Что такое академ разница

Академическая разница

Вопрос: Здравствуйте! Хотела уточнить, за какое время после перевода в другой ВУЗ на ту же специальность студент имеет право ликвидировать академическую разницу? В течение одного семестра или же все таки имеет право на ликвидацию в течение одного учебного года?

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны:

В соответствии с пунктом 7.1.8 «Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете«, утверждённых приказом первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе от 29.01.2016 № 470/1, при переводе и восстановлении может возникать разница в учебных планах, которая подлежит ликвидации по правилам ликвидации академической задолженности.

Так, пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктом 5.2 правил обучения закреплено право обучающегося при наличии академической задолженности пройти промежуточную аттестацию дважды в пределах одного года с момента ее возникновения.

Согласно пункту 7.1.9 правил обучения, в целях сдачи зачётов (экзаменов) в сроки, отличные от сроков, установленных в расписании промежуточной аттестации, студенту предоставляется индивидуальный график сдачи зачётов (экзаменов) для ликвидации возникшей вследствие перевода или восстановления академической задолженности.

Таким образом, срок ликвидации возникшей вследствие перевода академической задолженности не может превышать одного года с момента перевода. Указанный срок устанавливается в отношении обучающегося приказом о предоставлении индивидуального графика сдачи зачётов и экзаменов.

Метки: Перевод в СПбГУ

Электронная почта

Как сдать академическую разницу

На факультетах разных вузов, даже штампующих выпускников с одной и той же специальностью, программы и учебные планы могут различаться. Чтобы влиться в учебный процесс при переводе, студенту нужно самостоятельно изучить и сдать те предметы, которые у него не преподавались. Иными словами, ликвидировать академическую разницу.

Пример. На вашей кафедре математике отведено 750 часов, проверка знаний проводится в виде одного зачёта и трёх экзаменов. В другом вузе на той же специальности математика изучается 820 часов, проверка проводится в виде четырёх экзаменов и курсовой. Значит, вы «должны» вузу один экзамен и курсач.

Разница в учебных планах увеличивается с введением специализации (обычно на третьем курсе) и разделением на кафедры. При переводе в другой вуз может оказаться, что точно такой же кафедры на факультете не существует, а на других кафедрах преподаются предметы, которых у вас не было.

Пример. Вы учились на кафедре исторических спецдисциплин, где углубленно преподавались геральдика и источниковедение. При переезде в другой город перевелись в вуз, где такой кафедры нет. Пришлось идти на кафедру истории России. Там ваша геральдика никого не интересует. Зато выясняется, что ваши новые однокурсники уже успели пройти спецкурс «Политические взаимоотношения Российской Империи со странами Дальнего Востока» с обязательной сдачей зачёта и реферата. Для ликвидации академразницы придётся сдать зачёт и реферат.

Академразница может возникнуть и при переводе с заочной формы обучения на очную. Во-первых, на «заочке» некоторые предметы преподаются в более сжатом виде или вовсе не преподаются. Во-вторых, есть разница в динамике учебного процесса.

Пример. Третьекурсник-заочник экономического факультета подал заявление на перевод на дневную форму обучения, благо появилось свободное бюджетное место. Но из-за того, что предметы на этих формах обучения проходят с разной скоростью (на дневном отделении учатся пять лет, на заочном – шесть), студенту предложили перевод с понижением на курс. В сроке обучения он не выиграл, но диплом получит более солидный (дневная форма у работодателей котируется выше). И академразница оказалась невелика: всего один зачёт.

Самая объёмная академразница образуется при переводе на другую специальность. Такой перевод осуществляется как внутри своего вуза, так и при смене учебного заведения.

Пример. На историческом факультете провинциального вуза готовят специалистов двух специальностей: историков и философов. Историк, решивший стать философом, должен будет сдать недостающую разницу по философии плюс логику (как минимум). А вот латынь и политология, предположим, преподавались на обеих специальностях – они засчитываются как сданные. Но только в том случае, если нет разницы в методах проверки: если вы сдавали зачёт, а на новом месте предполагается сдача экзамена – будьте любезны рассчитаться.

Учтите, что при объёмной академической разнице вуз вправе отказать в переводе или перевести с понижением на курс. Следует также учитывать, что с каждым курсом академразница увеличивается, и перевестись на другую специальность становится сложнее.

Пример. Абитуриенту не хватило баллов ЕГЭ, чтобы поступить на юрфак, но он смог поступить на политологию. Отучившись один курс, студент-политолог решил попытать счастья и стать-таки юристом. Бюджетных мест нет, но есть контрактное, студента это устраивает. Академическая разница составляет шесть единиц, благо на первом курсе до фига одинаковых предметов (вроде русского, истории, иняза и даже аналога школьного ОБЖ). А вот если попытаться с политологии перевестись на юрфак на четвёртом курсе, разница будет насколько большой, что, скорее всего, даже понижение на курс не поможет.

Как правило, академическая разница составляет не более десяти предметов, поскольку в ином случае можно уже говорить об экстернате. Какой объём академразницы допустим – решает вуз. Многое зависит от самого студента, его активности и успеваемости, потенциальной ценности для вуза.

Нужно ли сдавать академическую разницу?

Сдать академическую разницу нужно обязательно – иначе в приложении к диплому, где перечисляются изученные предметы, образуются прочерки. Такой диплом вуз выдавать не имеет права, так что студенту при переводе приходится ликвидировать эти пробелы.

Для сдачи академразницы студенту выделяется определённый срок. За это время он должен подготовиться, сдать зачёты и экзамены, если необходимо – курсовые работы.

Чтобы сдать разницу, очень часто требуется предоставить преподавателям гору рефератов, контрольных, практических, лабораторных, эссе. Так как написание этих работ входит в учебный план, допуск к зачёту или экзамену без сдачи этой «макулатуры» не предоставляется. Надо писать!

Что делать, если:

  • Вы просто зашиваетесь, пытаясь сдать огромную академическую разницу?
  • Срок, выделенный для сдачи разницы, слишком мал для написания всех этих курсовых и рефератов?
  • Вы даже не слыхали о предметах, которые сдавались в этом вузе?

Ускорить сдачу академразницы помогут услуги студлансеров:

  • Вы можете делегировать им часть задач: например, написание рефератов, контрольных и курсовых.
  • Возможно, вам помогут конспекты и ответы на экзаменационные вопросы, в лаконичной форме излагающие материал (вам не придётся читать учебник целиком и искать лекции).
  • Если вы чувствуете, что на экзамене понадобятся подсказки – закажите шпоры у студлансеров.
  • Не исключено, что для сдачи экзамена, входящего в академразницу, придётся отработать семинары и коллоквиумы. Вместо того, чтобы часами сидеть в библиотеке, прорабатывая статьи и монографии, подготовку ответов на вопросы коллоквиумов и семинаров тоже можно заказать у студлансера.

Для того, чтобы сдать академическую разницу, придётся поднапрячься. Но, делегировав часть задач помощникам, можно существенно облегчить себе студенческую жизнь на новом месте.

Коллеги!
Подскажите,пожалуйста, при переводе из другого вуза, восстановлении, переводе с направления подготовки/специальности, есть ограничения возможной максимальной академической разницы, которая следовала бы напрямую или косвенно из документов федерального уровня? В локальных актах головной организации максимальная разница не прописана. (У меня есть желание сослаться на ФГОС ВО (по индвивидуальному плану не более 75 зет), т.е. разница не более 15 зет, если нет переаттестации в текущем учсебном году.)
Как понимать слова из приказа 124,что при переводе на бюджет срок обучения по направлению, на которое переводится студент не должен быть увеличен более, чем на год? (например, студент переводится со специальности 3 курса (срок обучения 5.5 лет) на направление подготовки 4 года обучения. Его рассматривать на 2 или 1 курс бюджета?) Если академразница на 2курс большая, то можно ли отказать студенту?
Можно ли академическую разницу в результате перевода/восстановления в 24 з.е.т. распределить на 2 года?Не будет ли это нарушением ст. 58 ФЗ? Или отказать студенту в этом случе в таком переводе?
Если студент до перевода на другую специальность/направление подготовки получал стипендию, а при переводе на другую специальность/направление возникла академическая задолженность,то платить ли ему стипендию? Или прекратить платить, пока не сдаст академическую разницу? Из чего это следует?
Заранее спасибо!

Когда я писал посты о своей профессии (инженер-технолог) и отвечал на комментарии, я воспринимал себя как выпускника одного конкретного вуза. Совсем недавно задумался и вспомнил интереснейший эпизод своей студенческой жизни — а ведь я перевелся из одного вуза в другой без потери курса ровно посередине обучения. Не самая тривиальная ситуация, об этом и расскажу. Внимание! Очень много текста! Краткое описание — в комментариях.

Причина перевода банальна для сына военного — очередной переезд родителей. Узнал об этой новости я в середине 3 курса. Пришло время принимать важное решение — оставаться доучиваться или переезжать. В первом случае надо пытаться получить место в общаге, найти работу либо сидеть на шее у родителей. С работой для студентов-очников в моем городе было тяжеловато, все, кто мог заработать себе на жизнь отчислялся, переходил на платное отделение или на специальности попроще. Учёба не оставляла других вариантов.

Второй вариант интереснее — переезд предполагался в Московскую область. Окончив вуз, получаешь, соответственно, московский диплом, никого не интересует, в какой шараге ты учился до перевода. Также Москва даёт гораздо больше возможностей по работе. Единственная проблема — я был психологически не готов к полной смене обстановки, к концу третьего курса в группе сформировались отличные отношения и появилось много друзей, которых было жалко терять. Толчком к решению послужила мысль, что после окончания учёбы я бы всё равно там не остался, Москва манила своими возможностями. Итак, глаза боятся — руки делают. Приступаем к сбору информации.

Перевод возможен при минимальной академической разнице между программами обучения в двух вузах. Первые 2 курса на многих технических специальностях очень схожи — много общих дисциплин типа математики разных видов, физики, информатики, химии, философии, культурологии и т.д. На третьем количество специальных дисциплин зашкаливает, поэтому специальность менять есть смысл только при очень большом нежелании продолжать учиться по текущей специальности, потеряв при этом один-два года учёбы.

Каждая специальность имеет свой код по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО). Например, моя специальность — технология машиностроения, на момент перевода, 2008 год, была под номером 151001. Сейчас структура изменилась. Эти коды здорово облегчают поиск вуза, особенно если специальности называются схоже, но имеют разную суть или, наоборот, называются чуть по-разному, но имеют один шифр.

Я нашел около 10 разных более-менее серьёзных вуза с моей специальностью. Список возглавлял, естественно, МГТУ имени Баумана, дальше шли МАМИ, МАИ, МГТУ Станкин и несколько менее известных институтов. Собрав адреса и телефоны я столкнулся с первой серьёзной проблемой. Чтобы объяснить её суть, расскажу, как должен проходить перевод в теории.

Порядок перевода:

1. Завершить курс или хотя бы семестр с максимально хорошими оценками. Никому не нужны нерадивые студенты, своих хватает.

2. Найти вуз, в котором есть свободные бюджетные места по выбранной специальности (места появляются после первой же сессии).

3. Подать документы и пройти вступительные испытания, выбранные деканатом. Это может быть простое собеседование, полноценные экзамены по методике, разработанной для студентов, переводящихся из других вузов или вообще достаточно просто желания студента. На этом шаге может выясниться, что есть конкуренты на места, но, видимо, это нечастая практика.

4. Получить в новом деканате справку о готовности вуза взять студента на обучение.

5. Отчислиться из старого вуза в связи с переводом в другой вуз, приложив справку, и получить документы — заверенную копию зачетной книжки, академическую справку с оценками, аттестат.

6. Сдать документы в новый вуз, дождаться зачисления и начать прогуливать пары… а вот и нет, всё только начинается

7. Сверить академическую справку, где указаны все прослушанные лекции, пройденные практические занятия и выставленные оценки, с программой нового вуза за прошедшие курсы. При сверке выясняется академическая разница, которую надо в короткие сроки сдать, как правило, в течение 1-2 семестров. Вот теперь можно наслаждаться студенческой жизнью.

Как это было у меня: с первым пунктом я справился, зачёты сданы, курсовые защищены на отлично, сессия сдана на одни пятерки, практика пройдёна… (Привет, повышенная стипендия — а вот и нет, мы же уходим). Единственная сложность — оценки за практику обычно выставляются по результатам отчёта… в начале 4 курса, потому что летом, сразу после практики этим никто заниматься не хочет. Мало того, что мне пришлось делать отчёт не имея образцов от самых расторопных студентов, так ещё и надо было найти неизвестного мне доселе человека, принимающего практику. Стресс, да и только. Кстати, принимала практику очень красивая девушка, что немного сглаживало трудности. Но итог порадовал — оценка отлично, отчёт послужил образцом уже бывшим одногруппникам, можно переводиться.

Вот тут начинаются реальные проблемы. Вуз надо было искать уже в то время, когда я закрывал сессию и начинал ходить на практику, а я находился в паре тысяч километров от Москвы. Спасибо родителям — мама ходила по выбранным вузам, оббивала пороги деканатов и узнавала, куда меня могут принять. С Бауманкой пролёт — один из важнейших предметов они проходили два семестра подряд, сдавали зачёт и экзамен, делали серьёзный курсовой проект. Чтобы поступить на 4 курс, мне надо было бы в процессе учёбы параллельно самостоятельно изучать этот предмет в ускоренном темпе, делать курсач в одиночку и сдавать зачёт и экзамен. Поблажек нет, был риск просто вылететь в конце семестра. Второй вариант — переводиться с потерей курса, на 3 курс. Год было жалко, поэтому поступать я решил в МГТУ Станкин без потери. Как считают преподаватели этого вуза, в Москве они вторые после Бауманки в области машиностроения.

Проблема номер два — лето, сначала сессии, большая загрузка деканата, затем отпуска, никто и не собирался не то, что устраивать мне индивидуальные вступительные испытания, а даже собеседовать меня. Было сказано приезжать ближе к сентябрю. Ездить туда-сюда с риском попасть под осенний призыв или не успеть к началу года было плохим вариантом. Поэтому мы выбрали другой, не менее рискованный вариант — отчисление по собственному желанию. Как ни странно, военкомат не воспринял этот как прерывание обучения, к началу призыва я уже был зачислен. Кстати, справку, о том, что меня готовы взять, всё-таки получили, но не в Станкине, а в другом вузе, на всякий случай я о ней упомянул в заявлении и приложил к нему. Декан пугала меня, что московские вузы — это серьёзно, я не справлюсь и вообще зря всё это затеял. Спасибо, не помню, как вас зовут, это стало сильнейшим мотиватором в дальнейшей учёбе.

Приехав в новый вуз со всеми документами, я получил по шапке за то, что отчислился по собственному желанию (можно подумать, вы мне предоставили другие варианты — сказал я про себя), но всё равно приняли. Ура!

Дальше началась возня с оформлением и зачислением, продлившаяся до середины сентября, вливание в новый коллектив, новый дом, новый город. Кстати, приняли очень хорошо, это существенно упростило мне жизнь.

Следующий шаг — академическая разница. Мне дали два семестра на ликвидацию разницы, у меня было предметов 5 или 6, которые нужно было досдать, помимо основной учёбы. Ближе к концу первого семестра я узнал, что у меня есть пара предметов, которые в старом вузе я сдал на ранних курсах, и их зачли в новом. Было невероятно приятно пинать балду на лекциях по экологии под конец семестра, когда все были обеспокоены зачётом, а мне его уже проставили (ходил я на эти пары из-за неудобного окна в середине учебного дня). Ещё круто было приходить за допуском экзамену (так у нас называли экзаменационную ведомость на одного человека, в других вузых их называют хвостовками) мимо должников, которые упрашивали дать им шанс, и с легкостью получать свою ведомость.

Надо сказать, что академ.разница очень хорошо повлияла на дальнейшую учёбу, я просто не мог позволить себе расслабиться в начале семестра и серьёзно впрягся во все предметы. В частности, я единственный получит зачёт автоматом по металлорежущим станкам (фамилию препода Ч….на многие студенты вспоминают с содроганием), просто потому, что воспринял как вызов слова препода о том, что ненаписание контрольных может привести к серьёзным последствиям вплоть до отчисления. Хотя не скажу, что было легко. Одной из причин было нарушение известной формулы «первую половину учёбы студент работает на зачётку, потом зачётка работает на студента» — у меня была пустая зачётка, правда, она начала заполняться в течение семестра при сдаче академической разницы, а оценки там были неплохие, благо, преподаватели не были очень требовательными ко мне. Многие плохо понимали, что вообще значит академическая разница и как это можно было перевестись из другого вуза. Один явно отнёсся ко мне как к наглому двоечнику, пришедшему сдавать долг за прошлый год ближе к концу семестра, когда большинство должников уже отчислили. Как итог — первая тройка в новой зачётке. Кто-то в конце ответа, принимая решения об оценке, начал листать зачётку, намереваясь поставить отметку на основе прошлых оценок — а там почти пусто. Благо, материал я знал неплохо.

По итогу всё закончилось хорошо, 4 курс ознаменовался получением бакалаврского диплома, приглашением в магистратуру и на мою первую работу. Ну, и достаточно неплохая стипендия в том числе и благодаря оценкам за академразницу, которые учитывались при подсчёте, в процессе всей учёбы в новом вузе. Был получен ценнейший опыт, важные знания и желание работать по специальности, которому я не изменил и через 6 лет после окончания вуза.

Спасибо всем, кто осилил это полотно, очень уж хотелось высказаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *