Девочки переодеваются в школе

Пятнадцатилетняя девочка Лара (Виктор Польстер) мечтает стать балериной. Казалось бы, похоже на очередной фильм о спортивную карьеру и успехе, но режиссер картины Лукас Донт всего лишь вводит нас в заблуждение. Тонкий намек — исполнитель роли Лары получил первую в мире премию за лучшую роль без гендерной конкретизации (ни мужская, ни женская) в конкурсе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2018 года.

О чем же расскажет «Девочка»? Буквально один раз в фильме появляется некий Виктор. Кто это? Это Лара. Раньше она жила под таким именем в мужском теле, имя изменилось, но тело осталось. В течение двух лет девочка должна пройти гормональную терапию и перенести операцию, чтобы избавиться от ненавистной внешней оболочки. С первых кадров виден характер главной героини: она стоит в ванной и сама прокалывает себе уши и вставляет сережки, смело. Семья Лары бросила свою прошлую жизнь и переехала с ней в другой город ради ее мечты, балета.

Однако на новом месте все сложилось не так гладко. Не только потому, что девочка никогда не стояла на пуантах, но и потому, что она оказалась в женском коллективе. В первой половине фильма Лукас Донт показывает Лару очень простой и понятной близким и сверстникам: она быстро подружилась с девочками в балетной школе и спокойно справлялась с переодеванием в женской раздевалке. Яркая демонстрация толерантности современного европейского общества, которое нормально воспринимает проявления индивидуальных особенностей.

Но вторая часть картины ставит реальность толерантности под вопрос. Пожалуй, самая неожиданная сцена происходит, когда подружки приглашают Лару на вечеринку в честь дня рождения одной из балерин и подло заставляют девушку продемонстрировать свое мужское тело. Вряд ли это можно назвать простым любопытством, больше похоже на жестокость и жажду зрелищ.

Как раз во время сцены вечеринки становится понятно, что человеческая жесткость — едва ли не основной акцент картины. Возможно, кто-то попытается связать особенность этого явления с возрастом «подружек” Лары, но попытка вряд ли выйдет удачной. «Девочка” — отличный пример того, что современное общество в реальности не соответствует распространенным представлениям о нем. Реальность такова, что люди, к сожалению, пока не нащупали правильное отношение к гендерной тематике. Столкнувшись с чем-то необычным, девочки-балерины предпочли это высмеять, а не поддержать. Наверное, эта мысль так по-особенному цепляет, потому что в нашем мире очень много стандартов. Тем, кто им хоть капельку не соответствует, приходится несладко.

Главная героиня Лара — прекрасный пример того, как человек, маленькая девочка 16 лет, самостоятельно справляется с трудностями и пытается подружиться с собственной идентичностью. Она не принимает ее (себя), но делает все для того, чтобы стать женщиной. Хотя если бы Лару попросили определить пол, скорее всего, она ответила бы, что не знает. Она словно нащупывает себя между двух сексуальностей. Врач, психолог и отец девушки ответили бы, что видят в ней женщину, чувствуют ее таковой. Мечта об окончательном физическом «исцелении» дает героине силы и надежду.

Стоит обратить внимание на отца Лары. Он оказывает самое сильное влияние на девушку, сопереживает и проживает вместе с ней жизнь. Отец вызывает восхищение, идеальный родитель с картинки. Он искренне волнуется за дочь, учится с ней общаться, ходит на приемы к врачам, старается всегда разговаривать, общаться, чтобы знать, что все в порядке. Дочь полагается на него и рассчитывает на поддержку. Почти разочаровавшись в гормональной терапии, Лара делится с отцом своими переживаниями, а он отвечает: «Думаешь, я сразу родился мужчиной, а не мальчиком?»

Лукас Донт выстроил фильм очень ловко: ему удалось избежать излишней боли и крови в балетных сценах и ненужных подробностей о перестройке тела от гормонов, важен лишь сам факт наличия боли и присутствия гормональной терапии в жизни Лары. Ежедневная рутина не обесценивается, а наоборот, ведет нас вместе с Ларой к развязке фильма. Завтрак с семьей, болтовня на кухне, дорога с братом в школу, прием у врача, гормоны — это все не впустую, у этого есть смысл — стать женщиной.

Фильм получился очень цельным, история показана от начала до конца. Вас ждет открытый конец, оставляющий место для рассуждения и обсуждений. Впечатление от просмотра слегка портит неторопливость сюжета и недоработанность твистов — некоторые линии повествования вроде бы начинаются, но не приходят к логическому завершению. Но в кино сходить стоит — хотя бы ради того, чтобы взглянуть, как 16-летний танцор балетной школы Виктор вживается в роль Лары так, что на экране его действительно воспринимаешь девушкой.

Кристина Папкова

Фотографии с сайта imdb.com

Страны Балтии, в своё время первыми вышедшие из Советского Союза, теперь уже в ранге членов ЕС, первыми из республик бывшего СССР ощущают новейшие европейские тендеции. Не в последнюю очередь это относится и к педагогике.

Европейские инновации в сфере образования вызывают в Прибалтике восторги не у всех.

Приобщение к «древним ценностям»

Как сообщает портал Delfi, группа активистов латвийской организации «Защитим наших детей!» направила министру образования Ине Друвиете письмо, в котором обращает внимание на довольно странные мероприятия, прошедшие в последнее время в целом ряде начальных учебных заведений Латвии. В письме указаны Лимбажский детский сад, Рижский сад № 234 и младшие классы Елгавской 4-й школы.

В дни проведения мероприятий родителям предписывалось приводить мальчиков в женской одежде, а девочек — в нарядах мальчиков.

Когда ошарашенные родители поинтересовались, в связи с чем проводится такой странный «маскарад», им было заявлено, что это приобщение детей к древним народным ценностям.

Не только русскоязычные жители Латвии, но и этнические латыши, услышав такое, решили, что о своих предках они, очевидно, знают далеко не всё.

Авторы письма ставят перед министром Друвиете несколько вопросов: какова педагогическая цель проведённых мероприятий, какую конкретно задачу, связанную с развитием ребёнка, ставили перед собой воспитатели и учителя, какие именно традиции, к которым предполагается приобщить детей, имеются в виду.

ПеппиПринцы и ПиратПринцессы

Эту историю вполне можно было бы списать на причуды отдельных руководителей педагогических коллективов, если бы не подозрения в том, что «тайские мотивы» в латвийских детсадах не являются продолжением внедрения воспитательной программы, скандал вокруг которой вспыхнул в республике ещё в 2012 году.

Тогда правительство приняло к реализации «План по равноправию полов на 2012–2014 годы».

В его рамках детсады Латвии стали снабжать книгами «День, когда Карлис был Карлиной» и «День, когда Рута была Рихардом». Данные пособия предлагают дошкольникам примерить на себя роль лица другого пола. Как считают авторы книг, их совместное чтение в детских садах поможет малышам сформировать мнение о равноправии полов, например, «приемлемо ли для девочек играть в футбол, и должны ли стыдиться мальчики, которым хочется играть в куклы, а также всем ли девочкам нравится розовая одежда, а мальчикам — тёмная».

Одновременно в детсады Латвии стало поступать пособие для педагогов под говорящим названием «Садики, где есть место ПеппиПринцам и ПиратПринцессам». Они должны помочь педагогам отказаться от застарелых стереотипов о способностях, навыках и половом поведении мальчиков и девочек.

Главным проводником прививания «гендерного равенства» стала министр образования Илзе Винькеле.

Новая программа вызвала возмущение. Десятки общественных организаций Латвии выступили против спорных пособий.

В ответ министр Винькеле объявила оппонентов «мракобесами», заявив, что нормальная самооценка и самосознание вне зависимости от пола — основа конкурентоспособности и успеха.

Звучит достаточно убедительно. Но у противников программы аргументы не менее убедительные. Каким образом 5-летнему мальчику позволит стать успешным насильственное переодевание в платье и принудительная игра в куклы?

Сомнительная теория

Программа, внедрение которой вызвало яростные споры в Латвии, разработана в Западной Европе. В основе этой методики воспитания лежит так называемая «гендерная теория». Суть её состоит в том, что ребёнку с самых ранних лет нужно внушать, что биологический пол и сексуальная идентичность — не одно и то же. Согласно адептам этой теории, в том, кто родился мальчиком, может жить «девочка», и наоборот. Чтобы раскрыть «истинный пол», ещё с детского сада применяются различные методики, в том числе и переодевание детей в одежду другого пола с передачей им соответствующих функций.

Как показал опыт Латвии, передовые тенденции «просвещенной Европы» готовы принять далеко не все.

Опрос 400 студентов педагогического факультета Латвийского университета, показал, что даже «продвинутая» молодёжь в большинстве своём сочла новые книги для дошкольников полным бредом.

Министр Винькеле, почувствовав, что почва начинает уходить из-под ног, несколько сдала назад, заявив, что скандальные книги в переводе на латышский язык оказались не совсем удачными.

Однако полностью отказываться от программы правительство Латвии было не намерено, доказательством чему и стали «утренники с переодеваниями» в латвийских детсадах весной 2014 года.

Полная толерантность

Лидер движения «Защитим наших детей!» Владимир Линдерман в своей статье, опубликованной порталом «Новый регион», характеризует происходящее весьма резко: «Это и есть та самая, отрицаемая либеральной интеллигенцией, пропаганда гомосексуализма».

Латвийские активисты в настоящее время ведут сбор подписей за принятие поправок к закону, запрещающих рекламу и популяризацию гомосексуальных отношений среди детей.

Проще всего обвинить Линдермана и его сторонников в мракобесии и гомофобии, однако нельзя не признать, что их тревога имеет основания. Настойчивое навязывание сомнительных методик латвийским родителям не внушает доверия, а «шоу трансвеститов» в детском саду заставляет заподозрить их организаторов в дурных наклонностях, близких к уголовно наказуемым деяниям.

Страны Балтии, в своё время активно рвавшиеся «домой, в Европу», вынуждены теперь следовать «последней моде». В Литве, например, родители школьников обнаружили, что в электронных дневниках их чад вместо указания матери и отца ввели обозначения «родитель I и родитель II». Ранее такая же «реформа» была проведена на сайте мэрии Вильнюса, где родители регистрировали детей для поступления в детский сад.

Как известно, подобную инициативу с 2010 года успешно продвигает Совет Европы. Европейские правозащитные организации полагают необходимым исключить понятия «отец» и «мать» из государственных документов, дабы покончить с сексистскими стереотипами. Точнее, для того, чтобы однополые семьи с усыновлёнными детьми не чувствовали себя дискомфортно.

А вот насколько комфортно будет в новых условиях обычным родителям и детям, правозащитников, похоже, мало волнует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *