Олег янковский

Биография Филиппа Янковского

Филипп Янковский – талантливый российский актер, один из самых ярких представителей современного российского кинематографа. Он умен, креативен, отличается своим особенным взглядом на вещи, а потому его пробы пера в режиссуре («В движении», «Статский советник», «Меченосец», «Каменная башка») также воспринимаются зрителями на «ура». Он дебютировал в кино в совсем юном возрасте («Зеркало», 1974), а среди самых известных фильмов с его участием значатся такие выдающиеся ленты, как «Афганский излом», «Звезда», «Охотники за головами», «Чудотворец» и многие другие. Актер и режиссер Филипп Янковский

Детство и семья

Филипп Янковский появился на свет в творческой семье, чья судьба была неразрывно связана с кинематографом. Его отец – Олег Янковский – был известным советским актером, прославившимся благодаря множеству ярких и неординарных ролей в кино и на театральной сцене. Не менее примечательной и интересной представляется также личность матери нашего сегодняшнего героя – Людмилы Зориной. Исполнив множество ярких ролей на театральной сцене, эта неординарная женщина сумела заслужить множество престижных наград, в том числе звание Народной артистки России. Оба его дяди, Ростислав и Николай Янковские, также связали жизнь с театром. Актерский клан Янковских (Ростислав, Игорь, Олег, Филипп) Таким образом, кино, театр и искусство в целом были неотъемлемой частью жизни юного Филиппа Олеговича. С ранних лет он пристально наблюдал за игрой родителей, часто бывал за кулисами театра, не понаслышке знал об изнанке магии кино. У детей, воспитывающихся в подобных условиях, как правило, есть два выхода: либо возненавидеть актерство, либо полюбить его каждой клеточкой тела. Именно второй путь избрал Филипп: эта дорога была предназначена ему от рождения, и бежать от своей судьбы он не собирался. Филипп Янковский и его отец, легендарный Олег Янковский Филипп дебютировал в кино, когда ему исполнилось 5 лет. В драме Андрея Тарковского «Зеркало» он исполнил главного персонажа в юные годы, как того требовал сюжет картины – жизненный путь Алексея демонстрировался на фоне главных исторических событий целых трех эпох. Первая роль Филиппа Янковского («Зеркало», 1974) Манера работы великого мастера, а также сама атмосфера съемочной площадки настолько поразили и очаровали маленького мальчика, что впоследствии он твердо решил связать свою жизнь с кино. А в том же году ему довелось сняться в кино еще раз; его второй ролью стал сын Астрид из советско-норвежской ленты «Под каменным небом». Роль была небольшая, и имя мальчика даже не указали в титрах. Кадр из фильма «Под каменным небом» Когда юноша повзрослел, ему пришлось выбирать между профессиями актера и режиссера-постановщика. Филипп сделал выбор в пользу актерства. Ведомый мечтой о продолжении семейной династии, парень переехал из Саратова в Москву и уже там подал документы в школу-студию МХАТ. Успешно сдав экзамены, он поступил на курс Олега Табакова и начал учиться у великого мэтра советского кино.

Звездный путь Филиппа Янковского

В школе-студии МХАТ наш сегодняшний герой отучился четыре года, сумев за это время вырасти в сложившегося профессионального актера.
По достижении совершеннолетии он снялся в по какой-то причине малозамеченной в те годы мелодраме «Сентиментальное путешествие на картошку» – о том, как для молодого студента Пети Карташова вылазка за урожаем стала настоящей школой жизни. Кстати, сейчас, пересматривая ранние фильмы Филиппа Янковского, многие подмечают его удивительное сходство с молодым Леонардо Ди Каприо. Молодой Филипп Янковский и Леонардо Ди Каприо очень похожи В 1990 году парень стал дипломированным актером, однако практически сразу поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который окончил в 1994 году. В 1991 году юноша снялся в военной драме «Афганский излом» режиссера Владимира Бортко. Его персонаж, сын высокопоставленного военного Никита Стеклов, прибывает в Афганистан едва ли не накануне вывода советских войск с неприкрытой целью – добиться воинской славы и высоких чинов, пока не завершились военные действия. Даже сегодня, когда тема Афганистана была множество раз положена на киносценарии, этот фильм, по мнению многих зрителей, на голову выше многих фильмов на аналогичную тематику, включая нашумевшую «Девятую роту» Федора Бондарчука. Все потому, что «Афганский излом» представляет собой невероятно правдивый отпечаток той трагичной эпохи. «Афганский излом»: Филипп Янковский в роли старшего лейтенанта Стеклова В качестве режиссера младший Янковский начинал с коротких видеоклипов, которых в общей сложности снял порядка ста пятидесяти. В 1997 году он попал в число номинантов престижной премии «Овация» в категории «Лучший режиссёр музыкального видео». Он снял в том числе клип Алены Апиной «Леха», сделал музыкальное видео к «Чао, бамбино» группы Блестящие, помогал пионерам русского рэпа: коллективу Bad Balance («Надежда на завтра») и ДеЦлу («Слёзы»). В его режиссерской копилке – клипы, снятые для Натальи Ветлицкой, Дмитрия Маликова, «Иванушек», Алсу и множества других исполнителей. Его творческие приемы по меркам того времени поражали смелостью, оригинальностью и креативным подходом. Филипп Янковский снял самый известный клип «Иванушек» После «периода клипов» настало время более серьезных кинематографических работ. Дебютной работой режиссера в большом кино стала лента «В движении», которая очень скоро принесла ему премию «Ника» и собрала хорошую кассу в прокате. Уже в 2002 году молодой режиссер сумел заработать себе имя в российском кинематографе.
В ленте «Статский советник» (2005 год) он выступил и как приглашенный режиссер, и как актер. Данная экранизация романа Бориса Акунина собрала «под крылом» цвет отечественного кинематографа: Никиту Михалкова, Константина Хабенского, отца молодого режиссера, Олега Табакова, Владимира Машкова… Сам Филипп выступил с эпизодической ролью, перевоплотившись в пьяного гусара из дамского салона. Филипп Янковский в «Вечернем Урганте» (2016) После успеха «Статского советника» Филипп решил выпустить полностью авторскую ленту и дал волю режиссерской фантазии, сняв артхаусного «Меченосца» – практически бессловесную картину о любви с Чулпан Хаматовой и Артемом Ткаченко. Увы, широкие массы фильм, полагавшийся на пластику изображения, не приняли. Кадр из «Меченосца» Филиппа Янковского Похожая судьба ждала и следующую режиссерскую работу Янковского – спортивную драму «Каменная башка» с Николаем Валуевым в главной роли бывшего боксера с амнезией. Главную роль в «Каменной башке» сыграл Валуев Что касается новых актерских амплуа, вплоть до начала 2010-х Филипп Янковский не снимался. Вернулся на экраны он лишь в 2011 году – в роли Феликса Юсупова в рамках российско-французского сериала «Распутин», который, впрочем, не был встречен с теплотой ни зрителями, ни критиками. Филипп Янковский не снимался почти 10 лет (кадр из сериала «Распутин») В 2014 году актер регулярно появлялся в двух получивших много положительных отзывов проектах. Это, во-первых, драматический мини-сериал «Чудотворец», рассказывавший зрителям о противостоянии двух экстрасенсов, растянувшемся до долгие годы. Экстрасенс Николай Арбенин Во-вторых, это сериал «Охотники за головами», где Филипп Янковский вместе с Елизаветой Боярской вместе встали на след наркомафии, планировавшей использовать лекарство от рака в качестве одурманивающего разум вещества. Филипп Янковский в роли Тимура Громова («Охотники за головами»)

Личная жизнь Филиппа Янковского

Вот уже много лет Филипп Янковский счастлив в браке с Оксаной Фандерой, которая появилась практически во всех фильмах супруга. Они познакомились в далеком 1988 году, с с тех пор не расстаются, хотя их брак не раз испытывали на прочность многочисленные желтые издания, обвинявшие супругов в неверности. Но еще в начале отношений Филипп заверил Оксану – «Янковские не разводятся!». Оксана Фандера и Филипп Янковский вместе уже много лет У пары есть двое детей – Иван (1990 г.р.) и Елизавета (1994 г.р.). Старший сын Филиппа Янковского закончил ГИТИС, а также нередко снимается в российском кино («Ночные стражи», «Без границ», «Тряпичный союз»). Сын Филиппа Янковского продолжил актерскую династию В 2016 году первую роль в кино получила и его дочь Лиза – в картине Оксаны Бычковой «Взрослые люди». На фото: дочь Филиппа Янковского Лиза

Филипп Янковский сейчас

В 2015 году СМИ заявили, что Филипп Янковский болен раком. Поклонники, обеспокоенные изможденным видом худощавого актера, подлили масла в огонь. Сам актер слухи опроверг, заявив, что пресса перепутала онкологию с гематологией – заболеванием крови. По словам Филиппа, он прошел курс лечения и теперь полностью здоров. Пресса по ошибке «наградила» Филиппа Янковского раком В 2016 году мужчина появился в актерском составе сериала по роману Василия Аксёнова «Таинственная страсть». Играл он персонажа Яна Тушинского, впрочем, создатели проекта не скрывали, что за видоизмененными именем скрывается Евгений Евтушенко. Для съемок актеру пришлось с головой уйти в поэзию Евтушенко, впрочем, подготовка к роли доставила ему исключительное удовольствие. В «Таинственной страсти» Филипп Янковский сыграл Евтушенко

Он сыграл в театре около 200 главных ролей, за его плечами множество работ в кино. Зрители специально приходили на спектакли с его участием, женщины восхищались красавцем-актёром.

Читать на сайте

Ростислав Янковский считал самым главным в жизни две вещи. Сцена и семья всегда были для него равнозначны и стояли на первом месте в любых обстоятельствах. С Ниной Чеишвили актёр прожил 65 лет. Их называли парой от Бога, а сам Ростислав Иванович признавался: только благодаря Нине вообще появилась актёрская династия Янковских.

Счастливые соревнования

Ростислав Янковский (в центре вверху) с родителями и братьями Николаем и Олегом (посередине).

Ростислав Янковский учёбу особо не жаловал, но когда во время войны в Ленинабад перевели лётную спецшколу из Одессы, он немедленно перевёлся туда. Привлекла его даже не лётная романтика, а красивая форма, в которой щеголяли курсанты. В школе он стал заниматься художественной самодеятельностью и боксом.

Во время очередных соревнований он увидел девушку и просто застыл на месте. Она показалась ему не просто красавицей, а настоящей богиней. Подойти к ней Ростислав не решился, но узнал, что Нина учится в педагогическом институте, ей 20 лет и она рекордсменка по лёгкой атлетике. Красавица занималась бегом и легко обходила соперниц на коротких дистанциях.

Ростислав Янковский, кадр из фильма «Счастье надо беречь».

И Ростислав с энтузиазмом взялся за дело, стал уговаривать тренера авиашколы взять его, боксёра, на соревнования по лёгкой атлетике в Сталинабад, надеясь там снова встретить свою богиню. Юноше пришлось признаться, что на коротких дистанциях он слабоват, но вот 1500 метров пробежит легко, да и с ядром вполне справится.

Ростислав Янковский, кадр из фильма «Красные листья».

Нину он увидел, когда женщин вызвали на старт. Она шла, невероятно красивая, держа в руках шиповки. Ростислав так растерялся, что не нашёл ничего лучшего, как спросить: «А вы женщина?» Выглядело это, конечно, смешно, но ему нужно было хоть как-то обратить на себя внимание. А после он слегка слукавил, приписав себе лишние 4 года, ведь 17-летний юноша вряд ли мог рассчитывать на симпатию 20-летней студентки. Через три года они стали мужем и женой. В их доме всю жизнь хранилась иконка, которой их благословили в день свадьбы.

Путь в профессию

Ростислав Янковский.

Лётчиком Ростислав Янковский так и не стал, а после окончания авиашколы устроился диспетчером автобазы. Работа на закрытом атомном предприятии считалась престижной, с неплохой зарплатой. Однако увлечения самодеятельностью он не оставлял. Тем более, что и жена, увидев объявление о записи в самодеятельный коллектив при Дворце культуры, сама посоветовала ему туда записаться.

На сцене Дворца культуры Ростислава Янковского заметил руководитель Ленинабадского театра Дмитрий Ляховецкий, пригласил на службу в театр. Актёр стал учиться в студии при театре и одновременно участвовать в постановках.

Янковские.

День первого спектакля Ростислава Янковского 29 апреля 1951 года они запомнили на всю жизнь. Не только потому, что актёр очень волновался в день своего первого выхода на большую сцену. Нина, очень внимательно смотревшая спектакль, через несколько часов после премьеры родила их первенца, сына Игоря.

Игорь, Ростислав, Олег, Владимир и Филипп Янковские.

В 1957 актёру предложили работу в Государственном русском драматическом театре Белорусской ССР им. М. Горького, которому Ростислав Янковский отдал всю свою жизнь. Первые годы театр был их домом: вся семья ютилась в театральной гримёрке, сюда же к ним приезжал Олег Янковский, младший брат Ростислава. Успех старшего брата на театральной сцене вдохновил Олега Ивановича на поступление в театральное училище. Так и началась династия Янковских.

Нина Давидовна работала в школе учителем географии, профессию свою очень любила. Ростислав Иванович всегда говорил, жена-педагог досталась ему за нелюбовь к школе.

Главней всего

Ростислав Янковский и Нина Чеишвили.

Ростислав Иванович всегда с огромной теплотой и нежностью говорил о своей супруге. Он никогда не скрывал: его успех и популярность – это заслуга Нины. Грузинка по происхождению, Нина Чеишвили заботилась о теплоте и уюте их дома. Она никогда не кричала и не пилила мужа. Если и позволяла себе что-то советовать супругу, то делала это неизменно тактично и ненавязчиво.

Его приглашали на работу в Театр имени Ленсовета, но врачи не рекомендовали перевозить младшего сына, Владимира в Северную столицу. И актёр сделал выбор в пользу семьи, навсегда оставшись в Минске.

Ростислав Янковский и Нина Чеишвили.

Ростислав Иванович говорил, что у него скверный характер, но Нина Давидовна всегда умела найти к нему подход. Она помогала ему и поддерживала, никогда не трогала его перед премьерой. И лишь после, пережив вместе с мужем и волнения, и успех, садилась вести с ним душевные беседы до самого утра. Утром же весело требовала выполнения своих просьб.

Он мечтал о счастье всей своей семьи, хотел здоровья и профессионального признания для своих сыновей, счастья их семьям. А еще очень боялся пережить свою Ниночку, ведь без неё не мыслил ни единого дня.

Ростислав Янковский.

В его жизни всё случилось так, как он и мечтал. Он ушёл 26 июня 2016 года, до последней минуты рядом с ним была супруга. Теперь она бережно хранит память о том, кто подарил ей почти 70 лет любви и счастья.

В день смерти Олега Янковского его друзья и коллеги высказались о том, что значит его уход для нашего искусства.

О том, что Олег Иванович болен, стало известно в конце прошлого года. Но, видимо, памятуя о той невыносимой шумихе, что преследовала в последние месяцы жизни его друга Александра Абдулова, подробности болезни артист по возможности скрывал. Говорили, что у Янковского рак поджелудочной железы, но достоверно известно было лишь то, что какое-то время назад Олег Иванович обратился в клинику для обследования, но у него ничего не нашли — лишь небольшие проблемы с сердцем. А уже через несколько месяцев поставили совсем другой диагноз, причем заболевание было обнаружено на поздней стадии. Янковский прошел курс в Германии и вернулся на сцену «Ленкома».

Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года, его отец Иван Павлович, происходивший из польских дворян, был сослан с семьей в Казахстан, потом арестован и погиб в сталинских лагерях. Раннее детство будущего актера прошло в казахском городе Джезказгане, позже семья перебралась в Саратов. Сцена тогда мало интересовала Олега Янковского, а вот его старший брат Ростислав окончил театральное училище и уехал в Минск — работать в Русском театре. Чтобы снять с матери часть денежных забот, Ростислав забрал Олега к себе — и именно там, в Минске, совершился первый выход Олега Ивановича на сцену, когда потребовалось подменить актрису, игравшую мальчика в спектакле «Барабанщица».

Правда, и тогда Янковский не увлекся театральной жизнью — больше его вдохновлял футбол.

Затем Олег Янковский вернулся в Саратов и, когда дошло до поступления в институт, хотел было идти в медицинский, но случайно увидел объявление о приеме в театральное училище. Судьба? Возможно. И это был не единственный счастливый случай на пути к сцене: экзамены давно закончились, но, придя по объявлению и назвав фамилию, Янковский услышал, что он… зачислен. Таким волшебным образом Олег Янковский стал студентом театрального училища, и только через несколько месяцев узнал, что это его брат Николай, работавший на заводе, тайком поступил в училище, но узнав о том, что Олега приняли вместо него, молча уступил ему место.

Успех пришел не сразу. Еще в училище Янковский познакомился со своей будущей женой Людмилой Зориной. Людмилу взяли в Саратовский драмтеатр, туда же устроился и Янковский: но если Зорина быстро стала звездой, актер долгое время получал лишь незаметные роли. И вот опять случай. Театр на гастролях во Львове, Янковский заходит ресторан, а там заседает съемочная группа военной драмы «Щит и меч» во главе с режиссером Владимиром Басовым, как раз подыскивавшим актера на роль Генриха Шварцкопфа. Потом последовал «Служили два товарища», и после этих двух фильмов карьера пошла в гору. Вскоре Янковский перебрался в Москву, в Ленком.

Сотрудничество с Марком Захаровым не ограничилось театром: Янковский сыграл в «Обыкновенном чуде», «Убить дракона», «Доме, который построил Свифт», ну и, конечно, фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Кстати, автор пьесы Григорий Горин поначалу сомневался — ему казалось, что холодноватая харизма Янковского не годится для роли романтичного барона, но Олег Иванович в образ вписался.

Да так, что теперь невозможно представить в роли Мюнхгаузена кого-то другого.

Перечислять все роли Янковского не хватит и страницы: это фильмы Андрея Тарковского «Зеркало» и «Ностальгия», «Звезда пленительного счастья», «Мой ласковый и нежный зверь», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Крейцерова соната», «Полеты во сне и наяву», «Любовник»… Несколько лет назад Владимир Бортко пригласил Янковского сыграть Воланда в экранизации «Мастера и Маргариты», но актер отказался — не дело это, играть дьявола. В 2000 году вышел режиссерский дебют Янковского — новогодняя комедия «Приходи на меня посмотреть». В минувшем году Олег Иванович снялся у Валерия Тодоровского в «Стилягах».

В 1991 году Олег Янковский стал последним актером, удостоенным звания «Народный артист СССР» — вскоре государство с таким названием просто прекратило существование. А в день своего 65-летия Янковский получил орден «За заслуги перед отечеством» II степени.

Последней ролью Янковского в кино стал митрополит Филипп в историко-религиозной драме Павла Лунгина «Царь». Фильм попал в программу «Особый взгляд» на Каннском фестивале, где на днях состоялась его фестивальная премьера. Но в Канны Олег Иванович приехать уже не смог.

Народный артист СССР Олег Янковский будет похоронен на Новодевичьем кладбище 22 мая. Церемония прощания с актером состоится в день похорон в 11:00 в помещении «Ленкома». Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках.

В день смерти Олега Ивановича его друзья и коллеги высказались о том, что значит его уход для нашего искусства.

Олег Басилашвили, актер:

«Уход Олега Янковского – это гигантская потеря для населения нашей страны. Народ не понимает, что такое артист, особенно, что такое такой артист, каким был Янковский. Именно такие, как он, закладывают в души людей те ростки, которые потом прорастают прекрасными плодами. Никакие Марчелло Мастроянни, не говоря уж об Але Пачино или Дастине Хоффмане и прочих, в подметки не годятся Олегу Янковскому. Он был порядочным человеком и защищал демократические принципы, которым был привержен. Его уход — это громадная потеря. Такие потери не восполняются».

Георгий Данелия, кинорежиссер:

«Я не могу ничего сказать, мне трудно это представить… Надо пережить».

Михаил Швыдкой, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, президент Академии российского телевидения:

«Олег Иванович был настоящим русским человеком, прожившим долгую и драматичную советскую биографию. Он родился, как известно, в Джезказгане, его отца репрессировали, и эту боль он, очевидно, пронес через всю свою жизнь. Он лишь казался победителем, европейским красавцем, но был настоящим русским человеком и актером, способным показать надрыв души.

Не случайно ведь Тарковский выбрал его для своих картин, а Лунгин для роли митрополита Филиппа, безусловно, тонкого русского характера. Если взглянуть на список ролей Олега Ивановича, то может показаться, что перед нами не один, а много актеров. Здесь и разведчик, и совершенно вампиловский характер в «Полетах во сне и наяву», и великолепный романтический артист из фильмов Горина и Захарова. Это был человек, который знал и понимал глубины искусства на уровне Достоевского, но владел и множеством других приемов.

Его театральные роли, такие как Гамлет и князь Мышкин, не были высоко оценены, но останутся в российской театральной истории.

Нельзя быть готовым к смерти. Мы все знали, что он болен, но не были готовы к его уходу. Конечно, можно сказать, что после ухода актера остаются роли, но в этом есть правда и неправда. Когда уходит человек — уходит человек, и надо понимать, что он больше никогда не выйдет на сцену».

Павел Лунгин, кинорежиссер, в его картине «Царь» Олег Янковский сыграл свою последнюю кинороль:

«Извините, я сейчас могу сказать только одно – хороший был человек».

Среди любителей кино нет человека, который не знал бы Олега Янковского — харизматичного актера, блистательно воплощающего любой образ: от героического до комедийного. Этот исполнитель стал близким другом театральной легенды Марка Захарова, снимался у Андрея Тарковского, Георгия Данелии и Глеба Панфилова. Каждый из режиссеров говорил, что не видел в воплощенной им роли никого, кроме Янковского.

Янковский Олег Иванович появился на свет в 1944 году в Жезказгане Казахской ССР, куда его семью сослали по приказу правительства. В семье Янковских мальчик стал третьим ребенком: у него было два брата — Ростислав и Николай. Ивана Янковского, главу семьи, в тридцатых годах дважды арестовывали как друга опального Тухачевского и бывшего польского дворянина. Из-за этого семьей были уничтожены все семейные архивы, все документы, которые связывали старшего Янковского, его супругу и детей с прошлой жизнью. Не оставили даже орден Святого Георгия, которым глава семейства был награжден во время Первой Мировой войны.

Олег Янковский в детстве (посередине) с родителями и старшими братьями Ростиславом и Николаем (справа)

Будущий артист рос в неблагополучное послевоенное время, в обнищавшей из-за сталинских репрессий семье. Несмотря на крайнюю бедность, Янковские сумели сохранить огромную библиотеку и часто принимали в гостях таких же представителей репрессированной интеллигенции, какой были сами. Воспитанием детей занимались мама и бабушка, а отец был занят строительством.

Мальчик увлекался чтением и футболом. Некоторое время мечтал стать военным или летчиком, обязательно — героем. В 1951 году вся семья переехала в Саратов, куда Иван Янковский получил направление офицера запаса. Там ранение, полученное еще в период Первой Мировой, окончательно подкосило здоровье главы семейства, и в 1953 году отец скончался.

Олег Янковский в молодости

Марина Ивановна, овдовев, была вынуждена устроиться бухгалтером. Денег катастрофически не хватало. В 1957 году Ростислав, работавший в театре Ленинабада, получил предложение переехать в Минск и вскоре забрал туда Олега, которому исполнилось 14 лет. Тогда актерская деятельность его не привлекла. В скором времени подросток вернулся домой к соскучившейся матери.

Позже, узнав, что идут экзамены в театральный институт, решил попробовать поступить. К сожалению, к тому времени все экзамены уже прошли, но тут вмешался случай. Именно в этот же вуз его брат Николай втайне от всех успешно прошел экзамены. Директор вуза впоследствии решил, что в приемной комиссии перепутали имя абитуриента, сообщив изумленному Олегу Янковскому, что тот принят. Первые годы парень учился плохо, имел проблемы с артикуляцией и только к концу обучения сумел раскрыться как актер с неплохим потенциалом.

Театр и кино

В Саратовский драматический театр Олег попал благодаря своей жене Людмиле Зориной, тоже актрисе. Юная, но уже популярная исполнительница настояла на том, чтобы Янковского приняли в театр, где она на тот момент работала. Молодой актер долгое время вынужден был довольствоваться участью тени своей супруги. Ситуация изменилась только, когда Янковский снялся в кино.

Олег Янковский в молодости

Янковский никогда не ходил по кастингам и не снимался в массовке кинолент в надежде, что будет замечен и оценен. В 1967 году, когда актер в составе Саратовского драматического театра гастролировал и выступал во Львове, в ресторане при театре его заметил Владимир Басов, режиссер, снимавший тогда четырехсерийный фильм «Щит и меч». На тот момент съемочная группа пребывала в поисках актера, который мог воплотить один из центральных образов, однако среди претендентов не нашлось человека подходящей внешности. Олег Янковский, обладавший скульптурными и мужественными чертами лица и высоким ростом (182 см), идеально соответствовал роли.

Олег Янковский в фильме «Щит и меч»

«Щит и меч» стал культовым фильмом о войне, его посмотрело свыше шестидесяти восьми миллионов зрителей, а Олег Янковский мгновенно получил всесоюзную известность. Следующий фильм, в котором снялся актер, только закрепил успех. Вместе с Роланом Быковым, на тот момент уже любимцем миллионов зрителей, Янковский сыграл в киноленте «Служили два товарища». Там же в одной из второстепенных ролей снялся Ростислав Янковский.

В 1969 году актер сыграл главного героя в фильме «Я, Франциск Скорина». Потом были как главные, так и проходные роли во множестве известных фильмов, таких как «Звезда пленительного счастья», «Премия», где он сыграл с Евгением Леоновым, «Мой ласковый и нежный зверь», «Сладкая женщина».

В 1971 году артист сыграл самую значительную роль в саратовском периоде театральной карьеры — князя Мышкина из пьесы по роману «Идиот». Через два года, получив приглашение от Марка Захарова, актер переехал в Ленинград, где начал работать в Театре имени Ленинского комсомола.

Олег Янковский в спектакле «Синие кони на красной траве»

Совмещая кинокарьеру и работу в театре, Янковский быстро стал в «Ленкоме» ведущим актером. В 1977 году в спектакле «Революционный этюд» Янковскому удалось выйти за рамки сложившегося в Советском Союзе образа Ленина, сделав акцент на фигуре Владимира Ильича как человека, а не как живой иконы революции. Критики и зрители обожали актера, а спектакли с его участием собирали полные залы.

В 1978 году вышла сказка «Обыкновенное чудо», где Янковский исполнил роль Хозяина. Этот фильм был снят Марком Захаровым, до этого почти не занимавшегося кинопроизводством. Проект был рискованным, но в итоге лента завоевала ошеломительный успех.

Олег Янковский в фильме «Обыкновенное чудо»

В 1979 году актер приступил к съемкам в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», цитата из которого – «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» — стала знаковой для Янковского. Именно под этим названием вышло множество интервью с актером, биографические фильмы о его творчестве и автобиографическая книга Янковского.

В театре Янковский тоже пользовался практически непреходящей любовью зрителей. За все время работы в «Ленкоме» у артиста была только одна роль, вызвавшая неодобрение и возмущение со стороны публики. В 1986 году, играя шекспировского Гамлета, Янковский пошел на риск, существенно изменив привычный образ и сделав своего героя не романтиком, а зрелым, достаточно жестоким человеком. И, хотя пьеса была поставлена отлично, буквально через несколько месяцев руководство театра было вынуждено снять ее с репертуара.

В дальнейшем актер сыграл еще около десятка блестящих ролей в «Ленкоме». Там Олег Иванович проработал до самых последних дней жизни.

Олег Янковский в роли Мюнхгаузена

Актер продолжал активно сниматься, участвуя в самых интересных фильмах своего времени. В 2000 году актер принял участие в съемках французско-британского исторического фильма «Человек, который плакал».

Затем Янковский сыграл главные роли в трагической мелодраме «Любовник», драме румыно-молдавского производства «Прокрустово ложе», историческом фильме «Бедный, бедный Павел». Олег Иванович сыграл главных героев в нескольких экранизациях известных произведений: романа Пастернака «Доктор Живаго», романа Толстого «Анна Каренина» и нескольких повестей Савицкого, переработанных в фильм «Райские птицы».

Как и в случае с театром Олег Иванович работал в киноиндустрии до самой смерти. Последний фильм с его участием — «Царь» Павла Лунгина, он вышел уже после смерти актера, в 2009 году. В картине Янковский исполнил одну из главных ролей — митрополита Московского Филиппа. Вторую главную роль, самого царя Ивана Грозного, сыграл Петр Мамонов.

Всю свою жизнь артист прожил со своей коллегой по сцене Людмилой Зориной. Молодые люди сыграли свадьбу, когда Янковский учился на втором курсе института, и с тех пор для многих были примером образцовой актерской пары, несмотря на слухи о романах Янковского . В 1968 году у супругов родился сын, в девяностых Филипп Янковский порадовал родителей двумя внуками.

Олег Янковский с женой Людмилой Зориной

Несмотря на такой долгий и крепкий брак, в прессе о Янковском редко пишут как о хорошем муже и семьянине. Папарацци нередко публиковали фотографии актера с различными женщинами. По словам коллег Олега Ивановича, он постоянно заводил романы со всеми женщинами из сопутствующего персонала театра и съемочных площадок: костюмершами, гримершами, ассистентками и даже уборщицами – Янковский обходил вниманием только актрис, опасался громких скандалов.

Олег Янковский и Ирина Купченко (на съемках фильма «Поворот»)

Тем не менее, поклонники приписывали ему длительные отношения с коллегой, актрисой Ириной Купченко. Актеры трижды сыграли супругов на экране и несколько раз появлялись в кино в образах влюбленных. Любовные отношения в кино так хорошо удались актерам, что заставили многих поклонников начать подозревать, что за игрой скрываются и настоящие чувства. Многие телезрители даже были уверены, что Янковский и Купченко женаты и в реальной жизни. На самом деле, актеры практически не общались вне работы и виделись только на съемочной площадке и творческих вечерах.

Олег Янковский и Елена Проклова

Уже после смерти Янковского актриса Елена Проклова призналась в интервью, что у нее были серьезные романтические отношения с Олегом Ивановичем. По словам Елены, она даже сделала аборт, избавившись от ребенка Янковского, чтобы не разрушить семью актера. Это откровение поклонники актера восприняли очень неоднозначно: многие не поверили Прокловой, решив, что она просто хочет привлечь к себе внимание.

Болезнь и смерть

В конце 2008-го актер обратился в больницу из-за постоянных болей в желудке. На тот момент он уже сильно похудел, испытывал отвращение к пище. Диагноз был неутешительным — рак поджелудочной железы, который впоследствии и стал основной причиной смерти актера. Олег Иванович проходил лечение в Германии, но оно не помогло. Менее чем через месяц Янковский вернулся в Москву и даже сыграл в своем последнем спектакле «Женитьба».

Олег Янковский серьезно болел

В конце апреля состояние актера ухудшилось, и его положили в клинику из-за открывшегося внутреннего кровотечения. По причине того, что болезнь была обнаружена уже на последней стадии, актера спасти не удалось. От момента постановки диагноза до смерти Янковского прошло меньше года. Олег Янковский умер 20 мая 2009 года.

Похороны Олега Янковского

22 мая состоялась церемония прощания в театре «Ленком». Как писали газеты, поклонники актера отпрашивались с работы целыми офисами, а студенты, особенно театральных вузов, прогуливали экзамены, чтобы прийти на похороны кумира. Люди начинали занимать места в очереди на прощание с пяти утра при том, что панихида началась только в 10. Среди желающих попрощаться с Янковским было множество его коллег-актеров, а также музыкантов, политиков и других медийных персон. В «Ленком» отдать последние почести великому актеру пришли Константин Хабенский, Иосиф Кобзон, Марина Голуб, Владимир Жириновский, Андрей Макаревич, Анжелика Варум и Леонид Агутин.

Могила Олега Янковского

Гражданская панихида закончилась в 15.00, все поклонники, не успевшие попрощаться с актером, остались на улице под дождем, дожидаясь выхода траурной процессии, чтобы в последний раз увидеть своего кумира. Когда процессия вышла из театра, целая улица выдохнула хором: «Браво, актер!».

Могила Янковского находится на новой территории Новодевичьего кладбища. Во время прощание ее украсили несколько больших гор цветов и портрет актера в молодости.

В память об актере было установлено несколько мемориальных досок и памятников в связанных с его биографией местах. В 2010 году была утверждена премия имени Янковского за самые яркие открытия года в различных областях искусства под названием «Творческое открытие».

Цитаты Янковского

Осталось множество цитат великого актера, посвященных искусству и актерскому мастерству, которые вошли в обиходную речь не только поклонников Янковского, но и множества других жителей нашей страны:

  • Не эпоха определяет спектакль. Играется человеческая боль, а она в любые времена остается болью. Поэтому во фраке я играю Протасова или в джинсах «Полеты во сне и наяву» — темы приблизительно одинаковые.
  • Я давно уже для себя решил: чем шире аудитория у артиста, тем больше он должен чувствовать ответственность за то, что делает.
  • Моя профессия — любить! Я не представляю себя без любви. Без любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно.
  • В те времена девушки совсем другим брали…Нет, визуальные эффекты тоже были…все девушки очень красивые были. В цене всегда были чистота и огонь внутренний.
  • Вообще, жить с женщиной — это уже героизм. Создание семьи с одним человеком и на всю жизнь — это подвиг.
  • Щит и меч
  • Жди меня, Анна
  • Сохранившие огонь
  • Премия
  • Мой ласковый и нежный зверь
  • Обыкновенное чудо
  • Я, Франциск Скорина
  • Звезда пленительного счастья
  • Полковник в отставке
  • Сентиментальный роман
  • Роковые яйца

Фото: geometria.ru

Бывший начальник «шестого отдела» вспоминает заказное убийство бурятского «авторитета» Яна Коварского

Развал СССР вызвал невиданный вал преступности, сопоставимый лишь с анархией периода Октябрьской революции и Гражданской войны. Тогда, в 90-х годах, в республике разыгралась междоусоби­ца, наглядно обозначившая радикальные перемены в воровском мире. Старые воровские традиции рушились под напором «новой» ор­ганизованной преступности. Признанием этого факта стало создание в 1990 году шестого отдела в структуре МВД – Управления по борьбе с орга­низованной преступностью (УБОП).

Сотрудники 6-го отдела. Фото: личный архив Н. Рогалева

Оперативники отдела по борьбе с преступными сообществами УБОП под началом Николая Рогалева, ныне полковника милиции в отставке, зна­ли всю подноготную тогдашних кри­минальных разборок. Раскрыли они и убийство молодого «авторитета» Яна Коварского. Это громкое дело широко освещалось в тогдашней бурятской прессе. В книге Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» эта история расце­нивается как узловой момент в пост­советской эволюции преступного мира республики.

«Криминальная история Бурятии» эта история расце­нивается как узловой момент в пост­советской эволюции преступного мира республики.

О том, как было раскрыто это громкое преступление и что за этим крылось, в интервью корреспондента ИА «Буряад Yнэн» с Николаем Ро­галевым.

ИА «Буряад Yнэн» с Николаем Ро­галевым.

— Николай Николаевич, прошло уже более 20 лет с тех пор. Какова была криминогенная ситуация в Улан-Удэ?

— Николай Николаевич, прошло уже более 20 лет с тех пор. Какова была криминогенная ситуация в Улан-Удэ?

— Мы тогда находились где-то на полпути между поздней молодостью и ранней зрелостью. В лихие девя­ностые нам всем было очень немно­го лет: и мне – начальнику отдела, и моим подчинённым-соратникам – операм. Но мы уже пополнили свой профессиональный оперской жаргон такими броскими словечками, как рэ­кет, бригада, заказное убийство.

Криминогенная ситуация в городе и республике не давала нам спокойно спать. Она напоминала о себе еже­дневно: то дрожащим от страха го­лосом очередного «нового русского», которого бандитский ствол и страх за свою небедную жизнь заставили притащиться в «6-й отдел», как нас называл обыватель, то коротким со­вещанием перед очередным задержа­нием или обыском. На этих быстрых, без киношных красивостей обсуж­дениях решалась не только участь наших подопечных бандюков, но и наша собственная судьба – слишком много встречалось в ту пору «отмо­роженных», лихих головушек, кото­рым нечего было терять. Да, вся наша служба была наполнена бесконечно сменявшими друг друга тревожным ожиданием, эйфорией очередной по­беды и, чего греха таить, досадой по­ражения.

И, уж конечно, постоянным напо­минанием о бренности бытия была обнадёживающая тяжесть восьмиза­рядного «макарова», а то и двадцати­зарядного «стечкина» в оперативной кобуре.

«Забрали из дома ночью «по беспределу»

— Как возникло дело об убийстве Коварского?

— Как возникло дело об убийстве Коварского?

— Шло лето 1995 года. Всё началось со звонка в дежурную часть Управ­ления. Звонила Таня Коварская. Она интересовалась: когда отпустят Янку – её мужа, которого собровцы, как она ядовито выразилась, забрали из дома ночью «по беспределу». Однако среди задержанных Янки Коварского, моло­дого, но очень авторитетного лидера преступного мира, не было, и дежур­ный переключил её на меня.

Поскольку наши ночью Коварско­го не забирали, я предложил его жене, нашей старой знакомой, прийти ко мне поговорить. Сделала она это не­охотно – наше знакомство не достав­ляло ей радости, да и ничего нового к рассказу своему не добавила, раз­ве только одну любопытную деталь — что увезли Янку молодые крепкие парни в форме СОБРа – спецназа, вхо­дившего тогда в состав Управления по борьбе с организованной преступностью.

— То есть, как минимум, похище­ние человека, а как максимум…

— То есть, как минимум, похище­ние человека, а как максимум…

— Все предположения на этот счёт мы оставили за скобками, а занима­лись этим делом со мной опера Алек­сандр Торгашов, Михаил Загвозкин, Алексей Моиссенко, Александр Федо­тов и Владимир Жуков.

Коварскую допросил следователь прокуратуры, возбудил уголовное дело по статье «Похищение челове­ка», и началась работа по раскры­тию этого «глухаря». А «глухарь» был знатный – никаких зацепок. Никаких.

Но мы знали: если нет ничего эта­кого, что может навести на след пре­ступников, то надо как можно шире раскинуть сети. Как можно шире. А там если не золотая рыбка, то мудрый, ценящий вкус свободы и поэто­му разговорчивый пескарь всё равно попадётся.

— Николай Николаевич, к тому времени шёл пятый год с момента создания 6-го отдела, и ваша «кон­тора» уже заставила считаться с собой профессиональных преступ­ников.

— Николай Николаевич, к тому времени шёл пятый год с момента создания 6-го отдела, и ваша «кон­тора» уже заставила считаться с собой профессиональных преступ­ников.

— Конечно, нам тогда уже удалось создать систему сбора и анализа ин­формации. Система эта работала, про­сто нужно было найти и нажать нуж­ные кнопки. Мы их нашли и нажали. Затеплился слабый уголёк надежды. Уголёк выглядел так.

На некоего предпринимателя был совершён бандитский наезд. Тема обычная: делиться надо, братан, – честные арестанты на «киче» тоже кушать хотят. Ну, казалось бы, что тут такого, в те-то годы. Дело житей­ское… Вроде так — да не так! Дело в том, что у этого «коммерса» уже была бандитская «крыша», которой он и сообщил о нарушении суверенных границ её «поляны».

«Стрелка» по выяснению отноше­ний состоялась на одном из город­ских кладбищ. Вот они – манящие образы уголовной романтики. Одну сторону представляли люди уголов­ного «авторитета» Геннадия Михай­лова по кличке «Гендос», а с другой – люди Яна Коварского.

Капитан милиции Николай Рогалев, 1995 год. Фото: личный архив Н. Рогалева

«Они планировали сде­лать здесь вторую Швейцарию»

— Вы были знакомы с ними?

— Вы были знакомы с ними?

— Да, безусловно, поскольку они оба были наши клиенты. «Янка» — Ян Давыдович Коварский, был амбици­озным лидером молодёжных пре­ступных группировок, претендовал если не на титул «вора в законе», то, как минимум, на должность «смотря­щего за положением» в Бурятии. Это был человек острого ума, жесткий и решительный. Его поддерживали «славянские» воры.

«Гендос», Геннадий Антонович Михайлов, во многом был его проти­воположностью. Бурят с Элеватора, придерживался старых «воровских» традиций, человек зрелый и чтимый. «Гендос» ориентировался на грузин­ских «воров», которые традиционно не ладили со «славянами».

Это был первый человек, от кото­рого я услышал фразу «рекреацион­ные ресурсы Бурятии». Уже в начале 90-х туризм на Байкале был «воров­ской темой», они планировали сде­лать здесь вторую Швейцарию.

— Каков был его официальный статус в воровском мире? Действи­тельно ли заслуженные воры ста­рой формации предлагали ему «ко­роноваться» на «вора в законе». Но Гендос отказался, не желая взвали­вать на себя лишние проблемы…

— Каков был его официальный статус в воровском мире? Действи­тельно ли заслуженные воры ста­рой формации предлагали ему «ко­роноваться» на «вора в законе». Но Гендос отказался, не желая взвали­вать на себя лишние проблемы…

— Возможно. Он был «свояк», то есть человек приближенный к «во­рам». Многократно судим, и, кажет­ся, ни дня не работал. Очень умный от природы, хорошо играл в карты. Гендос был идеологом преступного мира, «подтягивал» к себе сыновей известных в республике людей. Впро­чем, с ним знались и многие извест­ные тогда влиятельные лица.

— К тому же и МВД республики всегда тем или иным способом не допускало появления как доморо­щенного «вора в законе», так и по­явления заезжих криминальных воротил на своей территории?

— К тому же и МВД республики всегда тем или иным способом не допускало появления как доморо­щенного «вора в законе», так и по­явления заезжих криминальных воротил на своей территории?

— Да, они бывали только проездом, а если на долгий срок, то только «на зоне». И эта традиция не прерыва­ется. Около месяца назад два с поло­виной года дали «авторитету» Мики, родом из Владикавказа пытавшемуся повлиять на «положение» в респу­блике. Дело шло к огнестрелу.

два с поло­виной года дали «авторитету» Мики , родом из Владикавказа пытавшемуся повлиять на «положение» в респу­блике. Дело шло к огнестрелу.

«В лесу уже была заготовлена могила»

— И что же вам удалось выяснить?

— И что же вам удалось выяснить?

— Что Янка прибыл на «стрелку» со своими «правильными» пацанами, а с «Гендосом» были несколько таких же, как он, возрастных уголовников, но вот силовую поддержку им осущест­вляли спортсмены-кунфуисты, не нюхавшие никогда «зоны». Это было уже кое-что.

Теперь надо было действовать быстро. И вот почему. Первое: необ­ходимо было задержать как можно больше участников преступления, пока они не начали разбегаться и не перешли на нелегальное положение. Второе и главное: нужно было пре­дотвратить войну между группиров­ками. Начнись она, трупов будет на­много больше.

Самым слабым звеном в этой исто­рии были не имевшие опыта обще­ния с милицией кунфуисты. Решили начать с них. Нашли их быстро, по­казания они давали подробные. Вы­яснилось, что ребят просто-напросто обманули, сказав: надо, мол, привез­ти Янку на разговор к «Гендосу». Но оказалось, что доставили они его на расстрел. Да, именно на расстрел! В лесу, за посёлком Аршан, уже была заготовлена могила. Янку поставили на край ямы, вырытой на небольшой полянке между деревьями. Один из подручных «Гендоса» — Аркадий Васи­льев наставил пистолет «ТТ», но, не дослав патрон в патронник, дважды имитировал выстрел. Янка не дрог­нул: «Стрелять так, стреляй!». Гендос добавил: «Кончай, не мучай его!» Раз­дался выстрел, и Янка упал…

Могила была неглубокой, поэто­му, чтобы её не разрыли собаки, труп завалили камнями, залили соляркой и засыпали песком.

— Как вели себя основные фигу­ранты?

— Как вели себя основные фигу­ранты?

— Теперь ключевой фигурой ста­новился Васильев. Несмотря на все меры предосторожности, принятые нами, информация о задержании спортсменов всё-таки утекла к ос­новным фигурантам. Аркаша пере­шёл на нелегальное положение. Но наблюдение, установленное за его домом, дало свои результаты. Васи­льев-таки пришёл домой. Крадучись, с оглядками, перепроверкой по пути, но пришёл. Настал черёд выходить на сцену СОБРу. Ведь надо было брать непосредственного убийцу, у которо­го был ствол. А это лучше делать спе­циалистам.

Надо сказать, всё обошлось без шума и пыли. Когда спецназ проник в дом, Аркашу в комнатах не нашли – своим последним пристанищем он выбрал подполье. Там же был и пи­столет.

Задержание остальных участни­ков расстрела затянулось на полгода. Последним взяли Михайлова. Нашли и задержали его в Москве оператив­ники местного РУБОПа. Потом был суд и «бараки, длинные, как сроки». Помните «Песню про Уголовный ко­декс» Владимира Высоцкого?

«Была «отписка»

— Участь «Гендоса» также была предрешена?

— Участь «Гендоса» также была предрешена?

— Его приговорили на сходке «сла­вянские воры». Он был зарезан в од­ной из колоний строгого режима. Я видел его перед смертью. Михайлов знал о том, что его ждёт и относился к этому философски, как к неизбеж­ности. Позднее я разговаривал и с его убийцей: «А я что мог сделать? Была «отписка»…

Таков этот «чёрный» параллель­ный мир. Не дай Бог оказаться в нём. Это бездна, в которую можно прова­ливаться вечно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *