Массаж для мышц лица

Содержание

Упражнения детской мимической гимнастики картотека

Упражнения детской мимической гимнастики

Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

Для получения хорошего результата необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

все упражнения выполнять перед зеркалом. В идеале — это должно быть большое зеркало, в котором дошкольник будет видеть и себя, и логопеда;

акцентировать внимание при выполнении упражнения только на одной группе мышц;

упражнения выполнять плавно, ритмично и спокойно, не делая значительных усилий.

Ниже приведены различные упражнения, цель которых — развитие и укрепление мимических мышц с пошаговым описанием.

«Сморщить и растянуть лицо»

Ход упражнения:

нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;

радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.

«Закрывание и открывание глаз»

Выполнение упражнения:

сильно зажмурить и открыть глаза;

медленно закрывать и открывать глаза;

поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз;

поочередно подмигивать правым и левым глазом.

«Оскал»

Гимнастика для лица:

губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны, уголки попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз;

обнажить зубы, затем снова сомкнуть губы;

пофыркивание с вибрацией губ;

вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть их в улыбке, обнажая зубы.

«Поднимание и опускание углов рта»

Упражнение:

попеременно поднимать уголки рта со сжатыми челюстями;

один за другим опускать уголки рта. Лицевые мышцы расслаблены, нижняя челюсть опущена, глаза закрыты;

поочередно опускать уголки рта, челюсти при этом сжаты, губы сомкнуты.

«Надувание щек»

Надуваем щеки:

«помидоры-толстяки» — надуваем щеки;

«петрушки-худышки» — втягиваем щеки;

поочередно надуваем правую, потом левую щеки;

округлить рот как при произнесении звука «о»;

вытянуть губы трубочкой;

сморщить нос и шепотом сказать «фу»;

улыбнуться, показав сомкнутые зубы

Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Ниже приведены несколько таких игр.

Игра «Маски»

Возможны различные варианты игры.

Оборудование: маски с изображением различных эмоций (грусть, радость, удивление, скука, тоска, страх), а также сказочных персонажей.

Первый вариант

Педагог поочередно надевает маски (или просто показывает их) и просит повторить то выражение лица, которое изображено на маске, и назвать его. Действия сопровождается пояснениями педагога.

Вопросы для обсуждения игры:

Какие эмоции вы чаще всего наблюдаете у друзей (мамы, бабушки, воспитателя, прохожих)?

А вам самим приятно видеть эти эмоции?

Второй вариант

Логопед предлагает дошкольникам назвать выражение лица знакомых героев из сказок:

Какое выражение лица у Бармалея?

А какое у колобка?

Представьте себе, что вы стали добрым Дедом Морозом (грустной Царевной Несмеяной). Какое у него выражение лица?

Третий вариант

Группа делится на две части. Одна решает, какого сказочного персонажа она будет показывать, а вторая по мимике должна догадаться, кого изображают дети. Затем они меняются местами.

«Свет мой, зеркальце, скажи»

Ребята становятся лицом друг к другу по двое. Педагог читает предложение или стих и предлагает выражать мимикой суть прочитанного. Так дети учатся показывать эмоции, видят, как это делают другие.

Вопросы после игры:

Какую эмоцию вам было изобразить сложнее всего? А какую легче?

Немое кино

Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:

Логопед «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.

Картотека «Мимическая гимнастика для детей»

Гузь Ольга Александровна
Картотека «Мимическая гимнастика для детей»

Картотека «Мимическая гимнастика для детей». (Н. В. Нищева)

Цель — укрепление мышц лица, развитие мимики лица.

1. Закрывать и открывать глаза без напряжения.

Лицо не подвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет (до 5, а потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Мы закроем крепко глазки

И во сне увидим сказки.

Побываем на луне

И поедем на слоне.

2. Раздувать ноздри – «Мы нюхаем». Втягиваем ноздри, делая глубокий вдох носом. Плечи при вдохе не поднимаются. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Мы увидели пион,

Как чудесно пахнет он!

Воздух носом втянем дружно,

Нам цветок понюхать нужно.

3. Учимся быстро-быстро моргать. Лицо при этом спокойно. Повторяем упражнение 3-5 раз.

По дорожке шла коала,

Эвкалипта лист жевала.

Замечталась и упала,

Часто-часто заморгала.

4. «Мы подмигиваем». Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Как хитрющий рыжий кот,

Поморгаем мы. Вот! Вот!

Левый глаз! Правый глаз!

Получается у нас!

5. «Мы умеем удивляться». Учимся приподнимать и опускать брови. Когда поднимаем брови, выражение лица удивленное. Повторяем упражнение 3-5 раз.

В зоопарке побывали,

Крокодила увидали.

Он зубастый! Так и знай!

Брови выше поднимай!

6. «Мы умеем сердиться». Хмурим брови. Выражение лица сердитое. Если упражнение не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Следить, чтобы губы не участвовали в движении. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Не хотела каши Маша,

Рассердилась мама наша,

Брови хмурила вот так.

Каша – это не пустяк!

7. Учимся надувать губы. Выражение лица капризное. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Капризуля наша Люба,

Как карась надула губы!

Говорит карась большой:

— Дуться так не хорошо!

8. Учимся поджимать губы. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Рассердилась наша Люба

И теперь поджала губы!

Ну и Ну! Моя подружка

Так похожа на лягушку.

9. Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Мишка очень любит мед,

В улей он залез. И вот –

Словно флюс щека у мишки,

И испачканы штанишки.

10. «Худышки». Учимся втягивать щеки. Повторяем упражнение 3-5 раз.

На ветвях висит мартышка.

Не мартышка, а худышка!

Не хватает ей продуктов –

Сладких, сочных, спелых фруктов.

11. Учимся двигать кончиком носа. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Одуванчик кот сорвал,

От пыльцы весь желтым стал.

Даже в нос пыльца попала,

И в носу защекотало.

12. Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо;

13. Улыбнуться другим углом;

14. Повторить движения поочерёдно;

15. Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться. Чередовать эти движения;

16. Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5;

17. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова;

18. Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.

Коплекс упражнений лицевой гимнастики для детей

Приведенный здесь простейший ежедневный комплекс упражнений гимнастики для лица предназначен … для детей от 10 лет! Выполнять его лучше после умывания, и лучше всего перед зеркалом. Комплекс из детского журнала “Сабрина” 2009 г., журнал взяла у дочки.

Казалось бы, зачем детям делать гимнастику для лица, о каких морщинах пока может идти речь? Если проанализировать этот комплекс, видно, что он приводит в действие все мышцы лица, – это зарядка бодрости, помогающая утром быстрее проснуться, и повышение эластичности кожи, что немаловажно в подростковом возрасте. Кожа дышит, насыщается кислородом, и количество подростковых прыщиков уменьшается. Хотя это не способ избавиться от прыщей, для этого, конечно, нужен специальный уход за кожей и правильное питание.

Эти упражнения можно выполнять и взрослым, особенно, когда мало времени, они занимают всего 5 минут. Разумеется, от всех морщин Вас они не избавят, но они несложные, быстрые, поднимают настроение, освежают и бодрят, делают лицо подвижным. А вот когда появляется больше времени, конечно, нужно сделать полный комплекс упражнений для лица, выбранный Вами, или самомассаж лица, побаловать себя маской и отдыхом-релаксом.

Упражнения для лица. Суперрастяжка.

Покажи язык

Когда будешь делать это упражнение, убедись, что на тебя никто не смотрит!

Высунь свой язык так далеко, как только сможешь – пусть мышцы хорошенько напрягутся.

(Выполняйте раз 5-8, следите, чтобы не появлялись морщины на лбу).

Упражнение для шеи
Запрокинь голову назад так, чтобы подбородок «смотрел» в потолок.

Ты почувствуешь, как мышцы шеи медленно растягиваются. (Выполнить 5-10

раз).

Стреляющие глазки

1 Держи голову ровно. Посмотри налево. Посчитай до пяти. А теперь направо. Повтори три раза.
2. Посмотри вверх. Не двигай головой и не шевели бровями. Посчитай до пяти. Теперь посмотри вниз.
3. Подними брови. Открой глаза так широко, как только сможешь. Сделай удивленное выражение лица! (При поднятии бровей постараться не морщить весь лоб! Если не получается, можно положить на лоб ладонь.)

Рычащий лев

1. Наморщи нос и порычи как лев. Это взбодрит мышцы рта. Повтори два или три раза. (Не морщить лоб!)
2. Теперь сложи губы дудочкой. Сильно подуй. Пусть мышцы хорошо поработают. (Не морщить переносицу!)
3. 3евание растягивает и тонизирует мышцы всего лица. Так что зевайте на здоровье!

ВВЕРХ В МЕНЮ

В РАЗДЕЛ “О ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ЛИЦА”

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж ладошек для развития речи

Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).

Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)

  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород!

  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.

Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Для чего нужен логопедический массаж

    Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

    Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

    Польза логомассажа

    Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

    • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
    • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
    • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
    • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
    • восприятие движений речеобразующих органов.

    И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

    • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
    • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
    • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
    • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
    • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
    • увеличивает объем и диапазон движений;
    • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

    Показания и противопоказания

    Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

    Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

    А теперь коснемся технической стороны этого метода.

    Виды логопедического массажа

    В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

    1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
    2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
    3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
    4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
    5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

    Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

    Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

    Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

    Особенности логопедического массажа дома

    Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

    Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:

    1. Работайте в проветренном помещении.
    2. Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
    3. Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
    4. Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
    5. Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
    6. Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
    7. Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
    8. Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.

    При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.

    Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.

    Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

    Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.

    Техники логомассажа

    Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:

    Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

    Логопедический массаж ложками

    Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

    Артикуляционный массаж языка для развития речи

    Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

    Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

    Пальчиковый логомассаж для развития речи

    Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

    Самомассаж

    Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

    Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

    Зондовый логопедический массаж

    Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.

    Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

    • исправляется звукопроизношение;
    • формируется правильное речевое дыхание;
    • становится сильным голос;
    • стабилизируется эмоциональное состояние.

    Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

    Виды логомассажа

    Для работы с детьми применяются различные виды логомассажа. Наиболее распространёнными видами являются:

    • традиционный;
    • зондовый;
    • самомассаж;
    • аппаратный;
    • точечный;
    • массаж Дьяковой.

    Логомассаж

    Традиционный вариант использует классические массажные приёмы. Для зондового применяются специальные инструменты. В этом случае выполнять массаж могут только те, кто прошёл соответствующее обучение.

    Самомассаж позволяет обучить пациента делать логомассаж без помощи специалиста. Для аппаратных процедур используются специальные устройства (вакуумные, вибрационные и другие).

    Точечный использует для работы с детьми методы традиционной медицины.

    Важно! Массаж Дьяковой представляет собой методику, которая позволяет эффективно бороться с нарушениями речи у детей.

    Цели логопедического массажа

    Массаж предназначен для помощи ребенку в следующих случаях:

    • У малыша не получается с нужной степенью отчетливости произносить слова и предложения.
    • Если ребенок страдает от заикания.
    • Мышцы, которые участвуют в артикуляции, имеют недостаточно хороший тонус.
    • Когда развитие речевого аппарата в возрасте до трех лет проходит с отклонениями, имеющими неясную природу.
    • Иногда недостатки речи могут проявляться не только в устной, но и в письменной речи. Этот массаж способен оказать помощь в тех случаях, когда дисграфия не связана с задержкой внутреннего развития.
    • При дизартрии.

    Ребенок не должен бояться

    • Часто задержка в речевом развитии происходит одновременно с проблемами детского умственного развития. Но если малышу трудно разговаривать, но он развивается нормально (в этом случае нарушение называется «алалия»), то логопедический массаж будет ему полезен.
    • Если возникла ЗРР (задержка речевого развития).
    • При неправильной работе голосовых связок.
    • Логопедический массаж позволит увеличить результативность проводимых с ребенком логопедических занятий.
    • Эта процедура способна помочь при неконтролируемом слюноотделении у ребенка.
    • Если малыш произносит слова с чрезмерным напряжением.
    • При наличии ринолапии (когда при произношении слов резонирование в полости носа происходит в недостаточной степени).
    • Если детские речевые нарушения обусловлены слишком короткой подъязычной уздечкой (при дислалии).

    Дети, которые проходят процедуру логопедического массажа, демонстрируют прогресс в преодолении речевых недостатков.

    У них отмечается следующее:

    • Постепенно мышечный тонус речевых мускулов приходит в норму.
    • Амплитуда движений при артикуляции становится больше.
    • Уменьшается проявление различных отклонений при работе речевых мышц.
    • Формируется правильная схема выполнения артикуляционных движений.
    • Мышцы, которые работали ранее с недостаточной степенью сокращения, теперь работают с большей интенсивностью.

    Важно! Регулярное прохождение курса логопедического массажа позволит детям ощутить значительный прогресс в развитии речевых навыков.

    Для проведения такого вида массажа необходимо пройти профессиональное обучение. Специалист должен знать, что и зачем необходимо сделать. В этом случае для работы используются специальные приспособления — зонды. При этом:

    • Обкалывание языка выполняется при помощи вилочкового зонда.
    • Восьмерка применяется для проведения нажатий на язык.
    • Зонды-саночки имеют несколько разновидностей. С их помощью выполняется стимуляция волокон мышц при помощи надавливаний на него.
    • Топорик используется для надавливающих и скользящих массажных движений.

    Применяются также другие разновидности зондов для проведения массажа.

    Логопедический массаж языка зубной щеткой

    Проводя такую процедуру, нужно правильно выбрать зубную щетку. У нее должна быть мягкая щетина. Необходимо купить бинт, чтобы сделать несколько тампонов, которые нужно будет подложить под язык во время процедуры для того, чтобы они впитывали слюну.

    При массаже языка необходимо делать кругообразные движения щеткой в поперечной направленности. При этом не должно быть сильного надавливания.

    Как делать логопедический массаж самостоятельно

    Важно! Когда родители проводят массаж своему ребенку, нужно с ним постоянно общаться для того, чтобы он во время процедуры чувствовал себя уверенно.

    В основе всех движений при проведении процедуры лежат поглаживание и легкая вибрация. Надавливания должны делаться без усилий. Вибрация помогает лучше расслабить мышцы. Поглаживания делают осторожными круговыми движениями.

    Для того, чтобы улучшить качество проводимой процедуры, родителям может быть полезно взять несколько уроков у профессионалов.

    Противопоказания для массажа: когда делать не стоит

    Хотя проведение такой процедуры способно оказать значительную помощь ребенку, в некоторых случаях его использование может принести вред.

    При этом имеются противопоказания:

    • его нельзя делать детям, которые страдают от заболеваний капилляров и крови;
    • запрещено проводить тем, у кого имеются онкологические заболевания;
    • при наличии склонности к образованию тромбов;
    • в то время, когда малыш болеет острыми респираторными заболеваниями;
    • при наличии стоматита или коньюнктивита;
    • если у ребенка судороги;

    Зондовый массаж

    • когда малыш страдает от фурункулеза;
    • при наличии порезов или других повреждений кожи, на месте которых образовались воспаления;
    • при наличии синяков там, где выполняется массаж;
    • когда ребенок имеет грибковое заболевание;
    • если лимфатические узлы увеличены;
    • массаж нельзя делать тем, у кого имеются воспаления или гнойные высыпания на коже, а также тем, кто болеет герпесом.

    Важно! Кроме перечисленных противопоказаний необходимо учитывать, что у малыша может быть повышенная чувствительность к такой процедуре, что не позволяет использовать при его лечении логомассаж.

    Специфика логомассажа в условиях дома

    При проведении процедуры родителями дома необходимо обеспечить малышу такие условия, чтобы он не испытывал страха перед процедурой. Поэтому чем младше ребенок, тем менее продолжительным должно быть занятие. Например, для грудничка достаточно на первом сеансе потратить не более двух минут, а для трехлетнего ребенка логопедический массаж языка нужно увеличить до 5 минут. Рекомендуется создать малышу обстановку, в которой он будет чувствовать уверенность — положить рядом любимые игрушки, читать ему любимую сказку.

    Условия для проведения процедуры дома

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях проводится в светлом и хорошо проветриваемом помещении. Нужно, чтобы для ребенка не было причин отвлекаться. Иногда дети нервничают во время процедуры. Поэтому рекомендуется, чтобы продолжительность занятия увеличивалась постепенно, а первый сеанс массажа происходил не дольше 5 минут.

    Логопедический массаж языка для детей

    Для того, чтобы провести логомассаж, необходимо действовать в соответствии с пошаговой инструкцией:

    Использование зонда

    1. Процедура начинается с того, что массажист делает щадящие поглаживающие движения по коже лица.
    2. Работа с продольной мышцей проводится в направлении от корня языка к внешней части.
    3. Логопедом выполняются надавливания на поперечные мышцы: движение начинают в центре языка и продолжают по направлению к боковому краю.
    4. Внутри ротовой полости проводятся поглаживания по всей ее поверхности в различных направлениях.
    5. Делают легкие похлопывания по поверхности языка на всем его протяжении.
    6. Массажист выполняет надавливания на продольную мышцу.
    7. Проводится обработка уздечки языка с помощью вертикальных движений.
    8. С использованием салфетки, сделанной из марли, делают перетирающие массажные движения.

    Важно! Для того, чтобы был оказан лечебный эффект, нужно провести цикл процедур, состоящий из 10-20 сеансов. После окончания надо сделать перерыв длительностью 4-8 недель и повторить все снова.

    Логопедический массаж лица для детей

    Логомассаж можно проводить в домашних условиях, при этом важно создать такие условия, чтобы во время проведения процедуры малыш не отвлекался.

    Технология проведения логопедического массажа лица

    Проведение логопедического массажа лица для детей начинается с поглаживающих движений, которые начинаются с середины лба и делаются по направлению к височной области.

    Массаж лица

    При этом нужно делать поочередно то разминающие движения, то вибрационные.

    При обработке щек движения направлены от уголков рта по направлению к вискам. Его делают при помощи растягивающих и разминающих движений. Затем необходимо сделать несколько поглаживающих легких движений, направленных от скул к нижней челюсти.

    При массаже носа начинают с поглаживания его крыльев. Затем выполняют массирование носогубной складки, делая движения от краев носа по направлению к краям рта.

    Далее проводится обработка губ. При этом массажные движения начинаются с середины верхней губы по направлению к углам рта. Затем таким же образом происходит обработка нижней губы.

    Далее нужно промассировать подбородок. Его разминают, начиная с центральной части и двигаются по направлению к уголкам рта.

    В заключительной части процедуры выполняют массаж шеи вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.

    На этом массаж лица заканчивается.

    Проведение логопедического массажа способно существенно помочь развитию ребенка. Однако проводиться такой массаж должен качественно и в соответствии с правилами логопедии. Только при этом условии он будет эффективен.

    Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

    Массаж мышц языка

    Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.).

    Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности.

    При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

    дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок;

    при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.;

    массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой (рис. 79);

    массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном;

    если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.

    Расслабляющий массаж.

    Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

    расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;

    движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

    перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику.

    В этих случаях массаж следует

    Рис. 79 Рис. 80

    выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

    при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав (1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40—50 °С; можно добавить немного меда) либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю;

    если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

    перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня: произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой указательного или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня языка (рис. 80);

    указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки (рис. 81);

    захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону (рис. 82);

    захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений (рис. 83 а, б).

    После этого переходят к собственно массажу мышц языка.

    1. Большим и указательным пальцами правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно (рис. 84). При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.

    Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от средней линии к боковой части языка и

    Рис. 88

    обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой (рис. 85).

    3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню (рис. 86).

    4. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима (рис. 87).

    5. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения (рис. 88).

    6. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.

    7. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).

    После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.

    8. Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону (рис. 89).

    9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой (рис. 90).

    Активизирующий массаж.

    При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:

    движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;

    в основном используются приемы разминания и перетирания; как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;

    если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;

    при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.

    Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.

    1. Перетирание в продольном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой (рис. 91).

    Рис. 92

    2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой (рис. 92).

    3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой (рис. 93).

    4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение (рис. 94 а).

    5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка (рис. 94 б).

    6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка (рис. 95).

    7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки).

    8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

    Массаж языка с помощью зубной щетки при дизартрии.

    Татьяна Гаврилова
    Массаж языка с помощью зубной щетки при дизартрии.

    Массаж языка с помощью зубной щетки при дизартрии.

    В современном мире проблема нарушения речи у дошкольников и младших школьников в последние годы приобрела глобальный характер. Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности.

    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

    Почему при дизартрии нарушается членораздельность, внятность речи, интонация, темп, высота и сила голоса? Потому что из центрального отдела речевого и двигательного анализатора двигательные команды передаются к периферическим органам речи по проводящим нервным путям. Когда происходит органическое поражение непосредственно двигательных нервов или речевых отделов в головном мозге, становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича. А так как парезы распространяются, кроме мышц губ и языка, и на нёбные мышцы, мышцы голосовых связок, а также на мышцы органов дыхания, то при этом мы видим нарушение артикуляции звуков, нарушение голосообразования и нарушение речевого дыхания.

    У большинства детей с дизартрией наблюдается нарушение чувствительности речевых мышц, поэтому они почти не ощущают положения своих органов артикуляции. Именно отсутствие чувствительности речевых мышц вызывает затруднения в нахождении нужной артикуляции разных артикуляционных укладов. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий (сопутствующих движений, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования.

    Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губу остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находится на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

    Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твёрдые, напряжённые. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к дёснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменён по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

    Гиперкинезы при дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

    Апраксия проявляется в невозможности выполнения определённых движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому.

    Девиация, т. е. отклонение языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое).

    Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи.

    В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная.

    Коррекция звукопроизносительной стороны речи начинается с нормализации тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводится логопедический массаж.

    Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создаёт положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

    Массаж языка– это процедура, воздействующая на язык, с целью облегчения воспроизведения звуков для ребенка.

    Показания к применению

    • Дефекты речи;

    • Непроизвольное слюноотделение;

    • Нарушения голоса;

    • Дизартрия;

    • Проблемы с произношением;

    • Гипертонус артикуляционных мышц;

    • Недостаточная сократительная способность лицевых мышц;

    • Сбивчивое дыхание во время разговоров.

    При гипертонусе мышц языка воздействие носит расслабляющий характер. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, небно-глотоный (рвотный) рефлекс может также затруднять проведение, поэтому выполнение подобной процедуры при гипертонусе требует соблюдения следующих правил.

    Для расслабления языка проведите точечные упражнения с подчелюстной ямкой и вибрации под углами челюсти, захватите кончик правой рукой и выполните покачивающие движения из стороны в сторону, вперед назад. Движения плавные, с постепенным увеличением амплитуды.

    Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

    При гипотонусе мышц языка направление массажных движений от центра к периферии, при гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные.

    Чтобы выполнить логопедический массаж языка, зачастую прибегают к использованию дополнительных предметов. Наиболее применимым помощником в этом деле стала зубная щетка. Щетка должна быть небольшой по размеру и иметь мягкий ворс. Перед процедурой ее необходимо как следует продезинфицировать.

    Основные массажные направления:

    1. «Язычок проснулся и потянулся»

    Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику или от кончика к середине языка.

    2. «Солнышко»

    Щёткой водить по направлениям от центра к периферии или от периферии к центру (не задевать корень языка)

    3. «Ёлочка»

    Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии или от периферии к центру.

    4. «Ветер дует вправо»

    Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо или справа налево.

    5. «Дым идёт из трубы»

    Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику или от кончика к корню.

    6. «Ветер дует влево»

    Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево

    7. «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки

    8. «Листики падают с деревьев» Поколачивать по языку тыльной

    стороной щётки

    9. «Большая лужа»

    Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины

    языка к краям

    Сказки для массажа

    «Осенняя сказка»

    Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).

    Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2)

    Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3).

    Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).

    Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).

    Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).

    Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь (упражнение № 7).

    Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).

    Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).

    «Зимняя сказка»

    Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).

    Выглянул Язычок в окошко – снег идёт (упражнение № 7).

    Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).

    Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).

    Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6).

    Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9).

    А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).

    Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).

    Весь в снегу Язычок!

    Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).

    Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой (упражнение № 1).

    Приступая к коррекции звуков, необходимо также знать, что артикуляции улучшаются при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи. Поэтому лучше начинать постановку звуков лежа на кушетке. Ребенок вдыхает через нос «полный живот воздуха» и плавно выдыхает через рот. Дыхание лежа – нижне-диафрагмальное.

    Постановка звука /Р/ в положении лежа.

    Этот способ хорош, если у ребенка макрогласия (большой язык) или выработалась привычка произносить звуки межзубно. В данном случае в первую очередь необходим массаж языка для укрепления его мышц, только затем следует приступать к постановке звука /Р/ в положении лежа. В положении лежа язык слегка западает назад, то есть не выглядывает из-за зубов.

    Логопед садится на край дивана, ребенок ложится головой на её колени. В положении лёжа ребенку предлагается с силой выдыхать из себя воздух, произнося «за» (можно «дж»). В это время логопед левой рукой удерживает подбородок ребенка, чтобы рот был открытым, а правой рукой с помощью палочки, зонда или соски вызывает вибрацию кончика языка.

    Я надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Искренне желаю, чтобы массаж языка и постановка звуков лежа — помог вам и вашим детям справиться с трудностями.

    >Логопедический массаж для детей в домашних условиях: виды и рекомендации по проведению массажа

    Последовательность выполнения

    Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса

    • Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
    • Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
    • Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.

    Расслабляем мимическую мускулатуру

    • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
    • к вискам от центра лба;
    • к волосам от бровей;
    • вокруг глаз в разном направлении;
    • к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
    • к ушам от уголков губ;
    • по лбу, щекам, подбородку и шее;
    • к мочкам ушей от крыльев носа.
    • Легко пощипываем края нижней челюсти;
    • Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.

    Расслабляем мышцы губ

    • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
    • Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
    • Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.

    Расслабляем мышцы языка

    • Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
    • массируем крайние точки нижней челюсти;
    • массируем подчелюстную ямку;
    • двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
    • Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
    • расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
    • похлопываем по языку и надавливаем на него;
    • поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.

    Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях

    Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.

    Активизируем мимическую мускулатуру

    • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
    • к вискам от центра лба;
    • к волосам от бровей;
    • по бровям;
    • вокруг глаз;
    • по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
    • Ритмично сжимаем подбородок.
    • Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
    • Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
    • Пощипываем щеки.

    Активизируем мышцы губ

    • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
    • Пощипываем кожу вокруг губ.
    • Интенсивно постукиваем вокруг губ.

    Активизируем мышцы языка

    • При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
    • перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
    • сжимаем боковые части.
    • пощипываем края.
    • похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
    • осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.

    Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса

    • Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
    • Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
    • Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

    Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях

    При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.

    Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.

    Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.

    Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *