Кто по серединке тот женится на свинке?

Содержание

Дразнилки про ябед

Ябеда соленая, на костре вареная!

Ябеда-беда, соленая борода!

Ябеда-беда, тараканья еда!

Ябеда-корябеда, суконна борода!

Ябеда-беда, соленая Баба Яга.

Ябеда-корябеда, зеленый огурец: никто с ним не играет, никто его не ест.

Ябеда-корябеда, полбеды, а ябеда!

Ябеда-корябеда, турецкий барабан. Кто на нем играет? Противный таракан.

Ябеда соленая, на горшке вареная, шишками обитая, чтоб не была сердитая!

Дразнилки про плакс

Плакса, вакса, гуталин – на носу горячий блин!

Плакса, вакса, гуталин, проглотил горелый блин.

Плакса, плакса, три копейки вакса!

Рeва-корова, дай молока, сколько стоит – тря пятака!

Тише, Машенька, не плачь! Я куплю тебе калач. Не плачь, не ной – куплю другой! Не плачь, не реви – куплю целых три!

Чокли-мокли, чокли-мокли, у тебя глаза намокли. Если долго будешь плакать, ты лягушкой будешь квакать.

Дразнилки про обман

Обманули дурака на четыре кулака, а еще один кулак – получается дурак.

Обманули дурака на четыре кулака, а пятый сдуло, чтоб тебя раздуло!

Обманули дурака на четыре кулака!

Всем – по ириске, а ему очистки!

Всем – по арбузу, а ему – по пузу!

А дурак послушал, три лягушки скушал!

Обманули простака – на четыре кулака,

На щелбан и на подушку, на зеленую лягушку.

Дразнилки про хвастунов и выброжуль (выбражуль)

Вображала первый сорт взял поехал на курорт, на курорте заболел и под лавкой околел.

Вображала первый сорт собиралась на курорт, а с курорта приезжала – еще больше вображала.

Воображуля высший сорт! Куда едешь? – На курорт. – На курорте пусто. Выросла капуста!

Воображуля первый сорт! Куда едешь – на курорт? Шапочка с помпончиком, а едешь под вагончиком!

Вображала хвост поджала и под печку убежала, а под печкой крокодил вображалу проглотил.

Воображуля номер пять, разреши по морде дать!

Воображуля, первый сорт, куда едешь? – На курорт! С белым чемоданчиком, целоваться с мальчиком.

Командир полка – нос до потолка, уши до дверей, а сам, как воробей!

Командир полка – нос до потолка, уши до дверей, а сам, как муравей!

Командир полка – нос до потолка, уши до дивана, а сам, как обезьяна!

Командир полка – нос до потолка, уши до забора, а сам, как помидора!

Командир полка – нос до потолка, уши до лампочки, а сам лезет к мамочке!

Фу-ты, ну-ты,

Ножки гнуты.

Руки – в боки,

Глаза – в потолоки!

Хвались, хвались – в яму (бочку) провались.

Яма (бочка), закройся, больше не откройся!

Кто хвалится, тот в яму провалится!

Дразнилки об умственных способностях

Дура, дура, помадура, в лес пошла – в штаны надула.

Дурочка-снегурочка, лежала на печи, ела кирпичи!

Овца из Гороховца!

Дразнилки про невнимательных

Пучеглазая сова – глаза-то по ложке, не видит ни крошки!

Гляди прямо – Впереди-то яма!

Дразнилки про нечестное поведение в игре

За одним не гонка, поймаешь поросенка.

Дразнилки про трусливость

Трус-трус-боягус! На войне сражался.

Как увидел пулемет – сразу испугался!

Дразнилки про грусть-печаль:

Что ты, (имя) хмуришься, не весел?

Ясны очи опустил, голову повесил!

Дразнилки про вредин:

Вредина-вредина! До дырки проедена,

Кое-как одета, твоя песня спета!

Дразнилки про подлиз:

Лиза-подлиза, кланяйся до низа!

Подлизывайся, улыбайся и одна оставайся!

Дразнилки про внешность:

Жир-пром-комбинат, сиськи-письки-лимонад!

Жирная бочка родила сыночка, а сыночек без ушей, хоть завязочки пришей.

Жирный пончик, дай талончик: нечем печку растопить!

Толстая бочка родила сыночка, а сыночек говорит: «Ты не мама, а бандит».

Толстая бочка родила сыночка, посадила в люльку и дала козюльку!

Толстая бочка родила сыночка, а сыночек без ушей, кричит: «Мамочка, пришей!»

Жирная бочка родила сыночка. Не успела пятого – родила десятого. А десятый без ушей, кричит: «Мамочка, пришей!» А одиннадцатый лысый, бегает за крысой!

Толстый пончик съел батончик, а потом и говорит: «У меня живот болит».

Толстый, жирный, поезд пассажирный!

Красавица-красавица, издалека всем нравится,

А ближе подойдешь – от страха упадешь!

Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой.

А я дедушку не бил, а я дедушку любил.

Лысый! Лысый! Иди, попысай!

Лохматый! Иди покакай!

Лысая башка, дай пирожка!

Корова из Тамбова!

Косой, косой, подавился колбасой!

У кого рубашка в клетку тот похож на табуретку.

У кого штаны в полоску тот похож на папироску.

Я девочка – Снегурочка,

Мой папа – Дед Мороз,

А мамочка – фиалочка,

А ты – сопливый нос!

Беззубая кандала,

Тебя кошка родила,

Тебя поп крестил

И штаны спустил.

Я скажу тебе на ушко

Про зеленую лягушку.

Никому не говори,

Потому что это ты.

Дорогой, дорогой, почему такой худой? Приезжай ко мне в кишлак, будешь толстый, как ишак.

Зима-лето попугай! (про чересчур укутанного)

Дразнилки про болтунов:

Болтун, болтай, да меру знай!

Болтай, болтай, язык не потеряй!

Дразнилки про сплетниц:

Сплетница, сплетница, не споткнись на лестнице!

Сплетнями укуталась и сама запуталась!

Куколка, балетница вображала, сплетница!

Дразнилки про мальчиков и девочек:

Тили-тили тесто, жених и невеста!

Тесто упало – невеста пропала.

Тили-тили-тесто, жених и невеста,

Вдруг невеста под кровать, а жених ее искать!

Тили-тили-тесто, жених и невеста,

Поехали купаться – стали целоваться!

Тили-тили-тесто, жених и невеста,

По полу катались, крепко целовались.

Тили-тили-тесто, жених и невеста,

Тесто засохло – невеста-то сдохла!

Сегодня воскресенье – девочкам варенье,

А мальчишкам-дуракам, сраной палкой по бокам.

Дразнилки про справедливость:

Так тебе и надо, курица – помада.

Дразнилки про повторюш:

Повторюшка, дядя хрюшка, всю помойку облизал и спасибо не сказал,

А в помойке водолаз тебя съел, а меня спас.

Дядя хрюша — повторюша, а по имени Индюша.

Все тарелки облизал, а спасибо не сказал!

Повторюшка-хрюшка, старая старушка,

А старушке 40 лет, она ходит в туалет.

Туалет ломается – старушка усирается.

Кто за мною повторят, тот в уборную ныряет,

А в уборной красный свет, ты ныряешь, а я нет!

А в уборной свет потух, ты ныряешь, как петух.

Дразнилки про смешливых:

Смешно дураку, что рот на боку.

Дразнилки про споры:

Кто спорит – тот говна не стоит!

Кто спора боится – тот в какашках копошится.

– Первое слово дороже второго!

– Второе слово съела корова!

– Это первое слово съела корова!

– Второе слово дороже любого!

Дразнилки про ссору:

Ты мне больше не подруга,

Я те больше не дружок.

Забирай свои игрушки

И не писай в мой горшок!

Отдавай мои какашки,

Забирай свои бумажки!

Мама купит мне козу

Я тебе не показу!

А козу зовут Маруся,

Я сама ее боюся.

Тебе смешно, а мне обидно, тебе – говно, а мне – повидло.

Папа купит мне козу: – Я тебе не покажу!

Папа купит мне корзину: – Я тебе по роже двину!

Дразнилки про очкариков:

Очкарик – в жопе шарик поехал на футбол.

Очки ему разбили, сказали: «Это – гол!»

У кого четыре глаза, тот похож на водолаза.

Очки, очки, Мы с тобой не дурачки!

Дразнилки про место:

Курица встала – место пропало.

Дразнилки про слабых:

Силач Бамбула поднял три стула,

И третью кровать, а спичку не поднять!

Дразнилки про просьбы:

– Дай на веле прокатиться?

– Твоя попа не годится!

Будь другом – насри кругом.

Будь товарищем – насри овалищем.

Будь сестрой – насри звездой.

Будь подружкой – насри ватрушкой.

Будь братом – насри квадратом.

– Дай денег?!

– Садись на веник, поезжай без денег.

– Каждый сучок стоит пятачок.

– Сорок восемь – половинку просим.

– Сорок один, я не магазин.

– Сорок один – ем один.

– Дашь одну – пойдешь ко дну.

– Дашь две – уже на дне.

– Дашь три – сопли подотри.

– Дашь четыре – держи карман шире.

– Дашь пять – на дне опять.

– Дашь шесть – сам буду есть.

Дразнилки про любопытных:

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Дразнилки про неправильный ответ:

Не подходит, не подходит, за тобой корова ходит.

А корова без хвоста – твоя родная сестра!

Дразнилки про злых:

Злючка-колючка!

Злючка-вонючка!

Злючка-подлючка!

Дразнилки про неуклюжих:

Мадам Фуфу залезла в трубу,

Труба трещит, Мадам пищит!

Тепа, растепа, куриная жопа!

Ответы на дразнилки («антидразнилки»)

Я хотя и воображала,

Да никого не обзывала!

Не суй свой нос в чужой вопрос,

А то вопрос откусит нос.

Касса закрыта – ключ у меня.

Кто обзывается – сам на себя!

Обзывай меня сто лет, все равно ты старый дед.

На каждый роток не накинешь платок!

Я тебя не слушаю, посолю и скушаю.

Хоть горшком назови, только в печь не сади!

От тебя отстало, ко мне не пристало!

Обзываешь ты меня, переводишь на себя.

Кто так обзывается, тот сам так называется.

Обзывай меня хоть год, все равно ты – бегемот.

Обзывай меня хоть век, все равно я – человек.

Шел-шел крокодил, твое слово проглотил,

А мое оставил и печать поставил!

Мели, Емеля, твоя неделя.

Был(а) бы я, да очередь твоя!

Сам такой же десять раз

Обзывайся, обзывайся!

Сдачи дам, не сомневайся!

Обзывайся, обзывайся,

Без подружек оставайся!

Дразнило – собачье рыло!

Обзывайся до упаду,

Упадешь – я буду рада!

Обзывайся, хоть охрипни,

Ничего ко мне не липнет!

Обзываешься ты так,

Потому что сам слабак!

На твою на обзывалку

У меня есть отвечалка!

Обзывайся, обзывайся,

Как лягушка раздувайся!

Ква-ква ква-ква —

Вот и все твои слова!

(В ответ на «Сам ты такой»)

Ты, ты, ты! Жопой нюхаешь цветы.

Через задний аппарат, выпускаешь аромат!

Ты, ты, ты! Тебя затыкали коты,

А на пустой дорожке – серые кошки.

Ты – попой нюхаешь цветы!

Ничего не больно, курица довольна

А я лесенку поставлю и все буквы переставлю

Не учи ученого, съешь говна копченого.

Как дам по башке, улетишь на горшке!

Отзывайся, я отвечу:

За углом с дубинкой встречу!

Именные дразнилки

(любое имя ) у нас один как зеленый крокодил,

Белый как унитаз, страшный как Фантомас

И уши как клапаны к морде его приляпаны.

Агашка – грязная рубашка.

Акулина с высока задушила гусака.

Гусак пищит, сто рублей тащит.

Алеша – дырявая галоша

Алешка-картошка, завелася вошка.

Алешка – лепешка, мать – картошка, отец – огурец.

Алексей – не бей гусей!

Алеха – Алексей, полна пазуха мышей.

Алла, Алла, в нос спички напихала

Алка – скакалка.

Анна-ванна, гуталин, на носу горячий блин.

Ангелина – жирная свинина.

Андрей-бармалей сделал шапку из гвоздей

Андрей – воробей, не клюй конопель: конопли трещат, воробьи пищат. Не клюй песка, не марай носка.

Андрей – воробей, на повети спал, воробьев таскал.

Андрей, держи портки бодрей!

Андрюха – свиное ухо.

Антон – еж! Куда ползешь? Заползешь в яму – не выползешь.

Антон – балабон (гандон).

Антон баню продает, Антонина не дает, антонята плачут, скачут.

Антошка – картошка, соломенная ножка, сам с ноготок, голова с локоток.

Аркашка – таракашка, Аркан – таракан.

Борис – барбарис, председатель жирных крыс!

Борис – предводитель дохлых крыс.

А жена его, Лариса, – замечательная крыса.

А сынок его, Иван, – замечательный болван.

Борис-барбарис, на веревочке повис.

Как веревка оборвется, так Борис перевернется.

Борька – Борис, на ниточке повис!

Ниточка трещит, а наш Боречка пищит!

Борька – Борис, на базаре прокис!

Снес морковку на базар, на базаре не берут, Борьку за уши дерут.

Борька косой поехал по соль, соли не купил, а кобылу уложил.

Валюха – без уха.

Валя, Валя, простота, кислая капуста!

Съела мышку без хвоста и сказала: «Вкусно!»

Валя – дура, в лес подула, шишки ела, нам велела.

Мы не хочим, мы хохочем: «Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!».

Валька – модница, огородница!

Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперед и поехал в огород.

Съел качан капусты, зарычал: «Как вкусно!»

Как у Ваньки на носу ели черти колбасу.

Варвара – выше амбара!

Вася – гарася нога оторвалася,

Поехали лечить, он больше кричит.

Васька – Васюк, полетай на сук,

Там кошку дерут, тебе лапку дадут.

Васька – Васенок, худой поросенок,

Завяз в траву, кричит: «Мяу, не вылезу!»

Вася косой, не бегай полосой, бегай жердочкой, тряси мордочкой.

Вера – уши как у бультерьера.

Верка – табакерка!

Вика – дура , Вика – вша, Вика любит алкаша

Виолетта звезда балета

Витя, Витя – королек! Мама тити не дает!

Витя плачет и орет – всех на фабрику зовет!

Витя бравый полевой: съел котенка с головой.

Владик – оладик.

Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается!

– Это, бабушка, не я!

Это – кошечка твоя.

Вовка-морковка, впереди винтовка,

Сзади барабан, а на пузе — таракан!

Наш Володя – дурачок съел опарышей бачок!

Володя – Володенок, паршивый поросенок,

С горки катился, соплей подавился.

Все Веры дуры без меры.

Галка-палка. Галка-скакалка

Гена-пена, дай полено, нечем печку растопить!

А из печки дым идет, Гена барышню ведет.

Гришка – ярыжка, голая лодыжка.

Гришка – Гришка украл топоришко, побег на ярышко;

Побег к брату, украл хату; побег к отцу, украл овцу.

Гришенька-дурачок повадился в кабачок,

Там его били, его колотили в четыре дубины,

Пята – осина – по бокам возила.

Гулька-шпулька

Ехал наш Данила на сивой кобыле;

Кобыла упала, шкура не пропала:

Изо шкуры – сапожки, из копыт – гребешки,

Из хвоста дергало в скрипочку играло.

Дашка – промокашка.

Караул! Караул! Дядя Митя утонул!

Ни в болоте, ни в реке, просто в кислом молоке.

Дениска – редиска.

Дина – ржавая дрезина.

Динка – льдинка!

Дунька – вздунька. Вздуй огня, поцелуй меня.

Женька – дурачек, держи руку в кулачек!

Женя-лох, объелся блох, сел на лавочку и cдох.

Женя, Женя – женотдел!

Из-за лесу, из-за гор идет дедушка Егор.

Его девушки любили, кашей масленой кормили;

Каша масленая, ложка крашеная,

Ложка гнется, нос трясется, душа радуется.

Наш Егорка – богатырь, на носу вскочил волдырь!

Зинка – корзинка, спереди резинка,

Сзади барабан – по всем городам.

Иванушка-дурачек, повадился в кабачок, тятька придет – тебе накладет.

Иван – болван, с колокольни упал,

Три года катился, пылью подавился.

Иван навалил на диван.

Илья ехал на лопате, таракана раздавил.

И за это преступленье три копейки заплатил.

Илья-пророк штаны прожег.

Инка-свинка.

Инка-картинка.

Ирка – пырка, в жопе дырка!

Катилась мандаринка по имени Иринка.

В школу не ходила, двойку получила.

А потом пошла гулять, получила цифру пять.

А потом пошла домой, получила цифру ноль.

Катя, Катя, Катерина, нарисована картина,

А с картины на портрет, лучше Кати нашей нет.

Катерина – котенок, жирный поросенок,

С горки катился, салом подавился.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

К тебе барынька придет,

Поцелует и уйдет.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

К тебе девушки придут,

Поцелуют да уйдут.

Плети лапти, не гуляй.

Ребятишкам по лаптишкам,

А жене-то – ступни,

По башке-то стукни.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

В окошко не гляди,

Девчонок не дразни.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Твоя жена-пышка

На улицу вышла.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

Твоя барышня придет,

Поцелует и уйдет.

Николай, Николай.

Сиди дома, не гуляй,

Сиди лапти ковыряй.

Всем девчонкам по лаптям,

Николашке – сапоги,

В воскресенье приходи.

Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится!

Колян бу-бу насрал в трубу.

Труба горит, Колян пердит.

Коля, Коля, Колия, Ты кусучая змея!

Костик – ржавый гвоздик.

Костюшка косой, не ходи полосой, там кошку дерут, тебе лапку дадут.

Кузя, Кузя – вошь на пузе.

Лариса – крыса.

Лев, Левка, дурацкая головка.

Лена – сопли до колена!

Ленка-пенка, колбаса, на веревочке оса,

А оса шевелится, Ленка скоро женится.

Ленка пенка колбаса на веревочке коса,

Руки ноги на балконе, голова на стадионе.

Ленка – дура, хвост надула, и по речке поплыла!

Ленка – дура, хвост надула, шишки ела, обалдела!

Ленчик-пончик, съел батончик,

Поросенка и быка, выпил кринку молока,

Еще клеть поел хлебов, три корзины пирогов.

Лерка – в жопе – грелка

Лидка – улитка, вытяни рога, дам тебе хлеба, кусок пирога.

Лиза-подлиза упала с карниза.

Поделом этой Лизе – не сиди на карнизе.

Мы в поход вчера ходили, там из лужи напились.

В животе у нашей Лили три лягушки завелись.

Нету у Луки ни соли, ни муки, ни масла на блины.

Марина воняет как зверина

Миронушка-Мирон, полна пазуха ворон.

Голова – копейка соломенная шейка,

Нос крючком, волоса клочком.

Мирон ворона купил, три копейки заплатил.

Миронушка – Мирон, полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко, увидал там кошку.

Потянулся немножко – упал с окошка.

Распустила Маша косы, а за нею все матросы.

Миша, Мишенька-медведь, научи меня пердеть!

Миша – барин кошку жарил, на тарелке хвост оставил.

Мишка – колышка, Мишка – еловая шишка.

Миша – сруниша.

Мишка потерял штанишки.

Михаил, коров доил!

Наташка-какашка, в жопе деревяшка!

Никита кушал из корыта,

В лужице валялся, свинкой назывался.

Ольга – дура, в лес подула, в лес пошла, грош нашла,

Мыльца купила, рыльце умыла.

Дядя Павел в штаны наплавил.

Петька – дурак, курит табак, спички ворует, дома не ночует, спит под забором, зовут его вором.

Петька – дурак, курит табак, дома не ночует, спички ворует, девчонок целует, его мама ищет, а он по помойкам свищет.

Петька-петух на завалинке протух,

Яичко снес, на базар его понес,

На базаре не берут, Петьку за уши дерут.

Поля, Поля, Пелагея, по три пуговки на шее,

По четыре на боку, полон нос табаку.

Полинка-малинка в попе мандаринка.

Рома из дурдома.

Саня – дурачок, купил тальянку с кулачок,

Забрался в ямку, дует в тальянку.

Сашка – во рту какашка

Светка – конфетка, газетка, тубаретка!

Сенька – монах в кашемировых штанах,

Кто за ниточку потянет, кто родителей помянет.

Поминайте рабу, серу мышь во гробу.

Сеня-безеня, вез бабу на санках, санки – скок, Сеньке – в лоб!

Сергей – воробей, не гоняй голубей.

Голуби боятся, на крышу садятся.

Сергей-воробей на косе катался.

На берeзу налетел – без штанов остался!

Серя – засеря!

Соня – шмоня.

Сонька – дура, Сонька – дура, полюбила штукатура,

Штукатур не дурак, купил Соньке колпак,

Соня стала надевать, штукатура целовать.

Степа – растрепа!

Дядя Степа с длинным носом приходил ко мне с вопросом:

– Как убавить этот нос, чтобы больше он не рос?

– Вы купите купоросу и приставьте его к носу,

Ковыряйте долотом – нос отвалится потом.

Танюша – свинюша

Таня – сметана, кошечка бежала, сметану слизала.

Тимоша – два гроша.

Толя парень не плохой,

Только ссытся и глухой!

Федя – медя съел медведя, кошка драна, мышь погана.

Отдал душу за лягушу, за пропавшего коня.

Федя – медя съел медведя!

Упал в яму, крикнул маму.

Федя-медя требуха, съел корову, и быка,

И пятнадцать поросят – только хвостики висят.

Федя-федя – простота купил лошадь без хвоста,

Сел он задом наперед и поехал в огород

Филин нос под печкой рос!

Шура – дура

.

Шура-мура – дурачок! Ему надо пяточок.

Юля – кастрюля.

Юлька – парасюлька

Юлия тупицa смотрит в водицу.

Юрка-мошенник украл квашенник,

Бабка увидала, тестом закидала.

Юрка, Юрчонок, белый поросенок!

Юрец-огурец

Детские поддевки

– Скажи: «Арбуз».

– Арбуз.

– Ты – карапуз!

– Скажи: «Шило!».

– Шило.

– У тебя на носу мыло!

– Скажи: подушка!

– Подушка.

– Ты скользкая лягушка.

– Скажи подушка!

– Подушка.

– У тебя в трусах лягушка!

– Скажи: «Лес»!

– Лес!

– Твой брат – балбес!

– Скажи: «Овес»!

– Овес.

– Хвать тебя за нос!

– Скажи «ватрушка»!

– Ватрушка.

– У тебя в руках лягушка!

– Скажи: «Матрешка!»

– Матрешка!

– Здравствуй, внучка бабки Eжки!

– Скажи: «Вкусны да сладки!»

– Вкусны да сладки!

– Тараканьи лапки!

– Скажи: «Лань»!

– Лань!

– Отвяжись, отстань!

– Скажи: «Жора»!

– Жора!

– Хватит есть, обжора!

– Скажи: «Синица»!

– Синица!

– Тебе пора жениться!

– Скажи: «Огурец»!

– Огурец!

– Ты не молодец!

– Скажи: «Ой»!

– Ой!

– Твоя сестра с бородой!

– Скажи: «Три»!

– Три!

– Сопли подотри!

– Скажи: три!

– Три.

– Попу подотри. Не бумажкой, не платком, а горячим молотком.

– Скажи: «Береза»!

– Береза!

– Вытри слезы!

– Скажи: «Ночь»!

– Ночь!

– Иди прочь!

– Скажи полотенце!

– Полотенце.

– Твоя мама любит немца!

«Дети испортились»; — говорят педагоги. «Я не узнаю своего ребенка»; — вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме… — такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых и отзывчивых учеников.

Да, ребята становятся странными, — говорим мы, или просто, может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых.

В нашей рубрике «Паноптикум подростковых странностей»; мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их «странной»; жизни.

Мария Владимировна ОСОРИНА, Санкт-Петербург,

психолог, преподаватель Санкт-Петербургского Университета, автор известной книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» и многочисленных публикаций по субкультуре детства

Да, конечно. И, думаю, будут до тех пор, пока существует на свете детское сообщество и его традиции.

Ведь если на вас напали за неправильное поведение, то его можно прекратить — и делу конец!

Например, вам кричат: «Ябеда-корябеда соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!» Таким образом, вас откровенно предупреждают, что если будете ябедничать, то не будут с вами общаться. Или вот еще: «Воображуля номер пять. Разреши по морде дать!» Или:

«Жадина-говядина,
Пустая шоколадина,
Сосисками обвита,
Чтоб не была сердита!»

А если кто-то лезет невпопад, не понимает, о чем говорят, а вмешивается, то можете такому субъекту сказать:

«И не склад, и не лад
Поцелуй корове зад,
А корова без хвоста
Твоя родная сестра!»

Дразнилки против ябед, жадин, воображуль — это способ утверждения норм поведения в сообществе. Конечно, не все детские дразнилки понятны нам, взрослым. Ну вот к примеру:

«Рева-корова
Дай молока!
Сколько стоит?
Три пятака!»

Скажете: «Рева-то бедная при чем? Пусть себе плачет — зачем ее преследовать?! Ведь своим плачем она скорее себя же унижает». Не все так просто. В «дразнениях» против плакс есть своя сермяжная правда. Недаром их много. Вспомните еще:

«Плакса-вакса-гуталин
На носу горячий блин».

С точки зрения детского общинного сознания, плакса — существо опасное для игрового сотрудничества. Во-первых, громкий детский плач — это всегда мощный сигнал, привлекающий внимание взрослых. Поэтому плачущий ребенок легко может сыграть роль ябеды, призывающей сильного помощника со стороны. Взрослый может прибежать и как слон растоптать всю детскую ситуацию. Это одна из причин, почему детское сообщество пытается обезопаситься от плакс. Во-вторых, на плач не могут не реагировать и сами дети: надо выяснить, почему ребенок плачет, успокоить его — все это останавливает игру, нарушает течение событий. Иногда ребенок плачет из-за того, что плохо управляет собой, иногда — с целью манипуляции. Во всяком случае, плакса, в детском представлении, — не меньший тормоз, чем другие грешники — ябеды, жадины и воображули. Все они, каждый по-своему, антиобщественные люди — один не берет на себя ответственности за решение внутригрупповых проблем, а ищет сильного помощника вовне, другой не делает вклада в общий котел, третий — тянет одеяло на себя и препятствует тем событиям, где сам не может находиться в центре внимания.

Как видим, дразнилки являются инструментом социальной регуляции детского поведения, способом утверждения норм детского сообщества. Вы можете спросить: «Как же с очкариками или с теми, кому кричат»:

«Жиромясокомбинат —
Промсосискалимонад!»
Или бывают еще разные дразнилки на имена:
«Андрей-воробей
Не гоняй голубей,
Голуби боятся,
На крышу садятся!»

Да и всяких обзываний полно и бранных слов, которыми человека задевают. Тут-то как? Здесь же мы имеем прямое нападение на личность, которая ничего плохого не сделала!

Все верно, дети очень активно и часто пристают друг к другу, и словесно, и физически. Вы, наверное, замечали, что особенно это характерно для младших школьников и детей предподросткового возраста. Когда они едут всем классом на какую-нибудь экскурсию в общественном транспорте, то обычно доводят до белого каления окружающих взрослых своей непрерывной возней: то дергают друг друга, то щиплются, то садятся к кому-то на колени в три этажа и потом кучей-малой падают в проход, хохочут, что-то выкрикивают.

Но в этих действиях тоже есть определенный смысл. Таким образом в полудетской форме проявляется желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга: где начинается самость другого человека, докуда я могу дойти в своем воздействии на него, прежде чем он крикнет: «Что ты делаешь, сейчас я тебе как дам!» Можно сказать, что эта возня помогает детям опытным путем получить много полезной информации о психологической дистанции, которую нужно учитывать в разных ситуациях общения. Ведь младший школьный и предподростковый возраст — это сенситивный период для обучения коммуникативным навыкам. Для развития социального «я» ребенка эти навыки так же важны, как наличие парусов на мачтах парусника. Без них он свободно не поплывет по волнам моря житейского.

В общем виде можно сказать, что дразнилки — это всегда и форма вступления в контакт, и демонстрация себя, и психодиагностика потенциальной жертвы: посмотрим — как ты будешь реагировать! Если мы спросим ребенка, зачем его дразнят, то часто услышим типичный ответ: они меня хотят довести! Как психологу мне, естественно, сразу хочется задать принципиально важный вопрос: довести до чего? Ведь именно здесь кроется весь смысл ситуации «дразнения». В том, как поведет себя потенциальная жертва в этой острой стрессовой ситуации, она очень ярко раскроет себя. Собственно все и разворачивается ради этого. Недаром для ситуации «дразнения» в детской традиции характерен следующий ролевой расклад: агрессор — потенциальная жертва — наблюдатели (играющие роль хора в древнегреческой трагедии). Обычно эти наблюдатели всегда присутствуют. Они составляют общественное мнение, выносят оценку поведения участников, распространяют ее по миру. То есть «дразнение» — это всегда публичное действо психодиагностического характера: испытание на социально-психологическую прочность, по результатам которого определяется место ребенка в групповой иерархии. Ведь неслучайно особенно сильно дразнят новичков и особенно часто дразнятся в период выяснения отношений, когда детская группа или класс постепенно складывается как структурированная общность разных людей.

Главный вопрос — что же делать дразнимому? Как достойно выйти из этой ситуации?

Если воспользоваться ответами, которые дает изучение традиции детской субкультуры, то надо поступать так. Перво-наперво — иметь правильную установку, то есть воспринимать «дразнение» как ситуацию испытания. Как ни удивительно, осознание этого простого факта само по себе уже может помочь некоторым детям справиться с чувствами удивления и обиды, которые захлестывают их поначалу и мешают им соображать.

Второй момент — вести себя внешне как можно более спокойно. Желательно не позволять себе поддаться чувствам страха, обиды или злости и уж тем более не показывать их. Традиция предписывает делать вид, что тебе все нипочем, сделать презрительную мину или бесстрастное лицо Чингачгука-Большого Змея. Есть даже такая известная отговорка (более характерная для десяти-одиннадцатилетних, которые владеют собой лучше младших) — лениво ответить на обзывание: «Ну, что ты все про себя, да про себя, а про меня ни слова?!» Или резко провести ребром ладони вертикальную черту между собой и противником, громко и твердо сказав: «Чики — траки — стеночка», и отвернуться, как будто действительно уже находишься за непроницаемой стеной.

В-третьих, если тебя дразнят или обзывают и никуда не деться, то надо немедленно отвечать. На детском языке это называется «отговариваться», а традиционные тексты, используемые для самозащиты, в детском фольклоре зовутся отговорками.

У детей, в отличие от взрослых, на протяжении всего детства сохраняется очень уважительное отношение к магической силе слова. Это взрослые говорят, что «брань на вороту не виснет». С точки зрения детского восприятия — все наоборот. Категорически нельзя допускать, чтобы обзывания и дразнения «впитались» в личность. Такое впитывание и проникновение в тебя злой силы проявляется в том, что ты внутренне расстраиваешься, а внешне — не защищаешь себя. Поэтому надо немедленно начать действовать, тогда в тебя ничто плохое не войдет. Считается хорошим тоном защищаться тем же оружием, которое использовано при нападении. На слова отвечать словами.

Ответное слово должно магически уничтожить слова агрессора еще на их пути к тебе. Поэтому немедленное и страстное выкрикивание самой простой отговорки уже считается достаточным у детей лет семи-восьми.

Что же это за отговорки? Их можно определить как магические защитные словесные формулы. Главное — что ничего не надо придумывать на ходу, тем более что в такой ситуации голова обычно не очень хорошо соображает. Отговорки передаются от поколения к поколению детей так же, как и тексты дразнилок и обзываний. Так что детская традиция вооружает не только агрессора, но и потенциальную жертву. Поэтому я все время и подчеркиваю слово «потенциальную». Если дразнимый будет правильно себя вести, то жертвой он не станет. Тексты отговорок для него как социальные костыли, дающие поддержку в стрессовой ситуации, с которой ребенок еще не умеет самостоятельно справляться. Пока голова еще «сама не варит», полезно воспользоваться опытом множества предыдущих поколений детей, сталкивавшихся с подобными случаями. Единственное, что требуется, — достать вовремя нужный текст из закромов памяти и громко, напористо его прокричать так, чтобы он попал в агрессора.

Самое простое:

«Кто обзывается —
Тот сам так называется!»

Или:

«Говоришь на меня —
Переводишь на себя!»

Здесь в тексте отговорки говорится, что злое слово как магический бумеранг вернется к пославшему его.

Или вот еще:

«Шел Крокодил,
Трубку курил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил!»

Крокодил, как известно, страшный, зубастый (однажды даже Солнце проглотил), он взрослый — курит трубку. Твое слово проглотил — все, оно уже не действует, а мое оставил. Почему? Потому что он мне друг и защитник, то есть за мной — сила!

Другая отговорка в том же духе:

«Черная касса —
Ключ у меня!
Кто обзывается —
Сам на себя»

Что такое касса для ребенка, какие кассы он знает? Прежде всего это касса в магазине — в ней в мелких ящичках лежит много денег, а изрыгает она чеки, на которые можно получить разные товары. То есть касса — это вместилище ценных ресурсов. (Этому определению не противоречит и вторая известная первоклассникам касса букв и слогов, из которых составляются все слова.) Черная касса — это таинственное и устрашающее вместилище потаённых сил, а так как ключ от нее у меня — то я и буду ими распоряжаться. У меня есть магический ресурс — бойтесь меня! Он поможет исполниться моему заклинанию и повернет обзывание против самого агрессора.

А вот отговорка другого сорта:

«А я лесенку поставлю
И все буквы переставлю!»

Тут магия слова в чистом виде. Обзывание мыслится как лозунг, находящийся где-то высоко. Но я могу до него добраться по лесенке — переставляю в нем буквы, и он теряет свою магическую разрушительную силу. Как тут не вспомнить народное отношение к слову: изменение одной буквы меняет смысл слова на противоположный: «ангел» — светлый дух, «аггел» — уже нечистая сила.

Заметьте, кстати, как любят дети постарше и подростки забавляться тем, что стирают несколько букв в надписях на дверях вагонов, в рекламе и превращают их в совершенно другие императивные высказывания, обращенные к миру. Например, «не прислоняться» превращается в «не слоняться».

Отговорка используется для самозащиты в основном между семью-девятью годами, хотя у десяти-одиннадцатилетних в ходу остроумные словесные клише типа отговорок. Про невидимую защитную стеночку мы уже упоминали. Вот можно еще такое употребить: «А ну, тюльпань отсюда, а то как засиреню — ромашками обсыпешься!» Ничего особенного, но на детей производит впечатление сам факт того, что ребенок знает всякие особые высказывания на разные случаи жизни. А это признак коммуникативной компетентности. Такой человек вызывает интуитивное уважение.

Приходит время и все эти отговорки конечно же уходят из детского репертуара. Что же остается? Остается самое важное — коммуникативный опыт. Ребенок, имеющий его, — уже тертый калач. Он знает, что на свете всякое бывает, знает, что нельзя расстраиваться, что надо держать себя в руках. По мере того как совершенствуется саморегуляция (а это одно из важнейших направлений тренинга, который получает ребенок в рамках детской субкультуры), ребенок чувствует все больше возможностей действовать «от себя» и самостоятельно находить нужные слова в соответствии с особенностями той конкретной ситуации, в которой он находится здесь и сейчас.

Поэтому тот, кто гордится тем, что его в детстве никто и никогда не смел дразнить, должен осознать, что недобрал в жизни ценный опыт. Мудрый постарается его себе добыть, чтобы не попасть впросак. Ведь известно, что если человек чего-то важного для понимания жизни не прожил, то ему судьба посылает это для вразумления самым неожиданным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *