Ребенок не говорит в 2

Для начала — не волноваться. И запомнить как аксиому: «Процесс становления речи проходит у всех детей по-разному.»

Действительно, дети начинают говорить в разное время. Но всё же многих мам и пап волнует то, что их ребёнок не говорит в 2 года. Почему для них это так важно? Во-первых, потому что на них давит мнение окружающих, близких, членов семьи и примеры других детей (на площадке, в саду и проч.), которые в таком же возрасте уже очень хорошо разговаривают и даже читают стихи.

Нормы – это лишь статистические показатели. И даже статистика неоднозначна: сегодня считается, что «норма» — это если малыш начал произносить свои первые предложения в период от 1,5 до 2,5 лет.

Интересно, что согласно наблюдениям в последнее десятилетие наблюдается более позднее развитие речи у детей, чем у предшествующих поколений.

Возможно (мнение автора) это обусловлено тем, что современные семьи стали более замкнутыми, и вербальное общение в них часто заменяется невербальным (соцсети, мессенджеры, переписка по эл.почте и т.п.). Да и большие семейные застолья и домашние «чаепития» случаются все реже.

Поэтому наших бабушек и дедушек так удивляет, если, например, ребенок в полтора года не произносит ни слова. Но современного логопеда это ни сколько не удивит.

Разве не часто мы видим картину: из комнаты, в которой сидит несколько человек, не доносится ни слова? Правильно, ведь каждый из них в этот момент невербально общается с кем-то в своем личном смартфоне. Так откуда детям брать импульс к словесному выражению своих мыслей и чувств?

Если ребенок в 2 года вообще не разговаривает и даже не произносит отчетливо слово «мама», это не значит, что у него задержка развития. Просто в этот период у ребенка активна только внутренняя речь.

Но это и не означает, что родителям не стоит пытаться проанализировать причины более медленного становления речи у своего ребенка, чем у других ребят.

Причины могут быть обусловлены как личностными и даже физиологическими особенностями малыша, так и скрываться в том, как часто и в какой манере происходит общение внутри его семьи.

Нехватка вербального общения с новорожденным ребенком с первых дней его жизни.

Многим взрослым кажется странным всерьез разговаривать с таким крохой! Поэтому все общение в первые месяцы жизни сводится к «сюсюканиям». Логопеды же советуют много и часто разговаривать с новорожденным и в его присутствии (можно показывать ему примеры разговоров, разыгрывая сценки с помощью игрушек).

Пусть Вам будет казаться, что Вы выглядите очень странно, как будто общаетесь сами с собой. Но на самом деле Вы помогаете малышу привыкнуть к родной речи: он будет улавливать интонации, отличия между звуками, частоту речи, ее мелодию. А всё это — основа для развития осознанной речи в более позднем возрасте.

Не зря есть много примеров из реальной жизни, в которых ребёнок после поездки к более разговорчивым, чем его родители, родственникам всего на несколько дней вдруг начинал произносить целые фразы, даже если до этого он вообще не разговаривал. Помните, что для обучения любому языку, родному или иностранному, нужна соответствующая среда.

Беглая, слишком быстрая или нечеткая речь окружающих.

Важно не только то, как часто родители члены семьи общаются с малышом и между собой. Важно и то, КАК они произносят слова и фразы. Давно замечено, что чем крупнее город, в котором живет человек, тем быстрее темп его жизни и, соответственно, средний темп его речи.

Поэтому если Вы замечаете за собой склонность произносить слова нечетко, «глотаете» их или слишком торопитесь в разговоре — сбавляйте темп, когда Вы общаетесь с малышом или находитесь в непосредственной близости от него. Помните, он Вас слушает и слышит, даже если Вам кажется, что до Ваших слов ему нет никакого дела.

Советы, которые могут побудить малыша к разговору

  • Чаще притворяйтесь, что Вы не понимаете, чего от Вас хочет Ваш кроха. Переспрашивайте, побуждайте его к речи: «Ты хочешь эту игрушку? Ты хочешь пить, да?» Старайтесь всегда сначала дождаться какой-то словесной реакции от него, и только после этого удовлетворяйте желание малыша. Так он быстрее привыкнет к установке, что его речь побуждает действие с Вашей стороны.
  • Не ругайте и не стыдите малыша за то, что он молчит. Ни в коем случае не произносите «вот посмотри, как это мальчик / девочка хорошо разговаривает, а ты всё молчишь!» и т.п. Если ребенок молчит, это вовсе не означает, что он не понимает смысл Ваших слов, а Ваше раздражение может только усугубить ситуацию.
  • Следите за тем, чтобы все члены семьи не коверкали слова, подражая «детской» речи, не сюсюкали и правильно произносили слова.
  • Больше читайте ребенку сказки, стишки, пойте песенки.
  • Называйте все предметы и описывайте, что происходит вокруг.
  • Поощряйте каждое слово малыша и показывайте то, как Вы радуетесь его словам.
  • Ведите себя так, как будто малыш уже хорошо говорит: обращайтесь к нему за помощью, прося его что-то принести, кому-то что-то передать на словах, просите закончить слово / фразу. Вот увидите, Ваша внутренняя уверенность вскоре сотворит чудо!

Занять ребёнка в дороге (в самолёте, поезде, авто), в кафе/ресторане, в поликлинике, на выставке, в гостях, в отеле или в любом общественном месте (ведь планшеты с мультиками — не самая полезная альтернатива, да и работает не вечно!), стоит набором полезных и интересных «развлекашек», подобранных по возрасту.

Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.

Кстати, такие детские наборы — это еще и отличный подарок ребёнку и его родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Вам также может быть интересно:

  • Агрессия ребёнка в 2,5 года
  • Первый год жизни ребёнка: к чему готовиться?
  • Что делать, если ребёнок кусается?
  • Так ли необходим режим в воспитании ребёнка?
  • Когда ребёнок на Вас обиделся…
  • Дети из неблагополучных семей.. какие они?
  • Дети от разных отцов…как наладить отношения в такой семье, чтобы комфортно было всем?
  • Отцовский инстинкт: существует ли и он где обитает?
  • Как вести себя с первым ребенком, когда родился второй?
  • Чем занять ребёнка от 0 до 1 года: необходимые игрушки!
  • Чем занять ребёнка от 1 до 2 лет: необходимые игрушки!
  • Чем занять ребёнка от 2 до 3 лет: необходимые игрушки!
  • Несколько полезных советов для супер-отдыха с детьми!
  • Как приучить ребёнка играть самостоятельно?
  • Едем с ребенком на море: советы родителям!
  • Дизайн комнаты для подростка
  • Что обязательно должны знать родители, путешествующие с детьми?
  • Если малыш заболел за границей?! Как помочь или предотвратить проблемы?
  • Путешествуете с детьми? Какую еду / закуски взять с собой в самолет…
  • Топ-10 семейных аэропортов мира: лучшие для путешествий с детьми
  • Сервисы для путешествующих с детьми в российских аэропортах
  • 10 веселых игр, в которые можно играть с ребёнком в дороге
  • 7 вещей, которые обязательно нужно сделать во время беременности

Современные дети начинают говорить позже. Часто можно встретить трёхлетку, который с трудом выговаривает «мама», «папа». Наш новый блогер Ирина Муковозова рассказывает, как отличить серьёзные проблемы с развитием от варианта нормы.

— Вы логопед? У меня ребёнок несколько букв не выговаривает.

— Я, вообще-то, не совсем логопед, нейропсихолог, но поделитесь своими проблемами. Какие буквы он не выговаривает?

— «А», например, или «у».

— Это уже интересно. Рассказывайте всё с самого начала.

Занимательный диалог? Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно. Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят ребёнку диагноз ЗРР, потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям:

  • Кто-то плюёт на этот диагноз и ждёт, когда ребёнок сам заговорит;
  • Кто-то начинает сильно переживать и принимать различные меры;
  • Остальные — это производные от первых двух.

Попробуем разобраться, когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения.

Сначала первый, когда особенно волноваться не стоит

Смотрим на ребёнка и видим:

  • Ему меньше трёх лет, он здоров, ловок, развивался по графику и не болел в первый год жизни.
  • Он с удовольствием осваивает беговел, самокат и велосипед, любит качаться на качелях.
  • Хорошо понимает обращённую к нему речь, может выполнить двухуровневую просьбу («пойди туда, принеси то» или «возьми не синий»).
  • Сам пытается что-то говорить, и у него есть свой собственный язык: «Чу ча» — «Хочу чай».
  • Разглядывает и показывает картинки в книжке.
  • Главное: с удовольствием и активно общается. Хотя бы с вами. Общение не обязательно словесное, жесты — это тоже речь. Главное — у ребёнка должно быть желание общаться и у него должно быть что сказать.

Все эти пункты очень важны с точки зрения диагностики речевого развития ребёнка. Если хоть чего-то из этого нет в наличии, за исключением, может быть, беговела и самоката с велосипедом, следует обращаться к специалисту.

Существует много причин задержки речевого развития, и, поверьте, ваша задержка и дальше будет оставаться задержкой, если вовремя не принять определённые меры.

Теперь второй сценарий, когда волноваться стоит

Стоит сильно волноваться, если мама болела в первый триместр беременности и при этом ребёнок нелюдим, не смотрит вам в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создаётся впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Если ребёнок так себя ведёт, надо бежать к специалистам, даже если мама не болела в начале беременности и не пила лекарств: это может сигнализировать о серьёзных проблемах в развитии ребёнка, и чем раньше начать что-то делать, тем легче последствия.

Вспомните как развивался ребёнок в свой первый год. Реагировал ли на ваш голос, гулил ли, был ли лепет («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и тому подобное, что получится), пытался ли уловить движения губ и подражать им, произнося уже что-то похожее на слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «тя-тя-тя», ловил ли интонацию.

Если что-то не так, у вас есть повод для беспокойства. Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребёнок, прежде чем произнести свои первые детские слова. Начать надо с врачей, проверить слух и зрение.

Дальше надо обратить внимание на моторную неловкость. Возможно, ребёнок неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или просто его «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — тоже мышцы, и, возможно, ребёнку трудно координировать не только работу ног и рук, но и губ, щёк и языка. Это может отследить невролог.

Если ребёнок вроде бы и активен, и общителен, но вообще не говорит, даже простые слова («мама», «папа», «дай», «би-би»), особенно если ему уже больше трёх лет, или его речь больше похожа на тихий лепет, а невролог уже поставил диагноз ЗРР, надо искать нейропсихолога, а не ждать у моря погоды. Мы подскажем, что делать и стоит ли волноваться.

Вполне возможно, что ребёнок просто медленнее зреет, чем его сверстники. Хорошо бы быть в этом уверенным и не запустить проблемы, которые лучше решать как можно раньше. Не бойтесь, обращайтесь. Через нас прошло много разных детей: мы видели и норму, и разные проблемы. Поможем. Детские проблемы разрешимы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следующим номером обязательной программы идут простые стишки про гусей, сороку и ладушки. До сих пор помню, как мы со старшим Ваней, когда ему было чуть больше года, выучили стишок: «Гуси, гуси, га-га-га. Есть хотите? Да-да-да…» При встрече с родственниками мы непременно рассказывали его на два голоса. И да, я хвасталась и гордилась гениальными успехами своего сына. Младший тоже знает эти стихотворения, но мы уже не хвастаемся. Вот если бы он «Муху-Цокотуху» мог рассказать…

Доказанный на собственном опыте факт — девочки начинают говорить раньше мальчиков. И когда соседские двухлетние девчушки уже вовсю оперируют сложноподчиненными предложениями, твой двухлетний мальчик только учится говорить «машина» вместо «би-би», «кошка» вместо «мяу» и «бабушка» вместо «баба».

И тут начинаются разговоры о том, что все дети разные, что все к школе все равно заговорят и что не надо мучить ребенка, перерастет и заговорит. Когда старшему сыну исполнилось 3 года и он говорил много, но малопонятно, мы тоже встали перед выбором ждать или обращаться к специалисту. Напуганная разговорами знакомых мам о том, что в поликлинике логопеды рисуют таким детям диагнозы ЗПР (задержка психологического развития) и ЗРР (задержка речевого развития), которые потом повисают на твоем ребенке и мешают ему жить, от похода к участковому логопеду мы отказались.

— Эйнштейн начал говорить только в 5 лет и плохо учился в школе, но это не помешало ему стать гением, — убеждала меня знакомая мама Елена. — Если в остальном ребенок хорошо развивается, общительный, сообразительный и физически развит, то речь придет, и мы все наверстаем.

Она принципиально не следовала рекомендациям врачей, не водила на занятия с логопедом и не давала никаких лекарств, потому что «не позволит ставить опыты на собственном ребенке».

Правда, потом она жаловалась, что ребенок стал очень нервным из-за того, что не может сказать то, что хочет. А «беспардонные мамы» своими замечаниями: «А что это ваш ребенок не говорит?» уже «просто достали».

В итоге мы повели нашего Ваню к частным логопедам по знакомству и просто наугад. Больше полугода мы слышали примерно одно и то же: «Проблемы есть. Ну, вы делайте дома артикуляционную гимнастику, жуйте почаще мясо и морковку. Подрастет и заговорит». Сначала мы верили и ждали, потом сомневались, но снова ждали… Пока, наконец, почти в 4 года не попали к логопеду, который нас сразу ошарашил: «Да у вас же мышцы языка неразвиты, ребенок же его ни поднять, ни высунуть не может…» Начались занятия, упражнения, массаж… Спустя полгода Ваня радостно продемонстрировал, что теперь он умеет облизывать губы. Потом, правда, нам пришлось поменять логопеда, потому что в какой-то момент мой ребенок перестал заниматься, ему стало скучно и неинтересно. Что удивительно, с новым логопедом Ваня занимается по два часа, хотя раньше еле выдерживал 45 минут. Домашние задания он тоже стал делать более мотивированно, хотя заданий много, и мы с ним занимаемся по часу почти каждый день.

Грамотный специалист — большая редкость, а грамотный специалист, искренне увлеченный своей работой, — редкость вдвойне. И сейчас меня уже не страшат возможные диагнозы, потому что знаю, что проблемы решаемы. Главное успеть их вовремя заметить.

Младший Кирилл тоже уже побывал на консультации у логопеда. В 2 года, конечно, никто не будет ставить диагнозы и делать прогнозы. Но мы получили простую и более чем очевидную рекомендацию, о которой, правда, родителям приходится постоянно напоминать: «Занимайтесь со своим ребенком».

Кстати

Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок

  • в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается;
  • в 8-9 месяцев нет лепета, появляются трудности с сосанием или жеванием;
  • в 1,5-2,5 года практически не имеет
  • нормальных слов типа «мама», «топ-топ»,
  • а говорит на «своем» языке;
  • в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет»;
  • в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
  • в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов,
  • не знает названий окружающих предметов
  • и частей тела и не умеет составлять фразы из двух слов;
  • к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов;
  • к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов;
  • к 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки;
  • к 3 годам не произносит большинство звуков (более
  • 10-15);
  • к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
  • к 4,5 года не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л;
  • в 4-5 лет смягчает все звуки («кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»);
  • к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь;
  • «картавит» «шепелявит», «гнусавит» — срочно к логопеду в любом возрасте, искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда;
  • после какой-либо травмы («легкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом.

Мнение эксперта

Татьяна Бабоченок, логопед-дефектолог ГБОУ Гимназия N 1554

— Каждый малыш индивидуален и развивается по-своему, но этапы развития заложены природой и одинаковы для всех. Так, к году ребенок должен начать говорить первые слова: мама, папа, дай… Бывает, что болезни или тяжело прорезывающиеся зубы влияют на этот процесс, но без него не будет следующего. Важно обратить внимание, полные эти слова или усеченные, например, «ма» вместо мама. Когда у ребенка в активном словаре накапливается около 30 слов, начинается этап формирования фразовой речи. Обычно, это происходит к двум годам. Ребенок начинает говорить простые предложения: «Мама, идем гулять», «Мама, дай кашу». Конечно, он будет пока не все звуки произносить правильно, потому что функционально и физиологически к этому еще не готов. В идеале звукопроизношение и фразы должны быть сформированы в 3 года.

Когда нужно обращаться к логопеду? В 3 года, если на каком-то из этапов что-то пошло не так. Но родители должны понимать, что занятия в этом возрасте длятся не более 15 минут. Поэтому основная нагрузка по отработке новых речевых навыков ложится на родителей, которые смогут в течение дня организовать ребенку непродолжительные занятия.

Не надо бояться логопедов и диагнозов вроде ЗРР или ЗПР. Мы же ведем ребенка к окулисту или стоматологу, когда возникает проблема, тут то же самое. Нужно бояться не врача, а последствий необращения к специалисту: интеллектуальной незрелости, дисграфии, неуспеваемости в школе…

Очень важно следить, чтобы малыш, когда он начинает накапливать свой словарь, понимал смысл произносимых слов. Так же важно помочь ему систематизировать накопленный словарный запас. Ребенок говорит: «Помидор», а мама ему: «Это овощ. Какие ты еще овощи знаешь?» Если этого не сделать, в будущем ребенку будет очень сложно. Особенно в школе, когда нужно будет подбирать родственные и проверочные слова, а ребенок этого сделать не сможет.

И самое главное — в семье старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, а произносите слова правильно. Гораздо сложнее потом ломать устойчивые неправильные стереотипы произношения.

Многих родителей волнует вопрос, можно ли давать малышу пустышку? Если ребенок не просит — давать не надо. Если же у него подвижная нервная система и сильный сосательный рефлекс, то пусть лучше сосет пустышку, чем палец или край пеленки, но выбирайте пустышку ортодонтическую. На прикус она не повлияет, если не сосать ее 24 часа в сутки. Но после года от соски лучше избавиться.

Еще один спорный момент — мелкая моторика. Мелкая моторика — не панацея от неправильного речевого развития, и никогда не заменит занятия с логопедом и упражнения по развитию речи. Моторика хороша как дополнительное стимулирующее средство.

В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Причин много: плохая экология, трудная беременность, внутриутробные инфекции, родовые травмы… Поэтому еще раз призываю родителей не бояться специалистов. Раннее выявление речевой патологии и точный диагноз позволят решить проблему быстрее и с гораздо меньшими усилиями для родителей и самого ребенка.

Разговор о причинах речевых расстройств специалист начинает с истории своего сына. У парня диагноз аутизм.

История первая. Личный опыт.

«Владимиру сейчас 15, и все эти годы мы боремся за его жизнь. Желанный первый ребёнок, немного крупный, и перед родами вставал вопрос о возможности кесарева сечения. Необходимо сказать, что я всегда была далека от миниатюрности, и, наверное, так карты легли или врач сильно в меня верил, но в итоге меня пустили в самостоятельные роды. Потом что-то пошло не так. В итоге закончилось всё тем самым вынужденным уже кесаревым сечением и асфиксией плода. А, следовательно, пострадавшими клетками мозга и непредсказуемыми последствиями, которые мы решаем уже 15 лет. Вот было бы кесарево сразу, были бы шансы родить здорового ребёнка».

К слову, Мария пришла в профессию именно после рождения особого сына. Причём не только с практической, но и с просветительской целью. Она уверена: наличие информации убивает стереотипы восприятия инвалидности.

История вторая. Прививочная.

«Передо мной совсем ребёнок, ей едва исполнилось 18. Её хрупкие детские плечи содрогаются от внутренних рыданий и неспособности пока осмыслить полученную от меня информацию. «А он будет ходить? А он заговорит? А он пойдет в обычную школу?». На меня смотрят, как на волшебника и господа Бога в одном лице. Малыш (ему около двух лет) тихо сидит на полу, перебирая смоляного цвета свои локоны, смотря при этом действии в одну точку. «Нам поставили прививку в год и три, и за неделю он замолчал, вот так целыми днями и сидит».

За свою десятилетнюю практику Мария Краснопольская встречалась с подобными историями много раз. На языке специалистов это называется «распад» — когда сформированные уже навыки в силу тех или иных обстоятельств в возрасте около 1,5 лет утрачиваются ребёнком.

«В этом примере ребёнок был рождён уже с предпосылками к заболеванию, а прививка стала лишь триггерным фактором для начала развития болезни, она как бы запустила механизм, нажала кнопку «вкл», — комментирует дефектолог.

Дискуссии о пользе или вреде вакцинации очень остры сегодня. Есть родители, которые сознательно пишут отказы от всех прививок, шумно протестуют на просторах интернета, приводя множество вполне состоятельных доводов о вреде вакцинации. По словам собеседницы, малыш мог прекрасно жить с данной предрасположенностью. Но, скорее всего, вакцинирование произошло после болезни, когда иммунитет ребёнка был не готов бороться с чужеродными антителами, и произошла «сдача», «откат».

«К сожалению, человеческий фактор никто не отменял, и если бы у нас в поликлиниках не гнались за соблюдением графика вакцинации, а внимательнее относились к здоровью юных пациентов, статистики о том, что 1 из 1000 детей (и это только те, кто доказал!) страдает от последствий халатного вакцинирования, не было бы. Подчёркиваю: я не против прививок, я – за разумную вакцинацию».

История третья. Мотивирующая.

«Когда они первый раз пришли на приём, Маше было 9 месяцев. На руках у мамы сидело голубоглазое чудо, а рыжий пушок на её голове смешно топорщился в разные стороны, и даже ярко синий ободок с фиалками не спасал ситуацию. Семья врачей, маму во время беременности проверяли на всё. По итогу всё и было хорошо, за исключением одной лишней хромосомы и синдрома «солнечного ребёнка». Были слёзы, рассматривался вариант с интернатом, но разум победил. В медицинской карте стояла куча диагнозов помимо основного. Но рыжее чудо улыбалось, и остальное уже было неважно. А потом — годы работы. Сейчас Маше десять, она прилично учится и танцует восточные танцы, у неё есть друзья. Много пройдено, но ещё больше предстоит пройти и, главное, на этой дороге — не терять надежды, и уметь радоваться каждому прожитому дню».

Причин задержки речевого развития великое множество, в каждом отдельном случае своя. По словам Марии Краснопольской, тут главное — правильно задавать вопросы себе. А ответ найти в своём сердце. «Для чего? Для чего так случилось?» «Что ты можешь дать этому миру, чем помочь?».

«И радоваться, несмотря ни на что и вопреки всему. Надежда, она же не умирает в материнском сердце».

Волноваться или нет?

Качество коррекционной диагностики за десять лет серьёзно продвинулось, но до совершенства ещё очень далеко и вопросов с каждым годом больше, чем ответов, отмечает собеседница. Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно.

«Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят малышу диагноз задержка речевого развития (ЗРР), потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям: кто-то «плюёт» на этот диагноз и ждёт, когда ребёнок сам заговорит; кто-то начинает сильно переживать и принимать различные меры; остальные — это производные от первых двух».

Когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения?

Сценарий первый, когда особенно волноваться не стоит

Смотрим на ребёнка и видим:

  • Ему меньше трёх лет, он здоров, ловок, развивался по графику и не болел в первый год жизни.
  • Он с удовольствием осваивает беговел, самокат и велосипед, любит качаться на качелях.
  • Хорошо понимает обращённую к нему речь, может выполнить двухуровневую просьбу («пойди туда, принеси то» или «возьми не синий»).
  • Сам пытается что-то говорить, и у него есть свой собственный язык: «Чу ча» — «Хочу чай».
  • Разглядывает и показывает картинки в книжке.
  • Главное — с удовольствием и активно общается. Хотя бы с родителями. Общение необязательно словесное, жесты — это тоже речь. Главное — у ребёнка должно быть желание общаться и у него должно быть что сказать.

Все эти пункты очень важны с точки зрения диагностики речевого развития ребёнка. Если хоть чего-то из этого нет в наличии, за исключением, может быть, беговела и самоката с велосипедом, следует обращаться к специалисту.

«Существует много причин задержки речевого развития, и, поверьте, ситуация не изменится, если вовремя не принять определённые меры. Задержка речевого развития позже тормозит и психическое развитие».

Второй сценарий, когда волноваться стоит

Стоит сильно волноваться, если мама болела в первый триместр беременности, а ребёнок нелюдим, не смотрит вам в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создаётся впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Если ребёнок так себя ведёт, надо бежать к специалистам, даже если мама не болела в начале беременности и не пила лекарств: это может сигнализировать о серьёзных проблемах в развитии ребёнка, и чем раньше начать что-то делать, тем легче последствия.

Если что-то не так, у вас есть повод для беспокойства. Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребёнок, прежде чем произнести свои первые детские слова. Начать надо с врачей, проверить слух и зрение.

Дальше надо обратить внимание на моторную неловкость. Возможно, ребёнок неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или просто его «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — тоже мышцы, и, возможно, ребёнку трудно координировать не только работу ног и рук, но и губ, щёк и языка. Это может отследить невролог.

«Если ребёнок вроде бы и активен, и общителен, но вообще не говорит, даже простые слова («мама», «папа», «дай», «би-би»), особенно если ему уже больше двух лет, или его речь больше похожа на тихий лепет, а невролог уже поставил диагноз ЗРР, надо искать не логопеда, а дефектолога, либо нейропсихолога. Вполне возможно, что ребёнок просто медленнее зреет, чем его сверстники. Хорошо бы быть в этом уверенным и не запустить проблемы, которые лучше решать как можно раньше».

Вот основные моменты, когда стоит обратиться к специалистам — неврологам, дефектологам, логопедам, нейропсихологам. И сделать это необходимо до трёх лет, призывает Мария Краснопольская.

  • Ребёнок старше 3 месяцев — не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос.
  • Старше 8 месяцев — не лепечет.
  • Старше 1,5 года — не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей.
  • Старше 2 лет – не обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»).
  • Старше 2,5 лет — не составляет фразы из двух слов.
  • Старше 3 лет — говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

«И, конечно, если есть психоэмоциональные проблемы, решать надо в первую очередь их. Детская психика — фундамент будущего взрослого, и насколько фундамент крепок, настолько дом, построенный на нём, будет устойчив и долговечен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *