Незрелость головного мозга

Содержание

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как делается НСГ головного мозга у новорожденных?

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?)
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: профилактика асфиксии новорожденных в домашних условиях);
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: какие бывают степени гипотрофии у детей?);
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: оценки по шкале Апгар

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гипоксия у новорожденного: что это?

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово “нет”, делать массаж.

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Эмбриональное развитие мозговых структур достаточно сложный процесс и проходит в несколько этапов. Незрелость головного мозга у новорожденных как патология, обусловлена влиянием негативных факторов во время внутриутробного развития или в результате сложного родоразрешения.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 286

Образование нейронной сети детского мозга

Ввиду того, что ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту в мозге создаются новые связи между нейронами. Словно мостики, они прокладываются между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение знаний, усвоение информации. Особенно сильно укрепляется связь между ними во время первых 3 лет жизни. В итоге, в возрасте 3 лет, дети имеют мозг немного меньше объемом, нежели взрослый. Так, они отличаются массой всего на 15%.

Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает примерно в 20 раз численность всего населения земного шара. Нейронов в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в Млечном пути. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний. Так, трехлетний малыш имеет около 1000 триллионов нейронных соединений.

После достижения ребенком возраста 3 лет, темп развития его мозга снижает свои обороты. Его физиологическое формирование оканчивается к возрасту 6 лет. Именно поэтому возраст 6-7 лет служит отправной точкой для школы. Ребенок физиологически становится способен к усвоению информации, адекватной мыслительной деятельности, подобной взрослой.

Гиперметропия (дальнозоркость)

Это заболевание характеризуется плохим видением предметов на близком расстоянии. Дальнозоркость бывает как врожденная, так и приобретенная, вызывается разными причинами:

  • отягощенная наследственность;
  • стрессы, неполноценное питание и заболевания матери во время беременности;
  • нарушение в анатомическом строении глаза (короткая глазная ось, изменения формы хрусталика);
  • неудовлетворительная экологическая обстановка.

Основными признаками гиперметропии являются:

  • головные боли, тошнота, усталость, раздражительность;
  • малыш часто моргает, закрывает глаза, потом широко открывает, трет глаза руками;
  • подносит близко к лицу рассматриваемые предметы, наклоняется к столу при играх с мелкими деталями (пазлы, конструктор);
  • дети отказываются от занятий (даже самых любимых), требующих напряжения глазных мышц (рисование, чтение).

Диагностировать дальнозоркость можно с первых дней жизни (с помощью офтальмоскопа, ретиноскопа, а также других объективных и диагностических методов). До 6 лет гиперметропия легкой степени хоть и требует постоянного контроля, но не вызывает серьезных опасений, ввиду особенностей роста и формирования системы зрения. Объем и длительность лечения определяет исключительно детский специалист. Оно включает оптическую коррекцию (очки, линзы), аппаратную стимуляцию мышц, глазную гимнастику, чередование зрительных нагрузок с активным отдыхом, питание, обогащенное витаминами.

Влияние среды на развитие мозга ребенка

Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани. Первые годы жизни малыша служат ему трамплином для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков.

Задача родителей заключается не только в заботе о физическом состоянии ребенка, но и в обеспечении помощи в формировании гармоничной мозговой деятельности малыша. Благоприятными являются стимуляции с помощью различных звуков и изображений, запахов и прикосновений. Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят:

  • Уровень образования мамы ребенка ниже среднего;
  • Неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод;
  • Психические проблемы у одного из родителей или близких родственников;
  • Низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости;
  • Жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если ребенок находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чье детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

У таких деток, как правило, очень бедный словарный запас. Зачастую, асоциальный образ жизни родителей, приводит к тому, что малыш отстает в умственном развитии. Редко, уже в возрасте 3 лет, ребенок способен понять, что окружающая его домашняя обстановка ненормальна. Такие малыши стремятся заполнить дефицит необходимого развития общением со сверстниками в детском саду или на улице.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и грудного вскармливания ребенка играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому так важно маме питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание мамы не сказывалось отрицательно на ребенке.

Образ жизни особенно сильно влияет на образование мозговой ткани ребенка. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Детское косоглазие

Косоглазие у ребенка – не только косметический дефект, но и серьезная патология, влияющая на остроту и качество зрения. Возникает оно вследствие ряда факторов.

  1. Генетические нарушения при патологии беременности.
  2. Гипоксия во время родов, родовая травма шейного отдела позвоночника или головного мозга.
  3. Наличие других глазных болезней – близорукость, астигматизм, дальнозоркость.
  4. Хирургические манипуляции на глазах.
  5. Травмы головы.
  6. Заболевания головного мозга инфекционного или сосудистого происхождения.

Наиболее частые симптомы косоглазия:

  • глаза не двигаются содружественно;
  • глаз отклоняется при попытке посмотреть в одну точку;
  • ребенок наклоняет голову в сторону, поворачивает ее при необходимости посмотреть на предмет;
  • у старших деток присутствуют жалобы на размытость контуров, нечеткость, двоение.

Не всегда косоглазие видно со стороны, в некоторых случаях обнаружить его можно лишь с помощью полного офтальмологического обследования.

До 4–6 месяцев не резко выраженное косоглазие считают нормой, в связи с незрелостью нервной системы новорожденных. Лечение патологии индивидуально в каждом конкретном случае. Это и специальные упражнения (самостоятельные и на аппаратах), и ношение очков, и лечение основного заболевания. В некоторых ситуациях выздоровление возможно лишь с помощью оперативного вмешательства.

Дакриоцистит

Воспаление слезного мешка (дакриоцистит) – чаще всего встречается у детей. Основная причина – непроходимость носослезного протока. Во время внутриутробного развития проток закрыт желатинообразной пленкой. В норме при первом крике новорожденного она разрывается, но в 5% случаев этого не происходит, возникает застой слезной жидкости с дальнейшим развитием воспалительного процесса в слезном мешке. Дакриоцистит может быть вызван также искривлением носовой перегородки, анатомическими аномалиями соседних тканей, травмами носа или глаза. Патология проявляется следующей клинической картиной:

  • слизистые или слизисто-гнойные выделения из глаза;
  • покраснение слизистой оболочки;
  • излишняя увлажненность глаза, слезотечение;
  • выпячивание в области расположения слезного мешка;
  • при нажимании на внутренний угол глаза появляются капельки выделений из слезных точек.

Самостоятельно трудно отличить дакриоцистит от обычного конъюнктивита, поэтому при первых признаках малыша необходимо показать специалисту. Он проведет специальные диагностические пробы (канальцевую, носовую), с помощью которых и подтвердит диагноз.

Раннее лечение патологии значительно увеличивает шансы на полное выздоровление. Начинают его из консервативных методов, если же в течение двух недель они не приносят результата – применяют наиболее эффективный радикальный способ.

  1. Массаж, способствующий оттоку слезной жидкости.
  2. Медикаментозное лечение (антисептические и антибактериальные препараты местного действия).
  3. Хирургическое лечение (зондирование носослезного протока).

Если вовремя не принять меры (в первые 6 месяцев), то может понадобиться сложная операция –дакриоцистопластика.

Последствия и лечение

Диагноз, поставленный неврологом – незрелость головного мозга, для новорожденного без патологии мозговых структур, не нуждается в коррекции и последствий никаких не несет.

Если обнаружена патология, или аномалия развития мозговых структур, последствия зависят от тяжести заболевания и своевременной терапии. Тяжелые черепно-мозговые травмы, или острая гипоксия могут привести к инвалидизации, или летальному исходу.

Консервативная терапия проводится после постановки точного диагноза и направлена на снятие патологической симптоматики, а так же максимальное восстановление функционирования мозга.

Общие принципы комплексного лечения:

  • Медикаментозная терапия;
  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапия.

Для детей от 3 лет, показаны так же занятия с логопедом и психокоррекция, посредством различных психологических методик.

Созревание мозговых структур длительный и индивидуальный процесс, который определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах.

Если возникли сомнения, или присутствуют явные нарушения психомоторного развития – это повод обратится к невропатологу и пройти комплексное обследование.

Возможные нарушения — причины

Если доктор говорит о морфологической незрелости мозга малыша в контексте некоторых нарушений, которые он обнаруживает на осмотре, то правильнее ставить конкретный неврологический диагноз, чего многие доктора стараются избегать: детская неврология очень сложна и не всегда очевидна даже для доктора, а брать на себя ответственность за ошибку никому не хочется.

Чаще других вердикт о наличии незрелого мозга слышат родители недоношенных детей. Им еще раз рекомендуется перечитать статью с самого начала, сделав существенную поправку на то, что все органы и системы недоношенного ребенка еще более незрелые, чем органы доношенного младенца.

Нередко такое заключение слышат молодые мамы, которые во время беременности прошли через различные патологии, проживали в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (хотя сейчас каждую беременную роженицу можно смело относить к такой группе риска, за исключением мам, которые живут в отдаленных поселениях глубоко в тайге).

Если невролог увидит в карточке ребенка такие записи, как «внутриутробная гипоксия», «резус-конфликт», «затяжные роды» (как вариант — «стремительные роды»), он всенепременно найдет у ребенка гипертонус, вялость, сонливость, крикливость или иные признаки того самого загадочного «заболевания» – незрелости головного мозга.

Бесспорно, есть ситуации, в которых у детей действительно есть аномалии развития головного мозга, которые никак не связаны с его возрастными особенностями: врожденные пороки развития отделов и участков коры, недоразвитие или отсутствие долей, сглаживание извилин и борозд. Но такие состояния имеют вполне существующие в справочниках медицинские названия, которые доктор должен огласить после детального и внимательного изучения состояния ребенка (проводятся обследования, такие, как УЗИ, МРТ, КТ).

Инфекционные болезни глаз у детей

В детском возрасте часто встречаются глазные болезни, вызванные патогенными микроорганизмами.

Конъюнктивит

Воспаление слизистой оболочки глаза вызывают бактерии (стафилококк, стрептококк), вирусы (аденовирус, вирус кори), реже – грибки. Возможен также конъюнктивит аллергического происхождения. Факторами, способствующими развитию заболевания, являются грязные руки, переохлаждение (перегревание), снижение иммунитета, простуда. Клиника в остром периоде достаточно характерная:

  • выделения (серозные или гнойные), они склеивают ресницы, утром из-за них тяжело открыть глаз;
  • покраснение конъюнктивы (вызванное усилением ее сосудистого рисунка);
  • зуд, чувство песка в глазах, светобоязнь;
  • отек век;
  • повышенная температура тела, нарушение общего состояния (не всегда).

Конъюнктивит опасен своими осложнениями. К примеру, кератит вызывает помутнение роговицы, снижение зрения. В ослабленных или недоношенных детей распространение инфекции может спровоцировать отит и, даже, воспаление мозговых оболочек (менингит).

Поэтому самостоятельное лечение патологии не приветствуется, лучше доверится офтальмологу, который проведет необходимые исследования (диагностика возбудителя и его чувствительность к препаратам) и назначит адекватную терапию.

  1. В зависимости от микроорганизма, вызвавшего конъюнктивит, используют местные антибактериальные или противовирусные препараты.
  2. При болезни аллергического происхождения исключают провоцирующий фактор и назначают антигистаминные средства.
  3. Лечение применяют для двух глаз, даже если болен только один. Нанесение препаратов начинают со здорового глаза.
  4. Дополнительно промывают глаза отваром ромашки, настоем крепкого чая.

Блефарит

Блефарит – это длительно протекающий воспалительный процесс ресничных краев век. Вызывают его бактерии, вирусы, грибки и паразиты. Есть также блефариты неинфекционной природы: аллергического происхождения, или спровоцированные неадекватным лечением других глазных болезней (близорукость, астигматизм, дальнозоркость). Неправильный гигиенический уход, недостаточное времяпрепровождение на свежем воздухе, ослабление иммунитета, переохлаждение, хронические очаги инфекции повышают риск развития воспаления век.

Родители могут заподозрить блефарит по таким признакам:

  • покраснение и отек век;
  • жжение и зуд (из-за этого дети часто трут глаза);
  • патологические выделения, серо-белые чешуйки или язвочки на краях век;
  • слезотечение, легкая светобоязнь;
  • нечеткость зрения;
  • повышенная утомляемость.

Лечение включает обработку краев век дезинфицирующими растворами (бриллиантовый зеленый, отвар ромашки), применение антибактериальных мазей (тетрациклиновая), смягчение чешуек (вазелином, ланолином), их удаление. Также используют аппаратную физиотерапию, витаминотерапию. Необходима борьба с сопутствующими инфекциями, здоровый образ жизни.

Ячмень

Воспаление волосяной луковицы века или его сальной железы (ячмень) спровоцировано воздействием бактериальной инфекции, чаще всего – золотистого стафилококка. У детей ячмень может свидетельствовать о снижении иммунитета, глистной инвазии, эндокринных нарушениях, хронических заболеваниях.

Клиника этого заболевания знакома многим:

  • боль и зуд века;
  • местные отек и покраснение;
  • в области болезненного бугорка через 2 дня появляется «головка», через которую просвечивает гнойное содержимое;
  • если ячмень внутренний, основная припухлость находится со стороны века, прилегающей к глазному яблоку, а прорыв гноя происходит в конъюнктиву;
  • частый симптом у детей – повышение температуры тела, общее недомогание.

К ячменю не стоит относиться легкомысленно, потому что в ряде случаев он может завершиться тяжелыми осложнениями: флегмона орбиты, менингит.

Лечение назначает детский офтальмолог после объективного исследования и оценки лабораторных показателей.

  1. Антибактериальные препараты местного действия (мази, капли).
  2. Промывание антисептическими растворами.
  3. Противовоспалительная температура (снимает болезненные ощущения, понижает температуру).
  4. Сухое тепло (УВЧ).

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку. Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности). Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Читайте далее:>Что такое незрелость головного мозга у новорожденных и какие признаки на нее указывают?

Пришли с приема:Незрелость головного мозга!(Очень большой текст))

Вот такой диагноз нам сегодня поставили… ну, обо всем по порядку:

Вобщем, записались мы за месяц(. ) вперед к невропатологу 22 мая во 2 поликлиннику-по направлению со своей поликлинники, т.к в нашей нет специалиста.

Приезжаем в назначенное время-выясняется, что невропатолога отправили на медосмотр, предупредить забыли, приезжайте завтра с утра-вас примут другие невропатологи между своими пациентами, которые по записи.

Ладно, приехали на след.день с утра-там капец очередь, и толкьо в 1 кабинет людей нет-попросились туда, выяснилось, что там платный прием-пофиг, заплатили, зашли!

Врач осмотрела Дочу, говорит, все хорошо, рефлексы развиты, только шаговый рефлекс не показала или отсутсвует(?).Говорит, так как вес при рождении крупный-4170, на всякий случай пройдите НСГ головного мозга и потом зайдете ко мне за заключением и назначением если что.

И вот сегодня мы прошли НСГ, а наша врач ушла на больничный. Пилядь, приходите, говорят, на след. неделе, наеврно она выйдет.

А меня еще в узи-кабинете выбесили (но об этом как-нибудь потом), и я зашла к глав.врачу-попросила посодействовать, говорю, муж не может каждый раз отпрашиваться и нас сюда возить.Он и посодейтсвовал, с результатами УЗИ направил нас к другому невропатологу, к которой я изначально не хотела попасть на прием! Дело в том, что когда я с сыном к ней ходила, она наговорила мне всяких гадостей милым сочувствующим голосочком-что у сына рахит, что он отстает в развитии, вот увидите-говорила она-у него и зубы поздно пойдут, видите же, залысины на затылке и повышенная возбудимость на лицо! Как же я тогда плакала-что я понимала? ребенку 1 месяц и врач сказала, что он будет осталый… Кстати, ему уже 5,5 лет, зубы вылезли в 6 месяцев, ходить начал в 11 месяцев, сейчас уже свободно читает-ТТТ, тук-тук-тук!

Ну и вот, несмотря на то, что 1ый невропатолог сказала, что все рефлексы в норме, то конечно же у ЭТОЙ-все плохо!

«ЧМН-БЕЗ ОЧАГОВОЙ СИМПТОМАТИКИ.МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС S=D, ДИСТОНИЧЕН ВЕРХНЕМ ПЛЧЕВОМ ПОЯСЕ И ДИСТАЛЬНЫХ ОТДЕЛАХ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, УПОР С ПОДЖАТЫМИ ПАЛЬЧИКАМИ, НЕТ ЧЕТКОЙ ОПОРЫ, ШАГОВЫЙ-, ЗАЩИТЫ+, ПОЛЗАНИЯ-/+.

пРИЗНАКИ ГИПЕРТЕНЗИРОВАННОГО СИНДРОМА, ПРИЗНАКИ НЕЗРЕЛОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА.»

-Цераксон 45 дней

-Мед отвод от прививок

А вот заключение по НСГ:

«ЛОЦИРУЕТСЯ ПОЛОСТЬ ПРОЗРАЧНОЙ ПЕРЕГОРОДКИ.ГИПЕРТЕНЗИОННЫЙ СИНДРОМ.ЭХОПРИЗНАКИ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА».

Блин, эта врачиха опять смотрела на меня сочувствующим взглядом и раз 5 повторила словосочетание «незрелый мозг»! Это так страшно звучит!

Кто сталкивался, необходимо ли лечение таблетками? Не хотелось бы пичкать малышку, тем более ребенок спокойный.

Что такое незрелость головного мозга?

Незрелость головного мозга у детей явление не редкое, поскольку после рождения ЦНС продолжает свое развитие, усложняя нейронные связи для выполнения высших психических функций (интеллект, моторика, мышление, речь). Такого диагноза не существует в международной классификации болезней.

У новорожденного незрелость мозговых структур не относится к патологии. Кора больших полушарий совершенствует свое развитие на каждом этапе возрастной периодизации ребенка, и завершение процесса происходит после полового созревания.

Незрелость мозговых структур – термин, которым любят апеллировать врачи. Данное выражение родители могут услышать от невропатолога при прохождении плановой диспансеризации с ребенком. Его значение довольно двоякое. С одной стороны, врач может иметь в виду незрелость, как вариант нормы для грудного ребенка – нескоординированность движений, мышечный тонус, недостаточно сфокусированный взгляд.

С другой стороны, речь идет уже о патологии и функциональных нарушениях. Если выявлены неврологические отклонения, то необходимо пройти обследование. Постановка любого диагноза на основании физикального осмотра, является неправомочной.

Как диагностируется

Незрелость коры головного мозга у ребенка, и возможные функциональные нарушения, исследуют при помощи различных методик. У новорожденных первым диагностическим тестом является суммарная оценка (от о до 10 баллов) состояния в первые минуты жизни – шкала Апгар.

Низкий балл (5 или менее) предполагает более тщательное наблюдение за ребенком и дополнительные методы диагностики.

Незрелость мозга и повреждение ЦНС может проявиться в более позднем возрасте, для детей от 3 лет и старше, показанием для диагностики являются различные отклонения в развитии (речевое, психическое, физическое).

Методы диагностики

  1. ЭЭГ – регистрирует активность мозговых структур и позволяет проанализировать степень зрелости нейронов, учитывая возрастные особенности. Для детей до 1 года, данный метод позволяет оценить все участки мозга и выявить патологию (через большой родничок);
  2. МРТ – позволяет оценить общее состояние тканей, функциональные нарушения и локализацию патологии;
  3. Нейросонография – ультразвуковые волны позволяют визуализировать мозговые структуры и сосудистую сеть. Возможно, выявить патологию на ранней стадии и врожденные аномалии.

Выявление дисфункции мозга на ранней стадии позволяет своевременно провести необходимую терапию и избежать тяжелых последствий.

Возможные нарушения и причины

Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.

Врожденные аномалии мозга не связаны с возрастными особенностями и приводят к умственной отсталости, или нарушению интеллектуальных возможностей ребенка.

  • Патологическая беременность – инфекционные заболевания во время вынашивания поражают мозговые клетки, вызывая энцефалит, что приводит к задержке психического развития и умственной отсталости;
  • Хроническая внутриутробная гипоксия плода или острая, вследствие тяжелых родов – приводит к функциональным нарушениям мозга и неврологическим расстройствам. Длительная нехватка кислорода опасна появлением очагов некроза в мозговых структурах;
  • Травмы черепа в родах – повреждение тканей приводит к кровоизлиянию, нарушения мозговой деятельности зависит от тяжести травмы.

Морфофункциональная незрелость коры присуща всем новорожденным, вследствие чего наблюдается повышенная возбудимость и тонус мышц. При отсутствии патологий, возбудимость ко второму месяцу жизни становится как у взрослого человека.

Что это такое?

Начать нужно с того, что соответствующего диагноза в медицинских учебниках, справочниках и энциклопедиях вы не найдете, как ни старайтесь. Такого диагноза не существует. Разберемся, о чем ведет речь участковый педиатр.

Доктор имеет ввиду совершенно физиологические состояние, которое считается вполне нормальным для новорожденных: незрелость коры головного мозга свойственна 100% малышей, которые едва появились на свет. Проблемы на уровне ученых и медиков по большому счету не существует, она есть только в головах молодых мам, которым кто-то из докторов (педиатр или специалист УЗИ на обязательном скрининговом комплексном исследовании в 1 месяц) говорят о том, что у ребенка есть «признаки незрелости мозга».

Маме, которая услышала подобное, лучше все это пропустить мимо ушей, не создавая психологических проблем себе и ребенку, ведь от нервной и издерганной мамы ребенок не набирается спокойствия и умиротворенности. Незрелая кора головного мозга — это всего лишь один из признаков общей незрелости новорожденного.

У него незрелая система пищеварения и нервная система, незрелая мышечная ткань и органы чувств. Мозг наравне с другими органами новорожденного малыша нельзя назвать зрелым.

Кора головного мозга уникальна сама по себе. Благодаря ей человек обладает такой отличительной от животных чертой, как сознание. Кора «отвечает» за эмоции, чувства, за умственные и интеллектуальные способности, за образное мышление, за коммуникативные способности, речь и лексикон, за способность анализировать, помнить, сопоставлять, распознавать. Именно эта часть мозга «славится» своими извилинами и бороздами, именно она полностью в ответе за индивидуальные качества, характер и темперамент человека. Кора делает его уникальной личностью.

Кора формируется во время внутриутробного развития, но с рождением ребенка процессы формирования не заканчиваются. А потому заключение доктора о незрелости коры для новорожденного — не более, чем признание естественного факта, вполне нормального. Вот если такое заключение будет вынесено в отношении 25-30 летнего человека, повод для волнения у его близких будет веский. Но это уже совсем другая история, не имеющая к малышам никакого отношения.

Примечательно, что ни в одной стране мира такого диагноза малышам не ставят принципиально, считая это верхом непрофессионализма. И только в российской педиатрии почему-то пугают новоиспеченных мам, которым и без того довольно сложно и тревожно живется на этом свете.

Чаще всего врач говорит о нейрофизиологической незрелости мозга малыша, поскольку доктору очень нужно хоть что-то сказать, чтобы объяснить родителям, почему малыш плохо координирует движения ручек и ножек, почему он много кричит и мало спит, почему срыгивает и мучается коликами.

Ответ на все вопросы универсален и прост — кора мозга не созрела в достаточной мере. Опасно ли это? Нет, если доктор имеет в виду именно функциональную незрелость.

Если же врач под этим странным и загадочным термином подразумевает некоторые неврологические нарушения у конкретного младенца — вопрос другой. Поэтому услышав такой диагноз, не теряйтесь и обязательно уточните у доктора, что именно он имеет ввиду.

Если с формулировками и причинами все более-менее понятно, то пора поговорить о том, что волнует мам больше всего — какими могут быть последствия. Ровным счетом никакими, если речь идет о самой распространенной физиологической незрелости. К 5 годам кора головного мозга малыша завершит формирование, а к окончанию пубертатного периода она станет официально считаться вполне зрелой. Никакого лечения не требуется: ребенок, окруженный заботой и любовью, вырастет и «дозреет» вполне естественным путем.

Если доктор говорит о конкретной патологии мозга, после формулировки точного диагноза, на котором мама должна настоять, назначается курс лечения исходя из ситуации и конкретной аномалии.

В большинстве случаев массаж, гимнастика способствуют снятию многих неврологических проявлений без вреда для ребенка в будущем. При врожденных пороках развития мозга прогнозы зависят от степени функциональных нарушений, но к незрелости это опять же не имеет отношения.

Озабоченность родителей

Если мы не нашли про этот диагноз ничего официального, давайте обратимся к рунету – русскоязычному сегменту интернета, в котором и «муссируется» эта загадочная «незрелость коры головного мозга ребенка». Вы думаете, этот диагноз фигурирует в медицинских интернет – изданиях, обсуждается на консилиумах специалистов, и известные врачи-неврологи серьезно обсуждают его особенности?

Вовсе не так. Все, что можно о нем прочитать, не выходит за пределы форумов взволнованных мам, и ситуация вполне ординарная: «Я пришла из поликлиники (кабинета УЗИ) сегодня в шоке (в истерике, на ватных ногах). Мне (нам) сказали, что у моей дочи (сыночка, внучки) признаки незрелости головного мозга. Девочки (подружки, люди), скажите мне, что это такое и КАК НАМ С ЭТИМ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ.

В этих чатах плещется непонятная волна совершенно неясного диагноза, и при этом никому не приходит в голову, что ребенок – и есть незрелое существо. Его задача – расти и развиваться.

Почему – то никто из мам на сайте не напишет, например, про всем известную врожденную умственную отсталость, то есть олигофрению, например, следующее: «Девочки, у моего сына 11 лет плохая успеваемость, замедленное развитие, нас перевели в спецшколу, длительно лечимся у психиатра и логопеда, наконец, провели тесты, проверили память, внимание, умственные способности и сказали: ваш сын дебильный…».

Представили? То-то и оно, что так никто не напишет, а если и напишет, то получит ответ: «Сочувствуем. Ну, теперь не всем академиками быть, вахтёры тоже нужны…». Понятно, почему такой диагноз никого не шокирует: потому что для олигофрении все давно предусмотрено: и критерии диагноза, и симптоматика, и причины, и средства реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых. Одним словом – это известная и печальная тема.

Другое дело – непонятная и страшная «незрелость коры головного мозга ребенка».

Может ли быть незрелой кора головного мозга

Всем известно, что именно кора головного мозга – это то, что отличает человека от обезьяны. Кора – это эмоции, абстрактное мышление, уровень коммуникации, словарный запас, склонность к анализу, мелкие моторные навыки, поведение, темперамент, характер. Кора – это то, что делает нас личностью. И естественно, что говорить о признаках незрелости коры головного мозга нужно не у малыша, или, тем более, новорожденного, а у взрослого и сформировавшегося человека.

Мы знаем, что иногда и взрослые совершают дурацкие поступки, а в иных ситуациях проявляют то, что вполне определенно можно назвать «функциональной незрелостью головного мозга». Например, бросают семью и гоняются за очередной «юбкой». Но почему – то никто не выставляет такой «диагноз» взрослым.

Удивительно, не правда ли? Казалось бы, после этапа полового созревания, когда формирование человека закончено, можно вполне разграничить норму и патологию, но такого диагноза не ставят и взрослым. Есть шизофрения, биполярное расстройство, посттравматическая энцефалопатия, эпилептоидная и истероидная психопатия и масса других, но совершенно конкретных диагнозов, которые разграничивают норму и болезнь в неврологии и психиатрии. Но почему – то такой странный диагноз «незрелости» ставится исключительно малышам, и исключительно в российских поликлиниках.

Конечно, у детей тоже многое что имеется, например, синдром гипервозбудимости, дефицита внимания, или даже аутизм. Но все это состояния, имеющие под собой научную базу, десятилетия наблюдений специалистов, рекомендации по лечению и, тем более, по постановке диагноза. В чем же причина? И почему «последствиями незрелости головного мозга» пугают именно наших мам?

Почему же ставят этот диагноз?

Все дело в том, что этот нелепый диагноз ставят не те специалисты, которые серьезно изучают мозг и видят его. Так, например, в заключении МРТ головного мозга можно найти гидроцефалию, наличие кист, атрофию коры, сглаженность борозд и массу других морфологических и конкретных отклонений.

А «признаки незрелости структур головного мозга» видят или при исследовании мозга через родничок, то есть при выполнении нейросонографии, или детские неврологи на основании пары – тройки отклонений в найденных рефлексах.

Но глубокое знание детской неврологии осталось только у пожилых профессоров, которые посвятили ей всю жизнь, и, кстати, такую глупость они вам никогда не назовут в качестве диагноза. Так что считайте это сложной и важной формулировкой более простого ответа: «я не знаю, что с вашим ребенком, вроде какие-то отклонения от нормы есть, а может, и нет, просто я не знаю, как разбираться, да и некогда мне».

И теперь все встает на свои места. Вместо того чтобы прийти к детскому психологу, специалисту по развитию детей дошкольного возраста, валят толпы мам к детскому неврологу, который работает в три смены в районной поликлинике. Просто расписаться в своем бессилии и нехватке времени нехорошо, а сказать что – то надо…

И, вместо заключения, простой совет. Если в следующий раз вы услышите подобный диагноз, то не позабудьте вежливо, но настойчиво, спросить у врача, какой код у этого диагноза в МКБ-10 (так как любой диагноз должен кодироваться), и, во-вторых, на основании каких симптомов и синдромов, без участия психолога, психиатра был выставлен такой всеобъемлющий диагноз. После этого улыбайтесь, и не верьте сказкам. На самом деле, «незрелость коры» вовсе не у ребенка, а у того, кто вам это сказал.

>Возможные последствия

Незрелость коры головного мозга

Диагноз — Незрелость коры головного мозга. Что это значит в физиологическом и социальном планах. Как она (кора) созревает и от чего ее созревание зависит? Она (кора) обязательно созреет?
Мальчику сейчас 3 года. С рождения Мишутка спит довольно беспокойно (только первые 2 недели он спал нормально), но я это списывала то на нехватку молока и то на зависимость от «приложиться к тите» (просыпался до 8 раз за ночь). Перестала кормить в 1 год и 3 месяца, без груди спать лучше не стал. Довольно рано начал говорить. В 1 год и 8 месяцев пошел в сад, был там самым маленьким, но самым говоруном. Еще до 2-х лет знал много стишков и стихов. Сейчас почти не рассказывает стихов, которые и знал, а сочиняет слова («абракадабру») и складывает их в стихи. Рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы. При этом, бывают состояния, когда заводится капризом и не может успокоиться. «Придумывает» невыполнимые просьбы. Например: дай мне кашу, которую Маша съела…
У невролога мы наблюдались с диагнозом «нарушение сна», а сейчас вот установили » незрелость коры»…

опубликовано 28/11/2006 13:59
обновлено 22/11/2012
— Болезни, обследования

Отвечает Комаровский Е. О.

Кора головного мозга — это то, что отвечает за социальные функции — мысли, слова, поведение, т.е. именно за то, чем человек отличается от животных. Дозревает кора обычно к окончанию периода полового созревания. Так что всерьез обсуждать тему незрелости коры в таком возрасте — мне как-то не с руки. Бывают ситуации, когда имеет место явное отставание в развитии, т.е. незрелость коры головного мозга — не возрастная норма, а явная патология. Но когда дитя в 3 года сочиняет стихи, «рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы» — слово «незрелость» как то с подобными не вяжется. Я бы говорил скорей про опережающее развитие. Резюме: упомянутые нами социальные функции в принципе не могут быть зрелыми в таком возрасте. Поэтому мысли и поведение детей разительно отличаются от таковых у взрослых. Эти различия нередко приводят к конфликтам, в основе которых педагогические ошибки родителей, отсутствие популярной и доступной информации по детской психологии и педагогике. Главный же парадокс состоит в том, что в стране практически нет мест, где родители могут получить доступную консультацию по педагогическим и психологическим вопросам, но в каждой поликлинике есть детский невропатолог к которому идут толпы родителей с жалобами на непослушание, истерики, неправильное поведение и т.п. Невропатолог не имеет возможности послать подальше (к педагогу, к психологу) и вынужден придумывать ничего не значащие диагнозы, типичным примером которых и является «незрелость коры головного мозга».

Диагноз — Незрелость коры головного мозга. Что это значит в физиологическом и социальном планах. Как она (кора ) созревает и от чего ее созревание зависит? Она (кора) обязательно созреет?
Мальчику сейчас 3 года. С рождения Мишутка спит довольно беспокойно (только первые 2 недели он спал нормально), но я это списывала то на нехватку молока и то на зависимость от «приложиться к тите» (просыпался до 8 раз за ночь). Перестала кормить в 1 год и 3 месяца, без груди спать лучше не стал. Довольно рано начал говорить. В 1 год и 8 месяцев пошел в сад, был там самым маленьким, но самым говоруном. Еще до 2-х лет знал много стишков и стихов. Сейчас почти не рассказывает стихов, которые и знал, а сочиняет слова («абракадабру») и складывает их в стихи. Рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы. При этом, бывают состояния, когда заводится капризом и не может успокоиться. «Придумывает» невыполнимые просьбы. Например: дай мне кашу, которую Маша съела…
У невролога мы наблюдались с диагнозом «нарушение сна», а сейчас вот установили » незрелость коры «…

опубликовано 28/11/2006 13:59
обновлено 22/11/
— Болезни, обследования

Кора головного мозга — это то, что отвечает за социальные функции — мысли, слова, поведение, т.е. именно за то, чем человек отличается от животных. Дозревает кора обычно к окончанию периода полового созревания. Так что всерьез обсуждать тему незрелости коры в таком возрасте — мне как-то не с руки. Бывают ситуации, когда имеет место явное отставание в развитии, т.е. незрелость коры головного мозга — не возрастная норма, а явная патология. Но когда дитя в 3 года сочиняет стихи, рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы — слово незрелость как то с подобными не вяжется. Я бы говорил скорей про опережающее развитие. Резюме: упомянутые нами социальные функции в принципе не могут быть зрелыми в таком возрасте. Поэтому мысли и поведение детей разительно отличаются от таковых у взрослых. Эти различия нередко приводят к конфликтам, в основе которых педагогические ошибки родителей, отсутствие популярной и доступной информации по детской психологии и педагогике. Главный же парадокс состоит в том, что в стране практически нет мест, где родители могут получить доступную консультацию по педагогическим и психологическим вопросам, но в каждой поликлинике есть детский невропатолог к которому идут толпы родителей с жалобами на непослушание, истерики, неправильное поведение и т.п. Невропатолог не имеет возможности послать подальше (к педагогу, к психологу) и вынужден придумывать ничего не значащие диагнозы, типичным примером которых и является «незрелость коры головного мозга «.

незрелость коры головного мозга

8 лет сдали эгг головы. заключение пришло через месяц -много чего написано ( но толком не вникла вклеила в карту врачиха и вкратце сказала мне ,что незрелость есть некоторая и что дисфункция но не большая, а так приближается к возрасту все.
прописала феварин и нейромультивит.
( до этого мы весной принимали фенибут- было лучше, но теперь эти назначило. вопрос в общем кто принимал. у кого был похожий диагноз — зрелость наступит ?))

8 лет сдали эгг головы. заключение пришло через месяц -много чего написано ( но толком не вникла вклеила в карту врачиха и вкратце сказала мне ,что незрелость есть некоторая и что дисфункция но не большая, а так приближается к возрасту все.
прописала феварин и нейромультивит.
( до этого мы весной принимали фенибут- было лучше, но теперь эти назначило. вопрос в общем кто принимал. у кого был похожий диагноз — зрелость наступит ?))

такое заключение могут дать на основании МРТ, а никак не по ЭЭГ или УЗИ)))

Вы глубоко заблуждаетесь, МРТ показывает структурные нарушения — кисты, инфильтраты, то есть строение, а вот нарушения функций может показать только ЭЭГ. Толстая газель — всё равно не корова!

Всё в кучу у вас!
1. Зрелой коры в 8 лет не бывает в принципе. Она у них у всех незрелая и должна быть. Говорить можно об отставании созревания, задержке созревания, но темпы созревания вообще индивидуальный процесс.
2. От фенибута было лучше — в чём именно, на что жалуется ребёнок и вы? Фенибут я бы не назвала лекарством, это скорее препарат прикрытия — снять острые реакции и реакции на препараты в то время, когда лечение уже идёт, но результаты ещё не могут проявиться. Невротические привычные реакции снять. Но в отрыве от лечения, коррекции — бесполезен.
3. Дисфункция бывает обязательно чего-то. У нас, например, мезодиэнцефальных структур. Известно точно, какие ритмы нарушены по данным ЭЭГ. Вот с этим и работали и работаем. Фенибут пили раньше, щас нет необходимости.

Вообще, в чём проблема с ребёнком? Понимаете, я могу много вам рассказать о работе с реальными дисфункциями такого рода. Но чтобы только в 8 лет сделаи первое ЭЭГ? Вы когда в школу пошли, не год ли назад? А то прям такое ощущение, что у ребёнка проблемы с походом в школу год назад возникли, и вместо их коррекции началось хождение по врачам. Потмоу что ну не верю я чтобы реально дисфункцию мать бы не заметила до 8 лет и нашли бы ее только по ЭЭГ. Я ещё до года вешалась от своей девы с дисфункцией, ее состояние гораздо раньше меня заставило делать ЭЭГ и дёргаться. А если всё так поздно проявилось — ИМХО, вы клиенты нейропсихолога максимум. Кстати, и нам тоже никто ещё так не помогал, как нейропсихолог Толстая газель — всё равно не корова!

Не очень — это такая расплывчатая категория Вам бы правда тестирование у нейропсихолога пройти, пробы снять. По пробам будет видно. По пробам мне диагноз старшей (выставленный по ЭЭГ) повторили слово в слово, хотя документов медицинских не видели. А вот младшая, которую моя тётя-дефектолог подозревает в не очень , оказалась на удивление замечательно развитая девочка Просто мы, родители, не совсем так оцениваем реакцию, а нейропсихолог всё-таки видит психические процессы как бы в отрыве от личностных особенностей, т.к. условно говоря ребёнок может быть медлительным, стеснительным, неусидчивым, но при этом абсолютно в рамках нормы по базовым показателям. Толстая газель — всё равно не корова!

плохо спали мы в 6 емс и в 1,5 года хотя грудью кормила долго -думали то зубы то ещё что- узи делали невролог ничего такоого особо не нашла типа попить препараты пройдет все. потом мы нашли )эхо делали внутри черепное давление -пили препараты ( другой невролог назначил) помогло нам! теперь вот внутри череп снято. в норме все показатели по эхо в общем, а год назад в школу пошли. трудности с обучением — невнимательна плохо читает ,буквы путает точнее пропускает буквы в слове. хотя буквы как в отдельности -алфавит знает весь назубок и их не путает.
В общем надо лечить ,но эти препараты все так что то корректируют, но полностью проблему не снимают.

Эти препараты кой-что поддерживают, но ооочень чуть-чуть. Мозговые нарушения так не корректируются, как нет таблетки от ДЦП (тоже ведь поражение ЦНС и мозговых структур). ИМХО, вам совершенно точно к нейропсихологу. Ещё есть методики корректирования именно биоритмов головного мозга (то, что у вас нарушено по данным ЭЭГ, если оно нарушено) — когда конкретные ритмы простраивают, это довольно интересная процедура, как ни странно дети занимаются с удовольствием, но это только в личку и далеко возить (одно такое место в Москве знаю). Таблетки вам не помогут. именно потому, что у вас очень мелкие нарушения. Толстая газель — всё равно не корова!

Гипоплазия головного мозга

Микроцефалией или гипоплазией головного мозга называется уменьшение его размера, связанное с недоразвитием мозговых тканей. Очень часто данная патология встречается на фоне и каких-либо других дефектов развития конечностей, спинного мозга, сердца и ряда других внутренних органов.

Причины гипоплазии головного мозга

Гипоплазия головного мозга всегда начинает развиваться на этапе внутриутробного формирования плода и поэтому по своей сути является врожденной патологией. К ее возникновению могут привести самые различные негативные факторы, воздействующие на организм будущей мамы:

  1. Злоупотребление спиртными напитками;
  2. Наркомания ;
  3. Токсикомания;
  4. Табакокурение;
  5. Некоторые инфекционные заболевания (токсоплазмоз, краснуха. грипп);
  6. Ионизирующая радиация.

Наиболее опасно воздействие перечисленных выше факторов на самых ранних сроках беременности, когда идет активная закладка и формирование всех органов плода, в том числе и непосредственно головной мозг.

Симптомы гипоплазии мозга

Микроцефалия прежде всего проявляется значительным уменьшением как массы, так и объема головного мозга. Помимо этого в нем изменяется строение внутренних структур, а также наблюдаются и другие грубые нарушения анатомического строения. Извилины в лобной и височных долях недоразвиты и неглубоки. При этом мелкие извилины практически полностью отсутствуют и сохраняются лишь самые крупные.

При микроцефалии также уменьшаются в своих размерах зрительный бугор, ствол мозга, а также пирамиды продолговатого мозга.

Уменьшенный размер головного мозга приводит к тому, что диаметр черепа оказывается меньше, возрастной нормы. В дальнейшем, по мере роста малыша с гипоплазией головного мозга, кости его лицевой части черепа начинают расти значительно быстрее, чем мозгового отдела. Это приводит к видимой деформации черепа.

У всех больных наблюдается нарушение интеллекта, выраженное в большей или меньшей степени. Также у больных детей имеется и задержка физического развития. Они достаточно поздно начинают держать головку, поворачиваться на бок, сидеть, ползать, стоять и ходить.

Гипоплазия головного мозга: лечение

В настоящее время, к огромному сожалению, вылечить микроцефалию врачи не могут. Лечение головного мозга чисто симптоматическое, то есть оно направлено на уменьшение интенсивности различных неврологических симптомов.

Дети с микроцефалией обычно живут недолго. И практически нет никакой надежды, что у больного малыша удастся восстановить утраченные мозговые функции. Только небольшой процент детей с гипоплазией головного мозга сможет пройти обучение и то, во вспомогательной школе. Остальные же всю свою жизнь будут нуждаться в постоянной круглосуточной опеке и заботе.

Гипоплазия мозжечка

Недоразвитие головного мозга может быть не только общим, но и частичным, захватывающим лишь определенные мозговые структуры, например мозжечок.

Таким образом, гипоплазией мозжечка называют один из видов врожденных пороков развития, при котором недоразвитыми остаются некоторые его функциональные зоны или же его кора.

Гипоплазия мозжечка, как и все остальные виды этой патологии, возникают у ребенка еще на стадии его внутриутробного развития. В 50% случаев развитие этой патологии связана с генетическими нарушениями, а в остальных случаях она обусловлена воздействием на организм будущей мамы негативных факторов внешней среды.

Гипоплазия мозжечка: симптомы и лечение

Основными проявлениями недоразвития мозжечка являются следующие симптомы:

  1. Задержка психомоторного развития ребенка. У детей задерживается становление речевой функции, они поздно начинают сидеть, стоять и ходить.
  2. Нередко уже на первом году жизни у больных малышей появляется дрожание (тремор) конечностей и головки.
  3. Возникают проблемы с поддержанием тела в состоянии равновесия;
  4. Неуклюжая походка. Многие дети, страдающие гипоплазией мозжечка, не могут передвигаться самостоятельно и нуждаются в посторонней помощи.

Нарастание выраженности интенсивности перечисленных выше симптомов продолжается до достижения ребенком возраста десяти лет. После чего состояние несколько стабилизируется.

У некоторой части больных гипоплазия мозжечка сопровождается развитием умственной недостаточности и/или утратой функции зрения, слуха.

Врачи сегодня не могут вылечить малышей с гипоплазией мозжечка. Терапия в основном заключается в очень длительном проведении мер двигательной и социальной реабилитации. Сюда относят занятия с логопедом, лечебную физкультуру, массаж, баланс-терапию, трудотерапию. Это позволяет не только привить пациентам навыки по самообслуживанию, но и несколько улучшить их общее состояние.

Никогда не стоит отчаиваться! Даже в таких случаях, когда ребенку выставлен такой серьезный и страшный диагноз. Медицина не стоит на месте и то, что невозможно сегодня, вполне возможно будет доступно завтра! А уж про исцеляющую силу материнской любви и говорить не приходится!

Родители новорожденного могут быть обескуражены фразой, которую педиатр на первом осмотре после выписки из роддома может «бросить» мимоходом – «незрелость головного мозга». Бурная фантазия новоиспеченной мамы сразу начинает рисовать ужасные картины невероятных страданий малыша, мозг которого по каким-то причинам оказался недозревшим. Что это такое и нужно ли волноваться, мы расскажем в этой статье.

Причины и виды отека мозга

Наиболее распространенной причиной отека головного мозга у ребенка является родовая травма. Однако такие родовые причины не всегда вызывают отек. Существуют и другие факторы, способные спровоцировать эту тяжелую болезнь:

  1. Энцефалит.
  2. Менингит.
  3. Отравление водой.
  4. Абсцессы мозга.
  5. Различные опухоли.
  6. Гипоксия плода, которая возникает как следствие токсикоза у матери.

Отек может появиться, если малыш родился с асфиксией (к примеру, такое происходит при обвитии шейки пуповиной), при длительных и сложных родах, в процессе которых в органы дыхания ребенка попали околоплодные воды, а также в результате других травм, которые произошли при рождении. Предрасположенность к отеку может возникнуть и при наличии ряда болезней у матери в период беременности.

Существуют две разновидности отёка у новорожденного ребёнка: региональный, когда отекает только один участок мозга, и распространенный, когда поражение обширное и охватывает весь орган. Отек первого типа могут вызывать гематомы, кисты и разного рода опухоли. Симптомы при такой патологии развиваются достаточно медленно. Во втором случае причиной обычно являются черепно-мозговые травмы или интоксикация. Симптомы в этом случае выражены наиболее ярко.

В зависимости от вызвавшей его первопричины, отек мозга у новорожденных также делится на несколько видов:

  1. Вазогенный. Он может быть спровоцирован различными опухолями, газовой эмболией сосудов мозга, микроэмболией.
  2. Цитотоксический. При нем происходит увеличение количества жидкости в клетках, возникает дефицит кислорода.
  3. Интерстициальный. Эта разновидность отека развивается в результате гидроцефалии.
  4. Осмотический, причиной возникновения которого является водное отравление нервной системы.

В интернете можно почитать лекции, в которых подробно описываются причины, вызывающие это тяжелое заболевание, а также характеризующие его симптомы.

Симптомы болезни

Сначала симптомы заболевания могут быть выражены довольно слабо. Поскольку внутричерепное давление увеличивается, малыш может выглядеть вялым, постоянно спит, у него пропадает аппетит. Глазки могут казаться отекшими. Дети потеют, рефлексы у них становятся значительно слабее. Поскольку у ребенка появляются головные боли, он часто плачет, иногда возникают судороги.

Когда болезнь начинает прогрессировать, появляется температура, крики и плач становятся сильнее. Зрачки расширяются, происходит набухание родничка, может возникнуть рвота. Иногда болезнь только на этом этапе и обнаруживается. Поскольку она быстро прогрессирует, нужно проявить предельное внимание к самочувствию ребенка и при возникновении малейших подозрений сразу обращаться к врачу.

Если заболевание выявлено вовремя, чаще всего оно поддается лечению. Правда, ребенку потом придется встать на диспансерный учет к педиатру и невропатологу. В тех случаях, когда возникает задержка речи и развития, малыша будет наблюдать и психиатр. Лечение довольно длительное и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Если ситуация развивается благоприятно, иногда может вообще не оставаться никаких следов болезни.

Тем не менее, часто перенесенная болезнь вызывает определенные негативные последствия. Прежде всего, они заключаются в снижении умственных способностей ребенка. Это происходит потому, что часть клеток погибает. Причиной является неотлаженная система мозгового кровообращения. Многое зависит от того, на какой стадии удается победить заболевание. Иногда малыш уже в годовалом возрасте догоняет своих сверстников в развитии, в других случаях это продолжается еще несколько лет.

Отек головного мозга у детей влияет и на их физиологические функции. Ребенку бывает трудно держать головку, конечности тоже могут работать хуже. В будущем дети, которые перенесли такое заболевание, могут стать гиперактивными и легко возбудимыми. Кроме того, у таких ребят может быть увеличена окружность головы, причем восстановления со временем, как правило, не происходит.

В самых тяжелых случаях у детей с этим диагнозом могут возникнуть такие заболевания, как эпилепсия или ДЦП. Бывают и эпизоды летального исхода, если болезнь выявлена слишком поздно или поражения головного мозга обширны. Чтобы не допустить таких последствий, необходимо постоянно следить за состоянием здоровья младенца.

Диагностика и медикаментозное лечение

Диагностируют болезнь двумя способами. Во-первых, это осмотр малыша неврологом. Врач проверяет реакцию малютки на различные раздражители, смотрит на его рефлексы и оценивает внешние проявления заболевания. Второй способ – проведение исследований: нейроофтальмоскопия, МРТ, пункция спинного мозга. Обычно для постановки диагноза необходимо использование этих методов в комплексе. Так можно максимально точно оценить степень тяжести болезни и состояние здоровья малыша. Кроме того, проводят исследование крови новорожденного, чтобы выявить наличие возбудителей инфекционных болезней.

Лечат отек мозга у новорожденного строго в условиях стационара. Снять его без госпитализации невозможно, поскольку разрушения происходят слишком стремительно. Медикаментозная терапия направлена на восстановление полноценного обмена кислорода в клетках головного мозга. Как правило, ребенок находится на искусственной вентиляции легких. Для лечения используются такие препараты, как миорелаксанты, которые помогают снять судороги.

Кроме того, малышу назначают диуретики, которые выводят жидкость и препятствуют развитию отечности, и средства, нормализующие кровообращение. Время от времени применяется метод гипотермии, когда искусственным путем понижается температура тела. Если дренаж жидкости из мозга ребенка неэффективен, может быть назначена вентрикулостомия – вывод катетером лишнего объема жидкости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *