон заводит моторчик.

«Стучат» молоточком: д-д-д.

Проверяет, крепкий ли мотор.

Выполняют упражнения «Грибок».

Отталкиваются от края крыши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р.

Другие сказочные сюжеты ищите в журнале «Логопед» №5, 2012 г.

При выполнении артикуляционной гимнастики большое значение имеет также наглядный материал. Посмотреть описание упражнений и картинки к ним можно здесь:

Артикуляционный аппарат, дикция.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав — артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость — это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата — естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно очень просто сказать: «снятие зажатий», — но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием , эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения.

Активная естественность или активная свобода — это нормальная жизненная манера (но не манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало — большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего. Вот упражнения вам в помощь.

1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот.

Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. «Внутренним взглядом» осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху — «высокое небо». Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. «Послушайте» и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние. Здесь помогут глаза и внимание.

5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом , затем полностью выдохнуть через рот . Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»).

А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы.

Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт, напряжение или увидели мученическую гримасу в зеркале. Движение (лучше сказать — усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие — не уставать, а в работе с артикуляционными органами — повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат. Простое рассматривание процессов в зеркале дает информацию для памяти и воображения. Очень часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у человека зажатие, потерю естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой, особенно у начинающих. Однако у людей привыкших к регулярной работе, слово «упражнение» вызывает рабочее, активное состояние. Я говорю человеку: «Вообразите, что вы дуете на свечу», — и человек очень органично производит это действие, подключая и воображение. Если, работая с начинающим, я перед этой фразой скажу: «Сделаем упражнение», — то неопытный начинающий мгновенно теряет естественность, запирает дыхание, делает немыслимые паузы, невероятно напрягает губы и т.п. Надо учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.

9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки — эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом — это настоящее испытание, так как интуитивно у каждого есть осознание своей неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. Очень важно справиться с этим комплексом. В.Барсова советует: «Перед разучиванием музыкального произведения обязательно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом». Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. (В шутку представьте себя кроликом, грызущим морковь своими передними зубами. Такую же активность в области передних зубов должны ощутить вы в момент произношения текстов, звуков). С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни , даже для бытовой речи.

10. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это касается и литературного, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два правила:

1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не «причмокивать».

2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.

11. Проследите, на какое произношение, громкое или тихое, вам нужно больше дыхания. Убеждена, что вы сразу поймете, что для громкого произношения потребуется больше воздуха (основательнее вдох), а тихая речь потребует меньшего объема дыхания, но большего контроля за его выдохом, концентрации, активности. Тихую речь тоже должны услышать ваши будущие слушатели.

12. Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается — активность остается. Утрированное произношение в классе — в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация «удесятерения» согласных при произношении, особенно в пении.

13. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных :

белеет парус одинокий

е-ее — а —у —о– и-о-ии

Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток «вставьте» быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань — свободной, дыхание — активным. Это же упражнение надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

14. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно , постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпапаковски,

Надо его переколпаковать.

в) Ты, сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.

Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

15. Педагог Витт рекомендует обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать .

16. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно в пении.

17. Если у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении и, не торопясь, читайте подряд все слова, вслушиваясь в трудный для вас звук. Многократное контролируемое произношение звука изменяет ситуацию к лучшему. Хорошо к этой работе подключить магнитофон. Словарь помогает не тратить внимание на придумывание слов с нужной вам буквой (звуком).

18. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

После всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:

a) В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.

b) Очень важна работа с зеркалом.

c) В работе над «активной свободой» надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта», «бровей домиком» или «вытаращенные глаза».

d) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

e) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

Это были практические советы, а теперь немного теории.

Очень хорошо о вокальной артикуляции пишет в своей работе А.Г.Менабени (в дальнейшем я его часто цитирую).

В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.

Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса.

Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче . Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке , ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и ее роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные — «носители» вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. «Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно». В этом кроется один из секретов кантилены. «Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса». (С. Юдин)

Следующая глава >>

Чтобы сформировать правильную дикцию, необходимо заниматься артикуляцией, которая способствует развитию . Если вы хотите иметь четкую дикцию речи, то стоит знать, какие органы следует «разогреть». Органы артикуляции — те органы человеческого тела, которые участвуют в процессе голосообразования и речепроизводства. Они обеспечивают движение ротовой полости. Следует подготовить и разогреть небо, язык и гортань. Именно для этих целей и предназначена артикуляционная гимнастика.

Основная роль отведена активным и пассивным органам произношения, но не голосовым связкам. А активным органам артикуляции относятся язык и губы. К пассивным — те, которые не двигаются в процессе речи: десны, твердое и мягкое небо, зубы. Самым активным органом артикуляции является язык. Будучи самым подвижным из всех органов, способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближение или полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звуки речи, придающие ей четкость.

За правильное произношение слов отвечают органы дыхательной системы, голосовые связки, ротовая полость, губы, язык, нос и небо. Действия этих органов в человеческом организме четко связаны между собой. В процессе речи говорящий человек не задумывается о взаимодействии этих органов. Если бы это было так, то он бы просто запутался. Мы все говорим машинально и непосредственно, мозг посылает сигналы органам речи для выбора нужной громкости и скорости голоса, тембра, правильного произношения слов и высоты интонации.

Человек особо не задумывается о голосовых органах при произнесении звуков

Органы, отвечающие за правильную речь человека

Головного мозг

Он посылает импульсы с помощью нервной системы к органам, которые отвечают за произношение звуков.

Дыхательный аппарат

К нему относятся легкие, бронхи, трахея, грудная клетка и диафрагма. Дыхательная система создает поток воздушной струи, которая приводит к созданию голосовых колебаний.

Органы произношения звуков

То есть это органы речи: язык, небо, губы, зубы.

Как устроен голосовой аппарат?

Орган, расположенный в городе Мюнхен, Германия

Чтобы лучше понять его устройство, сравним его с естественным музыкальным инструментом. А именно – с величественным органом.

Если вы посмотрите на прекрасный орган в Мюнхенской церкви Богородицы, то, что первое вы увидите? Все верно – здоровенные пучки труб, каждая из которых отвечает за конкретную ноту.

Кроме труб, в органе имеются мехи (устройства для нагнетания воздуха). Ведь звучит не она, а воздушный столб. Тяга мехов возникает по принципу баяна.

Но чтобы воздух зазвучал в трубе, ему нужны колебания. Его активизирует особый язычок – пластина, которая вибрирует под напором воздуха.

В любом органе встроен резервуар, который выполняет функцию резонатора. Без его усиления такая объемный инструмент звучал бы намного тише.

Так вот, представьте, что у вас все это есть: личная органная труба, мехи, язычок (тот, который располагается над корнем языка и вибрирует), а также резонатор! Но где же они расположены в нашем теле?

Функцию органной трубы выполняют трахея, гортань и бронхи. Притом наша труба гораздо совершеннее: она завершается расширением в ротовой полости.

Мехи содержат две части: лёгкие схоже органному кожуху поглощают воздух, а диафрагма — выталкивает его.

Это мышечная пластина, выполняющая функцию разделения грудной клетки и брюшной полости (когда вы вдыхаете воздух, то она опускается вниз).

Воздушную вибрацию образуют голосовые связки – это органный язычок. А резонирует грудная клетка, в которую встроен голосовой орган.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *